Конвергенция права и религиозных норм




Раздел IV. Медиальная форма юридической конвергенции

В результате освоения данного раздела студент должен

знать: определения и сущность неправовых социальных регуляторов; виды взаимодействия права и морали, права и религии, права и обычая; возможности синхронизации проавовых и неправовых социальных регуляторов.

уметь: оперировать (давать определение, воспроизводить, использовать) понятиями и категориями право, мораль, религия, обычай, корпоративные нормы; выявлять признаки конвергенции в действующих нормативных правовых актах; составлять проекты смешанных нормативных правовых актов.

владеть: навыками поиска и обработки информации, связанной с правотворческой деятельностью, методикой самостоятельного изучения и анализа правовых норм; навыками поиска оптимальных форм правового регулирования, разрешения правовых проблем и коллизий.

Конвергенция права и морали.

Рекомендации к изучению темы. Специфика конвергенции права и морали. Конвергенция права и морали неизбежна и позитивна. В любом случае творцы правовых предписаний опираются при конструировании правовых норм опираются не только на знание права, но и на свои представления о добре – зле, справедливости – несправедливости, на укоренившиеся в сознании стереотипы ценностей, иными словами, этот процесс субъективен и не всегда очевиден.

Тем не менее прямые ссылки на иные (неправовые) социальные нормы должны быть установлены и измерены на соответствие необходимости регламентации тех или иных отношений рассмотренным путем. Мера конвергенции правовых и моральных норм в регулировании общественных отношений имеет теоретический и прикладной аспекты.

Во-первых, мера использования социальных норм в правотворчестве есть определенное количество самих социальных норм либо их регулирующих элементов, которое имеет качественное значение для правового предписания. Если коэффициент регулятивного эффекта от реализации комбинированного правового предписания повышается, т. е. правовые предписания лучше реализуются, чем до введения в них социальных норм, мера использования социальных норм может считаться адекватной, при этом она может быть расширена в количественном выражении используемых социальных регуляторов. Если же коэффициент регулятивного воздействия снижается либо коэффициент нейтрален, то количественные характеристики меры использования иных социальных регуляторов в правовых предписаниях целесообразно снижать. Следовательно, главное качественное свойство меры использования социальных норм в правовых предписаниях – это степень урегулированности общественных отношений правом.

Во-вторых, мера конвергенции права и морали, в общем, есть отношение специфических определенных количеств правовых и моральных норм как самостоятельных мер. Но их самостоятельность в то же время по своему существу основывается на количественном отношении и различии по величине. Следовательно, их самостоятельность становится переходом друг в друга. Мера комбинирования правовых и моральных норм в правовом регулировании общественных отношений по завершении удачной комбинации исчезает в безмерном новом интегрированном предписании. Но эта другая сторона меры есть ее отрицательность лишь в себе самой.

 

Конвергенция права и религиозных норм

Рекомендации к изучению темы. Особенности конвергенции права и религиозных норм.

Во-первых, анализ соотношения религиозных текстов и современного законодательства России свидетельствует о наличии конвергенции между правом и религиозными нормами на основе метода синхронизации, т. е. согласования требований нормативных регуляторов в вопросах упорядочения общественных отношений.

Во-вторых, в вопросах совместной регламентации наиболее важных общественных отношений (охрана жизни, здоровья, собственности и т. д.) происходит поглощение религиозных норм правовыми, так как большинство современников обратится за защитой своих фундаментальных ценностью скорее к государству, чем в церковь.

В-третьих, нарастающая в последние годы тенденция формирования правовых предписаний со ссылочными диспозициями, отсылающих к религиозным нормам, свидетельствует о поглощении религиозными нормами правовых регуляторов. Однако это лишь внешне выраженное формальное поглощение: пока большинство населения осознает, например, что празднование Рождества – это прежде всего религиозное предписание. Думается, что со временем, когда вырастет новое поколение участников правоотношений, данная норма скорее всего десакрализируется и будет иметь в правосознании исключительно правовой смысл.

В-четвертых, мера использования религиозных регуляторов в правовых предписаниях, в общем, есть отношение специфических определенных количеств социальных норм как самостоятельных мер. Но их самостоятельность в то же время по своему существу основывается на количественном отношении и различии по величине. Следовательно, их самостоятельность становится переходом друг в друга и в правовое предписание. Мера комбинирования правовых и религиозных норм в правовом регулировании общественных отношений по завершении удачной комбинации исчезает в безмерном новом интегрированном предписании.

В-пятых, отсутствие взаимоперехода мер, составляющих новое интегрированное, или псевдоинтегрированное, правовое веление, сформированное путем поглощения религиозным регулятором изначального права, иногда порождает чрезмерность требований государственно-властного предписания. Например, введение в правовые нормы напрямую морально-религиозных регуляторов снижает правовую вариативность и делает содержащиеся в нормах требования более жесткими и бескомпромиссными, так как религиозная мораль (да и любая другая мораль) не предполагает полутонов, ей присуща бинарность: плохо – хорошо, справедливо – несправедливо.

В этом смысле мера порождает специфическую чрезмерность, нарушая тем самым условия собственного существования мерной определенности. Мера как бы «наращивает» чрезмерное, а последнее приводит к качественному изменению, т. е. к другой мере, отрицающей прежнюю меру.

В-шестых, анализ международного сотрудничества в духовной сфере свидетельствует и о том, что конвергенция права и религиозных норм может происходить как в медиальной форме, когда правовые нормы сближаются с религиозными, так и во внешней форме, когда отечественная правовая система сближается с религиозными правовыми системами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: