М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»




Михаил Иванович ГЛИНКА. «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Опера в пяти действияхпо одноименной поэме А. С. Пушкина

Первое представление состоялось 9 декабря 1842 г. в Петербурге, на сцене Большого театра.

Действующие лица

Светозар, великий князь киевский………… бас

Людмила, его дочь…………. колоратурное сопрано

Руслан, киевский витязь, жених Людмилы…………. баритон

Ратмир, хазарский князь………… контральто

Фарлаф, варяжский витязь………… бас

Финн, добрый волшебник………… тенор

Наина, злая волшебница………… меццо-сопрано

Горислава, одна из жен Ратмира………… сопрано

Баян, певец………… тенор

Черномор, злой волшебник………… без слов

Голова………… хор басов

Сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки, няни и мамки, отроки, гридни, чашники, стольники, дружина и народ; девы волшебного замка, арапы, карлики, рабы Черномора, нимфы и ундины.

 

Действие первое. Шумит весельем свадебный пир в хоромах великого киевского князя Светозара. Светозар выдает свою дочь Людмилу за храброго витязя Руслана. Гости славят князя и молодую чету. Печальны лишь два отвергнутых соперника Руслана — хвастливый Фарлаф и пылкий, мечтательный Ратмир. Но вот смолкает шумное веселье: все слушают певца-гусляра Баяна. Вещий Баян предсказывает судьбу Руслана и Людмилы. Их ожидают горе и бедствия, но сила любви сокрушит все преграды к счастью: “За благом вслед идут печали, печаль же — радости залог”. В другой песне Баян обращается к далекому будущему. Сквозь мглу грядущих веков он видит певца, который воспоет Руслана и Людмилу и своими песнями прославит родину.

Грустно расставаться Людмиле с отцом, с родным Киевом. Она шутливо утешает неудачливых женихов Фарлафа и Ратмира, со словами привета обращается к избраннику сердца Руслану. Светозар благословляет молодых.

Внезапно гремит гром, меркнет свет, и все погружаются в странное волшебное оцепенение. Постепенно мгла рассеивается, но Людмилы нет: она похищена злой таинственной силой. Светозар обещает отдать руку дочери и полцарства тому, кто вернет ее. Все три витязя готовы ехать разыскивать княжну.

Действие второе. Картина первая. В поисках Людмилы Руслан приходит к пещере мудрого старца Финна. Финн открывает витязю, что Людмилу похитил злой волшебник Черномор и предсказывает, что Руслану суждено победить Черномора. В ответ на вопрос витязя “Откройся, кто ты? “, Финн рассказывает ему грустную повесть своей жизни. Некогда он пас стада на просторных полях далекой родины. Молодой пастух полюбил красавицу Наину. Но гордая дева отвернулась от него. Ратными подвигами, славой и богатством решил Финн завоевать любовь Наины. Он отправился с дружиной воевать. Но, вернувшись героем, вновь был отвергнут. Тогда Финн стал изучать искусство колдовства, чтобы силой волшебных чар заставить неприступную деву полюбить себя. Судьба посмеялась над ним. Когда после томительно долгих лет настал желанный миг, пред Финном предстала, пылая страстью, “старушка дряхлая, седая, с горбом, с трясучей головой”. Злобная Наина потеряла молодость и красоту, но тоже стала волшебницей. Финн в ужасе бежал от нее. Теперь Наина постоянно мстит Финну. Конечно, она возненавидит и Руслана. Финн предостерегает витязя от чар злой колдуньи.

Картина вторая. Трусливый Фарлаф уже совсем готов отказаться от поисков Людмилы, но тут ему встречается дряхлая старушка. Это злая волшебница Наина. Она обещает помочь отыскать княжну. Нужно лишь, чтобы Фарлаф возвратился домой и там ожидал ее указаний. Повеселевший Фарлаф предвкушает победу: “Близок уж час торжества моего!”

Картина третья. Все дальше и дальше на север продолжает свой путь Руслан. Но вот перед ним пустынное поле, хранящее следы битв. Все здесь напоминает о быстротечности жизни, о тщетности земного бытия. Тут и там валяются ратные доспехи, кости и черепа павших воинов. Руслан стоит в глубоком раздумье. “О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?” — вопрошает он. Однако витязю нельзя забывать о предстоящих битвах, ему нужно добыть себе меч и щит взамен сломанных в последнем бою. Ведь впереди битва за Людмилу. Руслан с нежностью и любовью вспоминает свою невесту.

Между тем туман рассеивается, и перед изумленным Русланом возникает огромная живая Голова. Увидев витязя, чудовище начинает дуть, подымая целую бурю. Руслан смело бросается на Голову и пронзает ее копьем. Под ней оказывается меч. Руслан счастлив — меч пришелся ему по руке.

Голова поверяет Руслану свою удивительную историю. Когда-то их было два брата — он, великан и карлик Черномор. Братьям было предсказана, что они погибнут от одного меча. Добыв с помощью брата чудесный меч, коварный карлик отрубил великану голову и силой своего колдовства заставил эту голову сторожить меч в далекой пустыне. Теперь чудесный меч принадлежит Руслану, и он “злобе коварной положит конец”.

Действие третье. Наина, желая погубить витязей, решила завлечь их в свой волшебный замок. Прекрасные девы призывают путника отдохнуть в покоях, полных роскоши и неги. В поисках любимого приходит к замку Наины покинутая Ратмиром Горислава. А вот и сам Ратмир. Но тщетны призывы и моленья Гориславы: Ратмир обольщен коварными волшебными девами. Наина завлекла в свой замок и Руслана. Ослепленный чудными видениями, храбрый витязь уже готов забыть Людмилу, как вдруг является добрый Финн. По мановению его волшебного жезла замок лжи и обмана исчезает. Финн возвещает витязям их судьбу: “Лживой надеждой, Ратмир, не пленяйся, счастье в одной Гориславе найдешь! Будет Людмила подругой Руслана: так решено неизменной судьбой!”.

Действие четвертое. В волшебных садах Черномора томится Людмила. Ничто не может развеять ее печальных дум, ее тоски о милом. Гордая княжна готова скорее умереть, чем покориться злому карлику. Между тем Черномор со свитой является проведать пленницу. Чтобы рассеять ее грусть, он приказывает начать танцы. Внезапно трубит рог: это Руслан вызывает Черномора на поединок. Тот погружает Людмилу в волшебный сон и принимает вызов Руслана. За поединком с изумлением наблюдает челядь Черномора.

И вот наконец появляется Руслан-победитель; шлем его обвит бородой побежденного карлика. С ним Ратмир и Горислава. Руслан бросается к Людмиле, но княжна — под властью волшебных чар. Руслан в отчаянии. Скорее в Киев, на родину! Кудесники помогут развеять чары и разбудить Людмилу.

Действие пятое. Картина первая. Лунная ночь. В долине, по пути в Киев, расположились на ночлег Руслан со спящей княжной, Ратмир с Гориславой и бывшие рабы Черномора. Ратмир стоит на страже. Неожиданно рабы Черномора приносят тревожную весть: Людмила вновь похищена, Руслан же бросился на поиски своей супруги. К опечаленному Ратмиру является Финн. Он дает витязю волшебный перстень, который разбудит Людмилу. Ратмир направляется в Киев.

Картина вторая. В княжеской гриднице спит очарованным сном Людмила, привезенная в Киев Фарлафом. Похитив Людмилу с помощью Наины, варяжский витязь, однако, не в силах ее разбудить. Тщетны стоны отца, причитания подруг: Людмила не просыпается. Но вот слышится топот коней: это едут Руслан с Ратмиром и Гориславой. В руках у богатыря волшебный перстень, который передал ему Ратмир. При приближении Руслана с перстнем Людмила просыпается. Настал долгожданный миг свиданья. Все полно ликования и веселья. Народ славит своих богов, отчизну и Руслана с Людмилой.

М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

 

Создателем русской классической оперы стал Михаил Иванович Глинка. В Большом театре в Петербурге (позднее названном Мариинским) состоялись премьеры двух его опер: в 1836 году «Жизни за Царя», а в 1842 – «Руслана и Людмилы».

Замысел оперы «Руслан и Людмила» возник в конце 1836 года. Глинка знал, что Пушкин хотел переделать свою юношескую поэму, но он е успел подробнее расспросить поэта: роковая дуэль вскоре оборвала жизнь Пушкина. Композитор по-своему домыслили и истолковал поэму, придав ей значительность, эпический размах, подчеркнул богатырское, героическое начало в ее образах.

Опера «Руслан и Людмила» стала первой русской эпической оперой, родоначальницей этого жанра. В ней пять действий – словно пять величественных древних фресок. Развитие событий в каждом действии течет неторопливо и обстоятельно. Но музыка полна огня, богатырской силы и красочной фантазии.

Увертюра. Её стремительный темп (Presto) задает тон всему спектаклю. Первые богатырские «кличи» - аккорды сразу «собирают внимание», а последующая тема праздника словно «летит на всех парусах» (по выражению Глинки) в вихре стремительных пассажей струнных. Эта тема повторяется в ликующем финале оперы.

Вслед за ней у виолончелей звучит певучая русская кантилена. Позже мы услышим её в арии Руслана со словами: «О Людмила, Лель сулил нам радость». Эта мелодия – лирическая тема любви Руслана и Людмилы:

С этими двумя основными темами увертюры происходят волшебные превращения. В среднем разделе увертюры фрагменты тем, отдельные мотивы звучат таинственно, прерываемые то неожиданными паузами, то мощными богатырскими «кличами». Вскоре сумрачное звучание оркестра просветляется, и возвращается стремительная тема праздника, а затем и лирическая тема Руслана (реприза). В последнем разделе увертюры – коде, прорезая звучность всего оркестра, мощно и грозно звучат голоса тромбонов. Это тема злого волшебника Черномора. Специально для неё Глинка изобрёл необычную последовательность звуков, идущих по целым тонам вниз, – позже её назовут «гаммой Черномора» («целотонной гаммой»). В увертюре, несмотря на её краткость, успевают прозвучать основные темы оперы: тема праздника, тема любви, тема похищения Черномором Людмилы и тема богатырской Руси. Увертюра завершается ликующими праздничными аккордами.

I действие начинается интродукцией – кратким вступлением, введением в действие оперы. Здесь композитор создал мощный эпический образ Киевской Руси тех давних времен, когда происходили события оперы. Здесь кроме действующих лиц обрисованы герои-символы: народ и вещий Баян (в Древней Руси баянами называли певцов сказителей; слово «баять» означало «рассказывать»).

Картина свадебного пира, нарисованная пером Пушкина, словно ожила в могучих звуках глинкинской оперы:

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мед из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

Былинным зачином, эпиграфом звучат первые фразы, пропетые Баяном:

В центре интродукции две песни Баяна. Они написаны в стиле старинных былин с переливами гусельного аккомпанемента. Глинка имитировал звук гуслей звучанием арфы с фортепиано (у Пушкина есть такие строки: «раздался гуслей беглый звук»).

Первая песня Баяна – «Оденется с зарею роскошною красою цветок любви, весны…». Величавый характер, неторопливость, размеренность ритма придают тексту особую весомость. Ведь слова Баяна считались «вещими», то есть предсказывающими будущее. Баян пророчит молодым и счастье, и суровые испытания – такова воля Перуна, бога грома и молнии у древних славян. Настроение слушателей отражено в ярких репликах хора и солистов, откликающихся на каждый поворот мысли певца-сказителя.

Вторая песня Баяна – «Есть пустынный край…». Она посвящена А.С. Пушкину как бы от имени Баяна, словно поэт древности предвидит из глубины веков появление великого поэта России, который «от забвения сохранит» киевскую княжну Людмилу «с ея витязем». Баян воспевает далекого потомка и пророчит ему бессмертие. Устами Баяна Глинка отдал дань памяти и благодарности своему собрату по искусству:

Величавое, эпическое «дыхание» обеих песен, светлый мажорный тон (Ре мажор, Фа мажор), чистая диатоника мелодий придают им архаический оттенок. Но высоким звонкий голос тенор, льющийся из уст седовласого Баяна, говорит о вечной молодости поэта-творца, о негасимом огне Искусства, соединяющем прошлое с будущим.

За интродукцией следует каватина Людмилы.

Музыкальный портрет княжны в опере близок пушкинскому. Семнадцатилетняя невеста полна и радости, и грусти. О ней Пушкин говорит:

Ах, как мила моя княжна!

Мне нрав ее всего дороже:

Она чувствительна, скромна,

Любви супружеской верна,

Немножко ветрена… так что же?

Еще милее тем она.

Легкий, подвижный, но притом звонкий и крепкий голос – колоратурное сопрано – идеально соответствует характеру героини оперы. Подвижность и легкость голоса Людмилы оттенена тембром флейты, сопровождающей ее партию в первом действии.

Каватина – первая («выходная») характеристика оперных героев, традиционно небольшая ария. В опере Глинки каватина Людмилы разрастается до эпических масштабов оперной сцены с участием хора. Она состоит их нескольких разделов: княжна поочередно обращается к отцу, затем – к отвергнутым женихам Фарлафу, Ратмиру и, наконец, к любимому Руслану. Музыка раскрывает те черты ее нрава, о которых писал Пушкин.

Музыка первого раздела и серьезна, и шутлива одновременно. Первые «эпические фразы» начинаются по-взрослому серьезно, а заканчиваются по-детски кокетливым «щебетаньем». Чередование мажорных и минорных фраз, украшенных нарядными пассажами с «чувствительными» фразами в духе романсов, придают арии кокетливый и капризный характер (что отмечено авторским обозначением Andante capriccioso):

Второй раздел каватины содержит обращения к женихам: подвижные скерцозные крайние части – к Фарлафу и Руслану (похожие по музыке, они совершенно различны по смыслу), а средняя – плавная, лирическая песня в восточном стиле – к хазарскому хану Ратмиру.

Сцена похищения Людмилы. В разгар свадебного пира происходят страшные и фантастические события. Звучат раскаты грома, сцена погружается во мрак. Все действующие лица поражены, в оцепенении. Людмила исчезает. Все эти чудеса замечательно изображает музыка.

После троекратных аккордовых «ударов» оркестра появляется – в грозных унисонах тромбонов – целотонная «гамма Черномора», а затем печальные фразы флейты, кларнета и валторны, словно отзвуки каватины Людмилы, «объясняют» происходящее слушателям. Далее на выдержанном в басу «застывшем» звуке (ми-бемоль), как замирающий стук сердца, раздаются короткие «аккорды оцепенения». Все участники пира словно околдованы. И вот Руслан, будто медленно приходя в сознание, начинает мелодию, полную горестных вопросительных интонаций:

Она, как эхо, отзывается в партиях Ратмира, Фарлафа и Светозара. Так образуется канон[1], передающий одно общее состояние героев оперы. Удивительно, как разноголосая музыка канона остается при этом «скованной» одним длящимся звуком ми-бемоль.

Резкий перелом в ходе действия начинается с возгласа Руслана: «Где Людмила?». Темп меняется: после Adagio – вдруг Allegro agitato. В этом стремительном темпе и сложных ансамблевых эпизодах с ярким соло Руслана «О витязи, скорей в чисто поле» заканчивается I действие. Руслан, Фарлаф и Ратмир отправляются на поиски похищенной Людмилы.

II действие. Все второе действие происходит в сказочном фантастическом мире. Мы знакомимся с добрым волшебником Финном и его соперницей – злой колдуньей Наиной, участвуем в приключениях трусливого Фарлафа и храброго Руслана.

Сцена Фарлафа и Наины самая смешная в опере. Огромный, доблестный с виду Фарлаф охвачен страхом. Опасности, подстерегающие его на каждом шагу, сильно охладили его любовный пыл, он боится «проститься с жизнью», а тут вдруг появляется «страшная старушка».

Штрихи к портрету Наины («страшной старушки») ярко изобразительны. В оркестре звучат две коротенькие темы. Первая – суховато-отрывистая, «старческая», «невзрачная» (с фаготами). Вторая – «хромающая», с синкопой и неожиданным «фантастическим» увеличенным трезвучием (как комическая пародия на мазурку с «застрявшей» первой фразой) у струнных. Вокальная партия Наины построена на «старческой скороговорке», близкой к речитативу. А реплики Фарлафа, перепуганного насмерть, передают его заикающийся от страха голос, без конца повторяющий: «Скажи, кто ты?». Но стоит Фарлафу узнать, что Наина ему «добудет» Людмилу, как «доблестный» рыцарь приходит в неописуемый восторг и искренне, бурно изливает свои чувства в арии-рондо «Близок уж час торжества моего…».

Рондо Фарлафа. Хвастун многократно возвращается к мысли о своем «торжестве», поэтому музыкальная форма рондо с повтором ведущей мелодии оказалась здесь наиболее подходящей[2]. Фарлаф – комический персонаж, и Глинка написал для него арию в быстром темпе (Vivace assai) с болтливой скороговоркой. Эта традиция зародилась в итальянской комической опере (opera buffa) и естественно привилась в русской опере. Скороговорка, виртуозные распевы у баса производят комическое впечатление. Так автор музыкальными средствами высмеял своего незадачливого героя.

Ария Руслана. В поисках Людмилы Руслан попадает на мертвое поле брани. Мрачная картина смерти и забвения наводит витязя на печальные мысли.

Оркестровое вступление звучит скорбно и величаво. В торжественном речитативе Руслан «вопрошает» поле:

Затем он размышляет о своей судьбе, и музыка меняется – фразы ариозо сливаются в печальную плавную мелодию в духе романса:

 
 

 

 


Отзвенели «лирические струны» его души и заговорили героические. Руслан решительно преодолевает свою печаль. Для спасения Людмилы витязю нужны смелость и любовь. Они выражены в последующей арии в двух контрастных темах – героической, маршевой («Дай, Перун, булатный меч мне по руке…») и лирической (она звучала в увертюра).

Действие заканчивается Сценой с Головой. На мертвом поле Руслан увидел огромную Голову великана, охранявшую меч. Вступив с ней в бой, витязь завладел заветным мечам, который был предназначен для отмщения коварному карлику Черномору, чья сила была заключена в длинной бороде (об этом Руслан узнал из рассказа Головы; партию Головы исполняет в унисон мужской хор, помещенный внутри декорации головы). Вооружившись волшебным мечом, Руслан отправляется во владения Черномора.

III действие происходит в волшебном замке злой колдуньи Наины. Девы-прислужницы своим пением завлекают в замок усталый путников.

Персидский хор (хор волшебных дев Нины). Основа хора – персидская народная песня, известная во многих странах Востока (её Глинка услышал в 1829 году в Петербурге от секретаря министра иностранных дел Персии). Впервые в русской музыке мир Востока воплотился так ярко и разнообразно. В музыке III и IV действий Глинка обработал несколько подлинных восточных мелодий.

Персидский хор написан в виде оркестровых вариаций на неизменно повторяемую в каждом куплете мелодию. Гибкий мелодический рисунок мягко очерчивает опеваниями опорные тона лада. Восточный напев завораживает магическими повторами и сплетениями ритмических узоров:

Тонкая, мерцающая, как блестящая восточная ткань, оркестровка (струнные и деревянные духовые) облекает каждый куплет песни в новый чарующий наряд.

… Чары волшебных дев завлекли в замок странствующего Ратмира. Он жаждет отдыха и наслаждений. Его масштабная, как и хор, ария написана в восточном духе. Позднее в сети дев Наины попадет и Руслан. Лишь внезапное появление Финна спасает витязей от верной гибели. Призрачный замок исчезает. Вместо него вырастает лес. Витязи отправляются на поиски Людмилы.

IV действие происходит в садах Черномора. Музыка здесь посвящена главным героям оперы – Людмиле, Черномору и Руслану. После оркестрового вступления следует развернутая сцена Людмилы с хором и её ария.

Ария Людмилы «Ах ты, доля, долюшка». Вокальную партию здесь сопровождает солирующая скрипка. Жанр романса-элегии, «поющий» голос скрипки дорисовывают новый образ Людмилы. В нём проявляются новые черты её характера: гордость, твёрдость, умение бороться за свою любовь. Ария из IV действия подчеркивает и национальный характер героини – она близка и романсу, и русской народной песне. Это сходство – в широкой распевности мелодии, её опоре на квинту лада. Близки народным и поэтические образы: солнышко – счастье; туча, гроза – испытание, горе.

Ария по композиции трехчастна, с драматической, напряжённой кодой. Она обрамлена поэтическими «монологами» скрипки.

Это центральный эпизод IV действия. Похититель Людмилы, всесильный карлик Черномор по-своему стремится завоевать сердце прекрасной пленницы. Он демонстрирует ей силу власти и блеск богатства. В русской музыке сказочный «Марш Черномора» – первая пародия на властителей мира. Иронический тон музыки Глинки задан пушкинскими стихами:

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей:

Его-то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.

Марш начинается властной и «неуклюжей», причудливой темой Черномора. Она излагается медными инструментами в унисон, что многократно увеличивает силу звука. Для этого композитор использовал два оркестра: духовой (на сцене) и симфонический. В теме очерчены резкие интонации окриков грозного владыки; её мелодический рисунок угловат и неуравновешен, но в то же время она не лишена торжественности: мелодия излагается крупными длительностями – половинными и четвертными.

Однако в пятом такте ритмическая пульсация неожиданно ускоряется вдвое: марш становится суетливым, «карликовым». Он звучит в игрушечно-высоком регистре у флейт и кларнетов, исполняемый скерцозным штрихом staccato. Музыкальный образ Черномора, как нам кажется, становится двойственным: первый элемент темы рисует его таким, каким он хочет казаться, – всесильным владыкой мира, а второй элемент – таким, какой он есть на самом деле, – хилым карликом. Вот это волшебное превращение марша и делает его смешным – комическим.

Аккордовая фактура наполнена живописно-яркими, сказочными увеличенными трезвучиями. Ладовая неустойчивость, частая смена тональностей придает звучанию еще большую таинственность:

 

Средняя часть (трио[3]) – волшебно-завороженная в своей «неподвижности» музыка. Мы словно попадаем в царство гармоний и тембров. Прозрачно-холодная тема с чередующимся натуральными и пониженными ступенями украшена мерцанием ярких гармонических красок. Хрустальный тембр колокольчиков, прозрачная фактура придают ей особый сказочный колорит.

 

В репризе в оркестровке прибавляется новый штрих – визгливый голосок флейты-пикколо. Можно представить себе, что это и есть настоящий голос Черномора – беспомощного карлика:

…Но Черномор уж был известен

И был смешон, а никогда

Со смехом ужас несовместен.

Черномор старается развлечь княжну восточными плясками. Следуют балетные номера: Турецкий, Арабский танцы и Лезгинка, составляющие красочную танцевальную сюиту. Танцы исполняют рабы, пленники Черномора

Восточные танцы. Каждый из танцев ярко своеобразен. Спокойный по темпу и ритму Турецкий танец с плавно покачивающейся мелодией передает мягкие и томные движения танцующих:

Стремительностью и темпераментом пронизан Арабский танец. Его вторая тема (с колокольчиками) по-восточному изящна и грациозна.

а)

 

 


б)

 

Завершающая сюиту Лезгинка, то подобная вихрю, то сдержанная и величавая, развивается вплоть до бурной стремительной пляски в конце.

а)

 

 
 


б)

 

В Лезгинке композитор использовал две подлинно народные восточные мелодии, которые сообщил ему русский художник И. Айвазовский, слышавший их в Крыму.

…Но вот раздаётся грозная фанфара: это Руслан вызывает Черномора на бой. В ответ звучит целотонная гамма Черномора. Карлик, погрузив Людмилу в волшебный сон, спешит на поединок с нетерпеливым витязем. Обитатели дворца наблюдают и комментируют поединок (хор «Погибнет…»), а зрители видят полет Черномора с Русланом над сценой. Вскоре появляется Руслан. На шлеме победителя красуется борода поверженного противника. Но напрасно Руслан пытается разбудить невесту.

В ночной темноте неожиданно исчезает Людмила: Наина вновь проявляет свои злые чары. Руслан устремляется на поиски. Появляется Финн. Он вручает Ратмиру волшебный перстень, который должен разбудить княжну.

V действие. Хоромы Светозара в Киеве. Народ оплакивает спящую княжну. Звучат два разнохарактерных хора.

Хор «Ах ты, свет Людмила», мощный по звучанию, написан в духе народных плачей:

Выражение всеобщей скорби, интонации причитания пронизывают варьированные куплеты.

Второй хор «Не проснется птичка утром», – лирический, изящный, повествует о светлой надежде, ведь только любовь Руслана может оживить Людмилу:

Внезапно появившийся Руслан волшебным перстнем, переданным ему Ратмиром, оживляет Людмилу.

Могучий хор «Слава великим богам!» венчает оперу, Глинка определил его характер как «сила и блеск». В оркестре звучит стремительная праздничная тема из увертюры к опере. Таким образом перекидывается «арка» к увертюре, где уже прозвучала богатырская тема праздника, воспевалась великая Древняя Русь – наша Родина.

 

 

Вопросы и задания

1. Когда и на какой сюжет была создана Глинкой опера «Руслан и Людмила»?

2. Какие черты позволяют назвать её не только «большой волшебной оперой» (как называл её автор – Глинка), но и эпической?

3. Назовите кличество действий, перечислите основных героев оперы и голоса, для готорый написаны их партии.

4. Какие темы увертюры прозвучат в последующих действиях оперы?

5. Расскажите о поравившихся вам номерах и их музыкальном языке.

6. Какими музыкальными средствами выразил композитор трусость Фарлафа и отвагу Руслана?

7. Кто в опере остался «немым» персонажем и почему?

8. Спойте наизусть фрагменты из арий и хоров оперы «Руслан и Людмила».

9. Назовите известные вам оперы русских и зарубежных композиторов.

 

 

Материалы учебника З.Е. Осовицкой, А.С. Казариновой

«Музыкальная литература. Первый год обучения»

 


[1] Канон – проведение одной и той же мелодии по очереди в разных голосах. Причем каждый новый голос вступает еще до окончания звучания предыдущего голоса. Канон – форма полифонической музыки.

[2] Рондо (от французского rondeau – круглый) в музыке означает форму, где главная темя (рефрен, припев) повторяется много раз, чередуясь с другими темами (эпизодами).

[3] Марш написан в трех-пятичастной форме (форма, похожая на сложную трехчастную).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: