Формирование архитектуры в процессе детализации
Разработка концептуальной архитектуры предприятия на перспективу осуществляется пошаговый процесс формирования целевой архитектуры, отталкиваясь от текущей архитектуры и двигателей ее преобразования. В этот пошаговый процесс входят использование сегментного подхода к архитектуре и принципы постепенной детализации архитектуры.
Подходы при построении архитектуры:
· Стандартный подход – вначале разрабатывается общая схема и правила для будущего описания архитектуры. Затем описывается вся текущая база и после этого представляется вся целевая архитектура. Только после этого начинается конструирование, приобретение и реализация систем.
//What are you doing, applesher???
· Подход «статус-кво» - разработка рассматривается как реакция на те или иные возникающие затруднения. Опирается на модель разработки сегментов архитектуры в рамках общей структурируемой схемы. Он сосредотачивается на главных областях бизнеса. Например, система управления финансами, кадрами, службами коммуникационного обеспечения и управления. Чтобы сократить возможные риски, обеспечить снижение начальных затрат и добиться быстрой отдачи от проекта используется сегментный подход.
Компоненты архитектуры предприятия:
· Двигатели архитектуры – они отражают внешние стимулы изменения архитектуры:
Бизнес-стимулы – в их качестве может выступать новое законодательство, новая инициатива организации, рыночные силы.
Технические стимулы – в их качестве могут выступать новые ПО, аппаратные и технические средства ЭВМ.
//Oh, my God!
Стратегическое направление – руководство для разработки целевой архитектуры, которое содержит видение миссии предприятия, принципы его построения, цели и объекты предприятия.
|
Текущая архитектура – определяет архитектуру предприятия «как есть» и состоит из двух частей:
- Текущая бизнес-архитектура
- Техническая архитектура (данные, приложения и технологии).
Она отражает текущие возможности и технологии. Служит объектом для дальнейшего расширения.
Целевая архитектура – определяет архитектуру предприятия «как должно быть построено». Состоит из 2х частей:
- Целевая бизнес-архитектура
- Техническая архитектура
Она представляет будущие возможности и технологии, которые являются результатом улучшения проекта поддержки изменяющихся бизнес-потребностей.
Переходные процессы – поддерживают переход от текущей архитектуры к целевой архитектуре. Критические переходные процессы для предприятия включают планирование инвестиций в сферу IT, управление конфигурацией, контроль и управление проектом.
Архитектурные сегменты – отражают ориентацию отдельных частей общей архитектуры на главные бизнес-области.
Архитектурные модели – определяют бизнес-модели и конструкторские (технические) модели, которые отражают все необходимые субъекты для полного описания предприятия.
Стандарты – включает все стандарты, руководящие материалы и передовой опыт. Примеры: стандарты безопасности, стандарты приложений и технологий.
Комплексная архитектура предприятия. Модельный и организационный подходы.
Захман разработал схему архитектуры предприятия в 1987 году. 2000 год 3D-предприятие. Схема архитектуры может использоваться в качестве эталонной модели для разработки материалов для конкретных предприятий.
|
Матрица согласованных моделей в архитектуру.
Сложные системы характеризуются выполняемыми процессами, структурой и поведением во времени. Для адекватного моделирования этих аспектов в автоматизированных информационных системах различают организационные, функциональные, информационные и поведенческие модели, пересекающиеся друг с другом.
Функциональные модели системы – описывают совокупность выполняемых системой функций, характеризует морфологию (построение) системы, состав функциональных подсистем и их взаимосвязи. Отражает отношение между элементами системами в виде структур данных.
Поведенческая (событийная) модель – описывает информационные процессы. В ней фигурируют такие категории как состояние системы, события, переход из одного состояния в другое.
Организационная модель – описывает подразделения, из которых состоит предприятие.
Все эти модели должны быть соединены в единую систему понятным и непротиворечивым способом. Идея такого согласования заключается в том, что его надо начинать с самых главных характеристик предприятия, рассматривая важнейшие содержательные аспекты. В идеальном случае согласование начинает с конструирования систем управления предприятием, а именно с создания сбалансированной системы, целей и планов. В них входят: миссия предприятия, стратегические цели, индикаторы достижения целей и их целевые значения, мероприятия по достижению целей, включая архитектуру информационной системы и информационно-технологическую платформу, систему мотивации работников и планы их обучения. Суть согласования сводится к формализованному представлению предприятия в виде матрицы.