Лекция 7. Международные транспортные операции.
«Инкотермс - 2011» (2 часа)
Понятие транспортной услуги. Международные транспортные организации
Понятие и терминология базисных условий поставки грузов
Сравнительные преимущества системы МДП (международных дорожных перевозок)
Понятие транспортной услуги. Международные транспортные организации
Рынок транспортных услуг занимает значительное место в мировой торговле. По данным Международного валютного фонда они составляют 7,5% от общего объема мировой торговли товарами.
Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром международной торговли, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от вида транспорта, географических районов перевозки и видов перевозимых грузов.
Транспортные услуги – услуги, связанные с транспортировкой грузов и людей из одной страны в другую. К ним относятся морские перевозки, внутренний водный транспорт, автомобильный, воздушный, железнодорожный, трубопроводный транспорт. Транспортная услуга как товар характеризуется объектом (груз, пассажир), субъектом (перевозчик, отправитель, покупатель, посредник), способом перевозки (виды транспортных средств), своевременностью (время перевозки и предоставление транспортных услуг), комфортностью (условия перевозки грузов и пассажиров).
Транспортные издержки – затраты по перевозке грузов, пассажиров с помощью транспортных средств, включающие стоимость фрахта, страхования, погрузки (разгрузки) и другие сопутствующие расходы.
Доля различных видов транспорта в мировом грузообороте различна. Основная роль в перевозке внешнеторговых грузов принадлежит морскому транспорту (80% всего грузооборота мировой торговли) благодаря его высокой грузоподъемности и низкой стоимости перевозок.
|
Быстрыми темпами развивается автомобильный транспорт (как в перевозке грузов, так и пассажиров). В наиболее развитых странах 75-80% всего объема пассажирских и грузовых перевозок осуществляется автомобильным транспортом. При перевозках грузов за рубежом особое внимание уделяется внедрению высокоэффективных транспортно-логистических технологий: терминальных систем, крупнотоннажных универсальных и контейнерных перевозок, транспортных пакетов и т.д.
В типичных случаях процесс доставки товара в международной торговле включает его перевозку от внутреннего пункта производства до пограничного пункта (порта) страны-экспортера; международную транзитную или морскую перевозку от пункта страны-экспортера до пограничного пункта (порта) страны импортера (если страны не имеют общей сухопутной границы); транспортировку от пограничного пункта страны импортера до внутреннего пункта потребления товара.
Под экспортом транспортных услуг понимается доход, полученный от осуществления хозяйственной деятельности, связанной с перевозками грузов и пассажиров и оказанием сопутствующих им услуг. Заказчиком здесь выступает иностранный субъект хозяйствования или гражданин. Эти услуги осуществляются резидентами как внутри страны, так и за ее пределами.
Доходы, полученные при оказании транспортных услуг, могут быть как прямые, так и косвенные. Прямые доходы – это деньги, полученные непосредственно от перевозки. Косвенные – это доходы, полученные от предоставления таможенных услуг, услуг придорожного сервиса и др.
|
В международном транспортном процессе помимо грузовладельцев и перевозчиков участвуют различные хозяйствующие субъекты, включая операторов грузовых терминалов (стивидоров) в портах и на станциях.
Для защиты своих коммерческих интересов во всех географических пунктах, где осуществляются операции с его грузами, грузовладельцы прибегают к услугам посредников-экспедиторов (фрахтовых агентов).
Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия; внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
В мире функционирует ряд международных транспортных организаций: Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международный союз автомобильного транспорта (ИРУ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Межправительственная морская (консультативная) организация (ИМО), Международный морской комитет (ММК), Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и др.
С их участием разработаны конвенции и соглашения различного уровня, устанавливающие нормы и правила, чтобы обеспечить условия доступа каждой страны на данный рынок услуг. Этими документами регулируются:
|
· общие принципы деятельности отдельных видов транспорта;
· организация международных сообщений;
· коммерческие условия перевозок грузов и пассажиров;
· тарифы, фрахтовые ставки на перевозку и перегрузку товаров;
· условия перевозки и хранения режимных грузов;
· правовые вопросы защиты имущественных интересов грузовладельцев в сфере международных перевозок;
· предотвращение загрязнения окружающей среды.
Международные перевозки морским транспортом регулируются Гамбургскими правилами (последняя редакция вступила в силу с 1 ноября 1992 г.).
Перевозки воздушным транспортом регулируются Конвенцией об унификации некоторых правил, относящихся к международным авиаперевозкам, подписанной в Варшаве в 1929 г., и протоколами изменений к ней, которые СССР подписал, не являясь участником конвенции.
Международные перевозки автомобильным транспортом регулируются конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КОПТ), вступившей в силу в 1961 г., и Европейским соглашением о международных автомобильных перевозках опасных грузов (ДОПОГ), вступившем в силу в 1968 г. В целях упрощения таможенных процедур в международных автомобильных сообщениях европейских стран в 1959 г. была заключена Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП), которая действует сейчас в редакции 1975 г.
Порядок перевозки грузов между Беларусью и другими государствами устанавливается Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
Для регулирования международных железнодорожных перевозок в Европе действует Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ). В рамках деятельности МКЖТ международные грузовые перевозки регламентируются Бернскими конвенциями CIM-COTIF (последняя была принята 9 мая 1980 г.)
Так как Беларусь не является участницей Бернской грузовой конвенции, отечественные экспортеры оформляют железнодорожные документы в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), заключенном между рядом восточноевропейских и азиатских стран. Такая ситуация не позволяет им во многих случаях при международных перевозках грузов железнодорожным транспортом оплатить провозные платежи за весь путь следования. В соответствии с международным транзитным тарифом перевозка грузов стран СНГ оформляется перевозочными документами СМГС до выгодной пограничной станции последней транзитной дороги, участвующей в СМГС. В Республике Беларусь принят и действует Закон Республики Беларусь от 19 июля 2004 г. № 308-3 «О железнодорожном транспорте».