Раздел IV. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ОСЛАБЛЕННЫМИ ДЕТЬМИ




Условием эффективности и достижения комплексности оз­доровительно-развивающей работы (ОРР) с ослабленными детьми является ее организация на базе единых взаимосвя­занных (и в какой-то мере взаимопересекающихся) принци­пов. Эти принципы вычленяются не произвольно, а отра­жают приоритеты ОРР и характеризуют ее целостную модель.

Данные принципы раскрываются нами через систему по­ложений о:

• приоритетности развивающих форм ОРР;

• необходимости развития двигательной активности на основе преобладания циклических упражнений;

• формировании у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки;

• использовании системы эффективного закаливания;

• организации оздоровительного режима с учетом состо­яния здоровья ослабленного ребенка;

• применении психогигиенических и психопрофилактичес­ких средств.

Остановимся теперь на каждом из этих положений подробно.

 

Приоритетность развивающих форм ОРР

Принцип приоритетности развивающих форм работы с ос­лабленными детьми — ведущий, на нем базируются и осталь­ные принципы ОРР.

Как уже было сказано выше, традиционная методика та­кова: прямой показ взрослым (обучающим) образца движе­ния — многократное воспроизведение детьми этого образца н однородных условиях с целью образования прочных дина­мических стереотипов (как основы навыка) — перенос усво­енного образца в новые ситуации, где соответствующее ему движение могло бы выполняться вариативно и навык благо­даря этому закрепился бы окончательно.

Мы уже указывали, что сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает в должной мере ни двигательно­го, ни тем более общего психофизиологического развития дошкольников. Как то, так и другое протекают стихийно — вне и помимо специально организованного педагогического процесса в массовых ДОУ.

Постепенный моторный тренаж составляет неотъемлемую (и, пожалуй, самодовлеющую) часть физкультурно-оздоро­вительной работы и с ослабленными детьми. Здесь он во многом «оправдывается» необходимостью более тщательного, соблюдения режима, строгого дозирования физических на­грузок. Однако это справедливое требование нередко обора-! чивается запретом на любое содержательное обогащение двит гательной деятельности детей, на придание ей новых форм* отличных от принятых, что уже никак нельзя признать кор­ректным. Более того, это отрицательно сказывается на не-; посредственных результатах ОРР.

Такой подход к организации двигательной активности ос­лабленных детей в традиционных детских садах вполне отве­чает духу господствующей там компенсаторно-реабилитацион­ной системы оздоровительно-воспитательной работы. В ее русле минимизация и дозирование нагрузок приводят к уп­рощению двигательных возможностей дошкольников.

По нашему мнению, сегодня возникает необходимость Н замене этой традиционной системы на развивающую. Зада­чи компенсации и реабилитации при этом не снимаются, а решаются в более широком гуманитарном контексте. Ребенок из объекта медико-педагогических воздействий превращается в субъект своего оздоровления, которое выступает одной из линий его нормального развития. Практика оздоровлений становится практикой самоизменения ребенка, где задачи оздоровления, воспитания и развития совпадают друг с другом.

В доступной форме дошкольник, а тем более ослабленный, с самого начала должен осмыслить, что его собственное тело и телесные движения не являются некоторой готовой данностью. Как мы уже писали об этом выше, они должны стать для ребенка особым объектом освоения, преобразования, познания и оценки. Необходимо, чтобы мир дви­жений открывался детям как особая, необыденная действительность, как специфическая культура, к которой еще толь ко предстоит приобщиться. Движение должно носить для малыша характер чудесного события. Это позволит разорвать порочный круг психосоматических стереотипов, порождении перенесенной болезнью.

Итак, содержание и формы ОРР должны быть выстроены таким образом, чтобы ребенок изначально мог действовав активно и творчески.

На программно-технологическом уровне в рамках предло­женной нами модели ОРР с ослабленными детьми мы стре­мились выполнить перечисленные выше требования. Для это­го мы модифицировали «Программу развития двигательной активности и оздоровительной работы с дошкольниками» В. Т. Кудрявцева (см. раздел I) с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей ослабленных детей. И апро­бировали ее в старшей и подготовительной группах санатор­ного туберкулезного детского сада. В настоящем разделе в качестве примеров мы будем приводить преимущественно иллюстрации из области работы по этой Программе (за ис­ключением специально оговоренных случаев).

Первое условие успешной работы с ослабленными деть­ми — обогащение их творческого потенциала, прежде всего — возможностей воображения.

Психосоматическое развитие ослабленного ребенка в ходе организованного воспитания и оздоровления должно разво­рачиваться как процесс проблематизации, творческого пре­образования обыденного двигательного опыта дошкольника и его эталонов (традиционная — не развивающая система физического воспитания лишь дублирует и педагогически «закрепляет» этот опыт и эти эталоны).

Иными словами, двигательные эталоны, включая и эта­лоны основных видов движений, изначально задаются нами не в готовом виде, а в проблемной форме. При этом педа­гог фиксирует внимание детей на противоречиях и парадок­сах, присущих движению как таковому. Игровое эксперимен­тирование с возможностями собственного тела при построе­нии тех или иных движений позволяет детям разрешать воз­никшие проблемы.

Благодаря такой схеме построения работы ребенок не толь­ко прочнее усваивает заданные двигательные эталоны, но и на доступном для себя уровне осмысливает источники их про­исхождения и границы их применимости. В этом состоит развивающее значение инверсионных действий.

Более подробное применение «перевертышей» в физичес­ком воспитании дошкольников, а также трудности, возни­кающие при их использовании, мы приводили в первом раз­деле. Хотелось бы отметить только то, что в работе с ослаб­ленными детьми такие трудности оказываются стрессогенны ми и зачастую непреодолимыми.

Как и в работе со здоровыми детьми, с педагогической точки зрения более трудоемким (на первых порах), но в ито­ге оправдывающим себя представляется другой путь. Проблематизация, инверсия, творческое преобразование двигатель­ного эталона (в том числе — через его инверсию) осуществляются на тех этапах, когда еще не достигнуто его «прочное»; усвоение, хотя ребенок уже обладает известным опытом выполнения данного движения по образцу. Но это должно быть именно формирующееся, пребывающее в становлении, а вовсе не закостеневшее умение. Поэтому желательно, чтобы: первое знакомство детей с вводимым образцом и его творческое изменение протекали в пределах одного занятия. Ребенку это должно быть представлено как целостный акт -событие. Другими словами, детям с самого начала необходим мо увидеть целое раньше частей, что и является ведущей функцией творческого воображения (В. Т. Кудрявцев).

Двигательное воображение выполняет функцию переконструирования и достраивания тех исходных сенсомоторных образов, в которых отражаются подвижные состояния тела ребенка. Наряду с этим оно связывает разнородные группы движений (простейший пример: взмахи рук и бег при изоб­ражении полета птицы в подвижной игре) и отдельные движения в единый динамичный двигательный ансамбль, при дает им целостный смысл в неординарных двигательных cитуациях. Такие связки могут носить противоречивый и даже парадоксальный характер (например, на бегу ребенок должен попасть мячом в мишень), что, однако, не разрушает смысловой целостности движений, которая задана их общей творческой направленностью.

Развитая способность к построению подобных «связок» служит проявлением двигательной «находчивости» (Н. А. Берн штейн). В этой находчивости проявляется сила двигательного воображения ребенка, перешедшая в план реального умения.

В настоящее время в лабораториях нашего Института определены самые разнообразные средства развития двигательного воображения, ряд из которых мы использовали в раба те с ослабленными детьми. Так, развитию двигательное воображения способствуют специальные игровые задания выполняя которые, ребенок должен преодолеть стереотип действия (движения) с данным предметом (старшая группа). При этом ребята придумывают новые способы применения прел меток физкультурного инвентаря. Скажем, если этим прея метом является мяч, то они пытаются «рисовать» им невидимые контуры различных вещей (цветка, звезды, самолет и др.), раскручивать его на полу, словно волчок, раскачиваться на кем, как на качелях, ноешь его на голове вместо шляпы и т. д. (Т. С. Яковлева, Е. А. Сагайдачная).

Эффективным средством развития двигательного вообра­жения выступают подвижные игры, хотя их использование в работе с ослабленными детьми имеет ряд ограничений, прежде всего — физиолого-гигиенического характера.

Подвижные игры для работы с детьми, перенесшими ту­беркулезную интоксикацию, мы классифицировали так:

I группа — подвижные игры с незначительной психофи­зической нагрузкой. Это игры, используемые сразу после того, как болезнь пошла на спад. В основном задействуют- ся мелкие и средние группы мышц. Не рекомендуются игры, вызывающие резкие перепады настроения

II группа — подвижные игры с умеренной психофизичес­кой нагрузкой. Эти игры рекомендуются через 2—3 недели после выздоровления и провозятся со сменой нагрузки на раз­личные мышечные труппы. Вводятся игры под стихотворный текст или песни. Эмоционально они несколько ярче, чем игры I группы.

III группа — подвижные игры с тонизирующей психофи­зической нагрузкой. Они проводятся через 3—4 недели пос­ле выздоровления и требуют дозированной физической на­грузки, координации сложных движений, введения элемен­та эстафет, соревнований.

IV группа — подвижные игры с тренирующей психофи­зической нагрузкой. Эти игры рассчитаны на детей, физи­чески подготовленных, несмотря на имеющее место заболе­вание. Они проводятся с большой нагрузкой на все виды мышц, требуют выносливости, быстроты движений.

Деление на группы, конечно, условно, главное — педа­гог должен четко определить, какие цели ОРР он преследу­ет, проводя эти игры.

Вторым условием работы с ослабленными детьми являет­ся развитие осмысленности, эмоциональной регуляции м про­извольности движений и действий.

Формирование произвольности движений ребенка (под­робнее в первом разделе) тесно связано с развитием их эмо­циональной регуляции. Эта задача не может быть решена лишь путем создания внешней атмосферы радости, бодрости и т. п. при выполнении дошкольниками тех или иных дви­жений. Наш опыт ОРР с ослабленными туберкулезной ин­токсикацией детьми показывает, что во многих случаях этот традиционный прием просто не срабатывает.

Для того чтобы превратиться в произвольное, движение должно стать не только ощущаемым, но и эмоционально пе­реживаемым. Для этого необходимо выразительное оформ­ление не только внешних условий построения (выполне­ния) движения, но прежде всего его «внутренней картины» (А. В. Запорожец).

Ожидаемого результата можно добиться через выявление смысловой составляющей движения, в частности — через его; игровое выполнение. Например, ходьба. Она может выра­жать определенное внутреннее состояние и настроение: ребе­нок изображает уверенную походку, усталую походку, бодрую» походку и т.д. (старшая группа). При этом педагог обращаем внимание детей на походку как на выразительный компонент ходьбы, постепенно создавая у них представление о красивой походке. Этим предваряется работа по совершенствованию тех­нических навыков ходьбы. Аналогичную цель преследует иг­ровое упражнение на координацию движений ног и рук «Ма­рионетки» (старшая группа). В нашей работе с ослабленны­ми детьми применяется целая серия подобных упражнений и игр.

Третье условие — создание и закрепление целостного по­зитивного психосоматического состояния при выполнении раз­личных видов деятельности.

Эффект достигается благодаря полифункциональности раз­вивающих упражнений. Например, на нефизкультурных за­нятиях в старшей и подготовительной группах нами исполь­зуется игровое упражнение «Лепим умелую и уверенную руку»; Подробное описание игры и определение ее значения для ре­бенка даны в первом разделе.

Четвертое условие продуктивной работы с ослабленными детьми — формирование осознания значимости и уникальное" ти своих и чужих психических и физических возможностей.

Это значит, что нужно учить детей обращать внимание на смысловую, выразительную характеристику движений, на твор­ческий подход к выполнению их в парных и групповых уп­ражнениях.

Проиллюстрируем это положение на примере физкультур­ных занятий в старшей группе. Прежде чем научить детей бро­сать мяч разными способами, им предлагается попробовать себя в выразительном движении. Перебрасывая мяч друг дру­гу, они обмениваются своеобразными «посланиями»: поле! мяча должен выражать определенное внутреннее состояние -i радость и грусть, усталость и бодрость, сосредоточенность У несобранность, серьезный и шаловливый настрой. Таким образом ребята гораздо быстрее и успешнее овладевают техническими навыками движения.

Пятое условие — достижение оздоровительных эффекте!

преимущественно опосредованным способом — через работу с психомоторной сферой ребенка.

Результат обеспечивается, во-первых, организацией сис­темы оздоровительных мероприятий на двигательно-игровой основе, а во-вторых, созданием условий для творческого ос­воения детьми простейших умений самокоррекции психосо­матического состояния. Благодаря этому ребенок становится подлинным субъектом ОРР, полноправно разделяя эту фун­кцию со взрослым (педагогом, медиком).

Закаливающие процедуры, коррекция осанки и пр. осу­ществляются в процессе творческого движения и игры. Вспомним пример игры с элементами самомассажа, когда происходит целенаправленное воздействие на БАТК (подроб­но изложено в первом разделе).

На сходные принципы мы ориентировались и при органи­зации особых оздоровительных моментов и процедур, в час­тности — закаливающих (контрастный душ, контрастные тем­пературные воздействия на воздухе, хождение босиком, цик­лические упражнения на воздухе и др.). Так, например, полоскание горла отварами трав или холодной водой более эффективно, когда в игре дети предварительно «энергетичес­ки обрабатывают», «заряжают» жидкость руками, желая себе здоровья. Оздоровительный эффект хождения босиком воз­растает, когда дети решают при этом своеобразные задачи — с завязанными глазами они пытаются ощупывать поверхность ступнями, ощущая особенности ее рельефа, и затем переда­ют свои впечатления, создавая ее модель из пластилина, сли­чая эти впечатления. Водные процедуры сопровождаются «исследованием» возникающих при соприкосновении с водой ощущений (например, контрастных) и т.д.

Все вышеизложенное служит отправной точкой для состав­ления комплексов упражнений, нацеленных на развитие ос­новных видов движений, мелких мышц руки и лица, на при­нятие и сохранение позы, на укрепление разных групп мышц, на коррекцию осанки; на отбор и модификацию спортивных, музыкально-ритмических, дыхательных и звуковых упражне­ний, подвижных игр, процедур закаливания, психогигиени­ческих и психопрофилактических средств. Так, например, эффект дыхательных упражнений возрастает, когда дети ими­тируют через дыхание различные явления, действия — ура­ган, легкий ветерок, пылесос, велосипедный насос, наду­вание шариков и т. д. Результативность процедур закаливаю­щего массажа увеличивается благодаря включению в них иг­ровых моментов, связанных с активизацией воображения (ребенок создает на своем теле «рисунок», двигаясь под стру ей стационарного душа). Умение держать равновесие хорош закрепляется при индивидуальном или совместном кружени; в образе снежинок, волчка, пропеллера, летающей тарелки гайки (с приседанием) и т. п. •

Развитие двигательной активности детей на основе

преобладания циклических упражнений

Установлено, что на протяжении дошкольного период ослабленные дети отстают от своих здоровых сверстников ц только по абсолютным показателям суточных объемов основных видов движений, но и по годовым приростам среднее; точной двигательной активности (М. Н. Алиев с сотр.). Вместе с тем полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления ослабленных детей.

Многие исследователи (Е. В. Хрущев, С. Д. ГТоляко» Н.И.Бочарова, Е.Н.Вавилова, Е. Г. Леви-Гориневская Т. И. Осокина, Ю. Ф. Змановский, Г. П. Юрко и др.) одни из основных условий организации двигательной активное! ослабленного ребенка считают систематическое использован циклических упражнений в ходьбе, беге и т. п. Длительны! равномерно повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигателыного режима растущего организма, который на физиологическом уровне способствует нормализации работы сердечно-сосудистой и, что особо важно для нас, дыхательной систем, а также повышению умственной и физической работоспособности, созданию и закреплению позитивного эмоционально: фона.

 

Различные виды циклических двигательных упражнений являются к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости, а она у ослабленных детей совсем не высока. По мнению специалистов, существует прямая корреляция между показателями развития этого качества и уровнем сформированности двигательных умений и навыков.

Такие циклические упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, аэробика, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках, как считает Ю. Ф. Змановский, вплотную занимавшийся этой проблемой, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению змоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Е. В. Хрущев, С. Д. Поляков и другие показали, что наи­большей оздоровительной эффективностью обладают цикли­ческие упражнения со средними и даже малыми нагрузками. По мнению Н. И. Бочаровой, эти же циклические упражне­ния на открытом воздухе имеют большую оздоровительную ценность.

Особое место среди циклически организованных движений принадлежит ходьбе. Как известно, ходьба — одно из пер­вых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. В ней участвует весь опорно-двигательный аппарат человека, одновременно в работу включается до 50 процен­тов мышц тела..

При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируются мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка. Кроме того, в ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудис­тая системы, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой у детей воспитываются согласованность дви­жений, организованность, умение ориентироваться на пло­щадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях мест­ности.

Ходьба представляет собой циклические движения умерен­ной активности, когда происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед-назад со­гласованно с движениями ног. В процессе ходьбы имеет ме­сто постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность не­рвно-мышечного аппарата.

Поэтому ходьба широко применятся в физическом воспи­тании детей разных возрастов. Величина нагрузки при ходь­бе зависит от скорости и условий движения. Так, при мед­ленной ходьбе по относительно ровной поверхности (грунтовой или асфальтовой дорожке) интенсивность нагрузки не­значительна. Но она намного увеличивается, если повысить темп движения, включить преодоление спусков и подъемов, идти по дорожкам с разным грунтом (песчаным, травянис­тым). Предельная нагрузка на стопы ребенка равна его двой­ному весу. Это значит, например, что при массе ребенка в 10 кг его стопы выдерживают нагрузку до 20 кг.


В работе е ослабленными детьми используются различные виды оздоровительной ходьбы. Приступая к занятиям ею, рекомендуется сразу же начать с обучения детей навыкам пра­вильного дыхания (подробнее о них см. ниже). Оно должно быть ритмичным: на 2—4 шага — вдох, 3—6 шагов — выдох Оздоровительная ходьба не должна превышать 1,5—2 часов остановками после 20—30 минут движения. При появлении признаков утомления необходимо сразу же дать возможность детям отдохнуть.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что существует зависимость между умением управлять своим дыханием и уровнем сформированности двигательных умений и навыков, развитие и закрепление которых протекает в ход выполнения циклических упражнений.

К циклическим видам движений также относится оздоровительный бег. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы физиологами и медиками, показали, что медленный бег, особенно на свежем воздухе, — не только эффективное средство повышения общей физической подготовленности, но и фактор укрепления здоровья детей.

В отличие от спортивного бега, имеющего множеств противопоказаний, требующего высокой физической подготовки и, следовательно, доступного не всем детям, оздоровительный бег является эффективным средством, благоприятно воздействующим на все физиологические системы и ncихические функции.

Систематические занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению сил после умственных нагрузок. Занятия: на свежем воздухе, как известно, улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни.

В беге, как и в ходьбе, необходимы хорошая координация движения рук и ног, правильная осанка, целесообразная (в зависимости от бега) постановка ноги на опору. Многократное повторение разных циклов (толчка, полета и приземления) позволяет совершать бег длительное время, не испытывая перенапряжения, развивая выносливость. Внешняя легкость бега связана с наличием оптимальных условий и координации движений. Одним из основных моментов, обеспечивающих хорошие результаты (оптимальную скорое и продолжительность бега), является его ритмичность.

Оздоровительный бег — одно из важных для здоровья бенка движений, позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Многие авторы (Ю. Ф. Змановский, Е. Н. Вавилова, В. Г. Фролов и другие) считают оздоровительный бег эффективным средством повышения функциональных возможностей орга­низма.

Старшие дошкольники в состоянии применять рациональ­ную технику бега в зависимости от конкретных условий, по­этому им удается бегать продолжительное время без появле­ния признаков утомления.

Оздоровительный бег завоевал в последнее время большую популярность в основном как средство общего развития и выносливости и повышения функциональных возможностей организма. В этом беге важно выдержать невысокий темп, не ускорять, не замедлять его, бежать ритмично. Шаги при медленном беге короткие, нога ставится на переднюю часть стопы или эластично переходит с пятки на носок. Движе­ния рук, согнутых в локтях, находящихся на уровне пояса, спокойные, плечи расслаблены. Привычка бегать помогает получить ежедневную дозу движений, необходимую для нор­мальной жизнедеятельности организма.

Прыжки, как и бег, — неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упражнения укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренируют гла­зомер, развивают координацию движений. Они выполняются толчком упругих ног, незначительно согнутых в коленях. Отталкивание происходит за счет активного разгибания стоп.

Прыжки со скакалкой относятся к циклическим упражне­ниям. Они занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста, способствуют повышению выносли­вости, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечно-сосу­дистую и дыхательную системы, мышцы ног. В прыжках с короткой скакалкой дети проявляют большую активность и на­стойчивость. Прыжки с продвижением вперед, с ноги на ногу, длительно повторяющие равномерное движение, раз­вивают выносливость так же, как и беговые упражнения.

Следующим видом циклических нагрузок, обладающим мощным оздоровительным общеразвивающим действи­ем, является плавание (Ю. Ф. Змановский, С. П. Громова, Е. Н. Вавилова, Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. JI. Богина и др.). Оно отличается от всех других спортивных упражне­ний неограниченным возрастным диапазоном применения. Как и другие циклические упражнения, плавание оказывает благотворное воздействие на сердечно-сосудистую, дыхатель­ную системы: улучшает терморегуляцию, газообмен, сон, по­вышает работоспособность.

Плавание выступает также эффективным средством про­филактики и даже лечения нарушения осанки и сутулости — позвоночник ребенка выпрямляется, мышцы рук и ног вы­полняют ритмические движения, влияющие на его гибкость.

Наибольшей результативностью отличаются циклические упражнения, когда они сочетаются с воздействием естествен­ных сил природы — воздуха, солнца и т.д. Соответствующие упражнения составляют основное содержание утренней заряд­ки, различных видов факультативных занятий, прогулок, физ­культурных и других форм организации физического воспи­тания.

Как известно, обязательным условием при включении занятия циклических упражнений служит их частая смена при* многократной повторяемости (до 12 раз) одного упражнения

Однако цикличность и повторяемость не всегда означаю стереотипность и монотонность. Двигательные стереотипа можно и нужно преодолевать. В этом источник творческой активности ослабленного ребенка, которая имеет для нет жизненно важный смысл. Возможность изменения характера движения должна быть заложена уже в содержание циклических упражнений. Так, дети старшей группы, выполняя одни и те же движения при групповой ходьбе, могут из ражать перемещение стрелок часов, течение реки и т. п., самостоятельно придумывать разные варианты групповой ход бы, включающие эти движения. Упражняясь в прыжках скакалками, они могут, с одной стороны, имитировать движения лягушат или зайчат, а с другой — вращение колеса; зрения и т. п. При групповой ходьбе перед ними ставится: дача изображения поезда, змеи, медленно накатывающей волны. Им предлагается самостоятельно придумывать нов варианты групповой ходьбы. В рамках ряда вышеперечисленных упражнений возможно чередование ходьбы с бегом, прыжками и другими движениями (например, по команд «Поезд набирает скорость», «Слон превращается в зайчика» ходьба переходит в бег).

Циклические движения при этом будут приобретать ра личный смысловой оттенок и тем самым видоизменяться, этом плане представляется продуктивным сочетание упражнений циклического, ациклического и смешанного характера.

Разумеется, использование циклических упражнений работе с ослабленными детьми имеет свои особенности. Поскольку им противопоказаны чрезмерные нагрузки на органы дыхания, предусмотрены различные регламентации: обычный бег должен быть заменен легким бегом или оздоровительной ходьбой, сокращается количество прыжков, уменьшается физическая нагрузка при проведении упражнений по плаванию и т. д. Кроме того, внутренняя неоднородность кон­тингента воспитанников санаторных детских садов вызывает необходимость в индивидуальном дозировании нагрузок при выполнении циклических упражнений.

Использование циклических упражнений в ОРР с ослаб­ленными детьми предполагает соблюдение ряда общих гиги­енических требований: а) нагрузка должна возрастать по мере повторения упражнений и определяться изменением их содер­жания; б) обязательным условием проведения упражнений служит формирование навыков рационального дыхания; в) налагается запрет на любую физическую и психическую пере­грузку; г) при выполнении упражнений у детей следует фор­мировать и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Формирование у детей навыков рационального дыхания и правильной осанки

Для ослабленного детского организма правильное дыхание, которое способствует развитию и укреплению грудной клет­ки, является залогом оздоровления. Е. А. Аркиным были ука­заны средства формирования полноценного дыхания: а) уп­ражнения в беге, б) гимнастика дыхательных мышц, в) обу­чение технике дыхания (дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох); 4) постановка со­ответствующих певческих навыков. Все они должны быть использованы в оздоровительной работе с ослабленными деть­ми.

По мнению Е. А. Аркина, обучение правильному дыханию следует проводить методом терпеливого показа, повторного напоминания, лучше всего после упражнений, связанных с большой тратой энергии (бега, продолжительной марширов­ки, прыжков и т. д.). Особого внимания требует выдох: он должен быть медленным, продолжительным. Более 2—3 раз подряд выполнять такие упражнения не стоит.

Каким же содержанием должны быть насыщены средства формирования навыков рационального дыхания? Этот воп­рос остается открытым как для теории, так и для практики ОРР с ослабленными детьми. На наш взгляд, тот или иной ответ на него определяет характер получаемого оздоровитель­ного эффекта, и шире — общую результативность ОРР.


Так, П. П. Болдурчиди предложил интересную систему обучения рациональному дыханию с использованием стати­ческих дыхательных упражнений. Обучение начинается с рас­сказа о сильных и смелых космонавтах, которые научились правильно дышать перед полетом. После этого детям пред­лагается раздеться по пояс и в положении сидя подготовить­ся к упражнению. Педагог обращается к ребятам: «Покажите вашу грудь, положите на нее обе ладони».

Далее детям предлагается, держа ладони на груди, «по­нюхать, как пахнут цветочки» — сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчика» — сделать выдох. В фазе вдоха грудь нуж­но опускать. Каждый вдох и каждый выдох совершается на протяжении 2—3 секунд. Обращается внимание детей на мед­ленное и бесшумное выполнение каждого вдоха и выдоха. Упражнение повторяется 2—3 раза, со зрительным и тактиль­ным контролем за движением грудной клетки. Затем несколь­ко ребят по очереди рассказывают, что они «видели» во вре­мя каждого вдоха и выдоха. Если рассказ кого-либо не отра­жает правильного представления о только что выполненном упражнении, его обязательно поправляют другие. В заключение дошкольнику объясняют, что это грудной тип дыхания.

После того как дети проделали упражнение на грудное! дыхание, они принимают исходное положение лежа на спи­не, кладут руки (ладонями) на грудь и при зрительном кон­троле выполняют 1—2 раза то же упражнение.

Далее переходят к обучению брюшному дыханию. Дети, сидя на полу, слушают объяснения педагога и наблюдают, как он демонстрирует-брюшное дыхание. Во время показа упражнения их внимание сосредоточивается на следующем; «когда вы нюхаете цветочки», надо сделать вдох, в это вре­мя выпячивается живот, т.е. «надувается мячик», а «когда сдуваете пух с одуванчика» (т.е. производится выдох), необ­ходимо подтянуть живот и сделать «ямочку». Это упражне­ние повторяется 3 раза. Затем детям объясняется, что этс брюшное дыхание.

На следующем занятии (через день) ребятам предлагается представить, а троим-четверым из них по очереди рассказать как выполняется грудное и брюшное дыхание. Одного-двух детей просят показать только те упражнения, о которых рас; сказывал педагог. После этого статические дыхательные упражнения выполняются всей группой, по команде, 2—3 раза

Создав представление о грудном и диафрагмальном дыхании на втором занятии, педагог переходит к более сложному — обучению полному (смешанному типу) дыханию, чт тоже предваряется объяснением и показом.

Сначала, лежа на спине, ребенок направляет свои усилия на последовательное включение в акт вдоха диафрагмы и груд ной клетки: выпячивается передняя брюшная стенка, и расширяется грудная клетка. Выдох начинается с одновремен­ного опускания грудной клетки и с подтягивания брюшной стенки. При этом воспитатель кладет свои ладони — одну на грудь, другую — на переднюю брюшную стенку ребенка и в форме игры «Покатай руки» (3—4 раза) предлагает сделать глубокий вдох, а затем продолжительный выдох.

Так у ребенка формируется представление о последователь­ности движения брюшной стенки и грудной клетки во время вдоха и выдоха.

Далее навык закрепляется: воспитатель снова показывает и объясняет движение, а несколько ребят выполняют упраж­нение под его руководством. Это помогает дошкольникам осмыслить свои движения и контролировать их. Педагог при­бегает и к словесным указаниям. Например, в начале вдоха говорит: «Выпячивайте животик», «Расширяйте грудь», во время выдоха: «Сужайте грудную клетку», «Подтяните живо­тик». Или: «Дыхание не задерживайте, делайте медленней» и т.п. Дается оценка качества выполнения движений (хоро­шо, очень хорошо, неправильно и т.п.).

Последующее закрепление проходит с использованием спе­циального методического приема. Дети разучивают слова:

Воздух набираю, мячик надуваю, Воздух выдуваю, ямку получаю.

Потом эти слова вместо команды произносит педагог, а дети выполняют упражнения в статическом дыхании. Ребята достаточно прочно усваивают, что во время продолжитель­ного вдоха надо надуть «мячик», т. е. выпятить брюшную стенку, поднять животик, расширить грудную клетку; во вре­мя же продолжительного выдоха — получить «ямку», т. е. од­новременно опустить грудную клетку и переднюю стенку жи­вота (опустить грудь и животик).

Первоначально продолжительность каждого вдоха и выдо­ха равняется 2—3 секундам. По мере развития и совершен­ствования навыков полного дыхания при статических дыха­тельных упражнениях выдох делается продолжительнее вдоха (например, вдох —3 секунды, эыдох — 4 секунды и т. д.).

Мы столь подробно охарактеризовали систему работы, предложенную П. П. Болдурчиди, так как она позволяет ре­шать в единстве целый спектр оздоровительных и воспитатель­ных задач. Обучение правильному дыханию и нормализация соответствующих функций организма осуществляются через формирование осмысленности, осознанности и произвольности движений и действий, развитие определенных представлений (но не воображения). Модифицированный вариант разработки П. П. Болдурчиди мы использовали в ходе! нашей экспериментальной ОРР с ослабленными детьми.

Для полноценного обучения рациональному дыханию не-j обходимо добиваться оптимального сочетания вдоха и выдоха с одной или несколькими фазами движений. Это достигается при выполнении динамических дыхательных упражнений. Физические упражнения, в которых вдох и выдох coвмещаются с биомеханическими фазами движения, общеизвестны (например, поднять руки вверх — вдох; опустить руки вниз — выдох и т. д.).

Немалый интерес вызывают данные, полученные А. Б. Гадальсманом, К. М. Смирновой и др. Они свидетельствуют о том, что у детей младшего школьного возраста, в отличие взрослых, не так заметно уменьшается жизненная емкость легких при изменении положения тела. В частности это относится к позе низкого старта, когда туловище просто складывается на манер перочинного ножа. Авторы считают, благодаря такой особенности дети сравнительно легко приспосабливаются к выполнению даже сложных движений.

Исследования В. В. Гневушева показывают, что навь сочетания каждого замедленного вдоха и выдоха с постепенно возрастающим количеством движений активизирует функции дыхательного аппарата.

Но даже старшим дошкольникам этот навык дается с трудом. Ему надо обучать последовательно. Поэтому после пополнения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: