Архитектура нацистского периода в большей степени, чем другие виды искусства, отражала личные симпатии и антипатии Гитлера. Ни один из главных проектов архитекторов того времени не избежал указующих пометок карандаша этого несостоявшегося архитектора. Однако оценки Гитлером тех или иных архитектурных творений не претендовали на гениальность: про Парижскую оперу Шарля Гарнье он говорил, что она имеет «самую прекрасную в мире парадную лестницу», а здание Венской оперы фюрер называл «самым изумительным оперным зданием мира». Альбомы Гитлера еще с 20-х гг. были полны всевозможными архитектурными набросками, чаще всего страдавшими подражательством или чрезмерной помпезностью, тем не менее, Адольф до конца своей жизни считал себя тонким знатоком этого вида искусства.
Гитлер стремился через архитектуру выразить сущность политического, экономического и военного могущества нового строя, продемонстрировать будущим поколениям величие собственных дел, посредством монументальных строений донести до них героический дух Третьего рейха. «Вы спрашиваете, почему всегда лишь самое грандиозное? – говорил он. – Я делаю это, чтобы вернуть каждому немцу чувство самоуважения. Множеством способов я хочу убедить каждого – мы не низшие, напротив, мы совершенно равны с любой другой нацией». Впоследствии Гитлер внесет коррективы в свою мысль и заявит, что немцы «гораздо выше других наций».
Развитие архитектуры Третьего рейха связано с двумя именами: Паулем Троостом и Альбертом Шпеером, которые в разное время курировали строительство нацистской Германии.
При Троосте было построено множество архитектурных сооружений. Все они были воздвигнуты в соответствии с так называемым «стилем фюрера». «Стиль фюрера» - это сочетание неоклассицизма и необарокко.
|
Еще в 1930 г. Гитлер поручил Троосту перестроить дворец Барлов в Мюнхене под штаб-квартиру нацистской партии. Так возник знаменитый «Коричневый дом». Также по проекту Трооста в Мюнхене был построен Дворец немецкого искусства и Олимпийский стадион в Берлине, который вызвал восхищение всего мира. Помимо этого по всей стране строились государственные и муниципальные здания, обильно украшенные нацистской символикой, мосты, жилье. Дабы угодить Гитлеру, который был без ума от преувеличенно фольклорного оформления, нацистские архитекторы строили в пригородных лесах Берлина крытые соломой коттеджи с деревянными балкончиками, с дубовыми перекрытиями грубой ручной работы.
После смерти Трооста в 1934 г. в архитектурном климате Третьего рейха начал господствовать потомственный архитектор из Манхейма Альберт Шпеер. Его первым заказом были Цеппелиновые поля в Нюрнберге, где была осуществлена эффектная и помпезная постановка нацистского партийного съезда в 1934 г.
Основной заботой и Гитлера, и Шпеера стала перестройка Берлина. «Берлин должен изменить свое лицо, чтобы быть готовым к своей новой миссии» - говорил Гитлер. «Лидерство в подлинном национальном сообществе должно обладать своим лидирующим центром, который поднимется выше всех соперничающих с ним городов» - заявлял Гитлер, имея в виду Берлин не только как столицу Третьего рейха, но и как будущий центр нового порядка в Европе. Реконструкция Берлина должна была закончиться к 1950 г., причем все работы Гитлер контролировал лично. Фюрер ежедневно появлялся в Академии искусств, где располагалась проектная мастерская Шпеера и где трудились над огромными подсвеченными макетами лучшие краснодеревщики, воспроизводя в масштабе 1:50 до мельчайших деталей все, что задумали Шпеер и Гитлер.
|
«Мы воздвигнем святилища и символы новой и благородной культуры» - любил говорить Гитлер.
Новый Берлин должны были пересечь две громадные оси в направлении север-юг и запад-восток. Предполагалось построить два огромных вокзала на севере и юге города. Главную площадь должна была украшать Триумфальная арка, превосходящая наполеоновскую арку в Париже. С ее 85-метровой высоты посетитель мог бы увидеть в конце шестикилометровой перспективы грандиозный купол Народного дома. Величественные бульвары и проспекты тянулись вдоль громадных общественных зданий, таких как штаб-квартира одиннадцати министерств, 500-метровой длины ратуша, новое полицейское управление, Военная академия и Генштаб. Кроме того, предполагалось возвести колоссальный Дворец наций для проведения митингов, 21-этажный отель, новое здание Оперы, концертный зал, три театра, кинотеатр, вмещающий 2000 зрителей, роскошные кафе и рестораны, варьете и даже крытый плавательный бассейн, выстроенный в виде старинных римских терм с внутренними двориками и колоннадой.
Возведение новой столицы было приостановлено и затем вообще прекратилось из-за начавшейся в 1939 г. войны. Позднее Шпеер признал, что в целом проект был «нежизнеспособным», «чересчур регламентированным», он критиковал его «монументальную строгость».
|
Не удалось осуществить и еще два крупных проекта, которые Гитлер рассматривал как мемориалы в честь величия Третьего рейха. На атлантическом побережье Европы должны были быть сооружены несколько тотенбурген («Замки мертвых») – грандиозных мемориалов в память о германских солдатах, погибших «при освобождении континента от британской заразы». Несколько таких же башен должно было поднять на востоке, чтобы символизировать покорение «необузданных сил Востока».
Тем не менее, некоторые нацистские проекты были весьма успешно реализованы. Например, особое внимание в Германии было уделено строительству автобанов. Автобаны – это высокоскоростные автомобильные магистрали, считавшиеся одним из выдающихся достижений Третьего рейха. Их строительство началось еще до прихода нацистов к власти (первая магистраль Кёльн-Бонн была открыта в 1932 г.) в соответствии с разработанной в период Веймарской республики (в 1928 г.) программой общественных работ. Хотя вначале нацисты бойкотировали эту программу, но, придя к власти, они стали осуществлять уже собственную программу строительства автобанов.
Строительство автобанов рассматривалось исключительно в военных интересах – для обеспечения быстрой доставки воинских подразделений и грузов в районы ведения боевых действий. Этим объяснялось их отличие от остальных дорожных сетей Германии: 4 семиметровых полосы в каждом направлении, обеспечивавшие перемещение моторизованных частей со скоростью не менее 50 км в час.
В 30-е гг. на строительстве автобанов было задействовано свыше 30 тысяч человек, а к началу Второй мировой войны – примерно 60 000. Предусматривалось построить 10 000 км дорог, и хотя к началу войны была готова лишь четверть намеченного, тем не менее, Германия получила современную дорожную сеть задолго до своих европейских противников. Гитлер лично участвовал в церемониях открытия многих магистралей, которые превращались нацистской пропагандой в национальные праздники.
Наряду с архитекторами, работающими в соответствии с «эстетическими пристрастиями» Гитлера, некоторые зодчие продолжали работать в рамках традиционных направлений, добиваясь простоты и функциональности сооружаемых зданий. Прежде всего, это, конечно же, архитекторы, входящие в «Баухауз» - высшую школу строительства и художественного конструирования (В. Гропиус, Х. Майер, Й. Иттен, П. Клее, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Л. Мохой-Надь и др.).
Многие выдающиеся архитекторы, не принявшие «принцип фюрерства», были вынуждены покинуть Третий рейх. За границей оказались Э. Май, В. Гропиус, Э. Мендельсон, Л. Мисс Ван дер Роэ, Бруно Таут и др.