Личностно-ориентированное воспитание.
План:
1. Парадигма личностно-ориентированного воспитания.
2. Цель личностно- ориентированного воспитания.
3. Принципы личностно-ориентированного воспитания.
4. Содержание личностно-ориентированного воспитания.
Парадигма личностно-ориентированного воспитания.
Парадигма личностно-ориентированного воспитания была принята в 1992 году ("Закон об образовании"). В ней предусмотрен поворот образования к ребёнку, его интересам и нуждам. Парадигма гласит:
«Гуманистическое личностно-ориентированного воспитание- это педагогический управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации личности, входе, которого происходит вхождение ребёнка в культуру, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Основным механизмом этого процесса является собственная активность личности, включенной в воспитательный процесс в качестве его субъекта. Потому главное внимание направляется на развитие с раннего детства субъективных свойств личности: внутренней активности, самостоятельности, самоуправления, самоуправления, самодисциплины, саморегуляции, к способности к рефлексии. Здесь требуется духовная и нравственная поддержка и помощь со стороны взрослых».
Это новая парадигма направлена на формирование творчества, культуры и здоровья личности - она выступает парадигмой современного образования.
Старая авторитарная парадигма воспитания была парадигмой обучения с лозунгами: "Формировать знания, умения, навыки; воспитывать человека заданными качествами - человека строителя социализма и коммунизма". На смену «обучаемому» (объекту, пассивному ребёнку) приходит «учащихся» (активный субъект, приобретающий образование).
|
Новая парадигма потребовала новые принципы образования: демократизацию, гуманизацию, гуманитаризацию, фундаментализацию, информатизацию образования и др.
Новая парадигма имеет основные положения:
1. Ценности образования - ценностью является сам ребёнок, культура и творчество.
2. Цель образования - воспитание целостного человека культуры; эта культура имеет взаимосвязанные сущности: природную, социальную, культурную. Это единство формирует целостного ребенка.
3. Образование обеспечивает процесс социализации, организовывает жизнь ребёнка в форме культурного бытия: природосообразность, личностный подход, культуросообразность.
4. Содержание образования направлено на:
а) Ценности мировой, национальной и региональной культуры;
б) Имеет культурологический интегративный, жизнеобеспечивающий характер.
5. В основе оценки качества образования, его критериями служит не только качества знаний, умений и навыков, но и диагностика развития культурности и воспитанности ребёнка.
2. Цель личностно ориентированного воспитания.
Цель воспитания - это некий идеал, к которому стремиться общество. Формирование гармонической, всесторонне развитой личности рассматривается в качестве идеальной цели. Поэтому школьнику необходимо предоставить базовое образование и культуру, и на этой основе развивать те стороны личности, для которых имеются наиболее благоприятные субъективные условия (желания ребёнка) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
|
Образование закладывает базовые фундаментальные основы культуры личности: умственной, нравственной, экологической, экономической, правовой и других сторон.
В дошкольном и школьном возрасте целью личностно- ориентированного воспитания является сохранение и обеспечение здоровья ребенка, развитие его природных способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
3. Принципы личностно-ориентированного воспитания.
1. Культуросообразный подход - в основе содержания образования лежат его ценности, отношение к ребёнку направлено на свободное, целостное развитие его личности и его творческой самореализации. Здесь
воспитание помогает культурному саморазвитию ребёнка, его творческим задачам и способностям.
2. Принцип природосообразности - учет половозрастных особенностей детей (воспитывать мальчиков иначе, чем девочек); не перегружать школьников; осуществлять щадящий режим к слабым детям; не переделывать детскую индивидуальность; принимать ребёнка таким, какой он есть; создавать доступные зоны развития; воспитывать в детях личную ответственность за состояние окружающей среды; уметь видеть последствия своих действий по отношению к флоре и фауне; следить за состоянием своего здоровья и вести здоровый образ жизни.
3. Личностно-ориентированный подход обозначает признание ребёнка как активного субъекта воспитания. Здесь законы духовного и физическое развитие каждого ребёнка служат главными ориентирами в воспитании. Всестороннее изучение личности является необходимыми условиями успешности воспитания, а формирование субъективных средств становиться высшим показателем его эффективности.
|
Ребёнок не является «винтиком» воспитательной системы, а является активным субъектом соей свободы, жизнетворчества, самоопределения. Важно понимать, что в коллективе личность - это основа коллектива, а не на оборот. Личность может развиваться и вне коллектива.
3. Содержание личностно-ориентированного воспитания.
Воспитание должно стать фундаментом жизни человека (духовной, культурной, индивидуальной, социальной). В содержании личностно- ориентированного воспитания выделяются следующие элементы:
1. Ценностный мировоззренческий компонент - это система ценностей или жизненных смыслов.
2. Компонент социализации - накопление общественного опыта, опыта гражданского поведения.
3. Культурологический компонент - освоение культуры.
4. Личностный компонент - развитие способностей к самопознанию, саморегуляции, самоконтролю, самоорганизации.
Природосообразный компонент - здоровье, физическое развитие, природа ребёнка.