Немцы в России в первой половине XVIII в.




Первая половина XVIII века в Российского государство ознаменован величайшими улучшениями российского общества. Первые шаги, которые проложил Петр I, затронувшие экономические, социокультурные и военные сферы общества. Перед Петром остро стояла проблема нехватки людских ресурсов, решение которой было разрешено приглашением иностранцев на российскую службу.

Тем самым все реформы требовали масштабного привлечения иностранных специалистов, в том числе и немцев. Потому в его период правления увеличивается число прибывающих иностранцев из-за границы, особенно из разрозненных германских государств. Отношение к немцам становится противоречивым: прежде всего он ценен и находится под зашитой правительство, а с другой - он является посторонним телом в России, принося с собой свои нравы и обычаи.

Приезд немцев в Россию был и за долго до Петра, еще с середины ХVII в. когда Русского государства переживает свой падем, а немецкие государства переживают упадок и разорение, вступают на военную службу в Россию.

Немцы, вступившие на государственную службу в России, их в первую очередь использовали для заимствования военного опыта Европы, этим и отличались немцы от других, нанятых на русскую службу. Так же среди всех иностранцев они были в большинстве. Петру нравились многие черты характера немцев, прежде всего они, составляли большинство в сравнении с представителями других государств. Особенности менталитета выходцев из германских государств позволили привнести в русское служилое сословие новые черты: разносторонность, преданность своему делу и государству, эти черты император хотел воспитать в своих подчиненных.

Очень многое было взято из Прусского военного дела, в первую очередь теперь русские полковые знамена, до этого считавшиеся просто военным имуществом, получают статус государственного символа и регалии. Именно в петровский период, по примеру немцев в России, начался осуществляться процесс перехода к службе на благо отечества, а не за денежные привилегии или земельных участков.[8]

В 1698 г. майор А. А. Вейде при использовании немецких законов написал “Воинский устав”, в нем были определены должности всех чинов и звания в армии, так же указаны обязанности и взаимоотношения между разными чинами[9]. Позднее он перерабатывался, и его измененные виды использовались для составления новых воинских уставов.

Уже через несколько лет на русскую службу нанимается Генрих Иоганн Фридрих Остерман, впоследствии ставший Андреем Ивановичем Остерманом, величайшему иностранцу. Родом он из Вестфалии, но по случаю дуэли вынужденный скитаться по Европе и при содействии вице- адмирала К.И.Крюйсом в1704 г.прибывает в Россию. По приезду он быстро выучил русский язык, и становится переводчиком Посольского приказа, очень быстро приближается к Петру, а через три года уже его секретарем. Он же впоследствии создает «Табель о рангах».

Принят который был 24 января 1722 г. «Табель о рангах», который регламентировал иерархию должностей, произвел сопоставление гражданских, воинских и придворных чинов, создав тем самым стройную систему службы императору, подобный акт был скопирован с германских княжеств и Швеции.

По архивным источникам, он работал над созданием«Табели о рангах» с 1719 по 1721 гг. как уже говорилось большинство званий и чинов были взяты из таких же немецких и шведских табелей.

Остерман был влиятельным иностранцем, родоначальник государственной службы России. Но надо скачать что взлет его карьеры пришелся не на правление Петра I, а в период правления Анны Иоанновны(1730-1740г.).

В том что император приглашал иностранцев для службы в государственном управлении, ничего необычного в этом не было. Множество Европейских стран, как и Восточные государство использовали услуги иностранцев. [10]

Так же при содействии немцев в России начинают переводится и издаваться сочинения многих европейских теоретиков военного искусства. Что в свою очередь ускоряло обучение русских кадров, что служило точкой для отталкивания в развитии военно-теоретической мысли в России.

Так же Северная война и Азовские походы внесли большой вклад в формирование, организованной, обученной и сильной Российской регулярной армии. Во многих документах петровского периода часто встречаются фамилии немецких офицеров. По штату 1711 г. было законодательно закреплено, что иностранцы могли составлять одну треть от всех офицеров числящихся в полку, но на деле же их удельный вес не превышал 13% офицерского корпуса. Но ту роль немцев внесенных в воспитание и обучение войск, организации новых полков была намного больше чем от остальных офицеров.

Немцы внесли большой вклад в становление российских военных традиций. Многое в армейский обиход было привнесено с Западной Европы, множество терминологий, ефрейтор, капрал, ротмистр, гауптвахта и др.

Так же Петр не ограничивался привнесением нового только в военной сфере, так же на немцев он возложил и переустройство внутренних структур. Он использовал немцев так же при проведении финансовых реформ(немцами повсеместно строились монетные дворы), так же большой вклад в медицине, а так же в развитии торговли и ремесла.

Так же Петр использовал иностранцев в создании и развитии светского образования России, строились множество учебных заведений в Москвы. Своею особою любовью к флоту он обязан своему первому учителю навигацкого искусства, немца Таммермана.

В конце ХVII в. – в начале ХVIII века дети дворян и сыновья приказных служителей проходили обучения в приходских школах Немецкой в которой их обучали иностранным языкам, алгебре и другим наукам. С 1703 г. в русских документах фигурирует имя Э. Глюк, который был захвачен в Мариенбурга ходе Северной войны, и вскоре доставлен в Москву. Он знал русский язык еще до пленения, которому было поручено обучать несколько русских детей, которые должны были работать в Посольском приказе.[11]

Вскоре Э. Глюк предложил создать новое учебное заведение – гимназию для русских детей, преподавательский состав которого был приглашен из Галльского университета и так же нескольких учителей он набирал сам из Немецкой слободы. В гимназии должны были обучать латинскому, немецкому, французскому, шведскому языкам, истории, географии, риторике, а также верховой езде, фехтованию и “политесу” –то есть правилам поведения. Строительство гимназии одобрил Петр I, которую возвели в 1705 году, но полностью исполнить свои задумки Глюку не удалось, из за скорой кончины после открытия гимназии.

Петром же были построены и иные новые учебные заведения в Москве, такие Инженерная и Артиллерийская школы. Здесь уже обучали военные инженеры и артиллеристы, среди которых числились и немцы- капитан М. Витвер, Ф. Кохон, А Брунц, инженер–полковник И. Гинтер и др. В начале 1720–х. гг. основная часть учеников и учителей были переведены на вновь построенную в Петербурге Инженерную школу, даже после этого она действовала вплоть до 1750-х гг.

Нужно учитывать и то что Россия в начале ХVIII века участвует в войне, по этому случаю нуждалась в финансировании и усиления экономики, для чего у царя так же в окружении присутствовали несколько иностранных купцов, которые помогали государю в экономических преобразованиях. Среди которых, например, представители гамбургской купеческой фамилии М. Поппе, активно принимавших участие в экономических реформах государства. Так как Россия готовилась к Северной войне, растет нужда в выпуске серебряных денег, в следствии чего М. Поппе активно поставлял необходимое количество серебра. Он так же выполнял личные указы царя, и перевозил деньги за границу для привлечения инвесторов в Россию.

Нужно выразит особую благодарность немцам в период правления Петра, которые подняли на совершенно иной уровень такие отросли как горнодабывающую промышленность, черная и цветная металлургия, оружейное и пушечное дело. Огромное количество государственных объектов, медицинских учреждений, учебных заведений в Москве, Санкт-Петербурге и во многих городах в период правления Петра I, приступили к работе при несомненном участии немцев. Эти же предприятия действовали и при других правителях.

Нужно учитывать огромный вклад внесенный немцами в становлении Российской империи, при котором немцы служили сильной опорой Петра I и составляли основной костя в продвижении его модернизаций.

После смерти Петра I, его политика по отношению к иностранцам была продолжена, они так же приглашались для службы во все сферы государственного управления. Почти для всех иностранцев приезжавших для службы в Россию она становилась вторым домом, многие приезжие осели на новой родине.

Исследователи особо отмечают время правления Анны Ивановны (Иоанновны) (1730–1740 гг.). В историографии бытует стереотип о «немецком засилье» в годы ее правления, будто она особо любила немцев и они проникли во все сферы. Это связывают так же, с присутствием рядом с императрицей Э. И. Бирона, всесильного и всевластного.

Но судя по фактам, говорящих о том что при императрице иностранцы не стаяли на каких либо иных условиях. Мы можем заметит, что именно в ее период правления–в 1732 г.- по просьбе Комиссии которую негласно возглавлял немец Миних, устранялось увеличенное жалование иностранных офицеров.[12]

Анны Ивановны не особо ценила бездарных иностранцев приехавших только для заработка, в ее глазах иностранные корни надавали ни каких привилегий. Особо она ценила тех кто без никаких отговорок выполнял ее приказы, и верно служивших ей.

Но можно говорит и о том что в ее период на высоких постах закрепились иностранцы, но если присмотреться и выяснить кто же они? Среди них А. И. Остерман, давно обросший с древнейшим боярским родом Стрешневых, единственный среди всего круга императрицы кто ведал внешней политикой. Далее идет фельдмаршал Б. Х. Миних – относящийся к предкам великого Пушкина и прославившийся как реформатор армии, победитель крымцев и турок. Братья Рейнгольд и Карл Левенвольде корни которых были остзейскими, поступившие на русскую службу при Петре I. Нужно заметит что генеалогии большинства русских дворян много выходцев из Орды, Литвы, Прибалтики, северокавказских княжеств которая составляла почти 70%, что уже ставит в сомнение о засилье иностранцев.

Еще одним стереотипом было то что при императрице господствовала “немецкая партия”, контролировавшая Анну Ивановну, и тем самым власть. Что является чистой не правдой так как уже мы отмечали на Руси всех иностранцев называли “немцами”. В свою очередь Германия, разбитая на десятки разрозненных государств, не испытывали этнического единства ни на родине, ни на чужбине. Разного рода компания, в окружении которых находилась императрица, состояла из курляндца Бирона, лифляндцев братьев Левенвольде, вестфальца Остермана, ольденбуржца Миниха, “литвина” Ягужинского, потомка кабардинских князей Черкасского, русских Головкина, Ушакова, Волынского. Эта группа вечно была в борьбе за власть, и царские милости и не когда не знала примирения. [13]

Но все таки, невозможно отрицать то что и после петровскую эпоху, немцы так же играют очень важную роль усовершенствовании экономики, науки и культуры. Что можно Это можно выявить на примере Российской Академии Наук, до этого именуемую Академией наук и художеств. По составу которой на большой промежуток времени была преимущественно немецкой. С1725–1799 годах там работало111 академиков из которых 71 были немцами. Так же из первых Президентов Академии, -четыре Блюментрост, Кайзерлинг, Корф и Бревен, немцы.

Членом Академии был известный ботаник Иоганн Георг Гмелин (1709–1755 гг.). Прославился исследованием Сибири, почти десять лет провел в экспедициях, изучая Камчатку. В России у него получилось совершить великие открытия, ему принадлежат с точностью классифицировать записи по географии, ботанике и этнографии Сибири. вернувшись в 1749 г. в в германию, Гмелин публикует первые тома своей большой работы “Флора России”. Его последователем был, племянник Самуэль Готлиб Гмелин, так же совершивший поездку на юг России и в Персию, он редактирует и печатает труды которые не успел напечатает его дядя. Тем самым труд Гмелинов не остался бесследным, внеся огромную пользу для современников и последующих ученых.

Очень большое количество иностранных ученых исполнительно помогало в развитии и становлению русских ученых. Именно немецкие ученые выбрали в1742 г. М. В. Ломоносова, в качестве профессора химии, тем самым приравнивая его достижения со своими.

Как мы знаем Ломоносов, свое образование получал в Европе, в Марбургском университете под пристальным присмотром известного физика и философа Христиана Вольфа. Ломоносов всю жизнь помнил о своих учителях, и так же он является переводчиком многих работ своих учителе.

В ХVIII ‑ ХIХ вв. русско-немецкие связи были настолько тесными во всех областях и сферах государственной, общественной, культурной жизни, что немецкое происхождение считалось вполне нормальным явлением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: