Проблема исследования измененного почерка давно интересовала ученых-криминалистов. Ряд зарубежных авторов вплотную занимались ею еще в начале ХХ в.
Так, в 1916 г. Ганс Шнейкерт, считая, что первоочередной задачей почерковедческих исследований является установление факта «измененности» почерка, проводил экспериментальные исследования с целью изучения способов маскировки почерка, факторов, влияющих на возможность его изменения, а также признаков, характеризующих намеренно измененный почерк. К последним он относил «искусственные письменные формы, броское и необычное их украшательство, искажение письменных форм вследствие нарушения движений, последовательное применение различных форм одних и тех же букв, броское различие в высоте, разгоне и силе нажима, а также в наклоне в пределах одной рукописи».[46]
В 1925 году Г. Мюллер проделал аналогичные эксперименты и предпринял попытку дать частотные характеристики различным способам изменения.
в результате экспериментальных исследований по установлению возможности намеренного изменения почерка Г. Мейер пришел к следующим выводам[47]:
¾ изменения достигаются легче в том случае, если искажению подвергаются общие признаки, труднее — если частные признаки и их соотношение;
¾ легче изменяются начальные и отдельно стоящие буквы, так как они выполняются с большим вниманием и менее автоматизировано;
¾ могут облегчить изменения вспомогательные приемы, например, изменение положения листа.
Касаясь проблемы исследования измененного почерка, нельзя не отметить исторические работы Р. Майера и Э. Локара.
В Советском Союзе первые экспериментальные исследования намеренно измененного почерка проводились в середине 40-х годов в Киевском НИИСЭ. В результате трехлетнего изучения почерков 100 испытуемых были получены данные об устойчивости и изменяемости общих и частных признаков при произвольном скорописном изменении почерка с целью маскировки[48].
|
В дальнейшем были изучены и другие способы изменений почерка: С. А. Ципенюк исследовала рукописей, выполненные с подражанием буквам печатной формы[49], М. С. Еливанова — непривычной левой рукой [50], В. Г. Грузкова исследовала проблему изменения почерка применительно к цифровому письму [51].
Во ВНИИСЭ МЮ СССР в конце 60-х годов была предпринята попытка оценить с использованием электромиографической методики субъективные возможности лица изменять свой почерк [52].
В середине 70-х годов во ВНИИ МВД СССР в серии «Библиотечка эксперта» был выпущен ряд пособий по исследованию измененных почерков: А. И. Колонутовой (письмо левой рукой) [53], А. П. Моисеева (письмо буквами печатной формы [54] и скорописью)[55]. В это же время во ВНИИСЭ МЮ СССР разрабатывались количественные методики диагностического и идентификационного характера по исследованию намеренно измененного почерка путем скорописной маскировки [56].
В начале 80-х годов были опубликованы комплексные методики исследования рукописей большого и среднего объема, выполненных как в необычных условиях без намеренного изменения почерка [57], так и намеренно измененным почерком скорописным способом [58].
В последние два десятилетия большое внимание уделяется исследованию изменений почерка, обусловленных необычным внутренним состоянием пишущего или непривычной внешней обстановкой письма.
|
На современном этапе развития судебного почерковедения выделяют два главных направления исследований измененного почерка:
1) установление факта необычного выполнения рукописи;
2) идентификация исполнителя по измененному почерку.
Виды изменения почерка
Задачи, связанные с исследованием измененного почерка, относятся к наиболее сложным в судебно-почерковедческой экспертизе. Это, в первую очередь, обусловлено огромным количеством так называемых «сбивающих» факторов, влияющих в той или иной степени на изменение почерка.
Все изменения почерка можно подразделить на две большие группы:
- естественные (объективные);
- умышленные (субъективные).
Естественные (объективные) — это изменения, происходящие в почерке без участия сознания человека.
Естественные изменения возникают в почерке под воздействием трех групп «сбивающих» факторов:
1) изменений внешней обстановки письма;
2) изменений внутреннего состояния пишущего;
3) непривычной установки пишущего на письмо, не связанной с желанием изменить свой почерк.
К первой группе факторов — изменениям внешней обстановки письма относятся:
а) необычная поза пишущего;
б) необычный материал письма;
в) непривычный пишущий прибор;
г) недостаточное освещение;
д) письмо в движущемся транспорте;
е) пребывание в космическом полете и др.
Изменениями внутреннего состояния пишущего могут быть:
а) возрастные изменения;
б) патологические изменения, связанные с различными заболеваниями;
в) непривычные функциональные состояния пишущего — возбуждение, заторможенность, утомление, опьянение и т. п.
Третья группа «сбивающих» факторов — непривычная установка пишущего — представляет собой установку:
а) на старательное письмо;
б) быстрое письмо.
Умышленные (субъективные) — это изменения, сознательно внесенные в почерк самим исполнителем рукописи.
Видами умышленного изменения почерка являются:
¾ скорописная маскировка почерка;
¾ перемена привычной пишущей руки;
¾ письмо буквами по типу печатных знаков;
¾ подражание почерку другого лица;
¾ другие изменения почерка (например, путем необычного способа удержания пишущего прибора, с помощью трафаретов).