Пауза - это точно ограниченный во времени момент неподвижности и беззвучности, составляющий часть ритмического рисунка.




Умение выдержать паузу связано с устойчивостью в темпе и метре и с мускульной памятью.

Так как во время паузы нет ни движения, ни звучания, нужный темп на первых порах тренировки поддерживается внутренним счетом. Произнесение счета вслух, требующее определенной затраты мускульной энергии, да еще в установившемся по инерции темпе, чрезвычайно облегчило бы задачу.

Счет «про себя» требует большой сосредоточенности внимания и сознательного волевого усилия для сохранения нужного темпа. Затем счет «про себя» заменяется воображаемым продолжением прерванного движения. Например: ряд разнообразных гимнастических движений (двенадцать или шестнадцать) исполняется равномерно. По сигналу преподавателя - «три», или «четыре», или «десять» - нужно пропустить указанное сигналом количество движений, выдержав соответствующую паузу, и затем продолжать движение, начиная со следующего в ряду после последнего пропущенного. Счет здесь не поможет, так как дело не только в том, чтобы выдержать паузу во столько-то единиц счета, а в том, чтобы пропустить часть рисунка движения и начать его вновь именно в нужном моменте рисунка. Таким образом, чтобы правильно выполнить задание, нужно мысленно проделать пропускаемые движения, и считать в это время невозможно.

После такой предварительной, подсобной тренировки упражнения на паузу включаются в общую работу над ритмическим рисунком. Подбирается соответствующее музыкальное сопровождение, где в ритмическом рисунке мелодии встречаются паузы. Учащиеся импровизируют или подготовляют ритмический рисунок движения, обязательно логически включая паузу. Упражнения оформляются на основе общих вышеизложенных принципов.

Синкопа

Синкопа представляет собой своеобразную форму ритмического рисунка, при которой обычное метрическое ударение перемещается с сильной на слабую часть такта. Это перенесение ударения получается вследствие объединения звука слабой части такта со следующим звуком сильной части такта в одну длительность. Таким образом, акцент сильной части такта переходит на предыдущую слабую.

«Синкопа» - греческое слово, обозначающее «разрез». В тех случаях, когда синкопа появляется как один из элементов данного ритмического рисунка, она нарушает инерцию метрического ударения, и поэтому ее исполнение представляет собой значительную трудность. В тех же случаях, когда музыкальное движение мелодии сплошь синкопировано, создается новая инерция, что облегчает задачу.

Синкопа как элемент тренировки чрезвычайно ценна именно вследствие нарушения инерции, и поэтому ряд движений синкопированных чередуется с рядом движений обычного метрического ударения. Самый момент переключения здесь особенно важен. В движении синкопа выявляется во всех тех случаях, когда под влиянием каких-нибудь обстоятельств в ряду многосложного движения активное движение отпадает и за счет него особенно подчеркивается другое, менее активное.

Например: «беру спички со стола - кладу в карман».

Первое движение легче - на втором акцент. Или: «хватаю спички, слышу шаги - отдергиваю руку».

Если проделать эти движения в первом и втором варианте, отдельно не сопоставляя их, то ощущения синкопы не получится; если же сопоставить оба эти варианта в инди­видуальном или групповом: поочередном движении, то непременно появится синкопированный рисунок.

В ряде гимнастических движений с установившейся инерцией метрического ударения (равномерное чередование сильных, акцентированных движений с движениями меньшей нагрузки и объема) синкопа появится в момент нарушения этой инерции, то есть в момент замены сильного движения слабым, или в момент пропуска сильного движения (пауза) и замены следующего слабого сильным (два сильных движения подряд, разделенные паузой).

Тренировка начинается с обычных «текучих» упражнений - на ходьбе, хлопках, - где синкопа включается по сигналу преподавателя, затем ряды обычно метризованных и синкопированных движений чередуются (фигурные построения и пляски), и, наконец, синкопа является уже частью законченного ритмического рисунка, и такие фиксированные упражнения оформляются всеми видами движения.

 

Ритмический контрапункт

«Контрапункт» - латинское слово (contrapunctum), обозначающее противопоставление точек, то есть нот. В музыке этим термином называется особый прием организации нескольких музыкальных голосов, звучащих одновременно. В ритмике контрапунктом называется одновременное противопоставление различных ритмических рисунков. Например: основная «ритмическая тема» представляет собой следующий рисунок:

По этой данной теме строится ритмический контрапункт четвертями, то есть все паузы темы заполняются и получается второй рисунок, тесно связанный с основной темой.

Тема

Ритм.

контр.

 

То же самое возможно проделать в обратном порядке, то есть по данному контрапункту восстановить тему, заполнив все паузы данного ритмического рисунка. Ритмический контрапункт строится или равными длительностями

или ритмическим рисунком, не совпадающим с основной темой.

Если объединить и тему и ритмический контрапункт в однородном звучании или движении (в одной мелодии или в одном ряду движений), то ритмический рисунок будет уничтожен и появится равномерное чередование равных длительностей. Например:

Ритмика использует ритмический контрапункт как прием для развития ритмической ориентировки. При помощи этого принципа достигается умение не только быстро распознавать данную ритмическую тему, но и строить связанный с ней новый ритмический рисунок, причем благодаря непременному условию сопоставления двух, а возможно и трех рисунков (четвертями и восьмыми к одной и той же теме) получается целый ряд возможностей разнообразной планировки движения. Например: ритмическая тема и контрапункт исполняются индивидуально различными способами движения (ходьба, хлопки и т.п.) двумя или тремя партнерами, группами, вожаками и группами. Задачи движения могут быть и вполне самостоятельными и логически связанными. Кроме того, ритмический контрапункт может быть применен как момент ритмического оформления массовых сцен.

 

Полиритмия

«Поли» - древнегреческое слово, обозначающее «много». Термином «полиритмия» обозначается в ритмике одновременное сочетание нескольких ритмических рисунков, построенных в одном метре, но совершенно самостоятельных. Принцип полиритмии дает возможность значительно усложнить тренировочные задачи работы над ритмическим рисунком, так как включает очень сложную координацию движений и требует большой ритмической изобретательности.

Все ритмические рисунки, составляющие данное полиритмическое построение, могут быть даны в музыкальном сопровождении и исполняться каждым учащимся различными движениями одновременно (сложная координация), или каждый ритмический рисунок может быть исполнен отдельными учащимися в определенном фиксированном построении.

Упражнения на полиритмию могут быть построены и так, что один ритмический рисунок дается музыкальным сопровождением, а остальные рисунки импровизируются учащимися. Наконец все полиритмическое построение может быть создано учащимися без всякой помощи музыки. Важно, чтобы один ритмический рисунок (как бы основной) был дан или преподавателем, дли кем-нибудь из учащихся, и в связи с ним строились все остальные рисунки.

Тренировка полиритмии развивает очень сложную координацию движений и дает уже некоторую техническую «виртуозность» в области элементарно ритмической ориентировки.

Тренировочные задачи темы «Ритмический рисунок» заключаются в следующем:

1. Реализация ритмического рисунка (исполнение данного музыкального ритмического рисунка в движении).

Тренировочные условия

а) Простая реализация — исполнение несколько раз повторяющегося музыкального ритмического рисунка.

б) Эхо - повторение данного ритмического рисунка мелодий наизусть, без поддержки музыкального сопровождения.

в) Цель реализаций - исполнение данного ритмического рисунка и одновременно восприятие (во время исполнения предыдущего) нового ритмического рисунка, исполняемого непосредственно после окончания предыдущего.

2. Создание ритмического рисунка в движении самими учащимися путем или импровизации, или подготовки, при помощи тех же тренировочных условий.

При реализации ритмического рисунка мелодии необходимо, чтобы движение вполне соответствовало данному ритмическому рисунку. При выявлении ритмического рисунка на основе движения необходимо, чтобы ритмический рисунок, естественно, возникал из условий самого движения.

И в том и другом случае важно, чтобы органические нормы движения не нарушались.

Упражнения оформляются главным образом гимнастическим и танцевальным движением, в силу его природы требующим элементарной, точной ритмизации. Движение, осмысленное сценической задачей, применяется в данной теме очень мало, только на материале трудовых процессов, так как элементарно ритмизованное бытовое движение приобретает неизбежную условность и «стилизацию» и может привести к навыкам, вредным в работе по актерскому мастерству.

 

Ритмизация

Работа над весьма сложным материалом данной темы в целом - наиболее длительна, так как, помимо основательной тренировки, здесь необходимо усвоение теоретической основы ряда моментов, а также ознакомление с «ритмизацией» движения.

«Ритмизацией» называются принципы и приемы, при помощи которых устанавливаются временные, пространственные и динамические нормы движения и раскрывается его ритмическая природа.

Ритм движения, то есть закономерность соотношений отдельных его моментов, слагающихся в единое целое в форме законченного процесса, проявляется в любом виде движения, и никакой процесс немыслим вне ритма, то есть вне формирующей закономерности.

Термин «ритмизация» подразумевает осознание этой закономерности, раскрытие ритма данного процесса и создание ритмов.

Здесь, так же, как и в метризации, возможны те же пути, то есть построение движения на основе музыкального ритма и ритмизация данного процесса движения на основе его ритмической природы без помощи музыки.

Ритмизация может быть «точной», когда ритмический рисунок устанавливается на основе «единицы» движения и соотношения этих «единиц». Или ритмизация может быть «свободной», то есть исходить из «фраз» движения и их со­отношений. В музыке «единица» определяется музыкальной длительностью. В движении «единица» определяется целью или рисунком одного отдельного движения. При точной ритмизации эти «единицы» (длительности) музыки и движения должны совпадать. В свободной ритмизации необходимо соответствие границ (объема) музыкальной фразы и фразы движения. Внутри фразы и мелодия и движение могут иметь самостоятельный ритмический рисунок (см. тему «Фразировка»).

Таким образом, ритмизация, вскрывая и устанавливая соотношения частей («единиц»), принимает за единицу длительность, мотив, фразу, предложение. Чем короче единица, взятая в основу ритмизации, тем мельче и детализованнее получится ритмический рисунок, и наоборот. Ритмизуя движение на основе музыкального ритма, нужно, прежде всего, проанализировать ритмический рисунок музыкального произведения и в отношении длительностей и в отношении фразировки и затем уже строить движение, непременно учитывая его природу (цель, задачу, объем, нагрузку, планировку), требующую определенных временных, пространственных и динамических норм. Только таким путем можно раскрыть органический ритм, то есть ритм, определяемый всей совокупностью. условий данного материала - данного музыкального произведения и данного процесса движения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: