Государственный строй и особенности политической системы Королевства Камбоджи




 

Государственность на территории современной Камбоджи начала формироваться много веков назад. Королевство Камбоджа знала и периоды расцвета, и периоды эскалации внутренних и внешних конфликтов. В XIX в. Камбоджа была включена в Индокитайский союз – объединение колониальных владений Франции в Индокитае. В условиях колониального правления трансформировалась политическая система королевства, был создан протопарламент. В годы Второй мировой войны территория Камбоджи была захвачена Японией, при этом формально сохранялся французский протекторат. Лишь в конце оккупации было создано местное националистическое правительство.

После победы союзников в 1945 г. Камбоджа вновь вернулась под протекторат Франции, однако с этого момента во всем регионе начинается борьба против французского колониализма. В Камбодже также активизировались внутриполитические силы, стремившиеся к установлению государственного суверенитета. В 1953 г. Камбоджа получила независимость, но еще долгие годы страну сотрясали конфликты, кризисы и войны. Монархический строй был уничтожен. В 1976 г. официально была провозглашена Демократическая Кампучия и установлена диктатура красных кхмеров. Далее, после вмешательства Вьетнама, была образована Народная республика Кампучия. Общество было расколото, продолжалась гражданская война, до 1989 г. в стране находились вьетнамские войска. Урегулирование ситуации проходило, в том числе, при участии ООН. В результате достигнутого компромисса между различными политическим силами в 1993 г. были проведены выборы в Конституционное собрание (парламент) и принята новая Конституция, согласно которой в стране была восстановлена монархия.

В Статье 1 основного закона указано, что Король царствует (но не правит, дополнено в Статье 7) в соответствии с Конституцией и принципами либеральной демократии и многопартийности. Статья 8 гласит, что Король – символ единства и бессмертия нации. Фактически восстановление монархии было обусловлено стремлением достичь компромисса между различными политическими силами. Национальное примирение стало возможным во многом благодаря возвращению к традиционным ценностям. Король может выступать арбитром в политических конфликтах: в Статье 9 зафиксировано, что Король исполняет августейшую роль беспристрастного судьи в обеспечении справедливого исполнения государственной власти.

В Статье 11 указано, что камбоджийская монархия является выборной. Короля избирает Тронный совет, куда входят высшие политические и религиозные деятели. На престол может претендовать член королевской семьи не моложе 30 лет, являющийся прямым потомком Короля Анг Дуонга, Короля Нородома или Короля Сисовата. Список полномочий Короля, как главы государства, достаточно обширен. Он назначает Премьер-министра и Совет министров; по предложению Совета министров подписывает указы о назначении и отстранении высших должностных лиц (гражданских и военных), а также послов; по предложению Верховного совета магистратуры подписывает указы о назначении и отставке судей. После согласования с Премьер-министром, Председателем Сената и Председателем Национального собрания Король объявляет о введении чрезвычайного положения. Король – Верховный главнокомандующий Королевских камбоджийских вооруженных сил, а также председатель Верховного совета национальной обороны. Король принимает верительные грамоты иностранных послов, подписывает и ратифицирует международные договоры после их одобрения парламентом; объявляет частичную или полную амнистию; присваивает награды и звания; подписывает законы, принятые парламентом и королевские указы, представляемые Советом министров, а также подписывает закон о введении Конституции в силу.

Законодательная власть. Законодательная власть в Королевстве Камбоджа представлена двухпалатным парламентом. Нижняя палата – Национальное собрание, состоит не менее, чем из 120 депутатов, избираемых всеобщим голосованием. В 2016 г. число депутатов в нижней палате – 123 человека. Срок полномочий – 5 лет, при этом Национальное собрание не может быть распущено досрочно, за исключением двукратной отставки правительства за 12 месяцев. В этом случае Король по предложению Премьер-министра и с одобрения Председателя Национального собрания распускает нижнюю палату. В случае войны и иных обстоятельств, препятствующих очередным выборам, срок полномочий данной палаты продлевается на год. Такой порядок связан со стремлением не допустить установления диктатуры при эскалации внутриполитического конфликта.

Сессии Национального собрания проводятся два раза в год, длятся не менее трех месяцев каждая. Сессии могут быть как очередными, так и внеочередными. В промежутках между сессиями работу ведет Постоянный комитет (ПК) Национального собрания. В него входят Председатель ПК, его заместители, а также председатели парламентских комиссий. В случае введения чрезвычайного положения заседания проводятся каждый день, Национальное собрание не может быть распущено.

К полномочиям Национального собрания относятся: общая законотворческая деятельность, утверждение государственного бюджета и административных расходов, одобрение плана государственного развития, принятие закона об общей амнистии, утверждение и денонсация международных договоров, принятие закона об объявлении войны, вынесение вотума доверия/недоверия правительству.

Верхняя палата парламента – Сенат, был сформирован после внесения поправок в Конституцию в 1999 г. Его создание было связано с урегулированием политического кризиса 1997-1998 гг., возникшего в результате попытки государственного переворота. Численность верхней палаты не может быть больше половины от численности Национального собрания. Двух сенаторов назначает Король, еще двух избирает Национальное собрание, остальные избираются от местных органов власти. Сенат также обладает законодательной инициативой. Одна из наиболее важных функций верхней палаты парламента – рассмотрение и утверждение законов, принятых нижней палатой. Согласно Статье 116, в особых случаях, для разрешения наиболее важных государственных вопросов, проводятся совместные заседания Национального собрания и Сената – Конгресс.

Исполнительная власть. Исполнительная власть осуществляется Советом министров во главе с премьером. Помимо него, в Совет входят его заместители, государственные министры, министры и государственные секретари. Премьер-министра назначает Король по рекомендации Председателя Национального собрания и с согласия его заместителей. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. Еженедельно Совет министров проводит пленарные заседания.

Премьер-министр может издавать подзаконные акты, которые должны публиковаться в прессе. Также в круг его полномочий входит право подписывать экономические соглашения от лица Королевства Камбоджа. Он предлагает на утверждение Королю кандидатуры председателя Национального банка и его заместителей, а также губернаторов провинций и муниципалитетов. Премьер-министр может менять расходные статьи бюджета в чрезвычайных обстоятельствах.

Судебная власть. В судебную систему Камбоджи входят Верховный магистратский суд, Верховный суд, Апелляционный суд, Военный суд, провинциальные и муниципальные суды, Департамент государственного прокурорского надзора. Формально во главе судебной системы стоит Король, он возглавляет Верховный магистратский суд. К функциям данного органа относятся: решения о реформе судебной системы; предложение Королю кандидатур судей и прокуроров; освобождение от должностей судей и прокуроров по решению дисциплинарного совета. Верховный суд рассматривает апелляционные и кассационные жалобы на решения судов низшей инстанции, а также Апелляционного суда. Апелляционный суд рассматривает апелляционные жалобы на решения судов низшей инстанции. В Военном суде рассматриваются дела, истцом или ответчиком в которых выступает военный. К судам низшей инстанции относятся муниципальные и провинциальные суды, они располагаются в каждой провинции или муниципалитете. Роль конституционного суда играет Конституционный совет, он осуществляет конституционный контроль законов. Также данный орган может давать Королю рекомендации по поводу внесения поправок к Конституции. В его полномочия входит рассмотрение жалоб на ход избирательной кампании.

Административно-территориальное деление. Система местного управления и самоуправления. Королевство Камбоджа – унитарное государство. В административно-территориальном отношении страна разделена на 24 провинции и одну специальную административную единицу (обладает статусом провинции) – столичный город Пномпень. Провинции подразделяются на округа и муниципалитеты. Они, в свою очередь, делятся на коммуны, которые состоят из деревень, в одной коммуне их число может превышать сто. Столичный город Пномпень разделен на районы, те, в свою очередь, на кварталы, далее – на деревни.

Местная власть на уровне провинций и муниципалитетов осуществляется губернаторами, которых по рекомендации премьер-министра назначает король. С 2002 г. проводятся выборы в Советы коммун – местные органы власти. Местное самоуправление в Королевстве Камбоджа находится в условиях становления, одна из наиболее острых проблем – коррупция.

Избирательная и партийная системы. Согласно Конституции, активным избирательным правом обладают все поданные, достигшие возраста 18 лет. Парламент страны избирается прямым всеобщим голосованием. Выборы в нижнюю палату проводятся раз в пять лет по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата избирается раз в шесть лет, причем двух депутатов назначает Король, еще двух – Национальное собрание. Остальные члены Сената выбираются местными органами власти - Советами коммун. Выборы на местном уровне проходят по пропорциональной системе, в них могут принять участие политические партии, зарегистрированные на национальном уровне. Независимые кандидаты не могут принять участие в выборах в Советы коммун.

Формально в Королевстве Камбоджа действует многопартийная система. Фактически же доминирует одна партия – Народная партия Камбоджи. Народная партия Камбоджи является наследницей кхмерской секции Коммунистической партии Индокитая, созданной в 1930 г. В 1951 г. Коммунистическая партия Индокитая разделилась на три партии. В Камбодже местные коммунисты продолжили свою деятельность под названием Народно-революционной партии Камбоджи (НРПК). В годы правления Народома Сианука НРПК была запрещена, но имела возможность легально действовать под названием группы Прачеаун (Народ).

В 1960-е гг. руководство НРПК перешло к левоэкстремистской группировке Пол Пота, известной под названием «красные кхмеры». После свержения режима Лон Нола в 1975 г. Пол Пот заявил о смене названия партии на Коммунистическую партию Кампучии (КПК). Часть кхмерских коммунистов дистанцировалась от режима Пол Пота, и после свержения этого режима с помощью вьетнамских войск вернула партии прежнее название – Народно-революционная партия Кампучии. В период существование Республики Кампучии эта партия была единственной и правящей в стране. После реставрации монархии партия приняла нынешнее название – Народная партия Камбоджи – и отказалась от коммунистической идеологии.

НПК остается крупнейшей партией в Камбодже и доминирует в ее политической системе. Лидером партии на апрель 2020 г. является Хун Сен – премьер-министр страны с 1993 г. Под его руководством партия неизменно одерживает победу на парламентских выборах. Партия Сам Рэнси и Партия национального спасения Камбоджи – наиболее значимые оппозиционные партий либерального толка. Существует и роялистская партия ФУНСИНПЕК (Front Uni national pour un Cambodge independant, neutre, pacifique, cooperative – Объединенный национальный фронт за независимую, нейтральную мирную и сотрудничающую Камбоджу). Ее возглавляет старший брат нынешнего короля, принц Ранарит. В настоящее время она утратила свое прежнее политическое влияние.

 

 

Обязательная литература

Бектимирова Н.Н. Парламентские выборы в Камбодже в 2013 г. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2013. № 20.

Восток и политика: Политические системы, политические культуры, политические процессы: Учебник для вузов / Под ред. А.Д. Воскресенского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Аспект-пресс», 2015. – 624 с.

Мосяков Д.В. О ситуации в Камбодже и возможных прогнозах ее дальнейшего развития // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015. № 27.

Duncan McCargo. Cambodia in 2014: Confrontation and Compromise // Asian Survey. Vol. 55, № 1, (January/February 2015).

 

Дополнительная литература

Бектимирова Н.Н. Возможнали в Камбодже культура политического диалога? // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2015. № 28.

Ванюшин Я.Л., Доцкевич М.Л. Основы конституционного строя стран АСЕАН: учебное пособие. Под ред. Ванюшин Я.Л. Тюмень: Тюмен. ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2013. – 139 с.

Jörn Dosch. The Role of Civil Society in Cambodia's Peace-building Process // Asian Survey. Vol. 52, № 6, (November/December 2012).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: