полномочия правительства




Л-7

Органы государства и их правовое положение.

Глава государства в системе органов власти

Компетенция главы государства

Статус монарха

Правовое положение президента

Парламент: порядок формирования, структура и полномочия

Законодательная процедура в парламенте

Правовое положение депутата парламента

Место правительства в системе органов государственной власти

Порядок формирования и структура правительства

полномочия правительства

Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях, и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации, координатором взаимодействия различных ветвей власти. Его конституционно- правовой статус зависит от формы правления и характера политического режима.

В качестве главы государства выступают:

1 наследственный монарх (суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связано политической ответственностью)

2 выборный президент (должностное лицо, законно властвующее в течении определенного срока.

3 узурпатор, лицо властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных и нелегитимных оснований.

4 Коллегиальный орган в виде президиума высшего представительного органа и государственного совета, постоянных комитетов.

Главы государств наделяются общими полномочиями, которые можно разделить на несколько групп:

Представительские полномочия. Глава государства осуществляет функции верховного представительства государства во вне и внутри страны. К его компетенции в ряде стран отнесено объявление войны и подписание мирных договоров.

Полномочия, связанные с управлением делами государства:

- в законодательной сфере (право созыва сессий парламента, его досрочного роспуска, созыва чрезвычайных сессий, осуществление законодательной инициативы, право вето на законопроекты)

- в сфере исполнительной власти (назначение главы правительства и принятие его отставки, участие в формировании правительства, решение стратегических вопросов военного управления в качестве верховного главнокомандующего вооруженными силами)

-в судебной сфере (назначение на судебные и высшие судебные должности)

Полномочия по конкретизации правового статуса личности (решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища, право помилования и смягчения наказания, осуществления награждений.)

Чрезвычайные полномочия (глава государства вводит особые правовые режимы: осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности).

 

Особенности статуса монарха заключаются в единоличном, наследственном и пожизненном характере принадлежащей ему власти. В настоящее время распространенны следующие системы престолонаследования:

- салическая, престол наследуют только мужчины, прежде всего старший сын, тогда как женщины из круга престолонаследников исключаются полностью.

-австрийская, престол передается мужчинам по старшинству при возможности предоставления его женщинам в случае пресечения мужской линии.

-кастильская, женщины полностью из круга престолонаследников не исключаются, однако преимущество отдают мужчинам по прямой восходящей линии

-скандинавская: женщины наследуют престол на равнее с мужчинами

-мусульманская: трон наследуется не определенным лицом, а правящей семьёй, которая сама решает, кто из родственников займет престол.

- племенная: монарха определяет племенной совет из числа сыновей покойного вождя.

Монарх имеет право на ношение особого титула (король, шах, султан, император) и использование особых регалий верховной власти (корона, трон, скипетр, мантия). Обязательными требованиями к монарху являются его внепартийность, поскольку он выступает как арбитр общества, а также его принадлежность к определенной религии.

Монарх –абсолютно неприкосновенная персона: его нельзя привлечь к ответственности. За его действия по управлению государственными делами политическую и юридическую ответственность несут правительство и министры.

Президент (от латинского -сидящий впереди)- выборный глава государства в странах со смешанной или республиканской формой правления; избирается на установленный (например, конституцией) срок.

Реальное значение полномочий президента и его место в системе государственных органов во многом определяется установленной в государстве формой правления - президентской, парламентской, смешанной.

При парламентской форме правления президент только формально утверждает или подтверждает политические решения парламента либо правительства, но почти всегда не принимает их самостоятельно. Президент не может назначить правительство, которое не пользуется поддержкой парламентского большинства, иначе оно не получит вотума доверия парламента. Как правило, премьер-министром становится лидер партии, победивший на выборах.

При президентской и смешанной формах правления, напротив, сильный президент контролирует правительство, осуществляя исполнительную власть самостоятельно. При анализе компетенции главы государства в президентской республике следует учитывать, что система государственной власти построена на принципе разделения властей. Президент не может распустить парламент, а парламент, в свою очередь, не имеет полномочий отправить формируемое президентом правительство в отставку.

В смешанных республиках, как правило, президент по конституции объявляется только главой государства, а не главой исполнительной власти. Последняя, согласно конституционным нормам принадлежит правительству. Членов правительства, назначает президент. Иными словами, фактически руководителем правительства является президент. Однако правительство несет политическую ответственность перед парламентом, де-юре являясь самостоятельным органом.Президент рассматривается как арбитр в спорах с другими властями, государственными органами.

Парламент – (говорить)- высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей. Парламент является представительным органом, в котором все население и регионы страны представлены выбранными ими представителями.

Смысл деятельности парламента состоит в согласованном принятии государственных решений, прежде всего законно, после всестороннего обсуждения. Он консолидирует разнообразные социальные интересы и призван выражать волю народа. В парламентской республике и парламентской монархии выборный представительный орган государственной власти формирует и контролирует правительство, а в президентской республике и дуалистической монархии он делит власть с главой государства.

По структуре парламенты подразделяются на однопалатные и двухпалатные. Способы формирования нижней и верхней палат различны. Члены нижней палаты обычно называются депутатами, народными представителями и избираются на 4, 5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных выборов, или посредством косвенных выборов. Верхняя палата, состоящая из сенаторов, формируется различными способами: путем прямых выборов, путем непрямых выборов, посредством назначения на должность. Как правило, палаты включают в себя руководящие органы: председателя (спикера), заместителя председателя (вице-спикера), президиум, бюро. Для выполнения полномочий создаются парламентские комиссии, комитеты.

Парламент единственный орган государственной власти, обладающий законодательной властью и создающий законы.

Современный парламент обладает следующими полномочиями: 1 законодательными, 2 представительными, 3 финансово- бюджетными, 4 в сфере международных отношений, обороны и безопасности., 5организационно-контрольными.

Парламентский контроль разнообразен и проявляется в следующих формах:

1 депутатского вопроса, задаваемого устно на заседании парламента, и депутатского запроса, выраженного документально.

2 интерпелляции - особой разновидности депутатского запроса, вносимой группой парламентариев правительству по крупному или политически значимому вопросу.

3 парламентского расследования он проводится по вопросам, входящих в компетенцию представительного органа.

4 отчет правительства, органов исполнительной власти, учреждений, подконтрольных парламенту, о проделанной работе и сопровождаемого принятием соответствующего парламентского решения.

5 Выражения недоверия правительству или отказ в доверии, что приводит его к отставке.

Законодательный процесс является одним из наиболее стабильных институтов конституционного права, мало подверженных изменениям.

Важнейшими участниками законодательного процесса являются депутаты и само общенациональное выборное представительное учреждение- парламент. Законодательный процесс состоит из рада стадий: осуществление права законодательной инициативы, обсуждение законопроекта. Принятие закона, одобрение второй палатой(если такова имеется), промульгация закона главой государства, его опубликование, вступление закона в юридическую силу. К числу субъектов законодательной инициативы относится правительство и депутаты парламента. В парламентских государствах основным субъектом законодательной инициативы является правительство. В президентских и полупрезидентских республиках правом законодательной инициативы широко пользуется президент.

Обсуждение законопроекта –наиболее продолжительная стадия законодательной парламентской процедуры. Как правило законопроект проходит три чтения. В первом чтении решается вопрос о целесообразности принятия его концепции, во втором он совершенствуется и обрастает многочисленными поправками, а в третьем- принимается в целом. Двухпалатная структура парламента требует одобрения законопроекта обеими палатами. В случае разногласий между ними применяются различные согласительные процедуры. Если разногласия преодолены, и закон принят палатами парламента, то тогда он подписывается главой государства, а затем промульгируется- официально опубликовывается. Закон считается принятым, если за него проголосовало установленное большинство депутатов. Законы подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

Депутаты- профессиональные парламентарии, которые с момента получения депутатского мандата наделяются специальными правами и привилегиями. К числу важнейших привилегий относится неответственность (означает, что парламентарий не отвечает за действия, высказывания, непосредственно связанные с его депутатской деятельностью, как в период, так и после истечения срока своих полномочий) и неприкосновенность депутатов (заключается в том, что депутат без согласия парламента или его руководящих органов не может быть привлечен к ответственности или подвергнут аресту за совершения правонарушения, за исключением случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления

Общими требованиями к парламентариям в президентских и полупрезидентских республиках является не возможность совмещения депутатского мандата с другими, как выборными, так не выборными должностями.

Принцип свободного мандата означает, что парламентарий юридически не связан поручениями избирателей и действует в парламенте, сообразуясь со своими представлениями о должном и собственной совестью. Принцип императивного мандата включает в себя совокупность трех элементов: обязательность наказов избирателей для депутата, обязательную отчетность депутата, право его отзыва избирателями, если он не выполняет или плохо выполняет наказы.

Правительство- это центральный орган исполнительной власти. Правительство осуществляет общее руководство государственными делами и отвечает перед народом за свою деятельность. оно обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, охрану конституционного строя и установленного правопорядка. Правительство наделено широкими исполнительно- распорядительными полномочиями. Во главе правительства стоит премьер- министр, председатель Совета министров, канцлер. В президентских и полупрезидентских республиках главой правительства является президент. Правительство руководит работой министерств, иных органов исполнительной власти. Координирует и направляет деятельность министерств, агентств.

По партийному составу различают однопартийные и коалиционные правительства. Однопартийные правительства формируются в тех странах парламентской демократии, где существует парламентское большинство. Коалиционные правительства создаются там, где ни одна политическая партия не имеет устойчивого большинства в парламенте. Если не одна из партий, представленных в парламенте, не смогла самостоятельно сформировать правительство, а создание парламентской коалиции невозможно, образуется правительство меньшинства. Подобное правительство действует как правило несколько месяцев, а затем, проводятся парламентские выборы, и проясняется расстановка политических сил. В некоторых странах с парламентскими формами правления в условиях военного противостояния или внешней агрессии образовывается правительство национального единства. В условиях смены общественного строя или политического режима может создаваться временное правительство, обладающее чаще всего ограниченными полномочиями.

 

Способ и порядок формирования правительства определяется формой правления, конституционными нормами и принципами, политическими традициями страны. Существует две модели образования правительства: парламентская и внепарламентская.

Парламентская модель предусматривает образование правительства по итогам парламентских выборов. По общему правилу глава государства назначает главу правительства, пользующегося доверием большинства парламента. Внепарламентская модель формирования правительства применяется в президентских республиках, дуалистических монархиях, в ряде смешанных республик. Право на формирование в этом случае имеет не парламент, а президент, другой глава государства. Иными словами, правительство в доверии парламента не нуждается и формируется не зависимо от него.

В европейских странах в состав правительства могут входить министры без портфеля - высокопоставленные чиновники, не руководящие конкретным министерством или ведомством. Существуют государства, где в правительство входят парламентские секретари, призванные поддерживать связи с парламентскими структурами.

С прекращением по любому основанию полномочий главы правительства обычно прерывается деятельность как самого правительства, так и всех его членов. Ответственность правительства в странах с развитым парламентаризмом носит солидарный характер: при неодобрении этой политики в отставку уходит весь состав правительства, даже если к конкретному министру не было каких-либо претензий.

В условиях парламентских форм правления правительство при осуществлении своих полномочий руководствуется программой деятельности, одобренной представительным органом государственной власти.

Группы полномочий:

1 По осуществлению текущего государственного управления: проводит государственную политику в социально- экономической сфере, формирует целевые общенациональные программы развития регионов, осуществляет кадровые назначения в системе исполнительной власти.

2организационно - правотворческие:Правительство- субъект права законодательной инициативы в парламенте. Правительство издает постановления, декреты, ордонансы, распоряжения, которые могут подменять законы, а также обеспечивает их реализацию.

3 В сфере обороны, безопасности, внешней политике и внешнеэкономической деятельности: вырабатывает совместно с другими государственными институтами внешнеполитический курс, осуществляет меры по обеспечению обороны и национальной безопасности.

4 финансово-бюджетные: вырабатывает проект государственного бюджета и финансовых планов, добивается их принятия парламентом, обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики.

В условиях введения чрезвычайного осадного и военного положения прерогативы правительства резко возрастают. Оно может принимать акты, ограничивающие права, свободы граждан, депортировать нежелательных иностранцев, вводить дополнительные обязанности для физических и юридических лиц.

За свою работу правительство несет политическую ответственность, которая выражается в отставке всего кабинета, реже-отдельных его членов по инициативе парламента, самого правительства или главы государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: