III. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
13. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные,
культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества,
школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военнопатриотические
объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной
основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и
внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной
программы определяет образовательное учреждение.
18.2.2. Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего
общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;
2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;
3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности;
4) содержание курса внеурочной деятельности;
5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной
деятельности обучающихся;
6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
курса внеурочной деятельности.
18.3. Организационный раздел основной образовательной программы:
18.3.2. План внеурочной деятельности.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, основная
|
образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом
реализации основной образовательной программы.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений,
формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся при получении
среднего общего образования (до 700 часов за два года обучения).
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно
разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
ФГОС не содержит понятий «факультатив» и «курсы по выбору».
Обоснование
ФГОС не предусматривает таких занятий как факультатив в школе. Они предусматривались только ФКГОС. В соответствии с ФГОС часть, формируемая участниками образовательных отношений, реализуется преимущественно через внеурочную деятельность. Учебные занятия внеурочной деятельности входят в основную образовательную программу. Они определяются планом внеурочной деятельности, который наряду с учебным планом является частью образовательной программы основного общего образования по ФГОС. Из рекомендации Как организовать внеурочную деятельность в соответствии с ФГОС <…> Понятие факультатива в школе применяют только к образовательным программам, разработанным на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФКГОС) и федерального базисного учебного плана. Поскольку ФГОС не содержит понятия факультатива, то к разработанному на его основе плану внеурочной деятельности данное понятие не применяется. Вместе с тем, общим для факультатива в школе и занятия внеурочной деятельностью является принцип добровольности. И факультативы в рамках ФКГОС, и занятия внеурочной деятельностью в рамках ФГОС направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся. <…>
|
Источник: https://www.menobr.ru/question/4272598393-qqess2-17-m5-mozhno-li-vvodit-v-uchebnyy-plan-fakultativy-v-shkole-v-klassakh-po-fgos
Можно ли включать факультативы в план внеурочной деятельности?
Если говорить о плане внеурочной деятельности как части основной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС общего образования, то нельзя.
Понятие факультатива применяют только к образовательным программам, разработанным на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФКГОС) и федерального базисного учебного плана.
Поскольку ФГОС не содержит понятия факультатива, то к разработанному на его основе плану внеурочной деятельности, данное понятие не применяется. Вместе с тем, общим для факультатива и занятия внеурочной деятельностью является принцип добровольности. И факультативы в рамках ФКГОС, и занятия внеурочной деятельности в рамках ФГОС направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
Что такое внеурочная деятельность?
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
|
Внеурочная деятельность школьников в основной образовательной программе образовательной организации
Согласно Федеральному закону об образовании содержание образования образовательной организации определяется её основной образовательной программой (далее -ООП), разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.
Согласно ФГОС ООП реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и включается в организационный раздел ООП. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация.
В каком объеме реализуется внеурочная деятельность
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
Источник:
https://eduinspector.ru/2017/11/14/vneurochnaya-deyatelnost-v-shkole-chto-obyazatelno-i-chto-po-vyboru/
СанПиН регламентирует только максимально допустимый объем внеурочной деятельности в неделю
(10 часов) (п. 10.5 СанПиН 2.4.2.282110). Соответственно, минимальный объем определяет сама
образовательная организация и он будет зависеть от финансирования основной образовательной
программы и имеющихся кадровых условий.
В условиях введения ФГОС образовательная программа общеобразовательного учреждения состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса, в которую входит внеурочная деятельность, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность нефиксированное, что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течение дня.
всего | |
кол-во час. на уровне НОО | до 1350 час. |
кол-во час. в год | до 338 час. |
кол-во час. в неделю | до 10 час. |