В беседе ребенку в доступной форме объясняют значение термина «логическое ударение». Сам термин не называется, но при этом объясняют, что для того, чтобы наша речь была понятна окружающим, нужно уметь говорить выразительно. Для этого в предложении выделяют голосом те слова, которые считаются особенно важными. Они произносятся громче и чуть протяжнее остальных.
1. «Главное» слово»
Процедура: ребенку предлагается прослушать предложение и затем аналогично воспроизвести его с тем же логическим акцентом.
Инструкция: «Логопед скажет предложение и голосом выделит в нем «главное» слово. Слушай внимательно, повтори предложение и тоже выдели в нем «главное» слово».
Маша идет в школу.
На улице сегодня холодно
У Коли новый мяч.
Мама пришла с работы.
Завтра поедем к бабушке.
2.«Сравни два предложения»
Процедура: ребенку предлагается прослушать и сравнить два предложения, различающихся логическим ударением.
Инструкция: «Логопед произнесет два предложения. Внимательно послушай, как они звучат, одинаково или по-разному? Повтори точно так же».
У Кати книга. У Кати книга.
Дятел стучит по дереву.
Дятел стучит по дереву.
На столе красивая ваза. На столе красивая ваза.
На болоте много комаров. На болоте много комаров.
3. «Важное» слово»
Процедура: предлагаются сюжетные картинки, по которым логопед вместе с ребенком составляет предложение. Затем логопед задает ребенку несколько вопросов поочередно, на которые он должен ответить совместно составленным предложением, интонационно выделяя важное по смыслу слово.
Инструкция: «Отвечай на вопрос тем предложением, которое мы только что составили. Будь внимателен, выделяй голосом «важное» слово».
|
Бабушка вяжет носок.
а) Кто вяжет носок? Что делает бабушка? Что вяжет бабушка?
Мальчик ест яблоко.
б) Кто ест яблоко? Что делает мальчик? Что ест мальчик?
Игры на развитие интонации
Методические рекомендации
С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттени текста, выражая состояния грусти, тревоги, радости, его отношение к описываемому.
1. «Послушай и повтори с той же интонацией, как логопед».
– Сверкает молния. Сверкает молния? Сверкает молния!
—Снег идет! Снег идет? Снег идет.
—Я пойду в гости! Я пойду в гости. Я пойду в гости?
– Мама пришла. Мама пришла! Мама пришла?
2. «Как правильно сказать?»
Процедура: Ребенку предлагается сюжетная картинка со смысловым и эмоциональным содержанием. Логопед в устной форме описывает содержание. Ребенок должен произнести предложение, окрашенное интонационно в соответствии с этой ситуацией.
Инструкция: Рассмотри картинки.
Как сказать, что светит солнце?
Как спросить, пойдут ли дети гулять?
Как сказать, когда дети радуются, что пойдут гулять?
Как спросить имя у нового ребенка в группе детского сада?