Матрица согласованных моделей в архитектуру




Виды моделей и их реализация Цели (почему?) Дерево целей Люди (кто?) Архитектура организации Функции (как?) Архитектура приложений Объекты данных (что?) Архитектура данных Коммуникация (где?) Архитектура технологическая Время события (когда?)
Укрупненная модель организации (планировщик, пользователь) Список целей и задач Список организаций (подразделений) Список процессов Список сущностей Список узлов Список основных событий
Концептуальная модель организации (проектировщик, пользователь) Стратегическая модель: цель - стратегия Структурные модели: подразделения - работа Функциональные модели: процесс Информационно-логические модели ER-диаграммы Модель топологии узлов Модель корпоративных событий
Системная модель ИС (консультант-проектировщик) Критерии достижения целей Роли персонала Диаграммы потоков данных Логическая модель данных Логическая модель сетей организации Модель системных событий
Технологическая модель (разработчик ИС) Модель «состояние-действие» Модель интерфейса Модель приложений Модель внутреннего представления Физическая модель коммуникации   Модель технических событий
Компоненты (разработчик ИС, субподрядчик) Шаг/задача Пользователь - транзакция Программные модули Базы данных Протоколы Компонентные события
Функционирующая система (эксплуатационщики) Варианты исполнения Сеансы работы Процедуры Ограничения целостности Клиент-сервер Операционные события

 

Строки таблицы отражают уровни представления системы, уровни моделирования, уровни решения проектных задач. Более детально это следующие представления:

1) бизнес-среда системы

2) концептуальная модель

3) логическая модель

4) технологическая модель

5) детальная реализация (поблочная)

6) представления пользователя (эксплуатация)

 

Выделенные аспекты, столбцы таблицы фактически отражают разделы обеспечения системы:

1) информационное обеспечение (данные)

2) функциональное обеспечение (функции)

3) коммуникационное обеспечение (сеть)

4) Организационная система (структура организации)

 

Описанные разделы системы и уровни представления схемы Захмана являются классификацией сущностей предприятия и его информационной системы.

В стоках этой матрицы описываются модели предметной (проблемной) области с позиции различных категорий участников процесса проектирования к которым относятся представители будущих пользователей системы (заказчиков), проектировщики (консультанты), участвующие в процессе получения и формирования знаний о проблемной области и формулирующие требования ИС.

 

Основные аспекты построения архитектуры:

1) цели и бизнес-правила (мотивация того почему функционирует система)

2) объекты (что проходит преобразование)

3) функции (как осуществляется преобразование в процессе)

4) участники (субъкты процесса, кто осуществляет процесс)

5) место

6) время

 

В двух первых строках представлены модели, относящиеся к точке зрения будущих пользователей к системе. Третья строка соответствует взглядам проектировщика. Четвертая и пятая строки – точки зрения консультанта ИС. Шестая – точки зрения эксплуатационных служб.

 

Примеры заполнения ячеек сферы Захмана.

  1. Позиция «планировщик».

Приводится список главных целей, объектов, стратегий и критических факторов успеха бизнеса предприятия, определяющих мотивацию его деятельности.

  1. Позиция собственника.

Цель и стратегия предприятия, которые составляют основную мотивацию для деятельности предприятия и принятия решений. Создание бизнес-планов.

  1. Позиция «проектировщик».

Логическая модель реализации бизнес-правил предприятия в терминах намерений и ограничений.

  1. Позиция «разработчик»

Правила проекта являются физической реализацией

 

Люди:

  • с позиции планировщика – список организаций, за которые данное предприятие несет ответственность. Перечень имеет высокий уровень агрегирования и определяет границы модели предприятия.
  • с позиции собственника – модель потока работ, которая определяет обязанности и спецификации работ на предприятии.
  • с позиции проектировщика – логические системы отражают поток работ, которые включают спецификацию участников и ролей.
  • с позиции разработчика – представление архитектуры интерфейса. Данный документ является физическим выражением потока работ, осуществляемым на предприятии конкретным служащим. Требования и формат представления его работы.

 

Функции (архитектура приложения):

  • с позиции планировщика – описывается перечень процессов или бизнес-функций, осуществляемых данным предприятием. Этот перечень определяет возможности, границы или модели процессов, которые характеризуют бизнес-деятельность предприятия.
  • с позиции владельца (собственника) – модель предприятия представляется моделью действующих бизнес-процессов, которые осуществляет предприятие от каких-либо системных или организационных ограничений
  • с позиции проектировщика (модель информационной системы) – содержит логическую модель реализации систем, поддерживающих ручным или автоматизированным способом бизнес-процессы предприятия. В модели отражаются сферы действия, как человека, так и машины. Модель может включать средства и механизмы управления, а также входные и выходные данные для логических систем, которые отражают систему функций (процессов предприятия)
  • с позиции разработчика (технологическая модель) –
  • с позиции субподрядчиков –

 

Объекты – данные (архитектура данных):

  • планировщик – приводится перечень бизнес-объектов (изделий, активов), в которых заинтересованно данное предприятие
  • владелец – определяет модели бизнес-процессов, которые наиболее существенны для предприятия. Данная модель определяется как сущность-связь и отражает на уровне концептуальных определений (т.е. терминов и фактов), и наиболее существенные цели и стратегии бизнеса.
  • Проектировщик – описывается логическая модель данных. Она представляет собой цели и объекты предприятия, отражаемые в соответствующих записях или отчетах.
  • Разработчик (технологическая модель) – описывается физическая модель данных. Модель отражает технологические ограничения или физическое представление объектов и целей предприятия.
  • Субподрядчики – приводится описание данных (библиотека). Определение всех объектных данных, специфицированных физической моделью данных и включающих все описания данных в соответствии с языков описания. Описание необходимо для реализации программы.

D-модель предприятия.

Плоские схемы модели архитектуры, это средства для организации знаний предприятия, которые важны в условиях приспособления к изменениям предприятия во времени. Для управления проектами развития ИС и трансформации предприятия вводится 3хмерная схема которая образуется путем введения осей стратегического времени.

 

Строится в 3х измерениях.

1. Ось уровня проектирования и использования предприятия. Она представлена 6 горизонтальными линиями: Потребности и планы, бизнес-модель, логическая модель, техническая архитектура, детальная реализация и практика использования.

2. Ось раздела обеспечения и аспекта работы предприятия: цели, люди, функции, объекты, коммуникации.

3. Ось времени, в котором развивается предприятие и его АИС стадии на верхней грани модели, соответствующих возможным стадиям жизненного цикла системы.

 

Требования к 3D модели

Описание, создаваемое в указанных осях становится 3хмерной моделью после того как в элементарных ячейках будут приведены частные модели.

  1. Простота и доступность для (технических и нетехнических) руководителей и специалистов
  2. Целостность
  3. Открытость - каждая проблема или проект могут быть включены в контекст событий будущего.
  4. Использование инструментов планирования
  5. Независимость от каких-либо инструментов

Описание каждой частной модели должны содержать оценку состояния дел с точки зрения данной модели как компонента системы. Создаваемые в ячейках частные модели должны быть согласованны в своих взаимосвязях. Правило описание взаимосвязей частных моделей является явное выделение описания связей каждой модели ячейки с ближайшими ячейками более высокого и более низкого уровня, представления архитектуры предприятия и ИС. Содержание и описание взаимосвязей включает следующие характеристики:

  1. Необходимость компонента и формальные требования к нему
  2. Качество и степень готовности компонента
  3. Соответствие плановому графику работ и согласованности различных графиков.
  4. Обоснованность графиков инвестиций и их окупаемость
  5. Возможность изменений (прогноз) наиболее близкого по времени изменения потребностей, требований и обеспеченности этих изменений ресурсами.
  6. Смысловая целостность модели одного уровня

 

Примеры по размеру бизнеса предприятия:

  1. Ситуационный и диагностический анализ
  2. Выдвижение целей и выбор стратегий
  3. Разработка плана мероприятий и осуществление стратегий
  4. Планирование оперативных действий
  5. Выполнение подготовительных и запускающих мероприятий
  6. Тактический и оперативный мониторинг
  7. Стратегический мониторинг, возобновление анализа, совершенствование стратегий

 

Эти базы могут быть элементами базовой классификации сущностей на оси времени развития предприятия, как и элементы проектного цикла, указанные ранее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: