Успенский собор Елецкого монастыря




Успенский собор Елецкого монастыря считается самым ранним из сохранившихся памятников Чернигова (1094-1120). Основу композиции собора составляет типологическая схема Успенского собора Киево-Печёрского монастыря, что характерно для зодчества Древней Руси первой трети XII века.

Рис. 3

В этом храме встречается множество деталей, не использующихся в киевском зодчестве ранее. Аркатуры проходят под венчающим барабан главы карнизом, в уровне основания закомар и в карнизе апсиды «крещальни», находящейся в интерьере собора, образуя горизонтальные фризы, опоясывающие собор по всему периметру со всех сторон, кроме восточной. Части аркатурных поясков набраны из стандартных элементов в форме полуарок, клинчатых консолей и сердечников (рис. 2). Из деталей набраны и зубчатые фризы над поясами. Особенностью Успенского собора, не встречающейся в других черниговских постройках является цоколь, выложенный из тёсанных каменных квадров, отделяющий фундамент от плинфяной кладки стен.

Плинфяная кладка на всех фасадах затёрта раствором желто-розового цвета, а поверх нанесены белые полоски, что создаёт впечатление, что собор построен из камня, в типично романской традиции.

Другой романской особенностью здания являются мощные полуколонны, примыкающие к лопаткам на северном и южном фасадах здания. Никогда ранее такой приём не использовался в древнерусской архитектуре, и всего пару раз использовался в византийской. Также о связи с романской архитектурой говорит применение крестовых сводов (рис. 6).

Рис. 6 Применение крестового свода в Успенском соборе Елецкого монастыря

По своим архитектурным формам собор Елецкого монастыря относится к новому этапу в развитии стилистических особенностей древнерусского зодчества. Здесь меняется сам принцип композиционной организации архитектурного объёма. Вместо горизонтального ритма членения полосами регистров, проходящих по всем фасадам, здесь присутствует явное доминирование восходящего ритма вертикалей. Отказываясь от порегистрового членения, зодчий выделяет оси отдельных прясел. Также вертикальной устремлённости способствует разделение верхней и нижней частей храма аркатурными поясами, расположенными не посредине фасадов, а высоко поднятыми и проходящими прямо под окнами верхнего яруса.

По ходу движения снизу вверх увеличивается количество окон. В нижнем регистре западного фасада имеются всего два окна, в среднем же – уже пять более широких и вытянутых, а в тимпанах – три окна и три шесть ниш, имитирующих оконные проёмы, а в барабане главы окон 12. На апсидах же окна располагаются только в нижнем регистре, а над ними проходит фриз из арочных ниш.

Коренным образом также меняется характер фасадов храма. Утрачивая пластичность и живописную подвижность киевских памятников предыдущих лет, достигнутую за счёт многочисленных уступчатых окон, ниш и лопаток, они становятся более инертными, гладкими и статичными. Раньше пластический ритм на фасаде храма отражал его внутреннее строение, теперь же стены эмоционально отгораживают внутреннее пространство от внешнего, что, тем не менее, привлекает внимае зрителя в сокрытое пространство храма. Также возрастает массивность стен, впервые появляются двухуступчатые порталы.

В интерьере храма также происходит изменение пропорциональности и появляется целый ряд новых элементов по сравнению с близким ему Успенским собором Киево-Печёрской лавры.

Южная апсида. План

К таким нововведениям можно отнести наличие закрытых камер в угловых частях хор. Южная камера, как и крещальня под ней выходит своей восточной частью в пространство храма. Также её венчала глава. Хоры открываются в храм двойной аркой, расположенной по оси центрального нефа.Коробовые своды над угловыми частями храма на западе и на востоке ориентированы ориентированы по оси север-юг и выходят на фасады ложными люнетами, за счёт чего боковые апсиды, подходящие под пятиы этих сводов, оказываются ниже центральной.

Боковые нефы пропорционально сужаются по сравнению с собором Печёрского монастыря, но ощёщения затеснённости не возникает за счёт сдвига подкупольных столбов к углам наоса и уменьшения размера выноса лопаток, что, в результате, сохраняет образ открытого, высокого и светлого пространства, взятого от киевского прототипа.

Выделяется ось движения от запада к востоку, от нартекса к алтарю. Алтарная часть увеличивается в размерах по отношению к подкупольному квадрату. Эти едва ощутимые изменения в организации пространства храма соответствовали тенденции по отходу от космологической концепции и подчинению пространственной структуры храма литургической функции.

 

Борисоглебский собор

По формам и габаритам Борисоглебский собор близок Успенскому собору Елецкого монастыря. Это также шестистолпный одноглавый храм, выстроенный в технике равнослойной плинфяной кладки с имитацией под белокаменную кладку. Здесь также присутствуют полуколонны на фасадных пилястрах, сходящиеся на углах пилястры и аркатурный пояс в уровне основания закомар и на барабане в основании купола.

 

 

Также схожа система перекрытий обоих храмов. Здесь также в угловых частях хор применены крестовые своды. (рис. 11)

Но между двумя соборами существуют также весомые различия. В Борисоглебском соборе нет цокольных рядов каменной кладки, но в верхней части фундамента имеется 16 рядов равнослойной плинфяной кладки. В отличие от Успенского собора его нартекс не отделяется сплошной стеной от наоса, практически сливаясь с ним, что ещё сильнее выделяет ось запад-восток. Лестница, ведущая на хоры, располагается не в пространстве наоса, а в толще западной стены северной части нартекса. Хоры принимают П-образную форму.

Также в Борисоглебском соборе усложнены профили порталов. Здесь количество уступов увеличивается по сравнению с двуступенчатыми порталами Успенского собора. В западном, главном портале количество уступов достигает четырёх. Характер этих порталов роднит их с перспективными порталами западноевропейских построек того же времени.(рис. 12)

Рис. 11 Крестовый свод Рис. 12 Портал Успенского собора

В Борисоглебском соборе романские черты проявились в применённой здесь каменной скульптурной резьбе, причём не только декоративной, но и функциональной. Это выполненные в романской манере элементы фасадных полуколонн и декорация порталов. (рис. 13)

Рис. 13 Резьба в Успенском соборе

Белокаменная резьба органично сочеталась с аркатурными поясами и с имитацией каменной кладки. Приём вмонтирования резных деталей в кирпичную кладку чаще всего встречается в романских памятниках Северной Италии.

Возведение в одно время двух больших храмах – монашеского и придворного - Борисоглебского и Успенского – говорит о существовании целой программы строительства, которую осуществляли черниговские князья.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: