Непривычная внешняя обстановка письма (необычная поза, материал письма, пишущий прибор, недостаточное освещение и т. п.) требует от пишущего усиления зрительного контроля за процессом письма и снижения при этом автоматизма его движений. Следует сказать, что при данных видах естественного изменения почерка наиболее ярко проявляются указанные выше «классические» признаки измененного почерка[59]:
В общих признаках:
1. Снижается темп движений.
2. Нарушение координации движений проявляется в неустойчивости наклона, протяженности по вертикали и горизонтали, реже — в извилистости и изломах элементов букв.
3. Структурная сложность движений имеет тенденцию к упрощению. Новых вариантов письменных знаков не встречается.
4. Форма и направление обычно движений остаются такими же. Изменения их происходят лишь в том случае, если значительно нарушается координация движений.
5. Наклон почерка, как правило, не изменяется.
6. Протяженность движений по вертикали и горизонтали в большинстве случаев увеличивается, но становится неустойчивой.
7. Связность также изменяется. Тенденция при этом наблюдается такая: при изменении позы и письме в темноте — связность увеличивается, при письме на необычном материале — уменьшается.
8. Признаки пространственной ориентации не претерпевают существенных изменений (в силу сохранения зрительного контроля). Однако, некоторые изменения признаков этой группы (размеров интервалов между строками, направления и формы линии письма) происходят в случае выполнения текстов при недостаточном освещении или в темноте.
Из частных признаков наибольшим изменениям подвергаются:
¾ строение букв;
¾ протяженность движений;
|
¾ вид соединения;
¾ количество движений.
Необычная внешняя обстановка при письме может быть самой разнообразной: от непривычного пишущего прибора до выполнения рукописи в условиях космического полета. Отсюда и признаки, указывающие на тот или иной «сбивающий» фактор, будут в определенной степени различны.
Так, в рукописях, выполненных в полной темноте, можно наблюдать (рис. 52):
1) крайне неравномерный размер интервалов между строками и словами: от их отсутствия до интервалов почти в четверть листа;
2) сильно извилистую линию конфигурации левого поля. Правое и верхнее поля, как правило, отсутствуют, так как строки «срезаются» соответствующими краями листа бумаги;
3) среднюю или высокую степень связности почерка. Иногда слитно, без отрыва пишущего прибора, выполняются рядом стоящие слова;
4) наложение букв, слогов, слов и целых строк друг на друга. Причем, наложения по вертикали (нижерасположенных на вышерасположенные) встречается значительно чаще, чем по горизонтали (последующих на предыдущие);
5) повторение слов, слогов, букв, а также отдельных элементов в знаках. Последнее особенно часто наблюдается в буквах, выполненных однотипными движениями (и, ш, щ, м);
6) отсутствие элементов в буквах (особенно выполняемых однотипными движениями) и букв в словах;
7) упрощение сочетаний букв за счет их всевозможной синтезации;
8) значительную утрату знаков препинания.
Рис. 52. Фрагменты рукописей, выполненных в условиях полной темноты
К диагностическим признакам, указывающим на факт выполнения рукописи в условиях движущегося транспорта, можно отнести (рис. 53.):
|
1) чрезмерную деформацию букв, слов или всего текста, иногда достигающую такой степени, что они становятся совершенно нечитаемыми;
2) присутствие, наряду с указанным, слогов или целых слов, выполненных четко, без признаков снижения координации;
Рис. 52. Первая рукопись выполнена в обычных условиях,
вторая — в условиях движущегося транспорта
3) наличие «срывов пишущего прибора», проявляющееся в значительном, неестественном удлинении заключительных элементов букв и знаков препинания, особенно запятых;
4) разную степень нажима при выполнении отдельных строк или фрагментов текста, а также измененный характер нажима при выполнении букв (сгибательные движения являются более тонкими по сравнению с разгибательными);
5) преобладание интервального вида соединений букв в словах и элементов в буквах;
6) появление рефлекторных штрихов в начальных и заключительных частях букв, а также в соединениях между элементами;
7) наличие в небольшом количестве упрощенных сочетаний букв за счет их синтезации;
Выявленные вышеуказанные комплексы признаков, наряду с «классическими» признаками снижения темпа и координации движений, будут свидетельствовать о том, что исследуемые рукописи, вероятнее всего, выполнены или в полной темноте, или в условиях движущегося транспорта.