Виды моделей и их реализация | Цели (почему?) Дерево целей | Люди (кто?) Архитектура организации | Функции (как?) Архитектура приложений | Объекты данных (что?) Архитектура данных | Коммуникация (где?) Архитектура технологическая | Время события (когда?) |
Укрупненная модель организации (планировщик, пользователь) | Список целей и задач | Список организаций (подразделений) | Список процессов | Список сущностей | Список узлов | Список основных событий |
Концептуальная модель организации (проектировщик, пользователь) | Стратегическая модель: цель - стратегия | Структурные модели: подразделения - работа | Функциональные модели: процесс | Информационно-логические модели ER-диаграммы | Модель топологии узлов | Модель корпоративных событий |
Системная модель ИС (консультант-проектировщик) | Критерии достижения целей | Роли персонала | Диаграммы потоков данных | Логическая модель данных | Логическая модель сетей организации | Модель системных событий |
Технологическая модель (разработчик ИС) | Модель «состояние-действие» | Модель интерфейса | Модель приложений | Модель внутреннего представления | Физическая модель коммуникации | Модель технических событий |
Компоненты (разработчик ИС, субподрядчик) | Шаг/задача | Пользователь - транзакция | Программные модули | Базы данных | Протоколы | Компонентные события |
Функционирующая система (эксплуатационщики) | Варианты исполнения | Сеансы работы | Процедуры | Ограничения целостности | Клиент-сервер | Операционные события |
Строки таблицы отражают уровни представления системы, уровни моделирования, уровни решения проектных задач. Более детально это следующие представления:
1) бизнес-среда системы
|
2) концептуальная модель
3) логическая модель
4) технологическая модель
5) детальная реализация (поблочная)
6) представления пользователя (эксплуатация)
Выделенные аспекты, столбцы таблицы фактически отражают разделы обеспечения системы:
1) информационное обеспечение (данные)
2) функциональное обеспечение (функции)
3) коммуникационное обеспечение (сеть)
4) Организационная система (структура организации)
Описанные разделы системы и уровни представления схемы Захмана являются классификацией сущностей предприятия и его информационной системы.
В стоках этой матрицы описываются модели предметной (проблемной) области с позиции различных категорий участников процесса проектирования к которым относятся представители будущих пользователей системы (заказчиков), проектировщики (консультанты), участвующие в процессе получения и формирования знаний о проблемной области и формулирующие требования ИС.
Основные аспекты построения архитектуры:
1) цели и бизнес-правила (мотивация того почему функционирует система)
2) объекты (что проходит преобразование)
3) функции (как осуществляется преобразование в процессе)
4) участники (субъкты процесса, кто осуществляет процесс)
5) место
6) время
В двух первых строках представлены модели, относящиеся к точке зрения будущих пользователей к системе. Третья строка соответствует взглядам проектировщика. Четвертая и пятая строки – точки зрения консультанта ИС. Шестая – точки зрения эксплуатационных служб.
Примеры заполнения ячеек сферы Захмана.
|
- Позиция «планировщик».
Приводится список главных целей, объектов, стратегий и критических факторов успеха бизнеса предприятия, определяющих мотивацию его деятельности.
- Позиция собственника.
Цель и стратегия предприятия, которые составляют основную мотивацию для деятельности предприятия и принятия решений. Создание бизнес-планов.
- Позиция «проектировщик».
Логическая модель реализации бизнес-правил предприятия в терминах намерений и ограничений.
- Позиция «разработчик»
Правила проекта являются физической реализацией
Люди:
- с позиции планировщика – список организаций, за которые данное предприятие несет ответственность. Перечень имеет высокий уровень агрегирования и определяет границы модели предприятия.
- с позиции собственника – модель потока работ, которая определяет обязанности и спецификации работ на предприятии.
- с позиции проектировщика – логические системы отражают поток работ, которые включают спецификацию участников и ролей.
- с позиции разработчика – представление архитектуры интерфейса. Данный документ является физическим выражением потока работ, осуществляемым на предприятии конкретным служащим. Требования и формат представления его работы.
Функции (архитектура приложения):
- с позиции планировщика – описывается перечень процессов или бизнес-функций, осуществляемых данным предприятием. Этот перечень определяет возможности, границы или модели процессов, которые характеризуют бизнес-деятельность предприятия.
- с позиции владельца (собственника) – модель предприятия представляется моделью действующих бизнес-процессов, которые осуществляет предприятие от каких-либо системных или организационных ограничений
- с позиции проектировщика (модель информационной системы) – содержит логическую модель реализации систем, поддерживающих ручным или автоматизированным способом бизнес-процессы предприятия. В модели отражаются сферы действия, как человека, так и машины. Модель может включать средства и механизмы управления, а также входные и выходные данные для логических систем, которые отражают систему функций (процессов предприятия)
- с позиции разработчика (технологическая модель) –
- с позиции субподрядчиков –
|
Объекты – данные (архитектура данных):
- планировщик – приводится перечень бизнес-объектов (изделий, активов), в которых заинтересованно данное предприятие
- владелец – определяет модели бизнес-процессов, которые наиболее существенны для предприятия. Данная модель определяется как сущность-связь и отражает на уровне концептуальных определений (т.е. терминов и фактов), и наиболее существенные цели и стратегии бизнеса.
- Проектировщик – описывается логическая модель данных. Она представляет собой цели и объекты предприятия, отражаемые в соответствующих записях или отчетах.
- Разработчик (технологическая модель) – описывается физическая модель данных. Модель отражает технологические ограничения или физическое представление объектов и целей предприятия.
- Субподрядчики – приводится описание данных (библиотека). Определение всех объектных данных, специфицированных физической моделью данных и включающих все описания данных в соответствии с языков описания. Описание необходимо для реализации программы.
D-модель предприятия.
Плоские схемы модели архитектуры, это средства для организации знаний предприятия, которые важны в условиях приспособления к изменениям предприятия во времени. Для управления проектами развития ИС и трансформации предприятия вводится 3хмерная схема которая образуется путем введения осей стратегического времени.
Строится в 3х измерениях.
1. Ось уровня проектирования и использования предприятия. Она представлена 6 горизонтальными линиями: Потребности и планы, бизнес-модель, логическая модель, техническая архитектура, детальная реализация и практика использования.
2. Ось раздела обеспечения и аспекта работы предприятия: цели, люди, функции, объекты, коммуникации.
3. Ось времени, в котором развивается предприятие и его АИС стадии на верхней грани модели, соответствующих возможным стадиям жизненного цикла системы.
Требования к 3D модели
Описание, создаваемое в указанных осях становится 3хмерной моделью после того как в элементарных ячейках будут приведены частные модели.
- Простота и доступность для (технических и нетехнических) руководителей и специалистов
- Целостность
- Открытость - каждая проблема или проект могут быть включены в контекст событий будущего.
- Использование инструментов планирования
- Независимость от каких-либо инструментов
Описание каждой частной модели должны содержать оценку состояния дел с точки зрения данной модели как компонента системы. Создаваемые в ячейках частные модели должны быть согласованны в своих взаимосвязях. Правило описание взаимосвязей частных моделей является явное выделение описания связей каждой модели ячейки с ближайшими ячейками более высокого и более низкого уровня, представления архитектуры предприятия и ИС. Содержание и описание взаимосвязей включает следующие характеристики:
- Необходимость компонента и формальные требования к нему
- Качество и степень готовности компонента
- Соответствие плановому графику работ и согласованности различных графиков.
- Обоснованность графиков инвестиций и их окупаемость
- Возможность изменений (прогноз) наиболее близкого по времени изменения потребностей, требований и обеспеченности этих изменений ресурсами.
- Смысловая целостность модели одного уровня
Примеры по размеру бизнеса предприятия:
- Ситуационный и диагностический анализ
- Выдвижение целей и выбор стратегий
- Разработка плана мероприятий и осуществление стратегий
- Планирование оперативных действий
- Выполнение подготовительных и запускающих мероприятий
- Тактический и оперативный мониторинг
- Стратегический мониторинг, возобновление анализа, совершенствование стратегий
Эти базы могут быть элементами базовой классификации сущностей на оси времени развития предприятия, как и элементы проектного цикла, указанные ранее.