Я-концепция как совокупность установок «на себя»




ЧТО ТАКОЕ Я-КОНЦЕПЦИЯ

Прежде чем вы начнете читать эту книгу, взгля­ните на схему (рис. 1). Какие из приведенных характе­ристик вы могли бы отнести к себе? Отметьте те из них, которые являются, на ваш взгляд, наиболее устойчи­выми.

А теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам, выражающим ваше отношение к собст­венным качествам. Много ли нашлось характеристик, ко­торые вас удовлетворяют? Будем надеяться, что большин­ство. В результате этой несложной процедуры вы получи­ли набросок собственного портрета (весьма условный и фрагментарный), в котором отразились какие-то грани вашей Я-концепции.

Эта процедура, конечно, не обладает ни надежностью, ни валидностью, но она заставляет задуматься о том, что же такое Я-концепция, и придает этому отвлеченному на первый взгляд понятию довольно конкретные очертания. Таким образом, первое, интуитивное представление о Я-концепции у вас уже сложилось.

Теперь давайте подумаем, что же вы, в сущности, де­лали, работая с этой схемой. Во-первых, вы описывали себя, пользуясь определенным набором характеристик, а во-вторых, пытались выразить довольно элементарно свое эмоциональное отношение к собственным качествам. Следовательно, в ваших действиях присутствовали два момента, которые в -гой книге будут рассматриваться как основополагающие аспекты Я-концепции. Я-копцепция — это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой

Описательную составляющую Я-концепцни часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, опре­деляет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в бу­дущем.

 

 

Я-концепция как совокупность установок «на себя»

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-копцепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных эле­мента:

1. Убеждение, которое может быть как обосно­ванным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

3. Соответствующая реакция, которая, в частно­сти, может выражаться в поведении (поведен­ческая составляющая).

 

Применительно к Я-концепции эти три элемента ус­тановки можно конкретизировать следующим образом:

1. Образ Я — представление индивида о самом себе.

2. Самооценка — аффективная оценка этого пред­ставления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений, вклад которых в Я-концепцию мы рассмот­рим в дальнейшем. А сейчас сосредоточимся на трех ос­новных составляющих Я-концепции.

 

Когнитивная составляющая Я-концепции

 

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основы­ваются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Кон­кретные способы самовосприятия, ведущего к формирова­нию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т. д. Все это — абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного об­раза индивида они отражают, с одной стороны, устойчи­вые тенденции в его поведении, а с другой — избиратель­ность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выра­зить основные характеристики нашего привычного само­восприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статус­ные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом — одни представ­ляются индивиду более значимыми, другие — менее. При­чем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания — это способ оха­рактеризовать неповторимость каждой личности через со­четания ее отдельных черт.

 

Оценочная составляющая Я-концепции

 

Качества, которые мы приписываем собственной лич­ности, далеко не всегда являются объективными, и, веро­ятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и неко­торые другие данные, обладающие достаточной неоспори­мостью, не вызовут разногласий. В основном же в попыт­ках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значе­ние, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни счита­ют порой расцвета, а другие — началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточ­ным. Большая часть подобных оценок обусловлена соот­ветствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Например, чрезмерная полнота повсе­местно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя, может быть, они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности. Ибо человеку свой­ственна тенденция экстраполировать даже внешнюю де­фектность собственного Я на свою личность в целом.

Если человек обладает непривлекательной внешно­стью, физическими недостатками, является социально не­адекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Скажем, такой малозначимый элемент Я-концепции, как местожитель­ство, может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, например, с «престижностью» дан­ного района в глазах определенной социальной группы. Задумавшись над любой из характеристик вашего само­описания, вы, скорее всего, в каждой из них сможете обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, сущест­вующий иногда лишь на периферии сознания. В самом деле, мужчина вы или женщина, сопутствует вам успех или вас преследуют неудачи, спортсмен вы или болель­щик, обладаете высоким или низким ростом — все эти ха­рактеристики, как и множество других, содержат в себе скрытый оценочный смысл, источником которого является ваша субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что вы вос­принимаете их как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, группо­вых или индивидуальных ценностных представлений, ус­военных вами в течение жизни. Аффективная составляю­щая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Возьмите любые из ваших собственных характерис­тик. Воздействует ли обладание этими качествами на ва­ше поведение в свете значимых для вас социальных, груп­повых или индивидуальных ценностей? Не зная вас, я тем не менее отвечу без колебаний: «Вне всякого со­мнения».

Человек усваивает оценочный смысл различных ха­рактеристик, присутствующих в его Я-концепции. При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдаю­щий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благопри­ятный социальный резонанс. Однако эта позитивная са­мооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстни­ков ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, ска­жем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных си­туациях. В этом случае общая самооценка может сни­зиться, но в целом оставаться позитивной. Таким обра­зом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе яв­ляется его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. Напри­мер, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат имманентную негативную оценку, в то время как «ум­ный», «смелый», «надежный» — позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также со­циальные реакции на какие-то его проявления и само­наблюдения.

На мой взгляд, термины «образ Я» или «картина Я», ко­торые нередко употребляются в литературе как синонимы Я-концепции, недостаточно передают динамический, оце­ночный, эмоциональный характер представлений индиви­да о себе. Я предпочитаю употреблять их для обозначе­ния лишь первой, статической, когнитивной составляю­щей Я-концепции. Чтобы подчеркнуть наличие второй, оценочной составляющей, большинство авторов прибегают к термину «самооценка». Так, Куперсмит (1967) на­зывает самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный ха­рактер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Короче, самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. При­близительно так же определяет самооценку и Розенберг (1965); для него это — позитивная или негативная уста­новка, направленная на специфический объект, называе­мый Я. Таким образом, самооценка отражает степень раз­вития у индивида чувства самоуважения, ощущения соб­ственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая само­оценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, не­гативное отношение к своей личности.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, кри­териями и целями, представлениями об уровнях дости­жений, моральными принципами, правилами поведе­ния и т. д.

Есть три момента, существенных для понимания са­мооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом иде­ального Я, то есть с представлением о том, каким чело­век хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джемса (1890) представление об. актуализации идеального Я положено в основу поня­тия самооценки, которое определяется как математическое отношение — реальных достижений индивида к его при­тязаниям. Итак, кто достигает в реальности характерис­тик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и ре­альностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для формирования самооцен­ки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оце­нивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули (1912) и Мида (1934).

Наконец, еще один взгляд на природу и формирова­ние самооценки заключается в том, что индивид оцени­вает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удов­летворение не от того, что он просто что-то делает хоро­шо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким об­разом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, неза­висимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации сужде­ний других людей, индивидуальные идеалы или культур­но заданные стандарты, всегда носит субъективный ха­рактер.

Данные конкретных исследований убеждают нас в том, что мотивационные и установочные структуры явля­ются для человеческого Я поистине вездесущими. Поэто­му мы можем с уверенностью фиксировать в Я-концеп­ции не только ее когнитивную составляющую, но и эмо­ционально-оценочную и потенциальную поведенческую. Самые разнообразные источники дают нам основания для этого вывода. Итак, в нашей книге мы будем рас­сматривать Я-концепцию как динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность.

Как следует из такого определения, позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отноше­нию к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концеп­ции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Эти термины используются как взаимозаменяемые во многих работах, посвященных Я-концепции. В этой кни­ге мы тоже будем употреблять их как синонимы, ибо все они обозначают представление индивида о себе, содержащее элемент оценки — в интервале от безусловно позитивного до безусловно негативного значений.

В литературе, посвященной Я-концепции, можно най­ти два ее развернутых определения. Оба они согласуются с точкой зрения, изложенной выше. Первое определение принадлежит Роджерсу (1951). Он утверждает, что Я-концепция складывается из представлений о собствен­ных характеристиках и способностях индивида, представ­лений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представле­ний, связанных с объектами и действиями, и представ­лений о целях или идеях, которые могут иметь позитив­ную или негативную направленность. Таким образом, это — сложная структурированная картина, существую­щая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая как собственно Я, так и отно­шения, в которые оно может вступать, а также позитив­ные и негативные ценности, связанные с воспринимае­мыми качествами и отношениями Я — в прошлом, на­стоящем и будущем.

Во втором определении, принадлежащем Стейнсу (1954), Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате ре­акций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.

В заключение добавим, что, несмотря на употребле­ние термина «Я-концепция» в единственном числе, мы подразумеваем множественность охватываемых ею уста­новок.

 


Поведенческая составляющая Я-концепции

 

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответ­ствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в пове­дении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствия­ми. Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные каче­ства характера по отношению к своему школьному учите­лю. Или выпускница педагогического колледжа, гуманист­ка и противница авторитарных методов в воспитании, вынуждена перестроиться, отступить от этой позиции, столкнувшись с реальностью конкретной школы, где уже существуют определенные нормы взаимоотношений учителей с учащимися.

Всякая установка — это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особен­ность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправлепности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психоло­гической защиты. Например, если вам не нравится по­крой моего нового костюма, я всегда могу убедить себя в том, что у вас нет вкуса, что вы не знаете последней моды, или придумать любую другую отговорку, ограж­дающую меня от неприятных суждений. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербаль­ные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Человек, уставший от повседневных дел, может взять отпуск, сменить работу, уехать в другой город или каким-то иным способом изменить ситуацию. Но может ли он убежать от самого себя?

 

Значение Я-концепции

Я-концепция формируется под воздействием различ­ных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со зна­чимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых по­рах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится актив­ным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, тро­якую роль: она способствует достижению внутренней со­гласованности личности, определяет интерпретацию опы­та и является источником ожиданий.

 

Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности

 

Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласован­ности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Фестингером (1957) психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в до­стижении внутренней гармонии, человек готов предприни­мать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Одним из первых, кто связал эту точку зрения с Я-концепцией, был Леки (1945). По его мнению, ин­дивид является целостной системой, перед которой стоит задача достижения гармонии с окружающей средой. Ре­шая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщаю­щим ему что-то о нем самом, либо стремиться изменить каким-то образом еебя или окружающих.

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он так или иначе руководствуется са­мовосприятием.

Приведу случай из собственной практики. Мне дове­лось беседовать с девочкой, у которой показатель стан­дартизованного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объясняла это тем, что она «не обладает большим умом». Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, происходившей через не­сколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал до уров­ня ниже среднего. Некоторые из тех, кто присутствовал на консультации, объясняли этот феномен низкой валид-ностью теста. Я же был абсолютно уверен в том, что девочке понадобилось снизить IQ, чтобы достичь личност­ного равновесия. Высокий показатель интеллекта никак не согласовывался с ее убежденностью в собственной глупости. Когда ей сообщили, что, судя по результатам теста, она имеет хорошие умственные способности и, следовательно, может хорошо учиться, ее личностное равновесие было нарушено, ибо этот факт вступил в про­тиворечие с ее самооценкой. Чтобы восстановить утрачен­ное равновесие и избавиться от ощущения дискомфорта, она пошла по пути снижения показателя интеллекта. Здесь, как мне кажется, заслуживает внимания то обсто­ятельство, что девочка не воспользовалась другой имев­шейся у нее возможностью — не изменила своего пред­ставления о себе.

Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ас­симилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противо­речит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка сраба­тывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я-концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок.

Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с по­мощью защитно-психологических механизмов, таких, на­пример, как рационализация. Эти механизмы позволяют удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. В ка­честве примера приведем такую ситуацию. Приятели под­били десятилетнего мальчика на совместную кражу си­гарет. Чтобы его представления о себе как о «хорошем мальчике» не пошатнулись, он находит способ защитить их, убеждая себя в собственной невиновности, поскольку сигареты фактически взял не он, а его товарищ, что другие мальчики втянули его в это дело и что этот опыт многому его научил, так как, выкурив одну из украден­ных сигарет, он почувствовал дурноту и решил не курить больше никогда. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, одним из основополагающих мотивов всякого нормально­го Поведения. При» этом рациональные схемы, которые, выдумываем индивид для объяснения своего поведения, другим людям могут казаться весьма сомнительными, а само поведение — абсурдным. Однако необходимо помнить, что по-настоящему понять мотивы поведе­ния другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место.

Значимость любого из аспектов нашего отношения к собственной личности определяется окружающей средой и поэтому может изменяться. Например, Я-концепция «младшего брата, маленького и слабого по сравнению со старшими братьями» реалистична только в семейной си­туации. В школе или в общении со сверстниками она неприменима. Этот эффект «контекстуальной обуслов­ленности» многих самоустановок позволяет объяснить парадокс личностной рассогласованности. Как уже от­мечалось, личность стремится к достижению внутреннего единства. Сосуществование конфликтных самоустановок объясняется тем, что внутренний диссонанс возникает вследствие синхронности противоречивых проявлений Я-концепции, что и приводит к возникновению в созна­нии индивида явного конфликта. Так, строгий, автори­тарный учитель может в домашней обстановке оказаться мягким и сентиментальным отцом семейства. Эта переме­на происходит в дем за порогом школы, поэтому две со­вершенно различные грани его личности и соответствен­но две противоположные Я-концепции не конфликтуют между собой, не приводят к появлению диссонанса. Дис­сонанс может возникнуть лишь в том случае, если две ситуации — домашняя и школьная — как-то наложатся одна на другую, например если учитель приведет свою семью на школьный спортивный праздник и должен бу­дет в одно и то же время выступать в роли учителя и отца собственных детей. Таким образом, с одной сторо­ны, личностная рассогласованность, возникающая вслед­ствие принятия нами различных социальных ролей и действия в различных обстоятельствах, сопровождает нас на протяжении всей жизни, а с другой, мы стремимся преодолеть эту рассогласованность, избавиться от нее в те моменты, когда она возникает с особой отчетливостью. Дифференциация Я-концепции в реальном жизненном проявлении человека играет положительную роль, по­скольку негативная самоустановка, сформировавшаяся в одной сфере нашей жизни, не может с легкостью «резо­нировать» в других сферах.

Суть развитой Фестингером теории когнитивного дис­сонанса заключается в том, что индивид не может при­мириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, при­бегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия Я-концепции достаточно часто становят­ся источником стресса, так как человеку все же свойст­венна способность реально оценивать ситуацию.

Когда Джемс (1890) определил самооценку с помощью оригинальной формулы

 

самооценка = ,

он, фактически, указал на два пути повышения само­оценки. В самом деле, индивид может улучшить пред­ставление о себе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооцен­ки важно лишь соотношение этих показателей. Как муд­ро заметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Целый ряд социальных ролей или атрибутов не является для нас значимыми жизненными ориентирами и поэтому не особенно важен для нашей самооценки. Каждый индивид волен избирать стандарты и ценности, относительно ко­торых он будет оценивать успешность своих достижений. Выбор, предоставляемый жизнью, велик, а дальше все зависит от позиции самого человека. Однако, выбирая ориентиры и критерии оценки своих достижений, мы в чем-то все же ограниченны, поскольку не можем игнори­ровать реальные факты. Тот, кто получает плохие оцен­ки, не может считать себя хорошим учащимся, карлик не может считать себя великаном, слабый — сильным и т. д. Кроме того, критерии самооценки нередко изби­раются до того, как появляется возможность испытать их по-настоящему. Часто лишь по прошествии времени выясняется, что у человека нет качеств, необходимых для успешного осуществления его устремлений.

Наконец, человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Если он стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам. Конечно, самооценку можно повысить, и отказавшись от обществен­ных ценностей, от принятого в данном обществе образа жизни, однако и в группах, жизнь которых протекает за пределами «нормального» общества (например, в груп­пах хиппи), тоже существуют определенные нормы, стан­дарты и ценности. Ориентиры, однажды установленные индивидом в качестве критериев его самоценности, обла­дают силой инерции, и поэтому их реорганизация для лучшего психологического приспособления часто оказы­вается делом нелегким; в то же время диапазон выбора этих ориентиров чрезвычайно широк, и в конечном счете выбор этот осуществляется самим индивидом.

В детстве возможности выбора круга общения и соот­ветственно критериев самоценности предельно сужены. Ребенок общается в основном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом, а родителей, как известно, не выбирают. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для позитивной самооценки. Если же со стороны родителей он видит лишь неприятие, отталкива­ние, пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных е негативной самооценкой.

В работе Ховлэнда, Ламсдейна и Шеффилда (1949), а также в работе Шерифа и Шерифа (1956) убедительно показано, что легче всего формируются или изменяются те установки, которые являются наименее структуриро­ванными. Кроме того, как показали Шериф и Кэнтрил (1947), однажды сложившаяся установка имеет свойство «самоподдержания». Поскольку в детстве Я-концепция является как раз наименее структурированной, она обла­дает в этот период наибольшей пластичностью. Монопо­лия родителей на общение с ребенком, самосознание ко­торого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором фор­мирования основ его Я-концепции.

Именно в детстве, когда межличностное общение яв­ляется особенно важным для формирования самоустано­вок, и возникает целый ряд ограничений в выборе кри­териев собственной значимости. Ориентиры для само­оценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрез­вычайно трудно. Это обстоятельство ставит под сомнение теоретическое допущение, что индивид может легко по­высить самооценку, снизив уровень своих притязаний. Этим же, в частности, объясняется и то, что некоторые люди, провозглашающие на словах оптимистический ло­зунг «видеть во всем только светлые стороны», отличают­ся негативными самоустановками.

 

Я-концепция как интерпретация опыта

 

Еще одна функция Я-концепции в поведении за­ключается в том, что она определяет характер индиви­дуальной интерпретации опыта. Два человека, столкнув­шись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. Когда в автобусе молодой чело­век уступает место женщине, она может увидеть в этом поступке проявление доброты и хорошего воспитания, может заподозрить обидный намек на свой возраст, а может воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с ее Я-концепцией.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта. Поэтому, коль скоро Я-концепция сформировалась и выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно.

Мы часто наивно полагаем, что можно легко повы­сить заниженный уровень самооценки ребенка путем со­здания положительных подкреплений. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро расточаем похвалы в адрес та­кого ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в школе какую-нибудь «высокую должность», которая помогла бы ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребенок воспринимает все это именно так, как мы рассчитываем. Его интерпретация наших действий может оказаться неожиданно негатив­ной. Например, он может сказать себе: «Должно быть, я совсем неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное» или «Почему меня, такого тол­стого, назначили капитаном команды? Наверное, учи­тель хочет, чтобы все убедились, какой я безнадежно тупой».

Не существует практически такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребе­нок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие на­мерения — ребенок может отреагировать отрицательно. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия чело­веком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, си­туация осмысливается, получает значение, соответствую­щее представлениям человека о себе.

 

Я-концепция как совокупность ожиданий

 

Итак, Я-концепция определяет, во-первых, то, как бу­дет действовать индивид в конкретной ситуации, а во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия дру­гих. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти. Многие исследователи считают эту функцию центральной. Напри­мер, Мак-Кэндлес (1967) рассматривает Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящих­ся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны.

Дети, которым свойственно беспокоиться о своих ус­пехах в школе, часто говорят: «Я знаю, что окажусь полным дураком» или «Я знаю, что плохо напишу эту контрольную». Иногда с помощью таких суждений ребе­нок просто пытается себя подбодрить, иногда они отра­жают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном сче­те его представлениями о себе.

Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Дети, испытавшие сильную материнскую депривацию, обычно сомневаются в своей ценности; они заранее убеж­дены в невозможности установления тесных эмоциональ­ных связей с матерью или с другим близким человеком. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергну­ты. В основе таких отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм «самореали­зующегося пророчества».

Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпре­тируют соответствующим образом реакции окружающих.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: