Тема «Домашние животные»




Логопедические пятиминутки

Старший дошкольный возраст.

Тема: «Осень»

1. Развитие артикуляционной моторики     Комплекс упражнений + чистоговорки   Осень в парке красит листья Золотой волшебной кистью. Листья краской покрывает…. Жалко, ветер их срывает.   Ветер воет, ветер воет, ветер завывает. У осины, вербы, ивы ветви наклоняет.  
2. Координация речи с движением «Дождь» Вдруг закрыли небо тучи, Начал капать дождь колючий. Долго дождик будет плакать, Разведет повсюду слякоть. Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги.       Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки. Прыгают на носочках, держат руки на поясе. Приседают, держат руки на поясе. Идут по кругу, высоко поднимая колени.
3. Развитие длительного плавного выдоха Упражнение «Осенние листочки»   Дети дуют на листочки
4. Пальчиковая гимнастика «Дождик» Вышел дождик на прогулку. Он бежит по переулку, Барабанит по окошку, Напугал большую кошку, Вымыл зонтики прохожих, Крыши дождик вымыл тоже. Сразу мокрым город стал. Дождик кончился. Устал.     «Шагают» по столу указательным и средним пальцами рук. Загибают по одному пальцу на руках на каждую строку. Встряхивают ладонями. Кладут ладони на стол.  
5. Развитие фонематических процессов Игра «Звенящие коробочки»   Педагог предлагает детям несколько коробочек определить на слух, что в них находится.
6. Развитие лексико-грамматических процессов Игра с мячом «Что делает?»     Слова: Дождь – идет, льет, моросит, капает… Ветер – дует, воет, кружит…… Тучи – ползут, летят, закрывают…. Листья – желтеют, кружатся, опадают……  
7. Развитие речевого слуха Игра «Будь внимательным» Назвать слово, которое не имеет отношения к осени. Слова: дождь, листопад, метель, гриб опадать, загорать, дуть, собирать дождливый, пасмурный, морозный, золотой  

 

Тема: «Овощи. Огород»

1. Развитие артикуляционной моторики   Комплекс упражнений + чистоговорки   ОЩ-ОЩ-ОЩ-ОЩ: будем мы готовить борщ. ЩА-ЩА-ЩА-ЩА: нету свеклы для борща. ЩИ-ЩИ-ЩИ-ЩИ: приготовим-ка мы щи. ЩУ-ЩУ-ЩУ-ЩУ: я капусту поищу. ЩА-ЩА-ЩА-ЩА: брат принес домой леща. ЩИ-ЩИ-ЩИ-ЩИ: поедим сначала щи. Скороговорки: У Вани – свекла, У Вали -брюква, У Васи – тыква, У Вовы – клюква. В огороде Фекла ахала и охала: -«Уродилась свекла, не на грядке, около!» Жалко Фекле свеклу, Жалко свекле Феклу. Жаловалась Фекла: - «Убежала свекла!»
2. Координация речи с движением «В огороде» В огород пойдем, Хоровод заведем. В хоровод возьмем редиску, С ней присядем низко-низко. В хоровод возьмем морковку И с морковкой спляшем ловко. Вверх потянемся с лучком, Побежим за кабачком. И поскачем по дорожке, Как зеленые горошки.     Дети идут по кругу, держатся за руки. Приседают, держатся за руки. Пляшут. Держат руки на поясе. Тянутся вверх, поднявшись на носочки. Бегут по кругу друг за другом. Скачут по кругу друг за другом.    
3. Развитие мимических мышц   Как хорошо, когда ты улыбаешься, Как хорошо, когда ты удивляешься, Но как же нам невесело, Когда ты сердишься и огорчаешься.   Выполняют движения по тексту
4. Пальчиковая гимнастика «ЩИ» Наберем сейчас для щей В огороде овощей. Вот капуста и картошка, Вот морковка, лук, томат. Моем, Чистим, Режем, Варим. И в тарелку наливаем. Вкусным щам наш папа рад     «Шагают» пальчиками по столу или маршируют. Загибают пальцы на руке, перечисляя действия. Протягивают вперед руки, предлагая тарелку со щами.  
5. Развитие фонематических процессов Игра «Прохлопай как я»   Педагог отхлопывает в ладоши разные ритмические рисунки, дети повторяют.    
6. Развитие лексико-грамматических процессов Игра с мячом «Какой, какая?»     Слова: Помидор – круглый, красный… Морковка – длинная, оранжевая…. Капуста – зеленая, хрустящая…. Горошек – сладкий, сахарный…. Огурец – зеленый, хрустящий….. Баклажан – толстый, фиолетовый…. Редиска – красная, сочная….. Лук – горький, золотистый….  
7. Развитие речевого слуха Игра «Будь внимательным» Назвать овощи Слова: Ромашка, дуб, огурец, слива Персик, помидор, гранат, береза Мак, банан, вишня, баклажан Капуста, василек, груша, рябина……  

Тема: «Сад. Фрукты»

1. Развитие артикуляционной моторики   Комплекс упражнений + чистоговорки   ДУ-ДУ-ДУ: растут яблони в саду. АС-АС-АС: сладкий ананас. ОС-ОС-ОС: спелый абрикос. УШ-УШ-УШ: на ветке много груш. ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ: Саша яблоки помыл.
2. Координация речи с движением «В сад» В сад с друзьями мы пошли, Много фруктов там нашли. Сливы, груши мы сорвали. Яблоки все отыскали. Фрукты мы с друзьями мыли, Их в кастрюлю положили. Варим вкусный мы компот. С нами кто его попьет? Всем нальем мы не стесняйтесь, Подходите, угощайтесь!     Дети ходят по кругу Поочередно тянутся вверх правой и левой руками. Наклоняются вниз. Имитация движений. Одной рукой держат кастрюлю, второй перемешивают ложкой. Смотрят направо –налево. Наливают компот, качают головой. Машут в направлении к себе одной рукой, затем другой рукой.  
3. Развитие мимических мышц   Пришли в сад. Какие большие яблоки! А какие сочные груши! А как их много! Откусили яблоко, а там червячок.       Удивление Восхищение Радость Разочарование
4. Пальчиковая гимнастика «Фрукты» Мы с закрытыми глазами Фрукты выбирали. Их потрогали, поели – Сразу угадали. Мягкий, сладкий был банан. Очень кислый был лимон. Сладкий, сочный апельсин, Нам попался лишь один. Яблоко гладкое, Хрустящее и сладкое. И на вкус приятная, Груша ароматная.     Загибают пальцы на руке, перечисляя фрукты  
5. Развитие фонематических процессов Игра «Споем звуки»   Дети совместно с педагогом пропевают гласные звуки, обращаем внимание на положение губ.
6. Развитие лексико-грамматических процессов Игра с мячом «Поможем ежику» Ежик трудился все лето в саду. Фруктов три тонны собрал, на беду. Соки из фруктов делает ежик, Но их названья запомнить не может   Слова: Слива – сливовый сок Вишня – вишневый сок Яблоко- Яблочный сок Груша – грушевый сок Апельсин – апельсиновый сок Персик – персиковый сок Гранат – гранатовый сок…….
7. Развитие связной речи Игра «Составь предложение» Составить предложения из цепочек слов Слова: Яблоко, дерево, растет, на. Дети, вишни, собрали. Мама, компот, сливы, из, сварила………  

 

 

Тема: «Лес. Грибы»

1. Развитие артикуляционной моторики   Комплекс упражнений + Чистоговорки   ЯТА-ЯТА-ЯТА: на пеньке опята ИК-ИК-ИК: вырос боровик БЫ-БЫ-БЫ: белые грибы ОЙ-ОЙ-ОЙ: грибочек под сосной ОР-ОР-ОР: конопатый мухомор. Груздь на солнце греет бок, В кузовок иди грибок.  
2. Координация речи с движением Игра «Боровик» Среди бора вырос гриб, Что зовется боровик. Каждый день он подрастал, И теперь заметным стал. Ах, какой же он нарядный В шапке темно-шоколадной! Ах, какой же он большой, С ножкой крепкой и прямой. Лес, хорош подарок твой! Мы возьмем его домой!     Дети (грибники), взявшись за руки, идут по кругу вправо. В центре в маске гриба сидит ребенок. Дети, взявшись за руки подходят к сидящему в центре круга ребенку, а затем отходят от него назад. Ребенок в маске медленно встает на ноги. Дети произносят слова и ритмично хлопают в ладоши. Ребенок выполняет круговые движения, демонстрируя себя всем детям. Ребенок кружится в другую сторону. Дети останавливаются становятся лицом в центр круга и делают поклон одной рукой от груди вниз. Хлопают в ладоши на каждое слово. Ребенок в маске выбирает нового ведущего, а сам встает на его место.
3. Развитие фонематического восприятия. Игра «День-ночь» Дети сидят с закрытыми глазами. Когда услышат звук А, глаза открывают (день) В цепочке звуков: А, У, Ы, А, И, Э, А, О….. В слогах: УМ, АМ, ИН, ОД, АС…….. В словах: Аня, Оля, Уля, Автобус, Ирис, Аист….  
4. Пальчиковая гимнастика «За грибами» Дети в лес грибной пошли И грибочки там нашли. Часть из них потом сварили, Засолили, засушили, Заморозили немножко И пожарили с картошкой.   Дети идут указательным и средним пальцами по столу. Загибают пальцы на руке, перечисляя что они делали с грибами.  
5. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Игра «Раздели на слоги»   Слова: бо-ро-вик, мас-ле-нок, вол-нуш-ка, ли-сич-ка……
6. Развитие лексико-грамматических процессов Игра «Сосчитай грибы» Картинки грибов + цифры   Слова: 1,2,3,5,10 Лисичка, боровик, мухомор, сыроежка……
7. Развитие речевого слуха Игра «Доскажи словечко» Возле леса на опушке, Украшая темный бор. Вырос пестрый как Петрушка Ядовитый …..(мухомор) Посмотрите- ка ребята, Тут – лисички, там – опята, Ну, а это на полянке, Ядовитые …… (поганки) Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали заметных. Собирай, не мешкай, Это……. (сыроежки)    

 

Тема: «Лес. Ягоды»

1. Развитие артикуляционной моторики   Комплекс упражнений + чистоговорки   СУ-СУ-СУ: растут ягоды в лесу. ША-ША-ША: клюква очень хороша. РУ-РУ-РУ: я малины наберу. ЛА-ЛА-ЛА: земляника зацвела. Соня Зине принесла бузины в корзине.
2. Координация речи с движением «По ягоды» Мы сегодня по дорожке В лес с тобой дружок идем. В этом ягодном лесочке Много ягод наберем: Сочной малинки, Горькой рябинки, Спелой черники, Полезной брусники. И землянички самой приятной, Сладкой, душистой и ароматной.   Дети ходят по кругу Имитация движений сбора ягод     Держат горсть земляники в сложенных ковшиком ладонях. Вдох носом – нюхают землянику. Произносят на выдохе: «Ах, как пахнет!»
3. Развитие мимических мышц Улыбнулись, огорчились, удивились, рассердились.     Выполняют упражнения по тексту.  
4. Пальчиковая гимнастика «Ягод наберем» Много ягод соберем, Их на зиму запасем. Много смородины, Вишни, малины, Много крыжовника, много калины. Варенье, джем, компот, желе Зимою будут на столе.   Загибают пальцы на руке, перечисляя название ягод Выпрямляют ладонь и протягивают ее вперед.  
5. Развитие просодической стороны речи Игра «Лучший чтец» Выучить вместе с детьми стихотворение: На кустах и на кусточках, На больших болотных кочках. Ягоды растут в лесу, Быстро зреют на весу. Сначала рассказывают все вместе, затем по одному. Определяют лучшего.  
6. Развитие лексико-грамматических процессов Игра с мячом «Какой? Какая?»     Слова: Земляника – сладкая, вкусная, ароматная…. Рябина – горькая, красная, полезная…. Крыжовник – колючий, кислый, круглый….  
7. Развитие грамматического строя речи Игра «Какое варенье? Какой компот?» Педагог читает текст, дети подбирают слова Осень — время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий. —Бабушка, — спрашивала Катя. — Если мы малину соберём, какой компот получится? (...) А варенье какое? (...) —А вдруг чернику найдём, — продолжала размышлять Катя. — Какой компот получится? (...) А варенье какое? (...) —Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (...) А какое варенье? (...) —Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (...) — А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (...) Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полянке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники. Какой компот сварит бабушка? (...) А какое варенье? (...)

 

Тема: «Одежда»

1. Развитие артикуляционной моторики   Комплекс упражнений +чистоговорки   КИ-КИ-КИ: теплые носки ОК-ОК-ОК: потерялся мой носок. АТ-АТ-АТ: ситцевый халат. ОЛКА-ОЛКА-ОЛКА: короткая футболка
2. Координация речи с движением «Рубашка» У рубашки два манжета, Воротник И рукава, И застежка есть, чтоб легче Проходила голова. Пуговицы застегнем, А потом гулять пойдем.     Дети показывают манжет на одной и на другой руке. Показывают воротник. Проводят ладонями по рукавам. Показывают застежку сверху вниз. Имитируют движения. Маршируют.
3. Развитие мимических мышц «Мое настроение» Настроение мое каждый день меняется, Потому что каждый день Что-нибудь случается. То я злюсь. То улыбаюсь, То грущу, То удивляюсь. То, бывает, испугаюсь, То, бывает, посижу, Помечтаю, помолчу.     Дети произносят фразы интонационно окрашенным голосом, изменяя выражение лица и позу.
4. Пальчиковая гимнастика с использованием шариков су-джок. «В шкафу у Кати» Есть в шкафу у куклы Кати Кофты, сарафаны, платья. Есть пальтишко, брюк две пары, Для прогулок шаровары. Много блузок ровно в ряд В Катином шкафу висят. Эти вещи надевают И одеждой называют.     Массажируют каждый пальчик пружинкой.
5. Развитие лексико-грамматических процессов Игра «Назови ласково»   Платье – платьишко Рубашка – рубашечка Футболка – футболочка Юбка – юбочка Сарафан – сарафанчик……  
6. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Игра «Раздели на слоги» Слова: Шу-ба, шап-ка, кур-тка, ру-баш-ка, са-ра-фан…….  
7. Развитие связной речи Игра «Ателье» Педагог работник ателье. Ребенок заказывает одежду (картинка с изображением одежды) Образец: Я хочу заказать красное пальто. У него должны быть большие карманы и воротник. Я буду ходить в этом пальто осенью и весной……  

 

Тема: «Обувь»

1. Развитие артикуляционной моторики   Комплекс упражнений + потешки   ГИ-ГИ-ГИ: покупаем сапоги АПКИ-АПКИ-АПКИ: мягонькие тапки ОТЫ-ОТЫ-ОТЫ: резиновые боты ИНКИ-ИНКИ-ИНКИ: модные ботинки   У Машеньки на ножках новые сапожки. У Катеньки шапочки, туфельки и тапочки. Надо на ножки надеть босоножки  
2. Координация речи с движением «Ботинки» Два шнурка, Носок, Подошва, Каблучок И язычок. Два ботинка мы завяжем, Рот закроем на крючок. Будем тихо мы ходить, Чтобы маму не будить. С папой мы пошли гулять, Чтобы маме не мешать.     Дети «держат в руках за кончики два шнурка» Ставят ногу на носок, руки на поясе. Ставят ногу на подошву, немного ударяя ее об пол. Ставят ногу на пятку. Показывают местонахождение язычка. Имитируют завязывание шнурков. Подносят палец ко рту, закрывают ротик. Медленно ходят на носочках, произнося слова медленно, тихим голосом. Маршируют, произнося слова голосом нормальной громкости.  
3. Развитие фонематического восприятия Игра «Запомни слова»     Педагог называет 5-6 слов. Дети повторяют их в том же порядке.   Слова: Сапоги, ботинки, сандалии, кроссовки, валенки. Тапочки, туфли, босоножки, кеды, сапоги, сланцы…    
4. Пальчиковая гимнастика «Обувь» Раз, два, три, четыре, пять. Будем обувь мы считать: Раз – туфли, Два – сапожки, Три – ботинки, Четыре – босоножки, И, конечно, тапки – пять. Ножкам надо отдыхать.   Перечисляя обувь, дети загибают пальцы на руке.  
5. Развитие лексико-грамматических процессов Игра «Четвертый лишний»   Слова: Босоножки, ботинки, кроссовки, сапоги. Туфли, валенки, сандалии, кроссовки. Сапоги, сланцы, тапочки, ботинки.  
6. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Игра «Раздели на слоги» Слова: Са-по-ги, бо-тин-ки, туф-ли, тап-ки……  
7. Развитие связной речи Игра «Обувной магазин» Педагог работник магазина. Ребенок покупает обувь (картинка с изображением обуви) Образец: Я хочу купить кроссовки. Они синие с белыми полосками. У них белая подошва и белые шнурки. Я буду ходить в кроссовках на прогулку….  

 

 

Тема: «Игрушки»

1. Развитие артикуляционной моторики   Комплекс упражнений + чистоговорки ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ: игрушки я люблю ИЛИ-ИЛИ-ИЛИ: мне игрушки подарили АТ-АТ-АТ: новый самокат ЧИ-ЧИ-ЧИ: красивые мячи ИНА-ИНА-ИНА: быстрая машина Шла по улице машина, Шла машина без бензина, Шла машина без шофера, Без сигнала светофора. Шла сама куда не зная, Шла машина заводная.    
2. Координация речи с движением «Мяч» Мы с мячом сейчас играем- Вверх бросаем, вниз бросаем, Мяч от пола отбиваем, Вправо – влево мяч катаем. Мяч бросаем мы вперед, Он до цели достает. Он до цели долетел, И обратно прилетел. Мяч до стены докатился, И обратно прикатился. Мяч до сены доскакал, И обратно прискакал. Будем завтра мы опять, С нашим мячиком играть.         Дети покачивают мячом из стороны в сторону. Подбрасывают мяч вверх и бросают его вниз. Отбивают мяч рукой от пола. Наклоняются и катают мяч вправо и влево. Бросают мяч из-за головы одной рукой вперед. Прикладывают руку козырьком ко лбу. Смотрят, где мяч. Поднимают руки вверх, подпрыгивают, ловят мяч. Приседают, толкают мяч в направлении от себя, потом к себе. Ритмично отбивают мяч от пола сначала одной рукой, потом другой. Произнося текст, покачивают мячом из стороны в сторону.  
3. Развитие речевого дыхания Игра «Мыльные пузыри»   Дети пускают мыльные пузыри по очереди. Остальные считают у кого больше.  
4. Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Этот пальчик – красный мяч. Ты куда помчался вскачь? Этот пальчик – кукла Катя. В синем, новом, длинном платье. Этот пальчик – грузовик. Он огромен, он велик! Этот пальчик – желтый мишка, Добрый мишка – шалунишка. Этот пальчик – самолет, Все игрушки довезет.     Загибают пальцы на руке.  
5. Развитие связной речи, тактильных ощущений. Игра «Волшебный мешочек»   В мешочек кладутся игрушки из-под киндер сюрпризов. Детям предлагается опустить руку в мешочек, и на ощупь определить какая игрушка ему попалась. И как они об этом догадались.  
6. Развитие фонематических представлений Игра «Назови слова на заданный звук» Детям предлагается назвать игрушки которые начинаются на звук «К» Слова: Кукла, кубики, конструктор, клоун…
7. Развитие речевого слуха Игра «Помоги Андрюшке» Расставил Андрюшка В два ряда игрушки. Рядом с мартышкой – Плюшевый мишка. Вместе с лисой – Зайка косой. Следом за ними – Еж и лягушка. Сколько игрушек расставил Андрюшка? Вопросы: - Сколько всего игрушек расставил Андрюшка? - Кого поставил Андрюшка рядом с мартышкой? - Кого поставил рядом с лягушкой?...........  

 

Тема: «Посуда»

1. Развитие артикуляционной моторики   Комплекс упражнений + чистоговорки   АЛ-АЛ-АЛ: стакан на пол упал. ОЛ-ОЛ-ОЛ: стакан упал на стол. УЛ-УЛ-УЛ: стакан упал на стул. ИЛ-ИЛ-ИЛ: Павел стакан разбил.  
2. Координация речи с движением «Дуршлаг» Очень странный новый ковшик! Для чего он – не пойму…. Кто в нем сделал столько дырок? Кто испортил? Почему? Вермишель сварила мама Ковшик новенький взяла, С вермишели воду слила Через дырочки ковша. А потом сказала мама: «Дырки нам сверлил не враг! Просто этот в дырках ковшик Называется… дуршлаг»     Дети делают удивленное лицо, приподнимают плечи, разводят руки в стороны и пожимают плечами. Указательные пальцы обеих рук поочередно показывают большое количество дырок в дуршлаге. Делают удивленные лица. Одной рукой изображают кастрюлю, другой помешивают в ней вермишель. Имитация движений Показывают указательными пальцами дырочки. Качают головой. Показывают указательными пальцами дырочки. Произнося слово дуршлаг хлопают два раза в ладоши.
3. Развитие силы выдоха Игра «Суп кипит» Детям раздаются пластмассовые кастрюльки, наполовину наполненные водой и соломинки для коктейля. Предлагается подуть в соломинку, чтобы суп в кастрюле «закипел».
4. Пальчиковая гимнастика «Жду гостей» Стол сейчас накрою я. Ведь придут мои друзья. В солонку соль я положу, В салатники салат. В конфетницу, конфеты кладу я для ребят. В сухарницу кладу Я много сухарей. А в сахарницу сахар Насыплю для гостей.       Дети загибают пальцы на руке, перечисляя название посуды. ИЛИ Поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой.  
5. Развитие зрительного внимания, восприятия и связной речи. Игра «Что изменилось?»   На столе расставить посуду 6-8 предметов, в любом порядке Дети закрывают глаза, педагог меняет предметы местами.
6. Развитие лексико-грамматических процессов Игра с мячом «Назови ласково» Слова: Кастрюля – кастрюлька Ложка – ложечка Тарелка – тарелочка Вилка – вилочка………  
7. Развитие речевого слуха Игра «Не зевай!» У нашего Вовки На блюде морковки. У нашей Акульки Картошка в кастрюльке. У нашей Наташки Смородина в чашке. Ну а у Валерки Грибочки на тарелке. А теперь не зевай И посуду называй!  

 

 

Тема: «Зима»

1. Развитие артикуляционной моторики   Комплекс упражнений + чистоговорки   МА-МА-МА: наступила вновь зима МЕ-МЕ-МЕ: очень рады мы зиме РЕ-РЕ-РЕ: много снега во дворе ОЙ-ОЙ-ОЙ: очень холодно зимой   Скороговорки: Сыплет, сыплетснег с небес. Спит под снегом зимний лес. Сонный сад в снегу стоит. Сад под снегом тоже спит.  
2. Координация речи с движением «Снеговик» Давай, дружок, смелей, дружок! Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечет слегка Увы! И нет снеговика.   Идут по кругу, изображая, будто катят пред собой снежный ком. «Рисуют» перед собой руками большой круг. «Рисуют» снеговика из трех кругов. Широко улыбаются. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу. Медленно приседают. Разводят руками, пожимают плечами.  
3. Развитие силы выдоха Игра «Вьюга» Кто в трубе печной завыл? Кто ворота отворил? Кто там воет, завывает? Все дорожки заметает? Кто бросает снег в лицо? Наметает на крыльцо? Детям раздаются пластмассовые бутылочки, наполненные пенопластом и соломинки для коктейля. Предлагается подуть в соломинку, и сделать в бутылочке вьюгу.
4. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» Стою и снежинки в ладошку ловлю. Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Но где же снежинки? В ладошке вода. Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки-лучи…. Как видно, ладошки мои горячи.       Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой. Ритмичные удары пальцами левой руки по ладони правой. Сжать кулачки Разжать кулачки Сжать и разжать кулачки Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.  
5. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Игра «Раздели на слоги»   Слова: Мо-роз, сне-жин-ка, вью-га, сне-го-вик…  
6. Развитие лексико-грамматических процессов Игра с мячом «Скажи наоборот» Фразы Длинный день – короткий день Теплый ветер – холодный ветер Светлая ночь – темная ночь Большое ведро – маленькое ведро Широкий шарф – узкий шарф Высокий снеговик – низкий снеговик…..  
7. Развитие связного монологического высказывания Стишок «Зимние месяцы» Отчалил осени корабль, И реки льдом сковал декабрь. Начинает календарь Месяц с именем январь. Белой вьюги вьётся шаль, Весь в снегу пришёл февраль.

 

 

Тема: «Птицы»

1. Развитие артикуляционной моторики   Комплекс упражнений + чистоговорки   БА-БА-БА: на крыше труба БЕЙ-БЕЙ: прилетел воробей БИ-БИ-БИ: прилетели голуби БОЙ-БОЙ: покружили над трубой БУ-БУ-БУ: птицы сели на трубу БЕ-БЕ-БЕ: птицы на трубе. Скороговорки: Сова советует сове: - Спи, соседка, на софе. На софе так сладко спится, О совятах сон приснится. Сорока с вороной спорила, Тараторила, тараторила, Ворону переспорила.    
2. Координация речи с движением «Птичка» Однажды по лесу Птичка летела, Увидев пенек, На него сразу села. Потом отдохнула, Встала на ножки. И важно, как цапля, Пошла по дорожке. Потом наша птичка Как зайчик скакала. Как мишка-воришка Мед с лапы лизала. Летала, кружилась, как мотылек. Устала и села опять на пенек.       Дети бегают по помещению в разных направлениях, машут руками. Присаживаются на корточки. Поднимаются с корточек. Ходят по помещению высоко поднимая колени. Прыгают на двух ногах. Подносят то одну, то другую руку ко рту. Бегают по помещению. Садятся на корточки.  
3. Развитие силы выдоха Игра «Птичка полетела» Дуем на птичек.
4. Пальчиковая гимнастика «Кормим птиц» Я зимой кормлю всех птиц – Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей, - Вот, кормушка у дверей. Дам им булки, пшенной каши, Дам им зерна, семена. А синице дам я сало, Пусть клюёт его она.     Дети загибают пальцы на руке, перечисляя птиц. Загибают пальцы на другой руке перечисляя корм. Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.  
5. Развитие словаря Рано утром на опушке Мы повесили кормушки. Для щеглов и для синичек. И для всех голодных птичек. Не едите вы с ладошки Зерна, семечки и крошки. Прилетайте на опушку, Угощенье ждет в кормушке.       Детям предлагается выучить стишок.
6. Развитие лексико-грамматических процессов Игра с мячом «Чей, чья, чье, чьи?» Педагог называет часть тела какой-нибудь птицы, дети ловят мяч и говорят чья это часть тела. Слова: Клюв вороны – вороний клюв Голова совы – совиная голова Гнездо воробья – воробьиное гнездо. Крылья голубя – голубиные крылья Хвост синицы – синицын хвост  
7. Развитие речевого слуха Игра «Так бывает или нет?» Стишок: Это верно или нет, что как сажа черен снег? Сахар – горек, уголь – бел. Ну, а трус как заяц смел? Что комбайн не жнет пшеницы? Что в упряжке ходят птицы? Что летать умеет рак? А медведь плясать мастак? Что растут на вербе груши? Что киты живут на суше? Что с зари и до зари Сосны валят косари? Ну, а белки любят шишки, А лентяи любят труд…. А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?  

 

 

Тема «Домашние животные»

1. Развитие артикуляционной моторики   Комплекс упражнений + чистоговорки   ЗА-ЗА-ЗА: на лугу стоит коза ЗУ-ЗУ-ЗУ: мы увидели козу ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ: дали травку мы козе ЗОЙ-ЗОЙ-ЗОЙ: бежит козленок за козой Скороговорки: Бараны не едят бананы! Бананы едят обезьяны. Поспорили на щелбан Бык, буйвол, бизон и баран.  
2. Координация речи с движением «кролики» Мы на ферме побывали, Белых кроликов видали. Шустренькие кролики. То ложились, То кружились В проволочном домике. Лапками стучали, Весело пищали. Мы зверькам Не травки жесткой – Клеверу достанем… Вырастайте С нежной шерсткой, С круглыми хвостами.     Идут по кругу, держатся за руки. Прыгают по кругу, сделав ушки из пальчиков. Ложатся. Кружатся. Хлопают в ладоши. Топают ногами. Идут по кругу, держатся за руки. Прыгают по кругу, сделав ушки из пальчиков.  
3. Согласование существительных с числительным Игра «1,2,3,5 » Слова: 1 корова- 2 коровы – 3 коровы – 5 коров; 1 баран – 2 барана – 3 барана – 5 баранов; 1 конь – 2 коня - 3 коня – 5 коней….
4. Пальчиковая гимнастика Мне папа открытки купил, Что вижу, сказать попросил. Я вижу свинью с поросятами, Я вижу корову с телятами. И вижу я кошку с котятами, И вижу козу я с козлятами. И вижу овцу я с ягнятами. Домашних животных, Которых я вижу. Всегда напою, накормлю, Не обижу.   Дети имитируют движения – ритмично выкладывая открытки на стол. Поочередно соединяют пальцы рук. Смотрят в бинокль, наливают воду, дают миску с едой, гладят.
5. Развитие связной речи Упражнение «Составь предложение»     Детям предлагается составить предложения по картинкам.
6. Развитие лексико-грамматических процессов Игра с мячом «Назови детеныша» Слова: У козы – козленок У кошки – котенок У собаки – щенок У овцы - ягненок У коровы – теленок…  
7. Развитие речевого слуха Игра «Не зевай!» На подворье нашем Овцы и барашек Хрюшка с поросенком, И коза с козленком. Добрый пес Трезорка И корова Зорька. Кролики, крольчата, Лошадь, жеребята. Все они хорошие, Я их всех люблю. Кроликов я травкою Утром покормлю. А теперь не зевай, Всех животных называй.  

 

Тема «Дикие животные»

1. Развитие артикуляционной моторики   Комплекс упражнений + чистоговорки   СА-СА-СА: посмотри бежит лиса. СУ-СУ-СУ: не боимся мы лису. СЫ-СЫ-СЫ: убежим мы от лисы ЖА-ЖА-ЖА: видели в лесу ежа. ЖУ-ЖУ-ЖУ: спели песню мы ежу. ЖИ-ЖИ-ЖИ: нас услышали ужи. ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ: приползли ужи к меже. Скороговорки: Белка по елке ловко скакала, Много всего в дупло натаскала. С осени и до весны Спит медведь и видит сны.  
2. Координация речи с движением «Испуганный зайчонок» -Я, испуганный зайчонок. За мной гонится лиса. Подскажите, что мне желать? Ведь найдет меня она. -прыгни вправо, Прыгни влево. Прыгни, зайчик, ты вперед. За кустом тихонько спрячься. След лиса твой не найдет.     Дети произносят текст и изображают испуганных зайчат. Оглядываются назад. Изображают испуганных зайчат. Прыгают в правую сторону Прыгают в левую сторону. Прыгают вперед. Присаживаются на корточки. Качают головой.  
3. Согласование существительных с числительным Игра «1,2,3,5 » Слова: 1 лиса- 2 лисы – 3 лисы – 5 лис; 1 волк – 2 волка – 3 волка – 5 волков; 1 белка – 2 белки - 3 белки – 5 белок….
4. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» У лисы в лесу глухом Есть нора – Надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет он лапу. Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно в нем.       Дети загибают пальцы на руках По одному на каждое двустишие. Поочередно ударяют кулачками друг о друга.
5. Развитие связной речи Упражнение «Составь предложение»     Детям предлагается составить предложения по картинкам.
6. Развитие лексико-грамматических процессов Игра с мячом «Назови детеныша» Слова: У лисы – лисенок У белки – бельчонок У волка – волчонок У ежа – ежонок…  
7. Развитие слухового внимания, памяти, связной речи. Игра «Исправь ошибки» Опишу я вам животных, что в лесу увидела. Только вы, друзья, проверьте, чтоб я их не обидела. Шуба рыжая у волка. Шуба зайчика в иголках. Шуба бурая лисы – удивительной красы. Шуба белая ежа. У медведя серая. Всех зверей запомнить цвет правильно сумела я?

 

 

Тема: «Новый год»

<
1. Развитие артикуляционной моторики     Комплекс упражнений + чистоговорки   ЛА-ЛА-ЛА: настали холода УЛ-УЛ-УЛ: холодный ветер дул ТЕЛЬ-ТЕЛЬ-ТЕЛЬ: на дворе метель ТЕЛИ-ТЕЛИ-ТЕЛИ: весь день метут метели ВОТ-ВОТ-ВОТ: у елки водим хоровод АВА-АВА-АВА: веселая забава. ВИ-ВИ-ВИ: всех ребят зови.  
2. Координация речи с движением «Зимние забавы» Мы бежим с тобой на лыжах, Снег холодный лыжи лижет. А потом – на коньках. Но упали мы. АХ! А потом снежки лепили, А потом снежки катили, А потом без сил упали, И домой все побежали.       Имитируют ходьбу на лыжах. Имитируют движения на коньках, руки за спиной. Приседают. Лепят снежки. Катят воображаемый комок. Падают Бегут по кругу.
3. Развитие длительного плавного выдоха Упражнение «Новогодний салют»   Детям раздаются бутылочки с конфетти. Дуют плавно, не надувая щек, через соломинку.
4. Пальчиковая гимнастика «На елке» Мы на елке веселились, И плясали, и резвились. После, добрый Дед мороз Нам подарки преподнёс. Дал большущие пакеты, В них же - вкусные предметы: Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один- Золотистый мандарин     Ритмичные хлопки в ладоши. Ритмичные удары кулачками. «шагают» по столу средними и указательными пальцами обеих рук. «рисуют» руками круг. Ритмичные хлопки в ладоши. Загибают пальчики на руках, начиная с больших.  
5. Развитие мимических мышц Упражнение «Снеговик»   Как вдруг – поверите ли вы? – Кап –кап! Кап-кап! Кап-кап! Он начал таять с головы, И вдруг совсем ослаб… Дети показывают, как менялось выражение лица снеговика. -Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы снеговик не растаял? (Ответы детей)


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: