Технология продажи товаров и расчет с покупателями




2.2.1 Поставщики

Товароснабжение может осуществляться децентрализованным или централизованным методом. При использовании децентрализованного метода доставки выполнения всех операций по вызову товара со склада поставщика возлагается на предприятие розничной торговли. Централизованная доставка осуществляется транспортными средствами поставщика или транспортом, принадлежащим специализированным автотранспортным организациям. Централизованная доставка может осуществляться маятниковым (линейным) или кольцевым маршрутом. При маятниковом маршруте полностью загруженная машина доставляет товар в один магазин. При кольцевом маршруте товар завозится за один рейс небольшими партиями в несколько магазинов, находящихся на пути движения автомобиля. Основание для завоза товара на розничное торговое предприятие служит заявка.

Заявка составляется в два экземпляра, её подписывает заведующий или директор, затем она направляется поставщику для исполнения. Товары завозят ритмично по графикам в неделю привозят по понедельникам, средам и пятницам, эффективно используется рабочая сила, транспорт, работники розничных предприятий не отрывается от своих функциональных обязанностей.

В магазин «Продукты» поставщики поставляют товары с предприятий:

«Крупская», «Азарт», ООО «Торговый дом», ООО «Сладкий союз» г. Гатчина.

 

2.2.2 Приёмка по количеству и качеству

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Приемку по качеству осуществляет материально-ответственное лицо.

Приемка кондитерских изделий по количеству.

Приемка кондитерских изделий в магазине «Продукты» заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимают на ответственное хранение. Приемку кондитерских изделий по количеству проводят в определенные сроки. Так, товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Кондитерские изделия, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте – одновременно со вскрытием тары. Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров следует приостановить. Необходимо обеспечить сохранность товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими однородными товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар. По результатам окончательной приемки товаров составляют акт. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, что определение количества товара проводилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке, и другие сведения. Если при приемке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт. Претензии о недостаче товаров, как и уведомление об излишках, направляют поставщику в течение месяца после составления акта.

Приемка товаров по качеству.

Приемка по качеству кондитерских изделий должна быть проведена в установленные сроки. В эти же сроки следует составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров. Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт. В нем указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров. Акт о ненадлежащем качестве (некомплектности) товаров составляют с участием представителя поставщика, а при его неявке – с участием представителя общественности, назначенного в установленном порядке.

Кондитерские изделия в магазине «Продукты» принимают в соответствии с сопроводительными документами. На всех видах наружной тары должна быть маркировка, содержащая дату выпуска, срок продажи, а по скоропортящимся товарам – час выпуска. Эти изделия принимают по количеству мест, массе и качеству. Штучные кондитерские изделия принимают по счету, с обязательной выборочной проверкой фактической массы одноименных товаров. Приемке не подлежат кондитерские изделия с истекшим гарантийным сроком хранения, в деформированной и нарушенной упаковке, с признаками порчи, с посторонним привкусом и запахом.

 

2.2.3 Подготовка к продаже

В торговый зал магазина товары должны поступать полностью подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям. Характер и объем этих операций определяются свойствами товара, степенью его готовности к продаже, методами продажи товаров.

Операции по подготовке товаров к продаже подразделяют на общие и специальные. К общим для всех товаров подготовительным операциям относят: распаковку, сортировку, проверку правильности маркировки, придание товарного вида (облагораживание), перемещение в торговый зал, к местам размещения товаров. Распаковка – это освобождение товаров от внешней транспортной тары, оберточных и увязочных материалов. Значительная часть продовольственных товаров поступает в розничную сеть неподготовленными к продаже. Учитывая особую трудоемкость этих операций в магазинах, следует их оптимизировать с организационной и технологической позиций. Рабочее место фасовщика располагается рядом с зоной хранения товаров и в непосредственной близости к торговому залу. В основном фасуют сыпучие товары, кондитерские изделия, овощи и фрукты.

Все кондитерские изделия перед поступлением в торговый зал должны быть проверены по качеству, рассортированы и размещены на рабочих местах. Весовую карамель, драже, конфеты в завертке высыпают в выдвижные ящики и кассеты прилавков и пристенных шкафов. Весовое печенье, вафли, мягкие конфеты, фруктово-ягодные и шоколадные изделия продают из тары, в которой они поступили в магазин. Ящики обычно располагают на внутренних полках прилавков, картонные коробки и ящики малых размеров – на прилавках в фабричных лотках.

Пирожные, рулеты, кексы размещают на прилавках в фабричных лотках и на листах. Торты и пирожные с кремом или фруктовой отделкой выставляют в охлаждаемых шкафах и витринах.

Кондитерские изделия, расфасованные в коробки, банки, пачки, размещают на полках шкафов, прилавках, горках. Кондитерские изделия без фабричной обёртки выставляют в стеклянных бочатах и банках, жестяных банках, инвентарных корзинах, блюдах. Стеклянные банки можно одновременно использовать для показа товара на прилавке.

 

 

2.2.4 Размещение и выкладка

Размещение товаров – это распределение товаров на площади торгового зала в соответствии с планом помещения. Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависит от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:

- предоставления покупателям возможности быстро ориентироваться в размещении комплексов, товарных групп и совершении покупки в минимально короткий срок;

- создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;

-предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;

- оптимального использования торговых площадей;

- обеспечения сохранности материальных ценностей;

- организации рациональных движений товарных потоков и расчетных операций с покупателями.

При размещении ассортимента в торговом зале следует прежде всего учитывать потребительские и покупательские привычки населения.

Под выкладкой товаров понимают технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль.

При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:

ü товары должны размещаться так, чтобы каждый предмет был отчетливо виден;

ü полки и стеллажи не должны перегружаться товарами;

ü товары должны легко доставаться с полки или витрины;

ü декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;

ü товар должен выкладываться этикеткой в сторону покупателя;

ü при выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные товары оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними. При выкладке товаров на торговом оборудовании применяют горизонтальный, вертикальный и комбинированный способы.

 

2.2.5 Продажа товаров и расчет с покупателями

Методы продажи товаров – совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс продажи товаров. Различают следующие методы:

- индивидуальное обслуживание покупателей, или продажа товаров через прилавок;

- открытая выкладка товаров;

- продажа товаров по образцам или каталогам;

- продажа товаров по предварительным заказам;

- продажа методом самообслуживания.

Традиционный метод продажи предлагает индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок. Процесс продажи продовольственных товаров через прилавок состоит из следующих операций: прием заказа от покупателя; подготовка товара к отпуску; отпуск товара покупателю. Перед началом продажи товара продавец должен подготовить инструмент, инвентарь, упакованные материалы, разместить их на рабочем месте, проверить исправность холодильного оборудования в торговом зале, измерительных приборов, кассовой машины, наличие ценников на товарах, информационных указателей и других справочных средств, а так же санитарное состояние рабочего места.

Кондитерские изделия продают поштучно, предварительно расфасовав или взвешивая в присутствии покупателя. Поштучно продают только те конфеты, которые имеют фабричную упаковку. Отпускают покупателям в чистой таре (бумаге, пакетах, коробках, корзинах). Товары без фабричной упаковки (пирожные, открытые конфеты, весовое печенье и тд.) можно отпускать только при помощи щипцов, лопаток, совков и другого инвентаря. При продаже следует строго соблюдать установленные сроки их хранения. С истекшими гарантийными сроками хранения изымаются из продажи.

При расчете с покупателями кассир обязан:

- определить общую сумму покупки по показанию индикатора кассовой машины и назвать ее покупателю;

- получив от покупателя деньги, четко назвать сумму полученных денег и положить эти деньги отдельно на виду у покупателя;

- напечатать чек;

- назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее покупателю вместе с чеком, при этом бумажные купюры и разменная монета выдаются одновременно;

- после окончания расчета положить деньги в денежный ящик.

 

2.2.6 Организация рабочего места и соблюдение правил охраны труда


Под рабочим местом продавца понимается часть площади торгового зала, предназначенная для работы одного или нескольких продавцов, оснащенная специальным оборудованием для размещения, а также выкладки и продажи товаров. На рабочем месте осуществляется показ, выбор, консультация, расчет и упаковка, а также оказание различных услуг покупателям.

Организация рабочего места продавца должна обеспечивать наиболее полное использование площади торгового зала, правильный выбор типа оборудования и возможность его рациональной расстановки.

Важнейшими элементами организации рабочего места продавца является размещение и выкладка товаров, от которых зависят уровень обслуживания покупателей, эффективность труда продавца. Товары размещают по товарно-отраслевому принципу. Когда на одном этаже в одной секции, отделе находятся товары различных групп, взаимосвязанных в спросе или удовлетворяющих потребности определенных контингентов покупателей. За каждым товаром следует закреплять постоянное место. Покупатели привыкают к этому и легко ориентируются в торговом зале, работникам магазина это помогает контролировать сохранность товаров, следить за полнотой ассортимента товаров и своевременно пополнять его запасы. При размещении и выкладке товаров значение имеют зоны, в которых расположены полки, оборудование. Для осмотра товаров наиболее удачной является зона полок, расположенных на уровне глаз покупателей.

В магазине, где я прохожу практику – это продажи через прилавок, за каждым товаром закреплено определенное место.

Сохранение жизни и здоровья работников, создание благоприятных условий труда во многом зависит от исполнения работодателями государственных и ведомственных нормативных требований по охране труда.

1) Общие требования безопасности:

К работе в качестве продавца допускаются лица, прошедшие обучение по профессии, вводный инструктаж и первичный на рабочем месте, усвоившие безопасные методы и приемы выполнения работ, прошедшие проверку знаний в объеме I группы по электробезопасности (при использовании оборудования, работающего от электрической сети).

На работника могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

ü движущиеся механизмы и части оборудования;

ü перемещаемые товары, тара;

ü повышенное значение напряжения в электрической цепи;

ü повышенная, пониженная температура, влажность воздуха;

ü недостаточная освещенность рабочей зоны;

ü острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента, оборудования, инвентаря, тары, товаров;

ü физические, нервно-психические перегрузки.

Работник должен быть обеспечен санитарной, специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка предприятия. Запрещается выполнение работы в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Курить разрешается только в специально установленных местах.

Соблюдать правила личной гигиены: перед приемом пищи, в перерывах, по окончании работы мыть руки водой с мылом, пищу принимать в оборудованных для этих целей помещениях, санитарную специальную и личную одежду хранить в установленных местах.

Не выполнять самостоятельно работу, которая не поручена, не включать машины и аппараты, работа на которых не разрешена.

За невыполнение требований настоящей инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2) Требования безопасности перед началом работы:

Подготовить рабочее место для безопасной работы, проверить исправность приспособлений, инструментов, инвентаря, деревянных подножных решеток.

Настольные весы установить на горизонтальной поверхности так, чтобы станина прочно опиралась на все опорные точки и исключалось самопроизвольное перемещение или падение весов.

Проверить исправность весоизмерительного, холодильного и другого оборудования.

Обо всех неисправностях, замеченных при проверке оборудования, инструментов, приспособлений и инвентаря, сообщить руководителю и до их устранения к работе на оборудовании не приступать, неисправные инструменты, приспособления, инвентарь в работе не использовать.

3) Требования безопасности во время работы:

Соблюдать установленные нормы переноски тяжестей вручную: 10 кг для женщин при подъеме и перемещении тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) и 7 кг постоянно в течение рабочей смены, 50 кг для мужчин.

Рабочее место постоянно содержать в чистоте и порядке, освободившуюся тару своевременно убирать в отведенное место. Не допускать хранение тары на проходах.

Для переноски стеклянной посуды пользоваться только исправной тарой.

Соблюдать осторожность при работе с эссенциями, дезинфицирующими растворами, не допускать их попадания в глаза.

Во избежание падения на скользком полу своевременно убирать с пола случайно пролитые жидкости, жир и т.п.

Для переноски товарно-материальных ценностей в жесткой таре пользоваться рукавицами.

Использовать для вскрытия тары соответствующий инструмент. Вскрыв тару, немедленно удалить из досок гвозди, а концы железной шинки загнуть вовнутрь стенок тары. При вскрытии банок с консервами пользоваться специальным ножом или ключом. Открывать бутылки с использованием штопора или ключа.

Не переносить нож острием вперед, передавать нож другому работнику рукояткой вперед, не использовать в работе ножи с непрочно закрепленными или тупыми лезвиями, хранить ножи в специальных кассетах.

Остерегаться порезов ножом, ожогов при упаковке товаров в пленку, ударов при случайных падениях инвентаря и инструментов (гирь, досок, крышек и т.д.). При упаковке товаров шпагат отрезать специальными приспособлениями.

Работы на высоте более 1,3 м выполнять только с использованием лестницы-стремянки. Не пользоваться при работе на высоте случайными подставками (ящиками, контейнерами, бочками и д.р.).

Для кратковременного отдыха использовать стулья или табуреты. Не применять для этих целей ящики, коробки и т.п.

Не производить самостоятельно ремонт электрооборудования. При любой неисправности (посторонний шум, запах гари, дым и т.п.) необходимо немедленно отключить оборудование от сети и сообщить нанимателю.

Не убирать осколки битой стеклянной посуды руками, пользоваться для этого совком и щеткой.

4) Требования безопасности в аварийных ситуациях:

При несчастном случае, который произошел с работником или очевидцем которого он стал, работник обязан:

ü оказать потерпевшему доврачебную помощь, используя препараты, имеющиеся в аптечке, и принять необходимые меры по оказанию потерпевшему медицинской помощи;

ü принять меры к сохранению обстановки на месте происшествия (если это не создает угрозу здоровью и жизни других работников);

ü сообщить о происшедшем непосредственному руководителю или другому должностному лицу нанимателя.

В случае возникновения пожара срочно сообщить об этом руководителю для организации вызова пожарной службы (тел. 01) и тушения очага пожара с помощью первичных средств пожаротушения.

5) Требования безопасности по окончании работы:

А) Выключить оборудование, отключить его от электросети. Санитарную обработку, чистку, мойку механического оборудования производить только после полной остановки электропривода машины.

Б) Привести в порядок рабочее место, инструменты, приспособления убрать в отведенные места.

В) Снять санитарную и спецодежду, убрать ее в место хранения.

Г) Выполнить гигиенические процедуры.

 

2.2.7 Анализ продажи в магазине

Расчетная таблица № 1 «Анализ продажи карамели в магазине «Продукты» за 1 квартал 2014-2015»

 

 

№ п/п Наименование товара Ед. изм. 2014 год 2015 год Рост %
Кол-во Цена Сумма Кол-во Цена Сумма
  Дубок кг   131-00 3668-00   133-00 4655-00  
  Му-Му кг   150-00 3600-00   155-00 4650-00  
  Зайка кг   143-00 2574-00   145-00 3480-00  
  Вишенка кг   128-00 3200-00   130-00 3900-00  
  Помадная кг   145-00 1740-00   150-00 2700-00  
  Фруктово-ягодная кг   98-00 1764-00   100-00 2700-00  
  Молочная кг   154-00 4312-00   157-00 5024-00  
  Ликерная кг   208-00 5616-00   210-00 7560-00  
  Барбарис кг   96-00 2592-00   100-00 3600-00  
  Мятная кг   86-00 2408-00   100-00 2500-00  
Итого: 31474-00 41769-00 138

 

Таблица № 1 Анализ продажи карамели в магазине «Продукты» за 1 квартал 2014-2015»

Анализируя продажу карамели по магазину «Продукты» в д. Ополье можно сделать вывод, что по сравнению с 2014 годом продажа карамели увеличилась в сумме на 10295-00, что составило 138%. Анализируя продажу карамели выявлено, что она пользуется большим спросом. Продажа увеличивается. Сумма продаж в 2014 году составила 31474-00 рублей, а в 2015 41769-00 рублей. Увеличение продажи произошло за счет увеличения цены и за счет увеличения объема поставки.

 

 

2.2.8 Рекомендации по улучшению работы магазина

Изучив работу магазина, рекомендую увеличить ассортимент продажи кондитерских изделий, а именно шоколадных конфет, карамели. Обеспечить магазин специализированным торговым оборудованием для продажи кондитерских изделий (холодильник, горка пристенная). Ввести в штатное расписание уборщицу магазина и фасовщицу. Оформить вывеску магазина, развить клумбу у магазина.

Заключение

Магазин «Продукты», в котором я прохожу практику, начал свою работу давно и хорошо себя зарекомендовал и стал довольно популярным. Проходя практику в этом магазине, я приобрела необходимые мне в дальнейшем навыки в работе с покупателями, научилась работать с товаром, разбираться в ассортименте товара, работать на кассе, ознакомилась с рядом необходимых документов. Все работники магазина относятся к работе добросовестно, дисциплинированно. На работу продавцы приходят вовремя и не закрывают магазин раньше времени. Все работники магазина одеты в спец.одежду, на голове головной убор. У каждого имеется личная санитарная книжка. В магазине всегда чистота и порядок. Витрины оформлены красиво и насыщено, всегда свежая продукция. Выкладка товаров осуществляется регулярно. Сроки реализации продуктов соблюдаются. При изучении торгово-технологического процесса, поставленные цели и задачи выполнены.

Список литературы

1. Технология розничной торговли: Учеб. пособие для нач. проф. Образования / Л.А. Брагин, И.Б. Стукалова, С.С. Шипилова и др.; Под ред. Л.А. Брагина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 г.

2. Кассир торгового зала: учеб. пособие для нач. проф. Образования / Н.В. Яковенко – 2-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2009 г.

3. Справочник по товароведению продовольственных товаров. В 2 т. Т. 1: учеб. пособие для нач. проф. Образования / Н.С. Никифорова, А.М. Новикова, С.А. Прокофьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.

4. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / Н.В, Гранаткина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.

5. Торговое дело: учеб. пособие / О.В. Чкалова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2019 г.

6. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учеб. пособие для сред. проф. Образования / А.М. Новикова, Т.С. Голубкина, Н.С. Никифорова, С.А. Прокофьева. – 2-е изд., стре. – М: ПрофОбрИздат, 2002 г.

7. Козюлина И.С. Продавец, контралер-кассир: Учебник – 5-е изд., перераб. и доп. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 г.

Приложения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: