Рынок и рыночный механизм




Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Рынок – это обмен, купля-продажа товаров и услуг.

Условия возникновения рынка Условия развития рынка
1. Общественное разделение труда 2. Экономическая обособленность товара производителей 3. Самостоятельность товара производителей 1. Конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности 2. Наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов) 3. Функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков)

Признаки рынка:

1.нерегулируемое предложение, т.е. производитель сам решает что, как и для кого он производить;

2. нерегулируемый спрос, т.е. потребитель сам определяет что, где и как купить;

3. нерегулируемая цена, т.е. цены определяются на рынке посредством спроса и предложения.

Функции рынка:

1. Посредническая. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей, позволяя выбрать подходящего покупателя и продавца.

Пример:

2. Ценообразующая. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, устанавливая на тот или иной вид товара равновесную цену, т.е. цену, при которой спрос на товар равен предложению этого товара.

Пример:

3. Регулирующая. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Он порождает переток капиталов и ресурсов из менее выгодных отраслей в более выгодные.

Пример:

4. Санирующая (оздоровительная). Рыночная конкуренция приводит к банкротству нерентабельных предприятий и дает дорогу экономичным и высокоэффективным хозяйствам.

Пример:

5. Стимулирующая. Рынок побуждает товаропроизводителя экономить и представлять товары, нужные покупателю; рынок побуждает экономить и покупателей, соизмеряя спрос с их доходами.
Пример:

6. Информационная. Рынок через систему показателей (например, цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг), как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию о состоянии экономики.

Пример:

Достоинства и недостатки рыночного механизма

Достоинства Недостатки
1. Рынок способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент наиболее необходимы, поэтому дефицит бывает крайне редко. 2. Рынок стимулирует научно-технический процесс: новые технологии позволяют тратить меньше ресурсов, по удовлетворению многих потребностей. 3. Рынок направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей потребителей. 4. Рынок стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, т.н. невидимые руки рынка. 1. Рынок не гарантирует решение социальных и экономических проблем, таких как: а) экология б) экономическая безопасность в) развитие науки. (фундаментальной) 2. В ходе распределения продуктов труда появляется социальное неравенство (общество делиться на бедных и богатых). 3. Существует тенденция к монополизации рынка. 4. Нехватка денег для внедрения новых разработок. 5. Значительная часть денег уходит на рекламу. 6.Рынок не решает проблему внешних издержек (все расходы ложатся на плечи потребителя). 7.Рынок всегда цикличен, т.е. приводит к кризисам. 8. Рынок при отсутствии ограничений разрешает окружающую среду.

Классификация рынков:

1. По действующему законодательству:

· теневой (незаконный);

· легальный (законный).

2. По объекту купли-продажи:

· рынки товаров;

· рынок услуг;

· рынок факторов производства;

· рынок недвижимости;

· фондовый рынок (акции, облигации);

· валютный рынок.

3. По типу конкуренции:

· совершенной конкуренции;

· монополистической конкуренции;

· олигополии;

· монополии.

4. По локализации

· Местный

· Региональный

· Национальный

· мировой

Конкуренция соперничество между участками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров и услуг.

Характерные типы конкуренции:

Типы и характеристики рынка Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия (дуополия) Монополия
Число фирм Очень большое: нет влияния фирмы на цену Сравнительно большое: ограниченное влияние фирмы на цену Несколько крупных фирм: влияние на цену при тайном сговоре Одна фирма: значительный контроль над ценой
Характер продукции Однородный: нет неценовой конкуренции Неоднородный: неценовая конкуренция – реклама, торговые марки Однородная и неоднородная: с неценовой конкуренцией Уникальный продукт, не имеющий заменителей: реклама только имиджевая
Барьеры на входе и выходе с рынка Отсутствуют Незначительные Значительные · Огромная величина стартового капитала · Необходимость лицензии на производство · Коммерческая тайна · Необходимость соблюдения авторского или патентного права Абсолютные, вход в отрасль практически закрыт
Свобода движения информации Абсолютно свободное Достаточно свободное Ограниченная свобода Отсутствует
Контроль над ценами Нет. Только при равновесной цене выручка продавцов будет наибольшей. Практически отсутствует. Поднять цену на товар можно только при условии, что ваша продукция чем-то превосходит продукцию конкурентов. Дифференциация- процесс создания уникальной продукции, отличной от аналогов. Способы: · Повышение качества товара · Повышение качества обслуживания · Гарантийное обслуживание Цены устанавливаются по принципу ценового лидерства: признанный лидер данной сферы устанавливает свои цены, остальные фирмы им следуют. Ценовой сговор.   Полный контроль над ценой
Примеры отраслей Рынки с/х продукции, фондовый рынок, рынок рыбы Магазины розничной торговли: цветочный и сувенирный киоски, книжные магазины, магазины одежды, мебели. Рынок компьютеров, рынок парфюмерии, рынок автомобилей, рынок нефти РЖД, Газпром (в масштабах страны) «Норильский никель» (в масштабах страны)

 

Естественная монополия – фирма, которая может производить товары и у слуги с меньшими издержками, чем несколько фирм. (комунальные службы: электро- и теплоснабжение, газоснабжение)

Уникальные природные условия могут быть источником естественной монополии (целебный источник, уникальный курорт).

 

Монопсония - ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов. На рынках данного типа определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели.

Пример: Министерство обороны на рынке вооружения.

Федеральное космическое агентство на рынке ракетно-космической техники.

 

Олигопсония - ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей).

Примеры: автомобильные заводы - олигопсонисты для производителей шин.

 

Достоинства конкуренции Недостатки конкуренции
1. Общее снижение затрат, т.к. для получения высокого спроса производители должны понизить цену. 2. Создание выбора для потребителей 3. Повышение качества продукции за счет внедрения передовых технологий научно-технического прогресса 1. Постоянное разорение товаропроизводителей. 2. Большие издержки на рекламу. 3. Использование нечестных методов борьбы. 4. Экономический шпионаж. 5. Подделка продуктов конкурентов. 6. Чрезмерная эксплуатация ресурсов.

Инфраструктура рынка – совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство:

а) транспортная сеть;

б) система коммуникаций;

в) страховые компании;

г) правоохранительная система, суды;

д) биржи.

Спрос и предложение

Спрос – зависимость между ценой товара и его количеством, которые покупатели хотят и могут купить в данном месте в данное время.

Кривая спроса отражает зависимость между ценой и спросом. Она имеет обратную зависимость: рост цены приводит к снижению спроса и наоборот. Обозначения: P – цена (price) Q – количество (quantity) D – спрос (demand)
Величина (объем) спроса – объем товаров или услуг, который покупатели готовы купить по данной цене. Например, при снижении цены с Р1 до Р2 объем спроса вырастет с Q1 до Q2.
     

Цена спроса – максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный промежуток времени.

 

Закон спроса – повышение цены на товар обычно ведет к снижению величины спроса, а снижение цен – к его увеличению при прочих равных условиях.

Неценовые факторы спроса

1. Личные предпочтения и вкусы людей
а) мода: товар вошел в моду а) мода: товар вышел из моды
б) реклама: товар рекламируют б) реклама: товар перестали рекламировать
2. Число покупателей
Число покупателей выросло Число покупателей упало
3. Доходы покупателей
Доходы покупателей выросли Доходы покупателей упали
4. Цены на сопряженные товары а) цена на дополнительный товар (автомобиль – бензин) б) цена на товар-заменитель (шариковая ручка – гелиевая ручка)
Цена на дополнительный товар упала Цена на дополнительный товар выросла
Цена на замещающий товар выросла Цена на замещающий товар упала
5. Ожидания покупателей
Ожидание покупателями повышения цен Ожидание покупателями понижения цен
6. Внешние условия
а) традиции(мандарины в Новый год) а) традиции(…)
б) религиозные предпочтения (подарки на Рождество) б) религиозные предпочтения (потребление мяса в Великий пост)

Эластичность спроса возможность измерить реакцию покупателей на изменение цен, товаров илиуслуг.

Виды эластичности(ɛ):

а) эластичность по цене:

Товары с неэластичным спросом по цене (как бы цена не росла, их будут покупать) Товары с эластичным спросом по цене (при росте цен их покупку отложат)
1. Предметы первой необходимости (лекарства, обувь) 2. Товары с незначительной стоимостью для семейного бюджета (зубные щетки) 3. Труднозаменяемые товары (хлеб, лампочки) 1. Товары длительного пользования (мебель, ТВ) 2. Предметы роскоши (ювелирные изделия, дорогие аксессуары) 3. Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

б) эластичность по доходу

Нормальный (полноценный) товар Низший (малоценный) товар
товар, объем спроса на который увеличивается с ростом дохода при каждом значении цены. Например, мороженое. товар, объем спроса на который падает с ростом дохода. Низшими являются товары (или блага), для которых существуют альтернативы, обладающие более высоким качеством или большими удобствами. Например, отказ семей от потребления макарон, картофеля, хлеба по мере роста доходов в пользу, например, рыбы дорогих видов, мяса

 

Предложение – готовность производителя предложить к продаже на рынке товары по конкретным ценам в конкретные промежутки времени.

Кривая предложения отражает зависимость между ценой и предложением. Она имеет прямую зависимость: рост цены приводит к росту предложения и наоборот. Обозначения: P – цена (price) Q – количество (quantity) S – предложение (supply)
Величина (объем) предложения – объем товаров или услуг, который продавцы готовы продать по данной цене. Например, при росте цены с Р1 до Р2 объем предложения вырастет с Q1 до Q2.
     

Цена предложения – максимальная цена, по которой продавцы готовы купить некоторое количество товара за определенный промежуток времени.

Закон предложения– повышение цены на товар обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цены – к снижению предложения при прочих равных условиях.

Неценовые факторы спроса

1. Цены на ресурсы и сырье (например, топливо)
Цены на ресурсы и сырье повысилась Цены на ресурсы и сырье снизились
2. Количество продавцов (например, новые магазины или фирмы)
Количество продавцов увеличилось Количество продавцов уменьшилось
3. Технология производства (новое оборудование или материалы)
Внедрены новые технологии  
4. Цены на альтернативные товары(товары конкурентов)
Цены альтернативного товара выросла Цены альтернативного товара упала
1. Налоги и дотации (поддержка государства)
Налоги снизились или дотации выросли Налоги выросли или дотации снизились
2. Ожидание изменения цен
Ожидание падения цен (сбывают товар даже со скидками) Ожидание роста цен (придерживают товар)

Цена

Подход 1 (К. Маркс) l Цена – денежное выражение стоимости lОпределяется вложенным в него трудом (объективная оценка рабочего времени и квалификации) Подход 2 (А. Маршалл, 1842-1924) Цена – результат взаимодействия на рынке спроса и предложения lОпределяется полезностью товара (субъективная оценка потребителя способности товара удовлетворить его потребность)
Равновесная цена (E – equilibrium - равновесие) – цена, позволяющая продать весь объем товаров, который продавцы согласны предложить l Избыток (NM) – при существующем уровне цены продавцы предлагают больший объем товаров, чем готовы купить покупатели l Дефицит (KL) – при существующем уровне цены покупатели готовы купить больший объем товаров, чем продавцы приобрести


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: