Практическое занятие №2 по дисциплине «Логопедия. Афазия.» Выполнила студентка группы ЗСДО(Л)-16 Мустафаева Зейнеп




Тема: Моторная афферентная афазия. Восстановление речи при моторной афферентной моторной афазии

1. Какие зоны мозга поражаются при афферентной моторной афазии?
Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной зоны мозга и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных кзади от центральной (роландовой) борозды.

2. Этапы и задачи восстановительного обучения при афферентной моторной афазии.
Центральная задача восстановительного обучения при моторной афферентной афазии–восстановление артикуляторной деятельности, а цель–восстановление устной экспрессивной речи. Всю работу по восстановлению речи Л.С. Цветкова разделила на четыре стадии. Основной задачей первой стадии является растормаживание непроизвольно протекающих речевых процессов (счет, дни недели, пение и т.д.). Важно использовать остатки эмоциональной речи, воспроизведение имен близких, чтение стихов. Основная задача второй стадии –восстановление произнесения слов путем перестройки нарушенной речевой функции, то есть оживление и обогащение смысловых связей. Работа начинается с попыток восстановить произнесение слова целиком, без четкой артикуляции составляющих его звуков. Основной путь –переключение внимания с артикуляторной стороны речи на общую смысловую и звуковую структуру слова. На третьей стадии решается основная задача –звуко-артикуляционный анализ составных элементов слова. Основной метод
–ритмическое выделение элементов слова с помощью отстукивания его слоговой структуры с упражнениями в напевном проговаривании. На этой стадии проводят работу над письмом и чтением, так как на предыдущих этапах все внимание обращено на переключение внимания с произносительной стороны речи на смысловой уровень. Письменная же речь–форма произвольная и осознанная. Именно при письме необходим осознанный звуко-буквенный анализ. Основной задачей четвертой стадии является перевод лица с афазией от умения вычленять звуко-буквенные элементы слова к умению их артикулировать, то есть восстановление собственно кинестетических схем артикуляции. Основной метод –имитация поз артикуляционного аппарата логопеда с контролем перед зеркалом. Следующий используемый метод –метод выделения звука из слова, имеющегося в активном словаре. Связная фразовая речь восстанавливается быстро, сразу после восстановления системы артикуляций, не требует специального обучения.
3. Методы и приемы восстановительного обучения при афферентной моторной афазии.
При данных формах афазии используются как методы, направленные на преодоление первичного речевого дефекта, так и те, которые рассчитаны на устранение вторичной (системной) симптоматики. Среди них выделяют специфические и неспецифические приемы работы.
Для этой цели в инициальной стадии заболевания и, следовательно, при наиболее грубой степени выраженности речевого дефекта, актуальным при обеих формах моторной афазии является использование прямых (растормаживающих и стимулирующих) методов работы К ним относятся:
1. Стимуляция понимания ситуативной и бытовой речи. Используются упражнения по показу предметов и ответам на вопросы в ситуативном диалоге.
Растормаживание произносительной стороны речи. Оно достигается путем сопряженного, отраженного и самостоятельного произнесения автоматизированных речевых рядов порядкового счета, перечисления дней недели, месяцев по порядку, пения песен со словами, оканчивания пословиц и фраз с «жестким контекстом»; моделирования ситуаций, стимулирующих продуцирование непроизвольных возгласов: «Ой! Ох! Ах! Боже мой! и пр » Стимулируются также простые коммуникативные виды речи, например, ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге Для этого моделируются ситуации, способствующие вызову коммуникативно значимых слов «да», «нет», «хочу», «буду» и т.д.
Стимулирование глобального чтения и письма. Данный вид работы тоже относится к числу прямых методов обучения Он состоит из таких заданий, как: раскладывание подписей под картинками (предметными и простыми сюжетными); письмо наиболее привычных слов — идеограмм («Россия», «мама» и пр.); списывание простых слов и фраз; сопряженное чтение простых диалогов.
На последующих этапах восстановления методы обучения рассчитаны на произвольную деятельность. Она требует подключения максимального объема межанализаторных резервов компенсации (запасных афферентаций).
При афферентной моторной афазии в рамках устной речи основным специфическим приемом работы является реконструкция обобщенной артикуляционной схемы звуков речи — артикулем т.е. оптико-тактильный метод, широко известный как постанов' ка звуков. Важный раздел составляет здесь и работа по автоматизации артикулем в словах, где они занимают различные позиции и разных по слогоритмической структуре. Это необходимо для преодоления литеральных парафазии. В рамках письменной речи преследуется цель восстановления ассоциативной связи «арти-кулема-фонема-графема». Это достигается путем списывания и письма букв, соответствующих произнесенным звукам речи прочтение этих букв непосредственно после написания.
4. Метод смыслослуховой стимуляции слова и его характеристика.
Этот метод был разработан на основе метода В. М. Когана (Коган, 1974), который писал о необходимости восстановления многозначности слова и его связей. Как отмечают некоторые авторы (Коган, 1947, 1962; Цветкова, 1962, 1972а, б, в и др.), работа над смысловой структурой слова имеет особенно большое значение. Как правило, лишь то слово, которое включено в целую систему смысловых связей, оказывается готовым для произнесения; однако именно эта система смысловых связей слова оказывается особенно нарушенной при афазии. Поэтому основной задачей этой стадии восстановительного обучения является оживление и обогащение смысловых связей. Смыслослуховой метод предусматривает переключение внимания больного с артикулярной стороны речи на слуховую (звуковую) и семантическую. Этот подход становится понятным, если вспомнить психофизиологическую основу речи и высказывания И. М. Сеченова относительно взаимосвязи слухового и моторного компонентов речи и об усилении одного из них в случаях ослаблений другого. Об этом феномене писали А. Р. Лурия, А. Н. Соколов и др. Они считали, что если затормозить двигательный компонент речи, то слуховой становится сильнее. Двигательный и слуховой компоненты слова взаимодействуют с семантикой слова, т. е. с его значением и смыслом. Поэтому некоторые авторы (А. Р. Лурия, В. М. Коган, Л. С. Цветкова и др.) считают, что подготовить слово для произнесения — это значит включить его в систему его связей, оживить их. Кроме того, зная, что слово тесно связано с предметным образом, и воздействуя словом на больного с афазией методом смыслослуховой стимуляции, мы тем самым создаем условия для актуализации наглядного образа предмета, его признаков, качеств, свойств во всей его полимодальности. Актуализированный же образ поможет и актуализации механизма произнесения нужного слова, его артикуляторного образа (слово —> предметный образ — > артикуляторный образ — > произнесение).
Итак, цель — произнесение слова целиком, основной метод — смыслослуховая стимуляция слова. В систему приемов входит еще ряд методов, которые с разных сторон воздействуют на восстановление способа произнесения слов.

5. Метод имитации артикуляционного аппарата и его характеристика.
Вся работа по методу имитации звуков исключает пользование зеркалом, зондами, шпателями, так как они при афазии увеличивают степень произвольности движения, усугубляют артикуляционные трудности больных. Перед вызовом того или иного звука больному предлагается выполнить неречевые движения языка, губ, щек, мягкого нёба в смысловой, «игровой», имитирующей эти движения форме, т. е. преодолевается оральная апраксия. Вызов звуков начинается с имитации доступных звуков, как правило, губных и переднеязычных.
Целесообразно начинать с вызова контрастных гласных фонем а к у. Для их дифференциации логопед рисует в тетради больного большой и узкий кружочки или широко и узко раскрытые губы и учит его имитировать эти звуки, затем присоединяет звуки м и в.
Вызов звуков должен быть «подчинен» следующим условиям: нельзя одновременно вызывать звуки одной артикуляторной группы; звуки должны вводиться не в существительные в именительном падеже, а в слова и фразы, необходимые для общения (да, нет, вот, буду, хочу и т. п.).
При грубой афферентной моторной афазии для более быстрого перевода больного от зрительной имитации звука («чтение с губ») к самостоятельному произнесению звуков в процессе чтения не сложных слов, используется расстановка над буквами надстрочных знаков: а — кружок, имитирующий широко раскрытый рот; у — узкий кружок; м — сомкнутые губы, позже просто прямая линия; ы — выдвинутый в профиль подбородок; m — стрелка слева направо, имитирующая направление движения языка в его межзубной позиции; и — растянутый в улыбке рот; о — вертикальный овал; в — закушенная нижняя губа; с — горизонтально расположенный свисток, а позже две параллельные линии; э — широкий раствор рта с упирающимся в зубы языком; н — рисунок крыльев носа в профиль; е — горизонтальный овал рта; ш — квадрат, имитирующий утрированное произнесение этого звука; к — стрелка справа налево, показывающая направление движения языка в глубь рта; п — две встречные скобки, имитирующие надутые щеки, и линия между ними, имитирующая сжатые и внезапно разомкнутые губы; л — стрелка, направленная снизу вверх; р — волнистая линия; ц и ч — передаются сочетанием стрелки (т) и двух параллельных линий (с) и квадрат (ш); йотированные гласные обозначаются «суммой» надстрочных знаков ная = и + а;ю = и + уит.д. Для определения звонких согласных б, д, г, ж, з используются те же надстрочные знаки с восклицательным знаком над ними.

Тема: Эфферентная моторная афазия. Восстановление речи при эфферентной моторной афазии. Акустико-гностической афазия.
1. Назовите зоны мозга, при поражении которых возникает эфферентная моторная афазия.
Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр (центр Брока))

2. Структура дефекта при эфферентной моторной афазии.
Первичным дефектом при эфферентной моторной афазии является утрата возможного, быстрого и плавного переключения с одного звена артикулируемой речи к последующему звену.
Вторичный дефект нарушение восприятия устной речи.

3. Цель и задачи восстановления речи при эфферентной моторной афазии.
Центральной задачей восстановительного обучения, в частности, при эфферентной моторной афазии является преодоление инертности в речевом процессе.
Цель состоит в восстановлении устной и письменной речи, чтения, счёта. Всё это может быть реализовано через: *общее растормаживание речи, *преодоление персевераций и эхолалий, *восстановление общей психической активности больного и его вербальной активности.
Цель может быть реализована при решении конкретных задач:
1. общего растормаживания речи;
2. преодоления персевераций, эхолалий;
3. восстановления общей психической и вербальной активности.

4. Методы и приемы коррекционно-педагогической работы при эфферентной моторной афазии
При очень грубой эфферентной моторной афазии с тотальным нарушением чтения и письма работа начинается со слияния звуков в слоги. При этом больной не только имитирует слог, несколько раз предварительно медленно произнесенный логопедом, но и одновременно складывает его из букв разрезной азбуки. Затем из освоенных, слогов составляет, простое слово типа рука, вода, молоко и т д. Составляются различные схемы слова, ритмически отбивается слоговая структура слова.
Затем начинается работа по автоматизации слов, с определенной ритмической структурой. Для этого больному предлагается читать серию слов с одной слоговой структурой, написанной столбиком. Постепенно слоговая структура слова усложняется. Больной сопряженно с логопедом, а затем самостоятельно читает разделенные на слоги рифмующиеся слова.
Для уточнения слогового и. звукового состава слова используется прием наглядного изображения схемы слов.
Одновременно с восстановлением звуковой и слоговой структуры слова начинается работа по восстановлению фразовой речи. Преодоление нарушенной фразовой речи начинается с восстановления так называемого чувства языка, улавливания созвучия, рифм в стихах, пословицах и поговорках. Особенно полезно использовать пословицы и поговорки с рифмующимися глаголами: «Что посеешь, то и пожнешь» и т. п.

5.Причины и механизм акустико-гностической афазии. Структура дефекта при акустико-гностической афазии.
Центральным механизмом, лежащим в основе этого дефекта, является нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи, проявляющегося в нарушении фонематического слуха.
Возникновение акустико-гностической афазии наблюдается на фоне
-цереброваскулярных заболеваний, связанных с острым или хроническим нарушением мозгового кровообращения зоне Вернике;
-черепно-мозговых травм, сопровождающихся поражением левой височной доли, которые могут вызывать повреждение нейронов речевого центра Вернике;
-внутримозговых опухолей, локализирующихся в зоны Вернике, которые при инвазивным росте могут вызывать деструкцию окружающих тканей либо сдавление нейронов;
-воспалительно-инфекционных поражений головного мозга в центре Вернике, которые способны провоцировать дисфункцию либо гибель нейронов, которые отвечают за восприятие речи;
-прогрессирующих дегенеративных заболеваний головного мозга, которые на начальных этапах развития могут сопровождаться очаговым поражением центра Вернике.
В качестве первичного дефекта рассматривается речевая слуховая агнозия, лежащая в основе нарушений фонетического слуха. Больные теряют способность дифференцировать фонемы, т.е. выделять признаки звуков речи, несущих в языке смыслоразличительные функции.
Вторичный – нарушение понимания устной речи, письма, чтения и др.

6.Характеристика устной и письменной видов речи при акустико-гностической афазии.
При чтении в речи человека с сенсорной афазией появ­ляется множество литеральных парафазии, возникает зат­руднение в нахождении места ударения в слове, в связи, с чем осложняется и понимание прочитанного. Однако чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии, так как оно осуществляется путем привле­чения оптического и кинестетического контроля.
Письменная речь при акустико-гностической афазии в отличие от чтения нарушается в большей степени и нахо­дится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха.
На раннем этапе после инсульта при грубой акустико-гностической афазии нарушено не только письмо под дик­товку, но и списывание слов. Больные, не осознавая свои речевые дефекты, зрительно схватив образ списываемого слова, бесконтрольно начинают его воспроизводить. При таком бесконтрольном воспроизведении слова при списыва­нии они пишут вместо трех букв, входящих, например, в сло­во дом, восемь — десять букв, непрестанно произнося неопре­деленный набор звуков. Привлечение сохранного оптического контроля постепенно приводит к точному копированию бук­венного состава слова, однако в слуховых диктантах длитель­ное время наблюдаются литеральные параграфии.

7.Содержание логопедического обследования больных с акустико-гностической афазией. Этапы и содержание восстановительного лечения при акустико-гностической афазии.
Обнаружить симптоматику сенсорной афазии можно при опросе пациента. В дальнейшей диагностике принимают участие невролог, логопед, психиатр, нейропсихолог. Обследование больного направлено на уточнение характера речевых нарушений, установление морфологического субстрата заболевания (инсульт, опухоль, травма, инфекция). Перечень необходимых исследований включает:

-Неврологический осмотр. Редко выявляет изолированную афазию. Обычно диагностируется правосторонний спастический гемипарез, признаки лицевого пареза справа, лёгкие или умеренные изменения когнитивных функций. Возможны глазодвигательные расстройства, понижение глоточного рефлекса, девиация языка и прочие признаки поражения черепно-мозговых нервов.
-Обследование речи. Осуществляется комплексное исследование устной и письменной речи, слухоречевой памяти. Проводится логопедом при помощи специальных тестов. Подтверждает расстройство фонематического слуха, парафазии, параграфии, трудности чтения.

-МРТ головного мозга. Необходима для визуализации морфологических изменений церебральных тканей. Магнитно-резонансная томография позволяет диагностировать опухолевые, воспалительные, дегенеративные, ишемические, геморрагические очаги. В случае ЧМТ производится КТ головного мозга.

- Оценка церебральной гемодинамики. Осуществляется при помощи УЗДГ сосудов шеи, транскраниальной УЗДГ, дуплексного сканирования. Дает возможность проанализировать уровень мозгового кровоснабжения, диагностировать спазмированные, окклюзированные сосудистые участки. -Исследование цереброспинальной жидкости. Полученный путём люмбальной пункции материал подвергается микроскопическому, бактериологическому, цитологическому изучению. Анализ помогает выявить или опровергнуть инфекционно-воспалительную этиологию, интракраниальное кровотечение, опухолевый процесс.

Основной задачей восстановительного обучения при акустико-гностической сенсорной афазии является преодоление дефектов дифференцированного восприятия звуков, восстановление фонематического слуха. Только восстановление процесса звукоразличения может обеспечить возрождение всех пострадавших сторон речи, главным образом, понимание речи. В восстановительном обучении Л. С. Цветкова выделила 5 стадий.
На первой стадии устанавливают контакт с лицом с афазией, затормаживают логорею, переводят попытки вербального способа коммуникации на невербальную деятельность, переключают внимание обучающегося с речи на невербальные действия.
На второй стадии переходят к обучению слушанию и слышанию обращенной речи.
Основной задачей третьей стадии является выделение отдельных слов из собственной речи.
Центральная задача четвертой стадии – восстановление дифференцированного восприятия звуков речи, то есть работа по восстановлению фонематического слуха.
На пятой стадии переходят к осознанному и дифференцированному выделению слова из фразы, фразы из текста.

8.Причины и механизм акустико-мнестической афазии. Структура дефекта при акустико-мнестической афазии
Школа А. Р. Лурии выделяла по крайней мере один механизм, который может лежать в основе этого нарушения. Этим механизмом может быть повышенное про- и ретроактивное торможение ослабленных слухоречевых следов. Проактивное торможение заключается в невозможности больного повторить какие-либо элементы словесного последовательного материала кроме одного-двух первых слов. Это торможение, направленное в ряду речевых элементов «вперед». Ретроактивное торможение проявляется в виде воспроизведения последнего слова ряда (или слов) и забывания предшествующих слов. Это торможение, направленное в ряду речевых элементов «назад». У больных этой группы также можно видеть явления словесной реминисценции — лучшего воспроизведения словесного материала через несколько часов после его предъявления.
Возникновение акустико-мнестической афазии наблюдается на фоне:
-геморрагических и ишемических инсультов;
-черепно-мозговых травм;
-внутримозговых опухолей;
-воспалительно-инфекционных поражений головного мозга;
-прогрессирующих дегенеративных процессов в головном мозге.
Первичным речевым дефектом при этой форме афазии является нарушение понимания обращенной речи.
Вторично нарушается устная и спонтанная речь.

9.Особенности устной и письменной видов речи при акустико-мнестической афазии.
При акустико-мнестической афазии в письменной речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма, т. е. смешение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная сторона письменной речи оказывается более сохранной, так как больные имеют больше времени для подбора слов, выбора синонимов, а также фразеологизмов, способствующих «всплыванию в памяти» нужных слов, изредка наблюдаются литеральные парафразии по акустическому типу (смешение звонких и глухих фонем). При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности в удержании в слухоречевой памяти даже фразы, состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы.
При акустико-мнестической афазии возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.

10.Содержание логопедического обследования больных с акустико-мнестической афазией.
Акустико-мнестическая форма неочевидна, для её выявления при первичной консультации пациента необходимо всестороннее исследование речевой функции. Диагностика осуществляется совместными усилиями целого ряда специалистов: невролога, афазиолога, нейропсихолога, психиатра. Поскольку диагноз «афазия» является синдромологическим, требуется уточнение этиологии процесса. Комплексное обследование больного включает:
-Неврологическое исследование. В неврологическом статусе обнаруживается сопутствующий очаговый неврологический дефицит: спастический гемипарез, патология черепных нервов. Большое значение имеет оценка когнитивных способностей. При отклонениях в психическом статусе требуется консультация психиатра.
-Диагностическое обследование речи. Осуществляется логопедом-афазиологом комплексно. Выявляется вербальная парафазия, аграмматизмы, снижение слухоречевой памяти, дислексия, дисграфия. Оптико-гностическую дисфункцию диагностируют по отсутствию отличительных деталей предмета на рисунках больного: ручки у чашки, носика у чайника.
-МРТ головного мозга. Позволяет определить морфологический субстрат заболевания. Визуализирует опухолевые процессы, воспалительные фокусы, дегенеративные изменения, зоны ишемии, внутричерепные гематомы, травматические повреждения.
-Сосудистые исследования. УЗДГ, дуплексное сканирование, МР-ангиография назначаются при подозрении на цереброваскулярную патологию. Помогают подтвердить изменения церебрального кровотока, окклюзию сосуда, оценить состояние коллатерального кровообращения.
-Люмбальную пункцию. Производится при наличии клинических данных за нейроинфекцию с целью получения и исследования цереброспинальной жидкости. При проведении лабораторных анализов определяются воспалительные изменения, конкретный возбудитель, опухолевые клетки, признаки кровоизлияния.

11.Этапы и содержание восстановительного лечения при акустико-мнестической афазии.
Центральной задачей обучения больных с акустико-мнестической афазией является восстановление (расширение) объема акустического восприятия, преодоление дефектов слухоречевой памяти и восстановление устойчивых зрительных образов-представлений предметов.
1 этап обучения.
Основная задача – восстановление зрительно-предметных образов:
1.методрисованияпредметов
Приемы: прием свободного рисования предметов, прием дорисовывания начатых предметных изображений далеких как по значению, так и по внешнему облику, а затем приближают материал рисования к все более тонкой дифференцировке, где отличительные признаки предмета становятся менее выраженными и сами предметы берутся сначала из одного семантического или ситуативного поля (например, картофель, огурец, свекла; блюдце, тарелки и т. д.), а позже – из разных.
Второй методклассификации предметов .
- классификация по зрительному образцу,по слову предметные изображения (картинки), разложить на группы, каждая из которых представлена заданной картинкой (например, свекла – овощи, береза – деревья, кастрюля – кухонная посуда);
- классификация не по картинкам, а по написанным словам. Занятия на классификации предметов начинаются с предметов, относящихся к разным смысловым категориям и резко отличающихся по форме (например, овощи – мебель и т. д.).
1. Упражнения с пропущенными словами-наименованиями, в которых слова замещаются картинками,найти соответствующее картинке слово, опираясь при этом, с одной стороны, на вербальный контекст предложения (или целого текста), а с другой – на предметное изображение искомого слова.
2. Чтение текстаи соотнесениеего с картинкой.
Анализ картинки в соответствии с текстом – больной должен соотнести некоторые наименования из текста с соответствующими элементами картинки и методов опознания и называния предметов:
а) конструирование предметов (или их изображений) из отдельных частей (животные, овощи, транспорт и др.);
б) сравнение предметных изображений и нахождение общего и отличного в них;
в) нахождение ошибок в изображениях;
г) дорисовывание заданных абстрактных элементов до любого предмета;
Все эти виды действий подкрепляются вербальным анализом: больные должны либо называть части составляемого предмета, либо дать им соответствующие характеристики.
2 этап обучения.

Основная задача – восстановление повторной речи.
-Правильно повторять слова (серии слов и предложения),слог, слово (внутри предложения).
-Слово (предложение) для восприятия подается разбитым на эти части, и больные должны многократно повторять его по частям.
-Вводится опора на соответствующую картинку (опора на смысл слова-
-Картинка заменяется графической записью слова (опора на значение слова) и в конце работы – без опоры на смысл и значение
-Проводится ряд упражнений – запись слова, включение его в предложение с пропущенным словом;
-При употреблении этого метода без опоры на картинки обращается внимание больного на значение слова, так как понимание в этом случае способствует увеличению объема восприятия и правильному повторению
3 этап обучения
.
Основная задача – восстановление понимания речи.
- метод реконструкции текста (рассказа) из разрозненных смысловых частей.
- приемы реализации состоят в том, что больному даются 3–4 полоски бумаги, на которых напечатаны отдельные куски текста. Больной, прочитав каждый из них, должен составить рассказ;
- метод проводится с опорой на серию последовательных картинок: больной составляет серию сюжетных картинок, а затем к каждой из них кладет соответствующий текст, и только после отработки этого он переходит ко второму этапу, который усложняется;
- больному дается сюжетная картинка, он должен выделить в ней смысловые куски и обозначить карандашом смысловую связь каждого из них стрелкой. После этого он складывает их в соответствии с последовательной связью в сюжетной картинке. И только после такой работы больного подводят к умению складывать текст из отдельных разрозненных кусков без опоры на картинки. (На оборотной стороне каждого текста стоит порядковый номер, который служит контролем правильности);
- метод можно применять и для восстановления понимания фраз.
Преодоление парагнозий и вербальных парафазии.
- специальная работаведется над восстановлением точного значения каждого слова, его места в семантическом поле, его взаимосвязей с другими словами.

Список литературы
1. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. —— М.: «Ассоциация дефектологов», В Секачев, 2000. — 96 с.
2. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. 5-е издание, переработанное и дополненное. ВЛАДОС –2009г.
3. Краузе Е. Н. Практическая логопедия – Изд. КОРОНА - век 2008г
4. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М., 2011.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: