АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫИ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ АЛЬТЕРНАТИВ
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Компонентам внешней среды предприятия стали уделять внимание с тех пор, как признали организации открытыми системами. Компоненты, или составляющие внешней среды, со временем и с развитием НТП дополнялись, усложнялись, становились все более взаимозависимыми. Приоритет в изучении окружения организаций принадлежит зарубежным авторам. Отечественные исследователи также посвящают свои работы этому вопросу.
Исследователи состояния внешней среды едины в отношении ее характеристик: взаимосвязанности элементов внешней среды, сложности, подвижности, неопределенности и др.
Основные свойства внешней среды. К основным свойствам внешней среды относятся объемность, сложность, подвижность, неопределенность и коммуникабельность (рис.4.1).
Рис. 4.1. Основные свойства элементов внешней среды
Объемность определяется числом элементов внешней среды, которые в первую очередь должна учитывать компания при разработке и реализации управленческих решений. Принято выделять три уровня объемности: большая, средняя и малая. Большой объемности соответствуют 7-10 учитываемых в первую очередь элементов, средней объемности — 4-6 элементов и малой объемности — 1-3 элемента.
Сложность определяется трудозатратами материальных и интеллектуальных ресурсов на обработку требуемого количества элементов внешней среды. Выделяют три уровня сложности: высокая, средняя и низкая. Уровень сложности — величина субъективная для каждой организации. Повышение профессионализма персонала и ресурсного содержания снижает уровень сложности элементов внешней среды для их обработки.
|
Подвижность (П) внешней среды определяется скоростью искусственного или естественного изменения или обновления значений параметров ее элементов.
П = К / Т, (1)
где К — количество измененных или обновленных значений параметров; Т - календарное время изменений или обновлений (месяц, год, 10 лет).
Неопределенность характеризуется неполнотой или неточностью информации о текущем и перспективном состоянии элементов внешней среды. Например, информации о времени принятия новых законов и их содержании. Неопределенность связана прежде всего с возможностью возникновения в ходе реализации проекта компании неблагоприятных для нее ситуаций и последствий.
Коммуникабельность характеризуется уровнем отношений между компанией и внешней средой. Различают три уровня коммуникабельности: полное взаимодействие, преимущественное взаимодействие и преимущественное противодействие.
ЭЛЕМЕНТЫВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
Обычно внешняя среда рассматривается как набор реально существующих явлений и процессов (элементов), прямо или косвенно влияющих на деятельность компании, на уровень неопределенностей и рисков при разработке и реализации УР.
Так, один из подходов к описанию внешней среды (М. Мескон, М. Альберт, Хедоури) состоит в том, что все элементы внешней среды можно разбить на элементы ближнего и дальнего окружения. К ближнему относятся те элементы, отношения с которыми регламентируются двусторонними договорами и соглашениями. К дальнему окружению компании относятся элементы, которые находятся вне сферы ее непосредственного влияния.
|
Элементы ближнего окружения компании
Наиболее наглядно элементы ближнего окружения компании можно представить в виде рисунка (рис.4.2).
Рис.4.2. Ближнее окружение компании внешней средой
Клиенты — это лица, пользующиеся услугами компании или покупающие у нее непосредственно (прямые контакты) или через других лиц (косвенные контакты) какую-либо ее продукцию. Основные параметры данного элемента:
уровень неудовлетворенности потребностей и интересов населения;
уровень платежеспособности населения;
состояние спроса-предложения.
Контролирующие организации представляют собой налоговые, административные, санитарные и другие инспекции; пенсионные, медицинские, социальные и другие фонды; различные комиссии. Основные параметры этого элемента:
уровень их правовой и информационной поддержки;
уровень их административной поддержки.
Партнеры по бизнесу — это участники какой-либо совместной с компанией деятельности. Она может реализовываться в форме аренды, партнерства, подряда, договора, финансовых и компенсационных сделок. В качестве основных параметров данного элемента можно выделить:
уровень соблюдения договорных обязательств по оплате и производству продукции;
уровень организационных связей партнеров;
уровень финансовых связей партнеров;
платежеспособность партнеров.
Финансово-кредитные учреждения — организации, непосредственно участвующие в финансовом цикле компании, например выполняющие расчетно-кассовые, ипотечные, кредитные и другие операции. Основные параметры данного элемента:
|
быстрота и качество обслуживания;
уровень надежности;
банковские резервы;
объем услуг.
Заинтересованные внешние физические и юридические лица — лица, заинтересованные в процветании компании исходя из своих личных интересов. К ним относятся члены семей работников компании; держатели ее ценных бумаг; пенсионеры, о которых дополнительно заботится компания; организации, чей бизнес существенно зависит от процветания компании и т.д. Основные параметры данного элемента:
уровень притязаний групп населения;
степень развитости фондовых рынков ценных бумаг;
характер традиций помощи социально незащищенным слоям населения;
общий уровень экономического благосостояния населения.
Конкуренты (конкуренция) — обязательный элемент рыночной экономики. Основные параметры данного элемента:
уровень эластичности выпускаемой продукции;
уровень льготных субсидий, получаемых конкурентами;
характер текущего и перспективного спроса;
соотношение отечественных и зарубежных конкурирующих компаний.
Общественность (общественное мнение) формирует в сознании населения отношение к компании и к ее продукции. Ключевые параметры данного элемента:
главные цели и задачи профсоюзного движения;
политические платформы наиболее влиятельных партий;
отношение общественности к качеству выпускаемой компанией продукции;
уровень влияния общественных движений на сознание групп населения.
Законодательная база в соответствующей области деятельности. В качестве основных параметров данного элемента можно выделить:
частоту изменения законодательной базы;
уровень доступности законодательной базы для пользователей;
степень охвата законодательной базой правового пространства;
объем контроля за выполнением законодательной базы.