С учетом возросших интеллектуально-творческих возмож ностей детей и при опоре на достаточно высокий уровень раз вития произвольности движений ребенка особым предметом заботы становится умение, обеспечивающее построение сложных структур двигательной деятельности, ее когнитивные (познавательные) характеристики. На этой основе у дете воспитывается осмысленное ценностное отношение к движению как способу существования живого.
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ
Ходьба. Ходьба с имитацией движения неодушевленны! предметов (паровоз, башенный кран, ножницы, циркуль. Игровые упражнения «Живая линейка» (приставные шаги раз ной длины вправо и влево); «Рисуем многоугольники» (изображение контуров фигур-многоугольников приставными шагами вперед-назад, вправо-влево); «Богатыри выходят из мор} (ходьба — и. п. в приседе с постепенным принятием нормального положения тела); «Фехтовальщики» (ходьба с выпадами «Выразительная» ходьба с закрытыми глазами, с концентрацией внимания на телесных ощущениях при вхождении в о(раз (усталость, бодрость, напряженность, расслабленность т. д.). Имитация движений ног при ходьбе на руках. Игра «чьи это ноги?» (сюжет на тему одноименной сказки В. Бианки).
Ходьба по скамейке с преодолением препятствий (перешагивание, перепрыгивание натянутой веревки, куба высотой 20 см); по горизонтальному и наклонному бревну (вью та 40 см, ширина стесанной поверхности 15—20 см) прям» боком, с разными положениями рук; ходьба по гимнастической скамейке спиной вперед, то же — в парном варианте (игровое упражнение «Тяни-толкай»).
Задания на ориентировку в пространстве: ходьба по лабиринтам с использованием простой графической схемы; самостоятельное составление графической схемы и ее использование при ходьбе; «Место сбора»; изображение плана ближайшей местности следами на влажном песке! Групповое упражнение «Превращения фигур» (ходьба по контурам круга, кривой, прямой, треугольника, прямоугольника — с изменением направления по команде).
|
Ходьба и бег с преодолением реальных (кубики, набивные мячи и др.) и воображаемых препятствий, с сохранением скорости движения (вхождение в образ лошадки, кораблика, бороздящего волны, и т. п.); высота препятствий может варьироваться от 10 до 20 см.
Бег. Стремительный бег под легкую и энергичную музыку в разных направлениях, разными способами (на носках, с поднятыми коленями, приставными шагами боком, с махами и вращением рук, с прыжками) и с меняющимся темпом; концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом в ногах. Бег спиной вперед в индивидуальном и парном варианте с сохранением направления и равновесия.
Бег по самостоятельно составленным из кубиков лабиринтам. Непрерывный бег до 3 минут. Медленный бег по пересеченной местности (400 м). Ближе к концу года: бег на 300- 350 м с изменением скорости от медленной к средней (с концентрацией внимания.на телесных ощущениях при изменении скорости). Быстрый бег на расстояние от 15 до 25 м (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка). Челночный бег — 3—5 раз по 10 м. Задание: «Пробеги как можно быстрее».
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, смещая ноги вправо-влево; с продвижением вперед: по наклонной доске, с поворотом крутой, поочередно на одной и на другой ноге, по контурам геометрических фигур (прямая, кривая, круг), из полуприседа и приседа. Прыжки на одной ноге вперед, удерживая на колене другой (согнутой) ноги мешочек с песком. Самостоятельное придумывание новых (в том числе — необычных) видов прыжков и названий для них. Игра-соревнование «Лягушки и кузнечики».
|
Прыжки с места через проведенную на полу линию в ситуациях, когда: а) расстояние до линии задается воспитателем; б) ребенок сам должен выбрать для себя это расстояние и прочертить линию в нужном месте; в) ребенок должен провести линию мысленно. Задание: «Прыгни как можно дальше»; то же — с соревнованием. Прыжки с разбега через «ров», через барьер из кубиков (сугробы, насыпь) высотой 25—30 си Прыжки с места в высоту с попыткой достать предмет, повешенный выше поднятых рук ребенка, в ситуациях, когда
а) высота подвешенного предмета определяется воспитателем
б) ребенок сам должен выбрать нужную высоту и подвеет предмет (попросить об этом воспитателя); в) ребенок додже мысленно подвесить предмет на определенную высоту. ;
Задание: «Прыгни как можно выше»; то же — с соревнованием. Перепрыгивание через длинную качающуюся скакалку; через короткую вращающуюся скакалку; через обруч кi через скакалку. Задание: «Нарисуй свой прыжок».
Спрыгивание с высоты 40—50 см с принятием игровой роли (пингвины, парашютисты, прыгуны с лыжного трамплина и др.). Спрыгивание с высоты с поворотом тел Запрыгивание с разбега (3 шага) на возвышение до 40 см. Парное и групповое спрыгивание с возвышения и запрыгивание на него (высота 20—30 см) с места. i
|
Ползание, лазание. Изображение реки, медленно тек щей под мостом (проползание под предметами), огибающей деревья и дома (проползание между предметами); изображение быстрого ручейка при тех же условиях. Игра-соревнование «Кто проползет быстрее» с имитацией движений noлзающих животных (змеи, жука и др.). Игровые упражнения «Тоннели» (проползание под предметами), то же — с copeвнованием; «Котята и клубок» (катать мяч, передвигаясь на четвереньках).
Передвижение с пролета на пролет гимнастической стенки в разных направлениях: игровые упражнения «Многоэтажный дом», «Счеты». Лазание по веревочной лестнице и канату с вхождением в образ обезьянки, акробата, альпиниста; концентрация внимания на ощущениях, возникающих при этом. Преодоление неуверенности в движениях" страха высоты (общие и индивидуальные варианты коррекции).
Бросание, ловля и метание. Бросание мешочка с песка рукой из-за плеча. Перебрасывание друг другу резинового мяча, набивного мяча, мешочка с песком — произвольна способом (мальчики — с расстояния 4 м, девочки — с расстояния 3 м). Игровое упражнение «Нарисуй свой бросок*
Ловля мяча, отскочившего от земли, двумя руками (i менее 20 раз подряд), одной рукой (не менее 10 раз). Перебрасывание мяча через препятствие одной рукой в ситуациях, когда:
а) расстояние до препятствия (не менее 4 м) устанавливается воспитателем;
б) ребенок сам устанавливает это расстояние;
в) ребенок мысленно представляет себе линию препятствия. Задание: «Брось мяч как можно дальше»; то же — с соревнованием. Отбивание мяча кистью руки, предплечьем, плечом, головой, грудью в заданном направлении; отбивание мяча о скамейку одной рукой с продвижением вперед.
Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 4—5 м. Парное игровое упражнение «Охота»: метание мяча в движущуюся цель (в другой мяч) из разных положений (стоя, сидя, лежа, при ходьбе и др.). Метание шишки, снежка в горизонтальную и вертикальную цели с расстояния 8 м из разных положений; метание в движущуюся цель. Метание мяча вдаль (расстояние до 12 м). Игровое упражнение «Соревнуются руки» (соревнование правой и левой рук по метанию в цель).
Равновесие. Воспитанники данной группы выполняют все упражнения, которые были предназначены для освоения в предшествующей группе. Кроме этого детям предлагаются новые упражнения.
Упражнения:
И. п. — стоя на полу. «Ласточка» — подъем ноги и опускание на всю ступню с закрытыми глазами; стойка на одной ноге, закрыв глаза, с самостоятельным поиском образа, способствующего сохранению равновесия («Кран», «Гриб» и т. д.).
И. п. — стоя на гимнастической скамейке. Подъем на носки и опускание на всю ступню; повороты кругом; «Ласточка»; вхождение в образ гимнаста на брусьях; приседы с разным положением рук.
Балансирование на небольшом набивном мяче. Медленное кружение индивидуально и парами — держась за руки, с закрытыми глазами.
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА ПРИНЯТИЕ И СОХРАНЕНИЕ ПОЗЫ
Игровые задания: «Сад скульптур», «Театр поз».
УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ РУКИ
Комплекс игровых упражнений «Теневой театр» (проекция на экран подвижных комбинаций сложенных пальцев). Игровое упражнение е музыкальным сопровождением «Клавиши и струны» (имитация игры на клавишных и щипковых музыкальных инструментах).
Физкультминутки для развития пальцевой моторики: «До» и ворота», «Цветок», «Зайцы», «Коза и козленок», «Птички», «Кошка и собачки»'. Отдельные игровые упражнении для пальцев с изображением движений и форм живых и не живых объектов: «Собака», «Мышка», «Зайка и ушки» «Скворечник», «Шарик», «Елка», «Корзинка», «Курочка клюет зернышки», «Кран», «Подарок»; самостоятельное придумывание детьми вариантов такого изображения.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ ЛИЦА И МИМИКИ
Демонстрация (на картинках и на живом примере) распознавание общего выражения на лице различных эмоциональных состояний (радость, печаль, испуг, гнев, удивление, равнодушие и др.); его самостоятельное воспроизведение (по замыслу). Создание первоначального представления о соотношении мимики, жеста и позы; передача через ни целостного внутреннего состояния (настроения).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ[20]