ПЛАН УРОКА (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ) 6 Б КЛАСС).
Здравствуйте, ребята! По предмету «Обществознание» у нас осталась для изучения последняя тема и на нее мы отведем 2 урока. На данном уроке разберем 1 пункт параграфа, а 2 пункт разберем на следующем уроке.
1. Тема урока: «Человек и человечность» (параграф 12)
2. На данном уроке мы должны с Вами познакомиться с понятием гуманизм; выявить факторы, способствующие повышению человечности и гуманизма.
3. Что необходимо изучить: - учебник (параграф 12 стр.100-102).
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Сегодняшний урок посвящен человеку. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является он сам. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить и на другие: что значит быть человеком? Как стать человечным?
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «человечность»? (запишите их в свою тетрадь).
Задание 1. Прочитайте текст на с. 100 учебника и выпишите в тетрадь определение к слову гуманизм. Далее представьте наглядно (составляется логическая схема) сущность гуманного отношения к человеку. Заполните схему до конца в своей тетради.
Задание 2. Познакомьтесь с дополнительным материалом и ответьте на вопросы письменно в тетради.
Дополнительный материал
Три дерева
Посреди вспаханного поля росли рядом три дерева: Ива, Береза и Сосна. Когда-то давно в эти края пришла сильная засуха. Затем в лесу начался страшный пожар, а после пожара на месте выгоревшего леса человек распахал поле и стал выращивать на нем пшеницу. Но три дерева остались стоять нетронутыми, как будто засуха, пожар и человек их совсем не заметили. Причиной же всему этому был один случай.
|
По лесу бежал маленький Зайчонок, он остался без мамы и был совсем один-одинешенек. Вырвавшись из зубов Лисы, он старался где-нибудь спрятаться. Увидела Ива запыхавшегося зайчонка, почувствовала, что он не просто бежит, а неприятность у него какая-то, и решила отозваться на его беду. Подозвала она ушастого малыша к себе и, опустив свои густые ветви до самой земли, спрятала его от Лисы. Стала она успокаивать дрожавшего трусишку, ласково поглаживая его спинку своими гибкими тонкими ветвями с нежными листьями. Лиса пробежала мимо, Ива свои ветви подняла, а Зайчонок все не убегал, лишь еще сильнее к Иве прижимался. Оказалось, что рана у него на лапе, много сил и крови он потерял и бегать ему уже трудно.
Увидела белая Береза под Ивой раненого Зайчонка, пожалела его и напоила соком. А потом Сосна, которая рядом с Ивой росла, тоже отозвалась на чужое несчастье и капнула на рану Зайчонка смолой, чтобы она поскорее зажила.
Так Ива Зайчонка спрятала и приласкала, от ветра и дождя защитила, Береза накормила, а Сосна вылечила. Благодарный Зайчонок стал считать Иву, Березу и Сосну своей новой семьей и остался жить рядом с ними. Ведь только самые родные и близкие способны на такую чуткость, отзывчивость и заботу.
Однажды Зайчонок рассказал своим друзьям, зайцам и белкам, о том, что живет теперь с деревьями, которые помогли ему в трудную минуту и не оставили одного. И вскоре о добрых деревьях узнали все звери в лесу. Многие обиженные, больные и раненые звери и птицы стали приходить за утешением к Иве, Березе и Сосне. Отзывчивые деревья всем, как могли, старались помочь: то укроют в тени от жаркого солнца, то от непогоды защитят, то убаюкают шелестом листьев, то уберегут от врагов, опустив вниз ветки, помогая взобраться вверх тем, кто по деревьям лазить не умеет. Даже лесные великаны, зубры, медведи и кабаны, приходили к деревьям за лаской и заботой.
|
Но однажды для леса наступили трудные времена. Все лето ярко светило солнце, а на небе не было ни одного облачка. От сильной засухи трава и цветы стали погибать, а листья на деревьях желтеть и опадать, как осенью. Днем и ночью стали звери и птицы приходить к трем деревьям и, кто в чем мог, приносили им воду. Так с помощью благодарных животных Ива, Береза и Сосна не засохли, а продолжали расти и зеленеть.
К концу лета в высохшем лесу начался пожар. Пламя медленно двигалось по лесу и подбиралось к трем деревьям, и звери опять пришли на помощь. Зубры валили сухие деревья, лоси, олени и кабаны оттаскивали их подальше, а звери поменьше сгрызали высохшую траву и убирали сухие ветки. Остановился огонь недалеко от Ивы, Березы и Сосны, обступил их со всех сторон, а дотянуться не может. Нечего ему зажечь на своем пути, впереди только земля голая. Вскоре, когда пожар прошелся по лесу и потух, звери успели перебраться в соседние леса, а посреди черного пепелища остались стоять нетронутыми три дерева.
На месте сожженного леса один человек решил распахать поле, чтобы засеять его и богатый урожай получить. Показалось ему, что три дерева мешать будут, взял он в руки топор и пошел к ним. Увидели птицы человека, идущего с топором к трем деревьям. Полетели они в соседние леса и сообщили всем весть о том, что человек рубить деревья идет.
|
Человек подошел к деревьям и увидел больших и малых зверей, которые его окружили. Звери рычат, зубы оскаливают, угрожающе лапами машут, как будто предупреждают, что деревья в обиду не дадут. Понял человек, что лучше не связываться со зверями, и пошел домой. Дома он сказал своей семье, чтобы деревья не трогали и берегли, что заколдованные они, раз их засуха не одолела, пожар не спалил и звери дружно защищают. Так и остались стоять три дерева посреди поля. А проходившие мимо поля люди так и не узнали, что деревья спасли их доброе и чуткое отношение к другим, их отзывчивость.
Вопросы к классу
1. О каких свойствах человечности речь идет в этом рассказе?
2. За какие качества звери полюбили Иву, Березу и Сосну?
3. Почему Зайчонок стал считать деревья своей семьей?
4. Почему даже сильные животные любили приходить к деревьям?
5. Вам понравились обитатели леса? Чем?
Все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.
— Как вы думаете, что мешает людям всегда совершать добрые поступки? (устно поразмышляйте)
Задание 3. На с. 101 учебника представлена притча писателя В. В. Вересаева «Легенда», прочтите ее и ответьте на вопрос (вопрос находится после притчи в зеленой рамке) (ответ записываем в тетрадь).
Задание 4. Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 101 — 102 учебника. Ответьте на вопрос в конце рубрики. Ответ обоснуйте (письменно в своей тетради)
ЗАКРЕПИТЕ МАТЕРИАЛ: устно ответьте на вопросы 1,2 из рубрики «Проверим себя».
Домашнее задание: Прочитать параграф 12 стр. 100-102 до пункта «Прояви внимание к старикам». Выполнить карточку письменно в своих тетрадях (эта работа на оценку).
КАРТОЧКА |
Внимание!!!