ПЕРЕЛИВЫ РЕСУРСОВ, ИЛИ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ




В главе 5 мы установили, что одно из достоинств конкурентной рыночной системы заключается в том, что она обеспечивает эффективное распреде-


 


Рисунок 6-1. Издержки перелива и чрезмерное выделение ресурсов

При издержках перелива, показанных на графике (а), мы видим, что более низкие издержки предприятий, представляемые кривой St не отражают всех издержек, представляемых кривой St,. Соответственно равновесная величина продукта Qe больше эффективной или оптимальной величины Qo. Это чрезмерное выделение ресурсов на данный продукт может быть скорректировано законодательным путем или, как показано на графике (б), обложением особым налогом Т, который увеличивает издержки фирмы и смещает ее кривую предложения с S в положение St.


ление ресурсов. Иными словами, "правильный", или оптимальный, объем ресурсов распределяется на производство каждого из множества товаров и услуг. Отсюда равновесный объем продукции на конкурентном рынке отождествляется также с оптимальным объемом продукции.

Между тем вывод о том, что конкурентные рынки автоматически делают распределение эффективным, покоится на скрытом допущении, будто все выгоды и издержки, связанные с производством И потреблением каждого продукта, находят полное отражение соответственно в кривых рыночного спроса и предложения. Иначе говоря, принимается допущение, что не существует переливов, или побочных эффектов, связанных с производством или потреблением всякого товара или услуги. Перелив возникает, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара, "перемещаются" к третьим сторонам, то есть к сторонам, не являющимся непосредственными покупателями или продавцами. Переливы называются также побочными эффектами, поскольку они представляют собой выгоды и издержки, выпадающие на долю индивида или группы, не являющихся участниками рыночной сделки.

Издержки перелива. Когда производство или потребление товара порождает некомпенсируемые издержки у какой-нибудь третьей стороны, тогда возникают издержки перелива. Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды. Когда химическое предприятие или завод мясных консервов спускают свои промышленные стоки в озеро или реку, то купальщики, рыбаки и совершающие лодочные прогулки — не говоря уж о городах, изыскивающих источники нормального водоснабжения, — все они несут издержки перелива. Когда нефтеперегонный завод загрязняет атмосферу ядовитым дымом или завод, производящий краски, распространяет вокруг себя одуряющие запахи, то население несет издержки перелива, которые ему никак не компенсируются.


Как влияют издержки перелива, или побочные издержки, на распределение ресурсов? Это показывает нам рисунок 6-1а. Когда возникают издержки перелива, то есть когда производители переносят часть своих издержек на население, издержки их производства оказываются ниже, чем если бы они их не переносили. Другими словами, кривая предложения не включает, или не "захватывает", все издержки, которые с полным основанием могут ассоциироваться с производством товара. Отсюда следует, что кривая предложения производителя, S, занижает общий объем издержек производства, а поэтому расположена вправо от кривой предложения, которая включала бы все издержки, St. Загрязняя окружающую среду, то есть создавая издержки перелива, фирма несет меньшие издержки производства, и ее предложение соответствует кривой S. В результате, как показано на рисунке 6-1а, равновесный объем продукта Qe больше его оптимального объема Qo. Иначе говоря, ресурсы поступают в чрезмерном количестве в производство именно этого товара.

Трансформация издержек перелива. Какие меры может правительство принять для урегулирования проблемы непропорционального распределения ресурсов, связанной с издержками перелива? Еще точнее, как может правительство издержки перелива "трансформировать во внутренние издержки производства"? Обычно применяются два типа корректировочных мер: законодательные меры и особые налоги.

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. Если вернуться к нашим примерам с загрязнением воздушного пространства и водных бассейнов, то здесь самой прямой мерой является просто принятие законодательства, запрещающего или ограничивающего загрязнение. Подобное законодательство заставляет потенциальных загрязнителей нести расходы на более надежное уничтожение промышленных отходов; например, фирмы должны приобрести и установить дымоуловители, оборудование по очистке воды,


загрязненной в производственном процессе. Такие законодательные акции вынуждают потенциальных нарушителей — под угрозой судебного преследования — брать на себя все издержки, связанные с производством. Короче говоря, законодательство способно смещать кривую предложения 5 в положение St на рисунке 6-1б и тем самым приводить к равенству равновесный и оптимальный объемы производства.

2. ОСОБЫЕ НАЛОГИ. Вторая, не столь прямая мера основывается на том факте, что налоги представляют собой издержки, а поэтому детерминанту кривой предложения фирмы (гл. 4). Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перелива на единицу продукции. С помощью такого налога оно пытается вновь возложить на фирму-нарушителя те побочные издержки, или издержки перелива, которые частная промышленность в противном случае сэкономила бы. К примеру, особый налог, равный Т на единицу продукции на рисунке 6-1б, увеличит издержки фирмы и сместит ее кривую предложения с S к St. В результате равновесная величина продукта Qe сократится настолько, что сравняется с оптимальной величиной продукта Qo, и, таким образом, чрезмерное выделение ресурсов на этот продукт будет ликвидировано.

Выгоды перелива. Однако перелив может принять и форму выгоды. Производство или потребление определенных товаров и услуг может также обусловить не требующие компенсации выгоды перелива, или выгоды, созданные внешними факторами, третьим сторонам или обществу в целом. Например, рентгенограмма грудной клетки или прививки против полиомиелита приносят прямую выгоду непосредственному потребителю. Между тем ранний диагноз туберкулеза и предотвращение инфекционных заболеваний приносят всеобъемлющую и существенную для всего общества выгоду перелива. Образование служит еще одним классическим примером выгод перелива. Образование приносит выгоды индивидуальным потребителям: "более образованные" люди обычно получают более высокие доходы, чем "менее образованные". Но образование обеспечивает большие выгоды и всему обществу; например, экономика в целом выигрывает от наличия более универсальной и более производительной рабочей силы, с одной стороны, и меньших затрат на предотвращение преступности, на надзор за соблюдением законов и на благотворительные программы — с другой. Существенное значение имеет также тот факт, что политическая активность населения находится в прямом соответствии с уровнем образования; например, в числе лиц, участвующих в голосовании на выборах, наблюдается увеличение доли избирателей по степени образованности.

Рисунок 6-2а показывает воздействие выгод перелива на распределение ресурсов. Существование выгод перелива просто означает, что рыночная кри-
вая спроса, отражающая лишь выгоды частных лиц и фирм, занижает общую величину выгод. Рыночная кривая спроса не охватывает все выгоды, связанные с обеспечением и потреблением товаров и услуг, производство которых влечет за собой выгоды перелива. Так, кривая D на рисунке 6-2а показывает выгоды, которые частные лица получают от образования; кривая Dt включает эти частные выгоды плюс дополнительные выгоды перелива, достающиеся обществу в целом. Таким образом, в то время как рыночный спрос D и предложение St создают равновесную величину продукта Qe, эта величина оказывается меньше оптимальной величины продукта Qo. Рыночная система, следовательно, не обеспечивает достаточного образования; ресурсы при этом поступают на нужды образования в недостаточном количестве.

Трансформация выгод перелива. Каким образом можно решить проблему непропорционального распределения ресурсов, связанную с наличием выгод перелива?

1. УВЕЛИЧИТЬ СПРОС. Один подход состоит в том, чтобы увеличить спрос путем обеспечения потребителей покупательной способностью, могущей быть использованной только на приобретение конкретного товара или услуги, с которыми связано возникновение выгоды перелива. Пример: наша программа Продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Продовольственные талоны, выдаваемые правительством таким семьям, могут быть использованы только на приобретение пищевых продуктов. Магазинам, принимающим продовольственные талоны, денежный их эквивалент компенсируется правительством. Отчасти смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Короче, программа ставит своей целью помочь несостоятельным людям стать более производительными участниками экономического процесса, что влечет за собой выгоды для общества в целом. На примере рисунка 6-2б видно, что программа увеличивает спрос на продовольствие с кривой D до кривой Dt, тем самым ослабляя или вовсе устраняя диспропорциональное распределение ресурсов.

2. УВЕЛИЧИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения. Вместо того чтобы субсидировать потребителей конкретным товаром, правительство может счесть более удобным и в административном плане более простым способом субсидирование производителей. Субсидия — это просто особый "налог наоборот"; налоги составляют для производителей дополнительные издержки, тогда как субсидии сокращают их издержки. На рисунке 6-2в мы видим, как предоставляемая производителям субсидия U на единицу продукции сокращает издержки и смещает


 


 


Рисунок 6-2. Выгоды перелива и дефицит ресурсов

Выгоды перелива на графике (а), как показывает кривая Dt. порождают занижение на рыночной кривой спроса D общей величины выгод общества от продукта. В результате равновесная величина продукта Qe оказывается меньше оптимальной его величины Q0. Это можно исправить, как это показано на графике (б), путем предоставления потребителям субсидии, которая повышает рыночный спрос, перемещая его от D к Dt. Напротив, дефицит ресурсов может быть устранен предоставлением производителям субсидии U, которая увеличивает их предложение, перемещая его кривую от St. в положение S't.


кривую предложения вниз от St в положение S't. В результате величина продукта возрастает с Qe до оптимального уровня Qo. А из этого следует, что дефицит ресурсов на производство этого продукта устраняется. Государственное субсидирование высшего образования, программы массовых профилактических прививок, государственные больницы и поликлиники — все это примеры практического применения рассматриваемого нами подхода.

3. ПРАВИТЕЛЬСТВО В РОЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. Третий вариант решения возникает в условиях, когда выгоды перелива чрезвычайно велики. Правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или, в крайнем случае, превратить в собственность государства и непосредственно ими управлять.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: