МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПрАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ Студентов
Тема № 2.3.2.: «Токсичные химические вещества раздражающего действия»
По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф»
Лечебный факультет
Методические
рекомендации рассмотрены
и одобрены на заседании кафедры
(протокол №__ от «___» _________ 2012 г.)
Заведующий кафедрой
доцент В.Б. Сивков
«___» _____________ 2012 г.
Самара, 2012
1.Формируемые компетенции:
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью и готовностью проводить защиту населения при ухудшении химической и радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14(2);
- способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в очагах массового поражения, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации (ПК-21 (3,5);
2. Цель занятия:
В результате изучения темы студент должен:
Знать:
- основы организации лечебно-эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях;
- основы оказания различных видов медицинской помощи пораженному населению;
- особенности оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и при катастрофах в мирное и военное время;
- цели, задачи и основные понятия токсикологии и медицинской защиты;
- патологию, клинику и лечение поражений токсичными химическими веществами (ТХВ) и ионизирующими излучениями (ИИ);
- медицинские средства профилактики и оказания медицинской помощи поражены ИИ, ТХВ и бактериальными средствами (БС).
Уметь:
- подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациентов в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация;
- применять различные способы введения лекарственных препаратов (с использованием шприц-тюбика), поставить предварительный диагноз;
- оказывать первую помощь при неотложных состояниях, первую врачебную помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях.
Владеть:
-правильным ведением медицинской документации (заполнить первичную медицинскую карточку);
- алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту (функциональное подразделение ЭМЭ);
-. основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях пострадавшим в очагах поражения при различных чрезвычайных ситуациях.
3.Общее время занятия:
45 минут
Оснащение занятия.
Материально-техническое обеспечение:
Специально оборудованные классы для проведения практических занятий, оснащенные теле-, видеоаппаратурой для демонстрации учебных материалов.
Перечень демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий:
- мультимедийный комплекс;- аудио-видеоаппаратура;- проекционное оборудование;
- презентации;- видеофильмы;- стенды;- таблицы;- витражи.- комплекты основных учебных материалов;- учетные документы ЛПУ;- тестовые задания (контроли) по изучаемой теме, - ситуационные задачи; - методические рекомендации к практическому занятию для студентов – 1 на двоих студентов.
Схема развертывания этапа первой врачебной помощи – ОПМ, «Средства самообороны и защиты от животных», баллончики «с газом» по 40-60,0 мл, Германия, РФ – 10 шт., стенды с имитаторами ТХВ, дегазирующих веществ и антидотами.
ОФП по 1 на стол, ОЗК – 1 на группу, ИПП -8-11 по 1 на группу.
Самостоятельная работа во внеучебное время
5.1. Задание на дом:
Программное обеспечение: Электронная версия УМК по дисциплине БЖ и МК доступна на странице кафедры Самарского государственного медицинского университета.
Подготовится к тестированию.
Подготовиться к практическому занятию, прочитать основную и дополнительную литературу по теме занятия.
Вопрос самоподготовки | Источники информации | Цель самоподготовки | Вопросы и задания для самоконтроля | |
1. | 1. Механизм действия и патогенез ТХВ раздражающего действия – CS, CR, CN и адамсита. | 1.Лекционный материал кафедры МК и БЖ, СамГМУ, 2012. 2.Куценко С.А. и другие Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита, Учебник, СПб, «Фолиант»,2004, С.528. 3. Сахно И.И, Сахно В.И.. Медицина катастроф М., Медицина, 2002, С.560. | Проверка уровня усвоения знаний, по возможности воспроизведения информации об изучаемом объекте | Знать механизм действия и патогенез ОВ раздражающего действия CS, CR, CN и адамсита. |
2. | 2. Особенности клиники поражения лакриматорами и стернитами. | 1.Лекционный материал кафедры МК и БЖ, СамГМУ, 2012. 2. Сахно И.И,Сахно В.И.. Медицина катастроф М., Медицина, 2002, С.560. 3.Куценко С.А. и другие Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита, Учебник, СПб, «Фолиант»,2004, С.528. | Проверка уровня усвоения знаний, по возможности воспроизведения информации об изучаемом объекте | Знать особенности клиники поражения лакриматорами и стернитами из группы ОВ раздражающего действия. |
3. | 3.Антидотная и симптоматическая терапия у пораженных ТХВ РД. | 1.Лекционный материал кафедры МК и БЖ, СамГМУ, 2012. 2. Сахно И.И,Сахно В.И.. Медицина катастроф М., Медицина, 2002, С.560. 3.Куценко С.А. и другие Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита, Учебник, СПб, «Фолиант»,2004, С.528. | Проверка уровня усвоения знаний, воспроизведение информации. | Знать основные лекарственные средства антидотной и симптоматической терапии при поражении ОВ раздражающего действия. |
4. | 4. Медицинская сортировка и мероприятия объема медицинской помощи пораженным ТХВ раздражающего действия на этапах медицинской эвакуации ОПМ и ТТПГ. ля | 1.Лекционный материал кафедры МК и БЖ, СамГМУ, 2012. 2.Куценко С.А. и другие Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита, Учебник, СПб, «Фолиант»,2004, С.528. 3. Сахно И.И,Сахно В.И.. Медицина катастроф М., Медицина, 2002, С.560. | - Разбор ситуационных задач. -Проверка уровня усвоения знаний и воспроизведение информации по изучаемым вопросам темы. | Знать основные мероприятия по оказанию медицинской помощи и по проведению внутрипунктовой и эвакотранспортной сортировки в ОПМ и ТТПГ. |
Приложение № 1
Требования к вариантам ответов и критерии оценки результатов теста для студентов
Вариант №
Тест представлен в виде вопросов с предлагаемыми вариантами ответов. Испытуемые должны выбрать из предлагаемых вариантов правильные ответы. Испытуемому сообщается, что правильных ответов может быть от 1 до 5. Вопросов без правильных ответов нет. Запись выбранных вариантов цифровых ответов осуществляется в одну строчку, через запятую, после указания номера вопроса. Ошибкой считается указание неправильного ответа и не выбранный правильный ответ.