ПРЕИМУЩЕСТВА СТРАН
Согласно этой теории, успех в той или иной отрасли заключается в свойствах страны, носящих общий характер и формирующих внешнюю среду, в которой конкурируют фирмы. Эта среда может, как способствовать созданию конкурентного преимущества, так и препятствовать этому. Все свойства М. Портер объединил в четыре группы (факторы производства, условия спроса, родственные и поддерживающие отрасли, стратегия и конкуренция фирм) и назвал их «детерминанты конкурентного преимущества стран», или национальный «ромб» (см. рис.4.3).
Ниже рассмотрено каждое из условий национального «ромба» и их взаимозависимость.
4. Стратегия фирм, их структура
и соперничество
Факторы производства 2. Условия спроса
3. Родственные и поддерживающие
отрасли
Рис.4.3. Детерминанты конкурентного преимущества страны (по М. Портеру)
Факторы производства. Компоненты, необходимые для деятельности в любой отрасли, фирма может привлечь из внешней среды. Это так называемые факторы производства – людские ресурсы, физические ресурсы, ресурс знаний, денежные ресурсы, инфраструктура.
Людские ресурсы, то есть количество, квалификация и стоимость рабочей силы (включая менеджмент). Учитываются также нормальное рабочее время и трудовая этика.
Физические ресурсы, то есть количество, качество, доступность и стоимость земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий и других природных условий. Климатические условия территории могут рассматриваться как часть физических ресурсов, равно как ее размер и географическое положение.
|
Ресурс знаний, то есть сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на товары и услуги. Запас знаний сосредоточен в университетах, государственных НИИ, частных и исследовательских учреждениях, государственной статистической службе, деловой и научной литературе, банках данных об исследовании рынка, торговых ассоциациях и других источниках.
Денежные ресурсы. Это – количество и стоимость капитала, который может быть пущен на финансирование промышленности. Капитал неоднороден, он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, спекулятивные ценные бумаги с высокой степенью риска и высоким доходом, акции, венчурный капитал и т. д. У каждой формы – свои условия функционирования. На общие размеры капитала в стране и на формы его размещения влияют уровень сбережений и структура национального рынка капитала.
Инфраструктура, то есть тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда входят транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей или средств из банка в банк в пределах страны или за рубеж, система здравоохранения и т. д. К инфраструктуре относятся также жилой фонд и учреждения культуры, определяющие уровень жизни и, соответственно, привлекательность территории как места проживания и работы.
Набор применяемых факторов в разных отраслях существенно различается. Фирмы достигают конкурентного преимущества, если имеют в распоряжении дешевые или уникально высококачественные факторы тех типов, которые важны при конкуренции в конкретной отрасли.
|
Последнее обстоятельство является главенствующим моментом в теории критических факторов успеха. Она была разработана в 60-х годах применительно к отдельным предприятиям, подразделениям и даже процессам и исходит из того, что существует ограниченное количество переменных, которые вносят весомый вклад в успех предприятия. Распространению этой теории во многом способствовал бывший директор Массачусетского технологического института Дж. Ф. Рокккарт, который дал ей следующее объяснение: «Для любого бизнеса критическими факторами успеха являются ограниченное количество сфер деятельности, положительный результат работы которых обеспечивает конкурентное превосходство организации в целом. Это лишь несколько ключевых сфер, и они должны хорошо работать для процветания всего предприятия. Поэтому критические факторы успеха как особые сферы деятельности должны пользоваться постоянным и заботливым вниманием со стороны менеджмента компании». К таким факторам относятся те немногие ключевые области, которые должны хорошо работать, чтобы весь процесс протекал эффективно. Критические факторы выявляются из общей массы факторов успеха.
В настоящее время итоги конкурентной борьбы в условиях глобализации мирового хозяйства указывают на то, что наличия факторов производства недостаточно, чтобы объяснить успех в конкуренции. Почти в каждой стране, или в каждом регионе есть весьма богатые запасы некоторых факторов, которые никогда не находили должного применения или использовались не в полную силу.
|
При принятии управленческих и стратегических решений необходимо учитывать, что успешная деятельность зависит не столько от наличия факторов производства, а скорее от того, насколько эффективно они используются. Это, в свою очередь, определяется тем, как фирмы мобилизуют указанные факторы, и от применяемой технологии (включая управленческие процедуры). Особенно это касается отраслей, где применяется сложная технология и высококвалифицированная рабочая сила. Научно - технический прогресс ХХ века, развитие технологий дали фирмам возможность обходить «узкие места», вызванные нехваткой тех или иных факторов производства, и сильно ослабили значение многих некогда важных факторов. Гибкие автоматизированные системы, позволяющие экономить производственные площади и легко перепрофилировать производство, сокращают потребность в рабочей силе во многих отраслях. Доступ к прогрессивной технологии стал более важным, чем низкие затраты на оплату труда рабочих. Расход материалов, энергии и других компонентов производства, основанных на природных ресурсах, сокращается или же вытесняется искусственными заменителями. Глобализация отраслей промышленности также устраняет зависимость фирм от наличия и количества в стране тех или иных факторов. Конкурирующие фирмы проводят поистине глобальную стратегию: продают свою продукцию по всему миру; ищут материалы и компоненты также по всему миру; в целях экономии размещают производство во многих странах; вступают в союзы с фирмами других стран, чтобы получить доступ к источникам их силы.
Условия спроса. Вторым условием (детерминантом) национального конкурентного преимущества в какой-либо отрасли является спрос на внутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые этой отраслью. Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынке определяет характер и скорость внедрения новаций, вводимых фирмами. Спрос характеризуется такими важными чертами, как структура внутреннего спроса, объем и характер роста. Для конкурентного преимущества важнее не количественная, а качественная сторона спроса. Например, соотношение и характер потребностей отечественных покупателей. Немаловажное значение имеет платежеспособность потребителя.
Родственные и поддерживающие отрасли. Третьим важным условием (детерминантом), определяющим национальные преимущества в отрасли, является наличие в стране отраслей-поставщиков или смежных конкурентоспособных отраслей. Преимуществом наличия местных конкурентоспособных поставщиков является их роль в процессах нововведений. Отрасли, связанные друг с другом более тесно, чем с остальными, складываются в воспроизводящуюся целостность посредством производственной кооперации; они технологически приспособлены друг к другу и имеют относительно одинаковый технологический уровень. Внедрение базисного нововведения в одном из элементов целостности может вызвать развитие всей технологической системы и сопровождаться впоследствии необходимыми дополняющими нововведениями. Таким образом, диффузия базисного нововведения сопровождается формированием новой технологической совокупности при условии достаточного предшествующего нововведению производственного потенциала.
Поставщики, уровень которых соответствует мировым стандартам, помогают развивать конкурентоспособность потребляющих отраслей промышленности тем, что помогают фирмам овладевать новыми методами и возможностями применения современных технологий. Фирмы получают доступ к информации, новым идеям, инновациям поставщиков. При этом, гораздо предпочтительнее иметь конкурентоспособных поставщиков в стране, чем полагаться на иностранных.
Чем больше в стране конкурентоспособных родственных отраслей, тем легче достичь успеха в той или иной отрасли. Самыми значительными являются те, которые играют важную роль в инновационных процессах или дают возможность расширения сферы деятельности.
Стратегия, структура и соперничество (конкуренция) фирм. Четвертым важным условием (детерминантом), определяющим конкурентоспособность отрасли, является тот факт, что фирма создается, организуется и управляется в зависимости от характера конкуренции на внутреннем рынке. То, как развивается соперничество на внутреннем рынке, играет большую роль в процессе внедрения новшеств и в обеспечении перспектив международного успеха. На конкуренцию между фирмами и на управление ими влияют национальные особенности, создающие так называемый конкурентный фон, отражающий конкретный исторический, политический, социальный и, разумеется, экономический контекст, который может служить основанием для выстраивания стратегии. Основной идей стратегического управления является идея органичного последовательного приспособления организации к изменяющейся обстановке внешней среды и при этом она должна выдерживать курс на достижение поставленных целей.
Конкуренция на внутреннем рынке принуждает фирмы совершенствовать производственные процессы и внедрять новшества. К иностранным соперникам отношение обычно более спокойное. Их роль в подстегивании местных фирм менее эффективна, потому что их успех более отдален и часто приписывается «несправедливым» преимуществам. На внутреннем рынке для соперников труднее найти оправдания. Энергичная внутренняя конкуренция не только укрепляет позиции фирм на местном рынке, но и заставляет их пробиваться на мировой уровень в поисках возможностей для дальнейшего роста. Все это приводит к поиску источников конкурентоспособности более высокого порядка.
Наибольшие шансы на успех в стране имеют те отрасли, для которых национальный «ромб» (этим термином обозначены детерминанты конкурентного преимущества как системы) имеет наиболее благоприятный характер. Национальный «ромб» – это система, компоненты которой взаимно усиливаются. Каждое условие влияет на все остальные. Конкурентное преимущество на основе только одного – двух благоприятных условий возможно только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало применяются сложные технологии и навыки. Чтобы получить и удержать конкурентное преимущество в наукоемких отраслях, нужно иметь преимущество во всех составных частях «ромба».
Существуют еще две переменные, не вошедшие составными частями в национальный «ромб», но существенным образом влияющие на обстановку в стране. Это случайные события и действия правительства.
Случайные события – это те, которые руководство фирмы (а чаще всего и правительство страны) не может контролировать. В качестве примера таких событий можно привести следующие: изобретательство; крупные технологические сдвиги; резкие изменения цен на ресурсы; значительные изменения на мировых финансовых рынках; значительные изменения в валютных курсах; всплеск спроса (равно как и его падение); политические события; войны и т. п.
Случай может сыграть роль по изменению условий в «ромбе». Причем, у любого случая проявляется двоякое свойство: он является благоприятным моментом для одних событий и негативным для других.
Страны, испытывающие воздействие случайных факторов, должны искать пути, чтобы оградить экономику от их негативного влияния и изыскивать отрасли, на которых может сказаться благоприятная сторона случая.
Роль правительства. Последней переменной, от которой зависит уровень национальной конкурентоспособности, является роль правительства. Роль правительства в формировании национальных преимуществ заключается в том, что оно оказывает влияние на все четыре детерминанта. Политика правительства окажется безуспешной, если она является единственным источником национальных преимуществ. Если же в стране развиты основные детерминанты, определяющие национальные преимущества, то правительство своей политикой может усилить их действие.
Поскольку условия успеха в различных отраслях далеко не одинаковы и поскольку ограниченность ресурсов препятствует успеху одновременно во всех отраслях, страна может добиться успеха в одних и потерпеть неудачу в других.