Необходимость и применение аудита




IV. Сферы применения и принципы аудита

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию.Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Появление и развитие аудита в современных условиях перехода к рынку обусловлено следующим:

· отмиранием неэффективного ведомственного контроля;

· наличием предприятий новых форм собственности, для которых нет понятия "вышестоящая организация", которая осуществляет контроль за их деятельностью;

· невозможностью общегосударственными органами финансового контроля охватить регулярными и глубокими проверками все субъекты хозяйствования, что и возлагается на аудиторские фирмы.

Собственники, и прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;

3) необходимость специальных знаний для проверки информации;

4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

Аудиторские фирмы – это коммерческие организации, и потому все свои услуги они выполняют за плату, размер которой обуславливается в договоре между заказчиком и аудиторской организацией.

Затраты на проведение аудиторских проверок субъекты хозяйствования относят на себестоимость продукции, работ, услуг.

 

4.2. Требования, предъявляемые к аудиту

Перед аудиторами ставятся высокие профессиональные требования. Так, аудитор должен иметь квалификационный сертификат, который удостоверяет его квалификационную пригодность, а также лицензию – т.е. разрешение на занятие аудиторской деятельностью.

При проведении проверок аудиторы самостоятельно определяют формы и методы аудита на основании действующего законодательства, существующих норм и стандартов, условий договора с заказчиком, профессиональных знаний и опыта.

Аудиторы имеют право получать все необходимые документы для проведения проверок, а также объяснение к ним.

Аудиторы так же могут проверять наличие денежных средств, имущества, других ценностей.

Наряду с этим аудиторы обязаны надлежащим образом предоставлять аудиторские услуги, сообщать собственникам, заказчикам о выявленных недостатках ведения бухгалтерского учета и отчетности, сохранять в тайне информацию, полученную при проведении аудита.

С целью обеспечения объективности и беспристрастности в проведении аудиторских проверок действующим законодательством запрещается проведение аудита аудитором, который имеет личные имущественные интересы, прямые родственные отношения с руководством хозяйничающего субъекта, который проверяется, или является членом руководства, основателем или работником (то же. именно – по отношению к дочерним предприятиям, филиалов).

Результаты проведенной аудиторской проверки оформляются аудиторским выводом, который является официальным документом, который удостоверен подписью и печатью аудитора или аудиторской фирмы. В нем должен быть сделанный вывод относительно достоверности отчетности, полноты и, соответствия действующему законодательству и нормативам бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.

 

4.3. Цели, задачи и основные виды аудита

Исходя из определений аудита – основной задачей аудиторской деятельности является определение достоверности отчетности экономических субъектов.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Республике Беларусь.

Аудит – это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

И в теории, и на практике крайне важно рассматривать аудит как:

а) процесс защиты интересов собственников, подавляющая часть которых не составляет бухгалтерскую отчетность, но для которых крайне важно, чтобы она не содержала существенных искажений, а тем более злоупотреблений со стороны нанятой ими администрации;

б) процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для других пользователей такой отчетности, публикуемой различными экономическими субъектами (хотя полное устранение информационного риска при помощи аудита невозможно и такая цель (задача), если она будет однозначно поставлена перед аудиторами законодателем, просто нереальна.

Различают внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит – неотьемлемый и важный элемент контроля в процессе непосредственного менеджмента. Потребность в нем возникает в крупных организациях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности низших управленческих структур.Внутренний аудит необходим для предотвращения потери ресурсов, локализации недостатков, своевременного предупреждения финансовых трудностей. Иными словами —это текущий контроль за осуществлением экономической политики и качеством управления предприятия.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности проверяемой организации. Выполнение такой независимой экспертизы хозяйственно-финансовой деятельности одновременно предполагает и разработку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии организации, повышению эффективности ее хозяйствования, а также оценку платежеспособности, финансовой устойчивости и имеющихся резервов.

Внешний аудит призван:

· проверить полноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации;

· проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;

· выявить резервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заемных источников.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами анализа правиль­ности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения организации, оптимизации затрат и результатов деятельности – доходов и расходов.

В ходе аудита проверяется правильность составления баланса, отчета о прибыли и убытках, достоверность дан­ных пояснительной записки. При этом определяется:

1. все ли активы и пассивы отражены в отчете;

2. все ли документы использованы в отчете;

3. насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики организации.

Отчет о прибыли и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета балансовой и налого-облагаемой прибыли.

Аудиторы в процессе своей деятельности решают также ряд других задач:

· помогают в организации бухгалтерского учета;

· оказывают помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;

· участвуют в налоговом планировании и расчете нало­гов;

· консультируют по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности и др.

4.4. Основные принципы и нормы (стандарты) аудита

Аудит является одним из видов финансового контроля и поэтому основные принципы у них общие:

· независимость;

· гласность;

· превентивность (предупредительный характер);

· действенность;

· регулярность;

· объективность;

· всеохватывающий характер.

Существуют определенные нормы аудита (стандарты).Аудиторские стандарты формулируют единые основополагающие предписания, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты должны пересматриваться для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На основе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, во­просы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии. Аудитор, допускающий в своей практике отступление от стандарта, должен быть готов обосновать причину этого.

Значение стандартов состоит в том, что они:

· обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

· содействуют внедрению в практику научных достижений;

· помогают пользователям понять процесс проверки;

· создают общественный престиж профессии;

· устраняют контроль со стороны государства;

· помогают аудитору вести переговоры с клиентом.

С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в этой области практически одинаковы во всем мире. Поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих стандарты.

Создание стандартов аудита становится необходимым и в Украине с учетом ее специфических особенностей и международного опыта.

Международные стандарты применяются в любых случаях проведения независимого аудита. Однако Международные стандарты не превалируют над местными.

Существуют так же этические нормы аудиторской деятельности, которые можно сформулировать как независимость; компетентность; добросовестность; объективность.

На практике профессиональные организации разрабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов очень подробно и скрупулезно, пытаясь предусмотреть все возможные нюансы их поведения.

Соблюдение этических норм профессионального поведения гарантируется высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддержать в общественном мнении уважение и дове­рие к профессии аудитора.

Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб.

Сообщество аудиторов в целом и каждый аудитор в отдельности осуждают неэтичное поведение отдельных аудиторов и требуют их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишения квалификационного аттестата и лицензии на прове­дение аудиторской деятельности.

Приведем кратко основные этические нормы для аудиторов:

1. Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов

Аудиторы обязаны придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и ре­шениях, жить и работать по совести. Руководствоваться в своих поступках общечеловеческим правилом: "Старайся не делать другим того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе"; соблюдать правила и нормы общей морали, прав­дивость и честность в поступках и решениях, самостоятельность и объективность в суждениях и выводах, непримири­мость к несправедливости, нарушениям морально-нравственных и правовых норм во всех их проявлениях.

2. Соблюдение общественных интересов

Внешний аудитор обязан действовать в интересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только аудитору станет известно, что защищае­мые интересы клиента возникли в нарушение закона либо спра­ведливости, он обязан отказаться от их защиты.

3. Объективность аудитора

Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуе­мой информации.

Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято. Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений.

Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут за­висеть от суждений или указаний других лиц. Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и вы­водов, либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость давления на аудитора в любой форме.

4. Внимательность аудитора

При выполнении профессиональных услуг следует проявлять максимальное внимание. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвер­жденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и кон­тролировать работу, проверять подчиненных специалистов.

5. Независимость аудитора

Аудиторы обязаны отказаться от оказания профессиональ­ных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их незави­симости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.

В заключении или в другом документе, составленном в ре­зультате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей незави­симости в отношении клиента.

6. Профессиональная компетентность аудитора

Аудиторы обязаны обеспечить достаточный профессиональ­ный уровень аудиторских услуг, необходимых клиенту.

Принимая обязательство оказать определенные профессио­нальные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компе­тентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков с тем, чтобы добросовестно и профессио­нально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с ис­пользованием всех, в том числе новейших, нормативных актов.

7. Конфиденциальная информация клиентов

Аудитор обязан сохранить в тайне конфиденциальную ин­формацию в делах клиентов, полученную при оказании про­фессиональных услуг, без ограничения во времени и независи­мо от продолжения или прекращения непосредственных отно­шений с ними.

Аудитор не должен использовать конфиденциальную ин­формацию клиента, ставшую ему известной при выполнении профессиональных услуг, для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента.

8. Налоговые отношения

Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодатель­ство о налогообложении во всех аспектах: они не должны соз­нательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интере­сах либо в интересах других лиц.

При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен спо­собствовать фальсификациям в целях уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы.

О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фак­тах нарушения налогового законодательства, ошибках в расче­тах и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме со­общить администрации клиента и ревизионной комиссии ак­ционерного (хозяйственного) общества и предупредить их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок.

Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять клиенту только в письменной форме. При этом он стремится не обнадеживать клиента в том, что его ре­комендации исключают любые проблемы с налоговыми орга­нами, а также должен предупредить клиента, что ответствен­ность за составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на самом клиенте.

9. Плата за профессиональные услуги

Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нор­мам профессиональной этики, если она выплачивается в зави­симости от объема и качества предоставляемых услуг. Она мо­жет зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственно­сти аудитора.

Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не дол­жен зависеть от достижения какого-либо определенного ре­зультата или обусловливаться иными обстоятельствами, кроме этих.

Аудитор не имеет права получать плату за профессиональ­ные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов.

Аудитор обязан воздерживаться от выплаты и получения комиссионных за приобретение или передачу клиентов либо передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны.

Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок платы за свои профессиональные услуги.

Аудитор не обязан заранее объявлять о расценках за оказы­ваемые услуги.

Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызыва­ет ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные про­фессиональные услуги.

10. Отношения между аудиторами

Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их дея­тельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.

Выводы

Контроль - это одна из функций управления, т.к. любой вид управления невозможен без контроля. Просто немыслимо никакое управление без проверки выполнения принятых реше­ний, установленных требований. И тем более немыслимо ника­кое управление капиталом без текущего и последующего конт­роля за его состоянием, без профессионального выбора инвести­ций и без проверок и анализов бухгалтерской отчетности.

В чем же состоит общая роль контроля? Можно ли без него управлять чем бы то ни было?

В современном понимании управления контроль позволяет не только принимать более или менее верные, правильные реше­ния, но и постоянно выявлять фактическое состояние дел на управляемых объектах (будь то автомобиль или телевизор), в том числе в хозяйственных системах различной степени сложности и структуризации (будь то мелкий магазин или большая, слож­ная корпорация, регион или государство).

Любая хозяйственная система - это система динамическая. Она развивается под воздействием своих внутрен­них закономерностей и противоречий, а также в результате вза­имодействия с окружающей средой.

Бухгалтер - один из первых профессионалов, который осоз­нал необходимость системного подхода к описанию процессов и результатов развития различных хозяйств. Через определенные интервалы времени такая система как экономический субъект обязана отчитывать­ся перед собственниками, а также перед некоторыми третьими лицами (налоговыми органами, банками, инвесторами и др.), на­ходящимися во внешней (по отношению к системе) среде, при­чем для снижения уровня информационного шума целесообраз­но проверять такие отчеты, подвергать их контролю.

Управление способствует достижению целей экономическо­го субъекта (хозяйственной системы) путем эффективного исполь­зования ее администрацией и персоналом различных материаль­ных, трудовых и производственных ресурсов. При этом если уп­равляющая система (администрация экономического субъекта) выбирает и принимает наиболее удачные решения, то она обес­печивает и сохранность такого «ядра» (изменяющегося набора элементов), и его «плавание» по структуре. Тем самым управле­ние обеспечивает исключительно высокую степень приспосаб­ливаемости системы к внешним условиям, а также устойчивость в траектории развития, в реализации функции системы.

Таким образом, управление в экономике - это системати­ческое, сознательное, целенаправленное воздействие на поведе­ние хозяйственной системы, т.е. на происходящие в ней произ­водственно-коммерческие процессы.

Специалисты по управлению и контролю (в том числе и ауди­торы), вооруженные знаниями бухгалтерского учета и анализа, эко­номической кибернетики и т.п. и занимаются исследованием различных вариантов поведе­ния хозяйственной системы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: