Понятие и сущность налога с оборота




Лекция № 4. Нормативно-правовое регулирование и механизм взимания налога с оборота в Донецкой Народной Республике

План

1. Понятие и сущность налога с оборота.

2. Законодательное регулирование налога с оборота в Донецкой Народной Республике.

Понятие и сущность налога с оборота

Налоги с оборота – группа косвенных налогов, взимаемых с оборота товаров (работ, услуг) предприятий и организаций (юридических лиц), а в некоторых случаях и с объема реализации товаров (работ, услуг) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Налоги с оборота подразделяются на следующие виды: собственно налог с оборота, налог на добавленную стоимость. К данной группе налогов также относятся индивидуальные акцизы и налоги с оборота в розничной торговле (налоги с продаж).

В подавляющем большинстве стран налоги с оборота взимаются со стоимости валового оборота предприятия. Налогом облагаются преимущественно товары массового потребления, реализуемые внутри страны, и услуги предприятий сферы обслуживания.

Налог с оборота получил широкое распространение в период Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. первоначально в Германии и Франции, а затем и в других странах. Введение налога преследовало фискальные цели: удовлетворить потребности в дополнительных средствах, покрыть острый дефицит бюджета. Рост поступлений по этому виду налогообложения обеспечивается автоматически: за счет повышающихся в условиях инфляции цен, а также в результате расширения объектов обложения. Первоначально налогом облагалась стоимость валового оборота товара предприятия многоступенчатым (каскадным), или так называемым кумулятивным методом, при котором налог взимался на каждой стадии производства или обращения товара (исключая обороты внутри компании). Такая система действовала в ФРГ, Бельгии, Австрии и других государствах до конца 60-х гг.

Многократность обложения обременяла товар налогами и затрудняла организацию платежа, так как требовала использования большого количества документов. Более простой способ обложения, к которому перешло большинство государств, - взимание налога с оборота один раз – на стадии производства, оптовой или розничной торговли, но по более высокой ставке. Однократное обложение по обороту товара в производстве, с одной стороны, сдерживает централизацию промышленных и торговых предприятий, поскольку возрастает сумма налога в связи с обложением не только производственных, но и реализационных расходов. С другой стороны, обложение по обороту стимулирует объединение торговых фирм, так как крупные магазины имеют меньше издержек обращения, а, следовательно, их облагаемый оборот уменьшается. Распространение налогов с оборота в развитых странах объясняется не только их фискальным значением, но и возможностью использовать их для воздействия на процесс производства.

Освобождая экспортеров от обложения налогами с оборота, государство стимулирует экспорт товаров.

Впервые налоги с оборота стали взиматься при СССР, начиная с 1930 года. Этот налог представлял собой особый вид платежа предприятий в бюджет, введенный налоговой реформой 1930 – 1932 гг. (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.). После реформы во времена НЭП советское правительство восстановило акцизную систему сборов, но потом все равно вернулось к общему налогу с оборота.

Налогоплательщики – государственные производственные объединения, предприятия, организации, предприятия общественных и кооперативных (кроме колхозов) организаций (фабрики, заводы, фирмы, оптово-сбытовые организации, специализированные оптовые организации министерств торговли союзных республик, предприятия и организации потребительской кооперации и др.), действовавшие на основе хозрасчета, имевшие самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке СССР.

Преобладающий метод исчисления налога (исчислялось свыше 85% суммы платежа) – метод разницы в ценах, который применялся при наличии двух прейскурантов цен и утвержденных твердых оптовых цен предприятия на определенные виды товаров. Наряду с этим по многим товарам налог исчислялся по ставкам в рублях и копейках с единицы измерения (т, м3, штуки) и в процентах к выручке от реализации.

Данный вид налога рассчитывался как разница между оптовой и розничной ценой. В качестве субъектов налогообложения выступали представители различных отраслей промышленности. Действующий в те времена механизм позволял взимать большие объемы налогов с оборота, что составляло значительнуючасть бюджета страны.

По своей экономической структуре налог с оборота - нестандартный вид налогообложения. Его наименование больше вызвано формой уплаты, имеющей тесную связь с привычным налогом. По сути, это обязательство, которое имеет строгую регламентацию в виде сроков и форм внесения, связанное с объемами производства и продажами товаров.

Налог с оборота стал основой для формирования государственного бюджета, обеспечил стабильные и устойчивые вливания средств в казну страны. Главное преимущество этого налога - независимость от конечных финансовых результатов, а именно от дохода, полученного компанией, себестоимости товаров и так далее. Кроме этого, налог с оборота позволил регулировать и поддерживать на должном уровне рентабельностьосновной продукции и целых отраслей Советского Союза. В качестве исключения можно привести лишь продукцию тяжелой промышленности, с которой налог на оборот не взимался.

Основной точкой отсчета при установлении налога с оборотаявлялась рентабельность продукции. Так, чем выше этот показатель, то больше вероятность введения налога на оборот. Если товар не востребован или его популярность снижалась, то данный вид налогообложения мог отменяться.

Налог с оборота не начислялся на основные товары потребления, к примеру, мясо, хлеб, молочные продукты (в том числе и молоко), овощи, консервы и так далее. Более того, для возмещения расходов на производство государство выделяло заводам-производителям названной выше продукции специальные средства.

Налог с оборота особенен и тем, что он выступает в качестве производной от стоимости продукции. На практике его введение не приводит к росту уровня цены на продукцию, что делает налог одним из наиболее предпочтительных среди всех косвенных видов налогов.

В роли плательщиков налога выступали различные государственные и частные структуры (организации, предприятия). Если сбыттоваров возлагался на оптово-сбытовые компании, то именно они должны были платить налоги с оборота.

Этот вид налогообложения являлся основным источником средств для местных бюджетов. Все налоги, собранные с продажи местной продукции, пополняли именно муниципальную казну. Как следствие, органы власти на местах были заинтересованы в развитии промышленности на территории своего региона.

Что касается остальной продукции, то собранные средства поступали в общий бюджет страны. В дальнейшем правительство СССР производило отчисления в бюджеты союзных республик. Как и в других видах налогообложения, здесь есть свои виды льгот и скидок. Так, в случае пересмотра (утверждения) ставок на вновь появившиеся товары производители обеспечивают дополнительную рентабельность в процессе изготовления продукции (как правило, ее уровень не меньше среднего показателя по всему предприятия).

Особый подход действует, если принимается решение о росте объемов выпуска продукции, относящейся к потребительским товарам, за счет банковских кредитов. В этом случае производители могут направлять на погашение займа до 50% налога от оборота (из расчета дополнительного выпуска товаров).

Главный недостаток формы налогообложения – взимание всегда, вне зависимости от того, был реализован товар фактически или нет. Этот факт негативным образом сказывался на развитии предприятий, ведь они не успевали отреагировать на изменение спроса.

Во времена СССР от такого вида налогообложения освобождались некоторые предприятия (на срок до двух лет). Так, к исключениям относились структуры областного, районного, краевого и прочих видов подчинения, занимающиеся изготовлением продукции народного потребления. Главное условие - применение в качестве исходных материалов местного сырья и отходов.

Уже в начале 80-х годов прошлого века началось активное упрощение налоговой системы. При этом налоговые платежи шаг за шагом теряли свою многофункциональность. Если ранее они выступали в качестве мощного экономического инструмента, то в этот период они превратились в стандартные отчисления в бюджет.

В 1992 году после распада СССР в России и Украине были приняты новые законодательные нормы в отношении налогообложения. Появились новые налоги, среди которых налогу с оборота уже не нашлось место. Вместо него пришел новый вид налога - НДС. В сравнении со своим предшественником он имеет ряд преимуществ:

- эффективность. Данный налог захватывает оборот продукции на всех этапах, что позволяет на фоне расширения налогооблагаемой базы поднять поступления;

- возможность экономии для производителя. С момента появления НДС предприятию не нужно платить за весь оборот в целом;

- простота. Для всех налогоплательщиков устанавливается единая форма начисления налога, которая не подлежит изменению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: