Условием эффективности и достижения комплексности оздоровительно-развивающей работы (ОРР) с ослабленными детьми является ее организация на базе единых взаимосвязанных (и в какой-то мере взаимопересекающихся) принципов. Эти принципы вычленяются не произвольно, а отражают приоритеты ОРР и характеризуют ее целостную модель.
Данные принципы раскрываются нами через систему положений о:
• приоритетности развивающих форм ОРР;
• необходимости развития двигательной активности на основе преобладания циклических упражнений;
• формировании у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки;
• использовании системы эффективного закаливания;
• организации оздоровительного режима с учетом состояния здоровья ослабленного ребенка;
• применении психогигиенических и психопрофилактических средств.
Остановимся теперь на каждом из этих положений подробно.
Приоритетность развивающих форм ОРР
Принцип приоритетности развивающих форм работы с ослабленными детьми — ведущий, на нем базируются и остальные принципы ОРР.
Как уже было сказано выше, традиционная методика такова: прямой показ взрослым (обучающим) образца движения — многократное воспроизведение детьми этого образца н однородных условиях с целью образования прочных динамических стереотипов (как основы навыка) — перенос усвоенного образца в новые ситуации, где соответствующее ему движение могло бы выполняться вариативно и навык благодаря этому закрепился бы окончательно.
Мы уже указывали, что сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает в должной мере ни двигательного, ни тем более общего психофизиологического развития дошкольников. Как то, так и другое протекают стихийно — вне и помимо специально организованного педагогического процесса в массовых ДОУ.
|
Постепенный моторный тренаж составляет неотъемлемую (и, пожалуй, самодовлеющую) часть физкультурно-оздоровительной работы и с ослабленными детьми. Здесь он во многом «оправдывается» необходимостью более тщательного, соблюдения режима, строгого дозирования физических нагрузок. Однако это справедливое требование нередко обора-! чивается запретом на любое содержательное обогащение двит гательной деятельности детей, на придание ей новых форм* отличных от принятых, что уже никак нельзя признать корректным. Более того, это отрицательно сказывается на не-; посредственных результатах ОРР.
Такой подход к организации двигательной активности ослабленных детей в традиционных детских садах вполне отвечает духу господствующей там компенсаторно-реабилитационной системы оздоровительно-воспитательной работы. В ее русле минимизация и дозирование нагрузок приводят к упрощению двигательных возможностей дошкольников.
По нашему мнению, сегодня возникает необходимость Н замене этой традиционной системы на развивающую. Задачи компенсации и реабилитации при этом не снимаются, а решаются в более широком гуманитарном контексте. Ребенок из объекта медико-педагогических воздействий превращается в субъект своего оздоровления, которое выступает одной из линий его нормального развития. Практика оздоровлений становится практикой самоизменения ребенка, где задачи оздоровления, воспитания и развития совпадают друг с другом.
|
В доступной форме дошкольник, а тем более ослабленный, с самого начала должен осмыслить, что его собственное тело и телесные движения не являются некоторой готовой данностью. Как мы уже писали об этом выше, они должны стать для ребенка особым объектом освоения, преобразования, познания и оценки. Необходимо, чтобы мир движений открывался детям как особая, необыденная действительность, как специфическая культура, к которой еще толь ко предстоит приобщиться. Движение должно носить для малыша характер чудесного события. Это позволит разорвать порочный круг психосоматических стереотипов, порождении перенесенной болезнью.
Итак, содержание и формы ОРР должны быть выстроены таким образом, чтобы ребенок изначально мог действовав активно и творчески.
На программно-технологическом уровне в рамках предложенной нами модели ОРР с ослабленными детьми мы стремились выполнить перечисленные выше требования. Для этого мы модифицировали «Программу развития двигательной активности и оздоровительной работы с дошкольниками» В. Т. Кудрявцева (см. раздел I) с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей ослабленных детей. И апробировали ее в старшей и подготовительной группах санаторного туберкулезного детского сада. В настоящем разделе в качестве примеров мы будем приводить преимущественно иллюстрации из области работы по этой Программе (за исключением специально оговоренных случаев).
Первое условие успешной работы с ослабленными детьми — обогащение их творческого потенциала, прежде всего — возможностей воображения.
|
Психосоматическое развитие ослабленного ребенка в ходе организованного воспитания и оздоровления должно разворачиваться как процесс проблематизации, творческого преобразования обыденного двигательного опыта дошкольника и его эталонов (традиционная — не развивающая система физического воспитания лишь дублирует и педагогически «закрепляет» этот опыт и эти эталоны).
Иными словами, двигательные эталоны, включая и эталоны основных видов движений, изначально задаются нами не в готовом виде, а в проблемной форме. При этом педагог фиксирует внимание детей на противоречиях и парадоксах, присущих движению как таковому. Игровое экспериментирование с возможностями собственного тела при построении тех или иных движений позволяет детям разрешать возникшие проблемы.
Благодаря такой схеме построения работы ребенок не только прочнее усваивает заданные двигательные эталоны, но и на доступном для себя уровне осмысливает источники их происхождения и границы их применимости. В этом состоит развивающее значение инверсионных действий.
Более подробное применение «перевертышей» в физическом воспитании дошкольников, а также трудности, возникающие при их использовании, мы приводили в первом разделе. Хотелось бы отметить только то, что в работе с ослабленными детьми такие трудности оказываются стрессогенны ми и зачастую непреодолимыми.
Как и в работе со здоровыми детьми, с педагогической точки зрения более трудоемким (на первых порах), но в итоге оправдывающим себя представляется другой путь. Проблематизация, инверсия, творческое преобразование двигательного эталона (в том числе — через его инверсию) осуществляются на тех этапах, когда еще не достигнуто его «прочное»; усвоение, хотя ребенок уже обладает известным опытом выполнения данного движения по образцу. Но это должно быть именно формирующееся, пребывающее в становлении, а вовсе не закостеневшее умение. Поэтому желательно, чтобы: первое знакомство детей с вводимым образцом и его творческое изменение протекали в пределах одного занятия. Ребенку это должно быть представлено как целостный акт -событие. Другими словами, детям с самого начала необходим мо увидеть целое раньше частей, что и является ведущей функцией творческого воображения (В. Т. Кудрявцев).
Двигательное воображение выполняет функцию переконструирования и достраивания тех исходных сенсомоторных образов, в которых отражаются подвижные состояния тела ребенка. Наряду с этим оно связывает разнородные группы движений (простейший пример: взмахи рук и бег при изображении полета птицы в подвижной игре) и отдельные движения в единый динамичный двигательный ансамбль, при дает им целостный смысл в неординарных двигательных cитуациях. Такие связки могут носить противоречивый и даже парадоксальный характер (например, на бегу ребенок должен попасть мячом в мишень), что, однако, не разрушает смысловой целостности движений, которая задана их общей творческой направленностью.
Развитая способность к построению подобных «связок» служит проявлением двигательной «находчивости» (Н. А. Берн штейн). В этой находчивости проявляется сила двигательного воображения ребенка, перешедшая в план реального умения.
В настоящее время в лабораториях нашего Института определены самые разнообразные средства развития двигательного воображения, ряд из которых мы использовали в раба те с ослабленными детьми. Так, развитию двигательное воображения способствуют специальные игровые задания выполняя которые, ребенок должен преодолеть стереотип действия (движения) с данным предметом (старшая группа). При этом ребята придумывают новые способы применения прел меток физкультурного инвентаря. Скажем, если этим прея метом является мяч, то они пытаются «рисовать» им невидимые контуры различных вещей (цветка, звезды, самолет и др.), раскручивать его на полу, словно волчок, раскачиваться на кем, как на качелях, ноешь его на голове вместо шляпы и т. д. (Т. С. Яковлева, Е. А. Сагайдачная).
Эффективным средством развития двигательного воображения выступают подвижные игры, хотя их использование в работе с ослабленными детьми имеет ряд ограничений, прежде всего — физиолого-гигиенического характера.
Подвижные игры для работы с детьми, перенесшими туберкулезную интоксикацию, мы классифицировали так:
I группа — подвижные игры с незначительной психофизической нагрузкой. Это игры, используемые сразу после того, как болезнь пошла на спад. В основном задействуют- ся мелкие и средние группы мышц. Не рекомендуются игры, вызывающие резкие перепады настроения
II группа — подвижные игры с умеренной психофизической нагрузкой. Эти игры рекомендуются через 2—3 недели после выздоровления и провозятся со сменой нагрузки на различные мышечные труппы. Вводятся игры под стихотворный текст или песни. Эмоционально они несколько ярче, чем игры I группы.
III группа — подвижные игры с тонизирующей психофизической нагрузкой. Они проводятся через 3—4 недели после выздоровления и требуют дозированной физической нагрузки, координации сложных движений, введения элемента эстафет, соревнований.
IV группа — подвижные игры с тренирующей психофизической нагрузкой. Эти игры рассчитаны на детей, физически подготовленных, несмотря на имеющее место заболевание. Они проводятся с большой нагрузкой на все виды мышц, требуют выносливости, быстроты движений.
Деление на группы, конечно, условно, главное — педагог должен четко определить, какие цели ОРР он преследует, проводя эти игры.
Вторым условием работы с ослабленными детьми является развитие осмысленности, эмоциональной регуляции м произвольности движений и действий.
Формирование произвольности движений ребенка (подробнее в первом разделе) тесно связано с развитием их эмоциональной регуляции. Эта задача не может быть решена лишь путем создания внешней атмосферы радости, бодрости и т. п. при выполнении дошкольниками тех или иных движений. Наш опыт ОРР с ослабленными туберкулезной интоксикацией детьми показывает, что во многих случаях этот традиционный прием просто не срабатывает.
Для того чтобы превратиться в произвольное, движение должно стать не только ощущаемым, но и эмоционально переживаемым. Для этого необходимо выразительное оформление не только внешних условий построения (выполнения) движения, но прежде всего его «внутренней картины» (А. В. Запорожец).
Ожидаемого результата можно добиться через выявление смысловой составляющей движения, в частности — через его; игровое выполнение. Например, ходьба. Она может выражать определенное внутреннее состояние и настроение: ребенок изображает уверенную походку, усталую походку, бодрую» походку и т.д. (старшая группа). При этом педагог обращаем внимание детей на походку как на выразительный компонент ходьбы, постепенно создавая у них представление о красивой походке. Этим предваряется работа по совершенствованию технических навыков ходьбы. Аналогичную цель преследует игровое упражнение на координацию движений ног и рук «Марионетки» (старшая группа). В нашей работе с ослабленными детьми применяется целая серия подобных упражнений и игр.
Третье условие — создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.
Эффект достигается благодаря полифункциональности развивающих упражнений. Например, на нефизкультурных занятиях в старшей и подготовительной группах нами используется игровое упражнение «Лепим умелую и уверенную руку»; Подробное описание игры и определение ее значения для ребенка даны в первом разделе.
Четвертое условие продуктивной работы с ослабленными детьми — формирование осознания значимости и уникальное" ти своих и чужих психических и физических возможностей.
Это значит, что нужно учить детей обращать внимание на смысловую, выразительную характеристику движений, на творческий подход к выполнению их в парных и групповых упражнениях.
Проиллюстрируем это положение на примере физкультурных занятий в старшей группе. Прежде чем научить детей бросать мяч разными способами, им предлагается попробовать себя в выразительном движении. Перебрасывая мяч друг другу, они обмениваются своеобразными «посланиями»: поле! мяча должен выражать определенное внутреннее состояние -i радость и грусть, усталость и бодрость, сосредоточенность У несобранность, серьезный и шаловливый настрой. Таким образом ребята гораздо быстрее и успешнее овладевают техническими навыками движения.
Пятое условие — достижение оздоровительных эффекте!
преимущественно опосредованным способом — через работу с психомоторной сферой ребенка.
Результат обеспечивается, во-первых, организацией системы оздоровительных мероприятий на двигательно-игровой основе, а во-вторых, созданием условий для творческого освоения детьми простейших умений самокоррекции психосоматического состояния. Благодаря этому ребенок становится подлинным субъектом ОРР, полноправно разделяя эту функцию со взрослым (педагогом, медиком).
Закаливающие процедуры, коррекция осанки и пр. осуществляются в процессе творческого движения и игры. Вспомним пример игры с элементами самомассажа, когда происходит целенаправленное воздействие на БАТК (подробно изложено в первом разделе).
На сходные принципы мы ориентировались и при организации особых оздоровительных моментов и процедур, в частности — закаливающих (контрастный душ, контрастные температурные воздействия на воздухе, хождение босиком, циклические упражнения на воздухе и др.). Так, например, полоскание горла отварами трав или холодной водой более эффективно, когда в игре дети предварительно «энергетически обрабатывают», «заряжают» жидкость руками, желая себе здоровья. Оздоровительный эффект хождения босиком возрастает, когда дети решают при этом своеобразные задачи — с завязанными глазами они пытаются ощупывать поверхность ступнями, ощущая особенности ее рельефа, и затем передают свои впечатления, создавая ее модель из пластилина, сличая эти впечатления. Водные процедуры сопровождаются «исследованием» возникающих при соприкосновении с водой ощущений (например, контрастных) и т.д.
Все вышеизложенное служит отправной точкой для составления комплексов упражнений, нацеленных на развитие основных видов движений, мелких мышц руки и лица, на принятие и сохранение позы, на укрепление разных групп мышц, на коррекцию осанки; на отбор и модификацию спортивных, музыкально-ритмических, дыхательных и звуковых упражнений, подвижных игр, процедур закаливания, психогигиенических и психопрофилактических средств. Так, например, эффект дыхательных упражнений возрастает, когда дети имитируют через дыхание различные явления, действия — ураган, легкий ветерок, пылесос, велосипедный насос, надувание шариков и т. д. Результативность процедур закаливающего массажа увеличивается благодаря включению в них игровых моментов, связанных с активизацией воображения (ребенок создает на своем теле «рисунок», двигаясь под стру ей стационарного душа). Умение держать равновесие хорош закрепляется при индивидуальном или совместном кружени; в образе снежинок, волчка, пропеллера, летающей тарелки гайки (с приседанием) и т. п. •
Развитие двигательной активности детей на основе
преобладания циклических упражнений
Установлено, что на протяжении дошкольного период ослабленные дети отстают от своих здоровых сверстников ц только по абсолютным показателям суточных объемов основных видов движений, но и по годовым приростам среднее; точной двигательной активности (М. Н. Алиев с сотр.). Вместе с тем полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления ослабленных детей.
Многие исследователи (Е. В. Хрущев, С. Д. ГТоляко» Н.И.Бочарова, Е.Н.Вавилова, Е. Г. Леви-Гориневская Т. И. Осокина, Ю. Ф. Змановский, Г. П. Юрко и др.) одни из основных условий организации двигательной активное! ослабленного ребенка считают систематическое использован циклических упражнений в ходьбе, беге и т. п. Длительны! равномерно повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигателыного режима растущего организма, который на физиологическом уровне способствует нормализации работы сердечно-сосудистой и, что особо важно для нас, дыхательной систем, а также повышению умственной и физической работоспособности, созданию и закреплению позитивного эмоционально: фона.
Различные виды циклических двигательных упражнений являются к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости, а она у ослабленных детей совсем не высока. По мнению специалистов, существует прямая корреляция между показателями развития этого качества и уровнем сформированности двигательных умений и навыков.
Такие циклические упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках, как считает Ю. Ф. Змановский, вплотную занимавшийся этой проблемой, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению змоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.
Е. В. Хрущев, С. Д. Поляков и другие показали, что наибольшей оздоровительной эффективностью обладают циклические упражнения со средними и даже малыми нагрузками. По мнению Н. И. Бочаровой, эти же циклические упражнения на открытом воздухе имеют большую оздоровительную ценность.
Особое место среди циклически организованных движений принадлежит ходьбе. Как известно, ходьба — одно из первых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. В ней участвует весь опорно-двигательный аппарат человека, одновременно в работу включается до 50 процентов мышц тела..
При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируются мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка. Кроме того, в ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой у детей воспитываются согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.
Ходьба представляет собой циклические движения умеренной активности, когда происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед-назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы имеет место постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно-мышечного аппарата.
Поэтому ходьба широко применятся в физическом воспитании детей разных возрастов. Величина нагрузки при ходьбе зависит от скорости и условий движения. Так, при медленной ходьбе по относительно ровной поверхности (грунтовой или асфальтовой дорожке) интенсивность нагрузки незначительна. Но она намного увеличивается, если повысить темп движения, включить преодоление спусков и подъемов, идти по дорожкам с разным грунтом (песчаным, травянистым). Предельная нагрузка на стопы ребенка равна его двойному весу. Это значит, например, что при массе ребенка в 10 кг его стопы выдерживают нагрузку до 20 кг.
В работе е ослабленными детьми используются различные виды оздоровительной ходьбы. Приступая к занятиям ею, рекомендуется сразу же начать с обучения детей навыкам правильного дыхания (подробнее о них см. ниже). Оно должно быть ритмичным: на 2—4 шага — вдох, 3—6 шагов — выдох Оздоровительная ходьба не должна превышать 1,5—2 часов остановками после 20—30 минут движения. При появлении признаков утомления необходимо сразу же дать возможность детям отдохнуть.
Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что существует зависимость между умением управлять своим дыханием и уровнем сформированности двигательных умений и навыков, развитие и закрепление которых протекает в ход выполнения циклических упражнений.
К циклическим видам движений также относится оздоровительный бег. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы физиологами и медиками, показали, что медленный бег, особенно на свежем воздухе, — не только эффективное средство повышения общей физической подготовленности, но и фактор укрепления здоровья детей.
В отличие от спортивного бега, имеющего множеств противопоказаний, требующего высокой физической подготовки и, следовательно, доступного не всем детям, оздоровительный бег является эффективным средством, благоприятно воздействующим на все физиологические системы и ncихические функции.
Систематические занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению сил после умственных нагрузок. Занятия: на свежем воздухе, как известно, улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни.
В беге, как и в ходьбе, необходимы хорошая координация движения рук и ног, правильная осанка, целесообразная (в зависимости от бега) постановка ноги на опору. Многократное повторение разных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость. Внешняя легкость бега связана с наличием оптимальных условий и координации движений. Одним из основных моментов, обеспечивающих хорошие результаты (оптимальную скорое и продолжительность бега), является его ритмичность.
Оздоровительный бег — одно из важных для здоровья бенка движений, позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Многие авторы (Ю. Ф. Змановский, Е. Н. Вавилова, В. Г. Фролов и другие) считают оздоровительный бег эффективным средством повышения функциональных возможностей организма.
Старшие дошкольники в состоянии применять рациональную технику бега в зависимости от конкретных условий, поэтому им удается бегать продолжительное время без появления признаков утомления.
Оздоровительный бег завоевал в последнее время большую популярность в основном как средство общего развития и выносливости и повышения функциональных возможностей организма. В этом беге важно выдержать невысокий темп, не ускорять, не замедлять его, бежать ритмично. Шаги при медленном беге короткие, нога ставится на переднюю часть стопы или эластично переходит с пятки на носок. Движения рук, согнутых в локтях, находящихся на уровне пояса, спокойные, плечи расслаблены. Привычка бегать помогает получить ежедневную дозу движений, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.
Прыжки, как и бег, — неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упражнения укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренируют глазомер, развивают координацию движений. Они выполняются толчком упругих ног, незначительно согнутых в коленях. Отталкивание происходит за счет активного разгибания стоп.
Прыжки со скакалкой относятся к циклическим упражнениям. Они занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста, способствуют повышению выносливости, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, мышцы ног. В прыжках с короткой скакалкой дети проявляют большую активность и настойчивость. Прыжки с продвижением вперед, с ноги на ногу, длительно повторяющие равномерное движение, развивают выносливость так же, как и беговые упражнения.
Следующим видом циклических нагрузок, обладающим мощным оздоровительным общеразвивающим действием, является плавание (Ю. Ф. Змановский, С. П. Громова, Е. Н. Вавилова, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. JI. Богина и др.). Оно отличается от всех других спортивных упражнений неограниченным возрастным диапазоном применения. Как и другие циклические упражнения, плавание оказывает благотворное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхательную системы: улучшает терморегуляцию, газообмен, сон, повышает работоспособность.
Плавание выступает также эффективным средством профилактики и даже лечения нарушения осанки и сутулости — позвоночник ребенка выпрямляется, мышцы рук и ног выполняют ритмические движения, влияющие на его гибкость.
Наибольшей результативностью отличаются циклические упражнения, когда они сочетаются с воздействием естественных сил природы — воздуха, солнца и т.д. Соответствующие упражнения составляют основное содержание утренней зарядки, различных видов факультативных занятий, прогулок, физкультурных и других форм организации физического воспитания.
Как известно, обязательным условием при включении занятия циклических упражнений служит их частая смена при* многократной повторяемости (до 12 раз) одного упражнения
Однако цикличность и повторяемость не всегда означаю стереотипность и монотонность. Двигательные стереотипа можно и нужно преодолевать. В этом источник творческой активности ослабленного ребенка, которая имеет для нет жизненно важный смысл. Возможность изменения характера движения должна быть заложена уже в содержание циклических упражнений. Так, дети старшей группы, выполняя одни и те же движения при групповой ходьбе, могут из ражать перемещение стрелок часов, течение реки и т. п., самостоятельно придумывать разные варианты групповой ход бы, включающие эти движения. Упражняясь в прыжках скакалками, они могут, с одной стороны, имитировать движения лягушат или зайчат, а с другой — вращение колеса; зрения и т. п. При групповой ходьбе перед ними ставится: дача изображения поезда, змеи, медленно накатывающей волны. Им предлагается самостоятельно придумывать нов варианты групповой ходьбы. В рамках ряда вышеперечисленных упражнений возможно чередование ходьбы с бегом, прыжками и другими движениями (например, по команд «Поезд набирает скорость», «Слон превращается в зайчика» ходьба переходит в бег).
Циклические движения при этом будут приобретать ра личный смысловой оттенок и тем самым видоизменяться, этом плане представляется продуктивным сочетание упражнений циклического, ациклического и смешанного характера.
Разумеется, использование циклических упражнений работе с ослабленными детьми имеет свои особенности. Поскольку им противопоказаны чрезмерные нагрузки на органы дыхания, предусмотрены различные регламентации: обычный бег должен быть заменен легким бегом или оздоровительной ходьбой, сокращается количество прыжков, уменьшается физическая нагрузка при проведении упражнений по плаванию и т. д. Кроме того, внутренняя неоднородность контингента воспитанников санаторных детских садов вызывает необходимость в индивидуальном дозировании нагрузок при выполнении циклических упражнений.
Использование циклических упражнений в ОРР с ослабленными детьми предполагает соблюдение ряда общих гигиенических требований: а) нагрузка должна возрастать по мере повторения упражнений и определяться изменением их содержания; б) обязательным условием проведения упражнений служит формирование навыков рационального дыхания; в) налагается запрет на любую физическую и психическую перегрузку; г) при выполнении упражнений у детей следует формировать и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки
Для ослабленного детского организма правильное дыхание, которое способствует развитию и укреплению грудной клетки, является залогом оздоровления. Е. А. Аркиным были указаны средства формирования полноценного дыхания: а) упражнения в беге, б) гимнастика дыхательных мышц, в) обучение технике дыхания (дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох); 4) постановка соответствующих певческих навыков. Все они должны быть использованы в оздоровительной работе с ослабленными детьми.
По мнению Е. А. Аркина, обучение правильному дыханию следует проводить методом терпеливого показа, повторного напоминания, лучше всего после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, продолжительной маршировки, прыжков и т. д.). Особого внимания требует выдох: он должен быть медленным, продолжительным. Более 2—3 раз подряд выполнять такие упражнения не стоит.
Каким же содержанием должны быть насыщены средства формирования навыков рационального дыхания? Этот вопрос остается открытым как для теории, так и для практики ОРР с ослабленными детьми. На наш взгляд, тот или иной ответ на него определяет характер получаемого оздоровительного эффекта, и шире — общую результативность ОРР.
Так, П. П. Болдурчиди предложил интересную систему обучения рациональному дыханию с использованием статических дыхательных упражнений. Обучение начинается с рассказа о сильных и смелых космонавтах, которые научились правильно дышать перед полетом. После этого детям предлагается раздеться по пояс и в положении сидя подготовиться к упражнению. Педагог обращается к ребятам: «Покажите вашу грудь, положите на нее обе ладони».
Далее детям предлагается, держа ладони на груди, «понюхать, как пахнут цветочки» — сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчика» — сделать выдох. В фазе вдоха грудь нужно опускать. Каждый вдох и каждый выдох совершается на протяжении 2—3 секунд. Обращается внимание детей на медленное и бесшумное выполнение каждого вдоха и выдоха. Упражнение повторяется 2—3 раза, со зрительным и тактильным контролем за движением грудной клетки. Затем несколько ребят по очереди рассказывают, что они «видели» во время каждого вдоха и выдоха. Если рассказ кого-либо не отражает правильного представления о только что выполненном упражнении, его обязательно поправляют другие. В заключение дошкольнику объясняют, что это грудной тип дыхания.
После того как дети проделали упражнение на грудное! дыхание, они принимают исходное положение лежа на спине, кладут руки (ладонями) на грудь и при зрительном контроле выполняют 1—2 раза то же упражнение.
Далее переходят к обучению брюшному дыханию. Дети, сидя на полу, слушают объяснения педагога и наблюдают, как он демонстрирует-брюшное дыхание. Во время показа упражнения их внимание сосредоточивается на следующем; «когда вы нюхаете цветочки», надо сделать вдох, в это время выпячивается живот, т.е. «надувается мячик», а «когда сдуваете пух с одуванчика» (т.е. производится выдох), необходимо подтянуть живот и сделать «ямочку». Это упражнение повторяется 3 раза. Затем детям объясняется, что этс брюшное дыхание.
На следующем занятии (через день) ребятам предлагается представить, а троим-четверым из них по очереди рассказать как выполняется грудное и брюшное дыхание. Одного-двух детей просят показать только те упражнения, о которых рас; сказывал педагог. После этого статические дыхательные упражнения выполняются всей группой, по команде, 2—3 раза
Создав представление о грудном и диафрагмальном дыхании на втором занятии, педагог переходит к более сложному — обучению полному (смешанному типу) дыханию, чт тоже предваряется объяснением и показом.
Сначала, лежа на спине, ребенок направляет свои усилия на последовательное включение в акт вдоха диафрагмы и груд ной клетки: выпячивается передняя брюшная стенка, и расширяется грудная клетка. Выдох начинается с одновременного опускания грудной клетки и с подтягивания брюшной стенки. При этом воспитатель кладет свои ладони — одну на грудь, другую — на переднюю брюшную стенку ребенка и в форме игры «Покатай руки» (3—4 раза) предлагает сделать глубокий вдох, а затем продолжительный выдох.
Так у ребенка формируется представление о последовательности движения брюшной стенки и грудной клетки во время вдоха и выдоха.
Далее навык закрепляется: воспитатель снова показывает и объясняет движение, а несколько ребят выполняют упражнение под его руководством. Это помогает дошкольникам осмыслить свои движения и контролировать их. Педагог прибегает и к словесным указаниям. Например, в начале вдоха говорит: «Выпячивайте животик», «Расширяйте грудь», во время выдоха: «Сужайте грудную клетку», «Подтяните животик». Или: «Дыхание не задерживайте, делайте медленней» и т.п. Дается оценка качества выполнения движений (хорошо, очень хорошо, неправильно и т.п.).
Последующее закрепление проходит с использованием специального методического приема. Дети разучивают слова:
Воздух набираю, мячик надуваю, Воздух выдуваю, ямку получаю.
Потом эти слова вместо команды произносит педагог, а дети выполняют упражнения в статическом дыхании. Ребята достаточно прочно усваивают, что во время продолжительного вдоха надо надуть «мячик», т. е. выпятить брюшную стенку, поднять животик, расширить грудную клетку; во время же продолжительного выдоха — получить «ямку», т. е. одновременно опустить грудную клетку и переднюю стенку живота (опустить грудь и животик).
Первоначально продолжительность каждого вдоха и выдоха равняется 2—3 секундам. По мере развития и совершенствования навыков полного дыхания при статических дыхательных упражнениях выдох делается продолжительнее вдоха (например, вдох —3 секунды, эыдох — 4 секунды и т. д.).
Мы столь подробно охарактеризовали систему работы, предложенную П. П. Болдурчиди, так как она позволяет решать в единстве целый спектр оздоровительных и воспитательных задач. Обучение правильному дыханию и нормализация соответствующих функций организма осуществляются через формирование осмысленности, осознанности и произвольности движений и действий, развитие определенных представлений (но не воображения). Модифицированный вариант разработки П. П. Болдурчиди мы использовали в ходе! нашей экспериментальной ОРР с ослабленными детьми.
Для полноценного обучения рациональному дыханию не-j обходимо добиваться оптимального сочетания вдоха и выдоха с одной или несколькими фазами движений. Это достигается при выполнении динамических дыхательных упражнений. Физические упражнения, в которых вдох и выдох coвмещаются с биомеханическими фазами движения, общеизвестны (например, поднять руки вверх — вдох; опустить руки вниз — выдох и т. д.).
Немалый интерес вызывают данные, полученные А. Б. Гадальсманом, К. М. Смирновой и др. Они свидетельствуют о том, что у детей младшего школьного возраста, в отличие взрослых, не так заметно уменьшается жизненная емкость легких при изменении положения тела. В частности это относится к позе низкого старта, когда туловище просто складывается на манер перочинного ножа. Авторы считают, благодаря такой особенности дети сравнительно легко приспосабливаются к выполнению даже сложных движений.
Исследования В. В. Гневушева показывают, что навь сочетания каждого замедленного вдоха и выдоха с постепенно возрастающим количеством движений активизирует функции дыхательного аппарата.