Элементы ближнего окружения компании




АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫИ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ АЛЬТЕРНАТИВ

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

 

Компонентам внешней среды предприятия стали уделять внимание с тех пор, как признали организации открытыми системами. Компоненты, или составляющие внешней среды, со временем и с развитием НТП дополнялись, усложнялись, становились все более взаимозависимыми. Приоритет в изучении окружения организаций принадлежит зарубежным авторам. Отечественные исследователи также посвящают свои работы этому вопросу.

Исследователи состояния внешней среды едины в отношении ее характеристик: взаимосвязанности элементов внешней среды, сложности, подвижности, неопределенности и др.

Основные свойства внешней среды. К основным свойствам внешней среды относятся объемность, сложность, подвижность, неопределенность и коммуникабельность (рис.4.1).

Рис. 4.1. Основные свойства элементов внешней среды

 

Объемность определяется числом элементов внешней среды, которые в первую очередь должна учитывать компания при разработке и реализации управленческих решений. Принято выделять три уровня объемности: большая, средняя и малая. Большой объемности соответствуют 7-10 учитываемых в первую очередь элементов, средней объемности — 4-6 элементов и малой объемности — 1-3 элемента.

Сложность определяется трудозатратами материальных и интеллектуальных ресурсов на обработку требуемого количества элементов внешней среды. Выделяют три уровня сложности: высокая, средняя и низкая. Уровень сложности — величина субъективная для каждой организации. Повышение профессионализма персонала и ресурсного содержания снижает уровень сложности элементов внешней среды для их обработки.

Подвижность (П) внешней среды определяется скоростью искусственного или естественного изменения или обновления значений параметров ее элементов.

П = К / Т, (1)

где К — количество измененных или обновленных значений параметров; Т - календарное время изменений или обновлений (месяц, год, 10 лет).

Неопределенность характеризуется неполнотой или неточностью информации о текущем и перспективном состоянии элементов внешней среды. Например, информации о времени принятия новых законов и их содержании. Неопределенность связана прежде всего с возможностью возникновения в ходе реализации проекта компании неблагоприятных для нее ситуаций и последствий.

Коммуникабельность характеризуется уровнем отношений между компанией и внешней средой. Различают три уровня коммуникабельности: полное взаимодействие, преимущественное взаимодействие и преимущественное противодействие.

ЭЛЕМЕНТЫВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

 

Обычно внешняя среда рассматривается как набор реально существующих явлений и процессов (элементов), прямо или косвенно влияющих на деятельность компании, на уровень неопределенностей и рисков при разработке и реализации УР.

Так, один из подходов к описанию внешней среды (М. Мескон, М. Альберт, Хедоури) состоит в том, что все элементы внешней среды можно разбить на элементы ближнего и дальнего окружения. К ближнему относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двусторонними договорами и соглашениями. К дальнему окружению компании относятся элементы, которые находятся вне сферы ее непосредственного влияния.

Элементы ближнего окружения компании

Наиболее наглядно элементы ближнего окружения компании можно представить в виде рисунка (рис.4.2).

 

 

Рис.4.2. Ближнее окружение компании внешней средой

 

Клиенты — это лица, пользующиеся услугами компании или покупающие у нее непосредственно (прямые контакты) или через других лиц (косвенные контакты) какую-либо ее продукцию. Основные параметры данного элемента:

­ уровень неудовлетворенности потребностей и интересов населения;

­ уровень платежеспособности населения;

­ состояние спроса-предложения.

Контролирующие организации представляют собой налоговые, административные, санитарные и другие инспекции; пенсионные, медицинские, социальные и другие фонды; различные комиссии. Основные параметры этого элемента:

­ уровень их правовой и информационной поддержки;

­ уровень их административной поддержки.

Партнеры по бизнесу — это участники какой-либо совместной с компанией деятельности. Она может реализовываться в форме аренды, партнерства, подряда, договора, финансовых и компенсационных сделок. В качестве основных параметров данного элемента можно выделить:

­ уровень соблюдения договорных обязательств по оплате и производству продукции;

­ уровень организационных связей партнеров;

­ уровень финансовых связей партнеров;

­ платежеспособность партнеров.

Финансово-кредитные учреждения — организации, непосредственно участвующие в финансовом цикле компании, например выполняющие расчетно-кассовые, ипотечные, кредитные и другие операции. Основные параметры данного элемента:

­ быстрота и качество обслуживания;

­ уровень надежности;

­ банковские резервы;

­ объем услуг.

Заинтересованные внешние физические и юридические лица — лица, заинтересованные в процветании компании исходя из своих личных интересов. К ним относятся члены семей работников компании; держатели ее ценных бумаг; пенсионеры, о которых дополнительно заботится компания; организации, чей бизнес существенно зависит от процветания компании и т.д. Основные параметры данного элемента:

­ уровень притязаний групп населения;

­ степень развитости фондовых рынков ценных бумаг;

­ характер традиций помощи социально незащищенным слоям населения;

­ общий уровень экономического благосостояния населения.

Конкуренты (конкуренция) — обязательный элемент рыночной экономики. Основные параметры данного элемента:

­ уровень эластичности выпускаемой продукции;

­ уровень льготных субсидий, получаемых конкурентами;

­ характер текущего и перспективного спроса;

­ соотношение отечественных и зарубежных конкурирующих компаний.

Общественность (общественное мнение) формирует в сознании населения отношение к компании и к ее продукции. Ключевые параметры данного элемента:

­ главные цели и задачи профсоюзного движения;

­ политические платформы наиболее влиятельных партий;

­ отношение общественности к качеству выпускаемой компанией продукции;

­ уровень влияния общественных движений на сознание групп населения.

Законодательная база в соответствующей области деятельности. В качестве основных параметров данного элемента можно выделить:

­ частоту изменения законодательной базы;

­ уровень доступности законодательной базы для пользователей;

­ степень охвата законодательной базой правового пространства;

­ объем контроля за выполнением законодательной базы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: