Как не проиграть в конфликте.




План изучения нового материала

1. Что такое «конфликт», «межличностный конфликт».

2. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.

3. Варианты поведения в конфликтной ситуации.

 

Что такое «конфликт», «межличностный конфликт».

Обсудим вместе: Андрей пришёл домой после ссоры с приятелем и хлопнул дверью своей комнаты. Мама тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ.

Это конфликт? Почему вы так решили?

Если в процессе общения нарушаются правила взаимности, нередко возникают конфликты.

В словаре Ожегова конфликт - это разногласие, спор за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.А в переводе с латинского это слово означает «столкновение» (определение записать в тетрадь)

Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события (определение записать в тетрадь)

Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт

В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней:

Возникновение конфликтной ситуации ----- осознание конфликта------ проявление конфликтного поведения------ углубление конфликта-------- разрешение конфликта (записать в тетрадь)

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Вот об этом и поговорим.

- Как вы думаете, что может стать причиной конфликта?

Причиной конфликта может стать какое – либо высказывание и оно тебе кажется несправедливым, противоположные желания и интересы, а ещё психологи причины конфликтов связывают с различными барьерами:

· Смысловой (когда одно и то же слово, фраза, событие имеет разный смысл для разных людей).

Пример притчи «Мудрецы и слон»: Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

(Почему они не узнали, как выглядит слон? У них разное восприятие.)

· Эмоциональный (заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний);

Пример из школьной жизни: открытие кубка здоровья, перетягивание каната между командами, рано или поздно одна из команд побеждает, испытывая радость и ликование, а другая?

· Моральный (это различные представления о правилах или нормах морали);

Пример: полночь, а за стеной у соседей всё ещё слышна громкая музыка, заливистый смех. Наши действия?

Возвращаемся к ступеням развития конфликта (осознание конфликта). Как вы ребята думаете, что может происходить на данной позиции? ….. Абсолютно верно, мы осознаём, что конфликт неизбежен и начинаем выбирать тактику как поступить. И в этот момент мы поднимаемся на следующую ступень – проявление конфликтного поведения.

Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая мы выбираем определённый вариант поведения.

3.Варианты поведения в конфликтной ситуации. Семь раз отмерь…

Как не проиграть в конфликте.

 

Специалисты выделяют несколько таких вариантов, рассмотрим их:

· Сотрудничество (подобное поведение направлено на поиск такого решения, которое приведёт к примирению сторон без ущерба)

· Компромисс ( он очень близок к первому варианту поведения, но разница в том, что для урегулирования разногласия необходимы уступки обеих сторон, т.е. чем-то приходиться пожертвовать)

· Приспособление ( если в конфликтной ситуации только одна из сторон идёт на уступки)

· Избегание ( стремление выйти из конфликта не уступая, но и не настаивая на своём, т.е. совсем его не решая, а значит, через некоторое время конфликт может возникнуть вновь).

Попробуем рассмотреть на конкретных примерах:

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации конфликта.

·

o Русская народная сказка “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.

(Правильный ответ. Проверьте себя.

Уклонение от конфликта, т.е. избегание. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

·

o А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”

(Поведение –приспособление).

·

o В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.

(Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки. )

·

o Басня Эзопа.

Львы боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”

отрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

 

- Мне хочется отметить, что не один из представленных стилей не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из неё приходится комбинировать различные варианты.

- Проходят ли конфликты бесследно?

- Послушайте притчу и попытайтесь ответить на этот вопрос.

 

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему мешок гвоздей и сказал:

- "Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз когда ты потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо"

В первый день он забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая их изо дня в день: Понял проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

Наконец наступил тот день, когда он не забил не единого гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сообщил эту новость.

Тогда отец сказал ему:

"Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз когда ты не потеряешь терпение". И вот настал день когда юноша смог сказать что вытащил все гвозди.

Отец отвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно вел себя, но посмотри сколько дырок осталось в воротах! Никогда они уже не будут такими же как раньше."

- Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь воткнуть в человека нож и вынуть его, но всегда остается рана. И будет неважно сколько раз ты попросишь прощение. Рана, нанесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.

 

Вопрос к вам:

- В чем смысл притчи?

- Оставляют ли конфликты следы?

 

Когда ты с кем –то ругаешься и говоришь ему что-нибудь неприятное, злое, ты оставляешь ему раны. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана остается. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что физическая.

Возможно, в ходе нашего урока некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне? Комфортно ли им рядом со мной?» (постарайтесь сами ответить устно на эти вопросы)

 

4.Закрепить знания я предлагаю вам при помощи небольшого видеоурока. По ссылке внизу перейдите к просмотру

 

youtube.com ›watch?v=O8-l9wdKfL0

 

4. Заключительное слово

Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» А если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из неё

Домашнее задание: вы ознакомились с текстом урока, теперь необходимо прочитать § 9 стр. 76-81, выполнить письменно №1.2. стр.82-83 рублики «В классе и дома» и сканы прислать мне.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: