Эссе «Реализация права в условиях формирования правового государства»




Емелин Максим, ПОЭД-11

1. Примеры правовых отношений:

ü Использование: осуществляю свое конституционное право на образование (ст.43 Конституции РФ)

ü Использование: участие в голосование на выборах, согласно (Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие)

ü Исполнение: оплата проезда в транспорте (КоАП РФ Статья 11.18.)

ü Исполнение: соблюдаю конституцию РФ, согласно (ст. 15 п.2 конституции РФ)

ü Соблюдение: Соблюдение самоизоляции во время карантина (Соблюдение Конституции РФ)

2. Формы реализации норм права по Конституции РФ:

ü Ст. 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. - использование

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. - использование

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. - соблюдение

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. - использование

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. - использование

ü Ст. 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. - исполнение

3. Формы реализации нормативного предписания ч. 1 ст. 19 Семейного кодекса РФ

СК РФ Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния

1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния. - использование

2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осуждён за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трёх лет. - использование

3. Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака. Т
- применение

4. Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. - применение

 

Эссе «Реализация права в условиях формирования правового государства»

Сегодня, в начале XXI века стало совершенно очевидно, что оптимистические надежды на быстрое формирование структур гражданского общества и закрепление принципов правового государства в нашей стране не оправдались.

На пути их становления в России существует ряд препятствий и, прежде всего, устойчивые стереотипы, система ценностей, выработанных всем ходом развития российской цивилизации и прежним советским тоталитарным режимом.

В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а также законами и иными нормативно-правовыми актами. Начиная с Конституции 1993 г., идея прав человека впервые в России получила всеобщее признание и конституционное закрепление в качестве высшей ценности государственного и общественного развития (ст. 2). В Конституции РФ закреплены лишь основные принципиальные установки: признание Российского государства правовым (ст. 1), основанным на принципе разделения властей (ст. 10), участие политических партий, организаций и движений в выработке политики государства (ст. 13, п. 3). Но эти установки пока опережают реальное состояние общества и государства.

Надо иметь в виду, что грань между государством и обществом обретает правовые черты при наличии развернутых структур политических партий и движений. Это позволяет обществу самостоятельно формулировать и выражать свои интересы. Как реальность они составляют для государства базис его политики.

Гражданское общество отнюдь нельзя представлять как нечто такое, что остается за вычетом государства, как некий феномен, существующий и функционирующий независимо от государства. Не следует упускать из виду тот факт, что формирование и развитие институтов гражданского общества и политических институтов современного государства шли одновременно и в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимопереплетении друг с другом, хотя вычленение тех и других институтов и знаменовало собой ограничение друг от друга сферы гражданского общества и сферы политической.

Для формирования и утверждения правового государства основополагающее значение имела разработка идеи государственного суверенитета, означавшего, что государство есть право суверенной власти над всеми членами общества и всем тем, что им принадлежит (Ж. Боден). В процессе своего формирования и утверждения правовое государство гарантирует индивидуальные свободы и права человека и гражданина.

Новая концепция прав человека, утверждающая в российском законодательстве и практике, находится в стадии становления и не лишена противоречий. Находясь на постсоциалистическом «перепутье», Россия только формирует свою доктрину прав человека. В значительной мере такая доктрина предопределена Конституцией 1993 г. Но еще есть возможность в определенной степени поправить положение посредством текущего законодательства, разработки теории и внедрения практики, соответствующей конституционным принципам о демократическом, правовом и социальном государстве.

Довольно часто происходит нарушение прав человека во взаимоотношениях с государством, т.к. многие государственные органы придерживаются устаревшей концепции отношений государства и личности, согласно которой интересы государства первичны, а человек существует для него. Новая концепция устанавливает паритетные взаимоотношения государства и личности, что и следует соблюдать всем. Здесь надо заметить, что сегодня государство не может гарантировать гражданам их права и защиту. Кроме того, складывается впечатление, что порой руководителей российского государства, его верхи совершенно не заботит, что происходит с гражданами государства.

Практически российское государство и его органы сегодня не могут обеспечить полную защиту, реализацию прав граждан. Это невозможно вследствие ряда причин:

1.отсутствия всеобъемлющей системы законодательства;

2.не выработаны и не предусмотрены развернутые юридические процедуры, рассчитанные на любые ситуации, с которыми могут столкнуться граждане. У гражданина в каждом случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых он мог бы с успехом и без особых сложностей защитить свои права, свои возможности. Их отсутствие фактически лишает гражданина реальных возможностей воспользоваться теми правами, которые предоставлены ему законом.

 

Главным механизмом гарантий прав и свобод выступает суд. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защитить человека от произвола исполнительной власти и ее силовых структур. Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции РФ, а также законах, посвященных суду и судоустройству и др. Однако, следует констатировать следующее:

1.суд не пользуется большим доверием в таких делах, да и вообще;

2.принцип независимости реализуется не в полной мере (имеет место давление органов государства, материальная зависимость от федеральных структур и т.д.).

Практически все признаки правового государства, перечисленные выше, прямо или косвенно раскрываются в Конституции РФ. Рассмотреть, проанализировать все из них не представляется возможным, поэтому ограничимся констатацией:

1.приоритета международного права – ч. 4 ст. 15;

2.суверенности власти народа и государства – ст. 3, 14;

3.равенство всех перед законом и судом – ст. 19;

В конституции все еще не обеспечено верховенство закона, отсутствует эффективная система защиты человека от произвола государства. Граждане РФ далеко не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои законные интересы.

Не адаптировались к новой обстановке и многие граждане, которые не знают, как в новых условиях отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных случаях, каковы обязанности различных государственных органов в отношении защиты их прав. Следовательно, построение правового государства в РФ потребует больших усилий со стороны государства и всех его граждан.

Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно возникло и возникает на путях поиска свободы и стремится быть гарантом этой свободы. Правовое государство есть форма ограничения власти правами и свободами человека. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первичным, определяющим, системообразующим признаком цивилизованного государства, с которым связаны иные его признаки, служащие осуществлению свобод и прав человека: построение государственной и общественной жизни на принципах права, разделение властей, взаимная ответственность индивида и государства. Цель правового государства состоит в обеспечении границ свободы индивида, недопустимости нарушения поля свободы, очерченного правом, в запрете применения насильственных мер, не основанных на праве. Права человека «держат дистанцию» между индивидом и государством. Правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный компромисс, предотвращая социальные катаклизмы и перевороты.

Хотя права и свободы человека – это один из немногих правовых институтов, для которых характерно установление единых стандартов и координация усилий на международно-правовом уровне, охрана прав и свобод граждан осуществляется, прежде всего, на уровне национального законодательства. И хотя в любом государстве существуют различия между юридическими и фактическими возможностями конкретного человека защитить свои права, изучение правового опыта различных стран позволяет закрепить на законодательном уровне разнообразные средства защиты и, соответственно, позволяют более эффективно обеспечить права и свободы человека. Конституция Российской Федерации закрепляет личные, социально-экономические, политические и иные права человека и гражданина. Однако характер указанных прав и конституционных норм, их провозглашающих, различен. Личные права (право на жизнь, прав на свободу, неприкосновенность и достоинство личности, право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, право на неприкосновенность жилища и иных законных владений и др.) принадлежат человек от рождения, поэтому закрепление данных прав Конституцией лишь подтверждает их наличие у индивида; какой-либо конкретизации указанных норм в подконституционном законодательстве для признания факта возможности их реализации в правоприменительной практике не требуется. Иными словами, нормы Конституции, провозглашающие личные права человека и гражданина, имеют прямое действие, т.е. должны применяться непосредственно.

Иначе решается вопрос с социально-экономическими правами (право на труд; право лиц, работающих по найму, на справедливую долю вознаграждения за экономические результаты труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего работающим и их семьям достойное и свободное существование; право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду, право на жилище и др.). Эти права предоставляются государством в объеме, который зависит, в частности, от уровня развития данного государства, от достигнутых им социально-экономических показателей. В силу указанного, на определенном этапе своего развития государство не в состоянии предоставить социально-экономические права гражданам в полном объеме, а лишь частично. Так, например, Россия в настоящее время не может каждому трудоспособному гражданину предоставить рабочее место, многих работающих по найму не может обеспечить справедливой долей вознаграждения не ниже соответствующего уровня, не может каждого нуждающегося обеспечить жильем и т.д. При росте экономических показателей в государстве объем предоставления этих прав должен постоянно расширяться. Исходя из этого, можно сделать вывод, что нормы Конституции РФ, провозглашающие социально-экономические права, - это нормы декларации, т.е. нормы, непосредственному применению на территории России не подлежащие, а служащие лишь ориентиром для дальнейшего развития подконституционного законодательства в зависимости от социально-экономических показателей развития государства.

Правовое государство означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: