Оценка выполнения заданий С1, С2 и С3




Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа по литературе состоит из 4 частей. На ее выполнение дается 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить время при выполнении работы: части 1 2 и 3 – не более 2 часов, часть 4 – 2 часа.

Части 1, 2, и 3 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического произведения, текст стихотворения и фрагмент одной из изученных в рамках школьного курса пьес). Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов.

Анализ текста эпического, драматического и лирического произведений имеет общую структуру: 5 заданий с выбором ответа, 4 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом. К каждому из заданий А с выбором ответа дано 4 ответа, один из которых является правильным. Внимательно прочитайте каждое задание и укажите верный вариант ответа. Следующие 4 задания В требуют собственного краткого ответа (слова или сочетания слов). Задания С1, С2 и С3 требуют развернутого ответа ограниченного объема (выполняя эти задания, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос (не более 4-6 предложений), избегая пространных вступлений и характеристик).

Для экономии времени при выполнении заданий с выбором и с кратким ответом из частей 1, 2 и 3 пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Часть 4 состоит из трех заданий (С4.1, С4.2, С4.3) в виде проблемных вопросов на литературную тему. Вы выбираете один из трех предложенных вам вопросов и даете на него письменно развернутый аргументированный ответ в жанре литературно-критической статьи, рецензии, эссе или другом – по вашему выбору. За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Приступайте к выполнению работы.

Желаем успеха!


 


Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания A1 – A5; B1 – B4; C1.

Скрижаль... Вот сейчас, со стены у меня в комнате, сурово и нежно в глаза мне глядят ее пурпурные на золотом поле цифры. Невольно вспоминается то, что у древних называлось «иконой», и мне хочется слагать стихи или молитвы (что одно и то же). Ах, зачем я не поэт, чтобы достойно воспеть тебя, о Скрижаль, о сердце и пульс Единого Государства.

Все мы (а может быть, и вы) еще детьми, в школе, читали этот величайший из дошедших до нас памятников древней литературы — «Расписание железных дорог». Но поставьте даже его рядом со Скрижалью — и вы увидите рядом графит и алмаз: в обоих одно и то же — С, углерод, — но как вечен, прозрачен, как сияет алмаз. У кого не захватывает духа, когда вы с грохотом мчитесь по страницам «Расписания». Но Часовая Скрижаль каждого из нас наяву превращает в стального шестиколесного героя великой поэмы. Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту, мы, миллионы, встаем как один. В один и тот же час, единомиллионно, начинаем работу — едииомиллионно кончаем. И сливаясь в единое, миллионорукое тело, в одну и ту же, назначенную Скрижалью, секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум, в зал Тэйлоровских экзерсисов, отходим ко сну...

Буду вполне откровенен: абсолютно точного решения задачи счастья нет еще и у нас: два раза в день — от16до 17и от 21 до 22 единый мощный организм рассыпается на отдельные клетки: это установленные Скрижалью Личные Часы. В эти часы вы увидите: в комнате у одних целомудренно спущены шторы, другие мерно, по медным ступеням Марша проходят проспектом, третьи — как я сейчас — за письменным столом. Но я твердо верю — пусть назовут меня идеалистом и фантазером — я верю: раньше или позже, но когда-нибудь и для;)тих часов мы найдем место в общей формуле, когда-нибудь все 86400 секунд войдут в Часовую Скрижаль.

Много невероятного мне приходилось читать и слышать о тех временах, когда люди жили еще в свободном, т. е. неорганизованном, диком состоянии. Но самым невероятным мне всегда казалось именно это: как тогдашняя — пусть даже зачаточная — государственная власть, могла допустить, что люди жили без всякого подобия нашей Скрижали, без обязательных прогулок, без точного урегулирования сроков еды, вставали и ложились спать, когда им взбредет в голову; некоторые историки говорят даже, будто в те времена на улицах всю ночь горели огни, всю ночь по улицам ходили и ездили.

Вот этого я никак не могу осмыслить. Ведь как бы ни был ограничен их разум, но все-таки должны же они были понимать, что такая жизнь была самым настоящим поголовным убийством — только медленным, изо дня в день. Государство (гуманность) запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину. Убить одного, т. е. уменьшить сумму человеческих жизней на 50 лет, — это преступно, а уменьшить сумму человеческих жизней на 50 миллионов лет — это не преступно. Ну, разве не смешно? У нас эту математически-моральную задачу в полминуты решит любой десятилетний нумер; у них не могли — все их Канты вместе (потому, что ни один из Кантов не догадался построить систему научной этики, т. е. основанной на вычитании, сложении, делении, умножении).

(Е.Замятин «Мы»)

При выполнении заданий А1 – А5 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

A1

 

Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

 

1) роман
2) притча
3) повесть
4) рассказ
A2

 

Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

 

1) завершает повествование
2) открывает повествование
3) является кульминацией сюжета
4) играет роль вставного эпизода

 

A3

 

Главной темой данного фрагмента является

 

1) Знакомство героя с новым феноменом действительности
2) Изображение распорядка жизни данного общества
3) Рассуждение о необходимости абсолютной власти государства в обществе
4) Тема личного счастья человека
A4

 

Что определяет понимание счастья главным героем на данном этапе развития сюжета?

 

1) Стремление абсолютно унифицировать все проявления жизни в обществе
2) Мечта о всемирной революции
3) Желание быть свободным
4) Стремление как можно добросовестнее выполнять свою работу строителя «Интеграла»
A5

 

С какой целью автор вводит в текст так много чисел?

 

1) Выявляет отсутствие в герое человеческого начала
2) Для того чтобы подчеркнуть важность противопоставления рацио и чувства
3) Потому что герой пытается привести более веские аргументы в пользу своей идеи
4) Подчеркивает масштабность личности героя и его математические способности

 

При выполнении заданий В1 – В4 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова, словосочетания или цифр. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек, между числами в отдельной клеточке ставьте запятую.
B1

 

Укажите термин, которым в литературоведении называют тип повествования, представленный в данном тексте

 

B2

 

Назовите имя героя.

B3

 

Из последнего абзаца выпишите оксюморон.

 

B4

В абзаце, начинающемся со слов «Все мы (а может быть, и вы)..» найдите метафору, которая представляет общество в понимании героя.

 

Для выполнения задания С1 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме, не превышающем 4-6 предложений.

 

C1

 

Что составляет особенность жанра антиутопии Е.Замятина, какие еще произведения русской литературы можно отнести к данному жанру?


 

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение И.Бродского и выполните задания A6 – A10; B5 – B8; C2.

* * *

М. Б

1. Я обнял эти плечи и взглянул

2. на то, что оказалось за спиною,

3. и увидал, что выдвинутый стул

4. сливался с освещенною стеною.

5. Был в лампочке повышенный накал,

6. невыгодный для мебели истертой,

7. и потому диван в углу сверкал

8. коричневою кожей, словно желтой.

9. Стол пустовал, поблескивал паркет,

10. темнела печка, в раме запыленной

11. застыл пейзаж; и лишь один буфет

12. казался мне тогда одушевленным.

13. Но мотылек по комнате кружил,

14. и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.

15. И если призрак здесь когда-то жил,

16. то он покинул этот дом. Покинул.

(И.Бродский, 1962)

 

При выполнении заданий А6 – А10 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A6

 

Какому традиционному жанру классической поэзии близко стихотворение?

 

1) Философская лирика
2) Любовная лирика
3) Свободолюбивая лирика
4) Баллада

 

 

A7

 

Ведущей в стихотворении является тема

 

1) переживание перемены
2) переживание разлуки
3) описание комнаты, в которой оказался лирический герой
4) бедности и запустения

 

A8

 

Как называется прием, на котором основано построение 9-й, 10-й, 11—й, последней строк?

 

1) антитеза
2) перенос
3) цезура
4) верлибр

 

A9

 

С какой строки начинается поворот в развитии лирического сюжета?

 

1) С пятой
2) С девятой
3) С тринадцатой
4) С пятнадцатой

 

A10

 

Определите способ рифмовки:

 

1) Перекрестная
2) Смежная
3) Кольцевая
4) Белый стих

 

При выполнении заданий В5 –В8 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова, словосочетания или цифр. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек, между числами в отдельной клеточке ставьте запятую.

 

 

B5

 

Какой прием использован в строке «Стол пустовал, поблескивал паркет»?

 

B6

 

Выпишите предложение, которое выражает состояние героя до того, как в нем пройдет перемена.

 

B7

Укажите название средства выразительности: «и он мой взгляд с недвижимости сдвинул».

B8

 

Определите размер, которым написано стихотворение.

 

Для выполнения задания С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме, не превышающем 4-6 предложений.

 

 

C2

 

Какие лирические произведения русской литературы XX века близки данному в решении темы?

 


 

Часть 3

 

Прочитайте приведенный ниже фрагмент пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» и выполните задания A11 – A15; B9 – B12; C3.

Хлестаков и Лука Лукич, который почти выталкивается из дверей. Сзади его слышен голос почти вслух: «Чего робеешь?»

Лука Лукич (вытягиваясь не без трепета и придерживая шпагу). Имею честь представиться: смотритель училищ, титулярный советник Хлопов.

Хлестаков. А, милости просим! Садитесь, садитесь. Не хотите ли сигарку? (Подает ему сигару.)

Лука Лукич (про себя, в нерешимости). Вот тебе раз! Уж этого никак не предполагал. Брать или не брать?

Хлестаков. Возьмите, возьмите; это порядочная сигарка. Конечно, не то, что в Петербурге. Там, батюшка, я куривал сигарочки по двадцати пяти рублей сотенка, просто ручки потом себе поцелуешь, как выкуришь. Вот огонь, закурите. (Подает ему свечу.)

Лука Лукич пробует закурить и весь дрожит.

Да не с того конца!

Лука Лукич (от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя). Черт побери всё! сгубила проклятая робость!

Хлестаков. Вы, как я вижу, не охотник до сигарок. А я признаюсь: это моя слабость. Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие вам больше нравятся — брюнетки или блондинки?

Лука Лукич находится в совершенном недоумении, что сказать.

Нет, скажите откровенно: брюнеткиили блондинки?

Лука Лукич. Не смею знать.

Хлестаков. Нет, нет, не отговаривайтесь? Мне хочется узнать непременно ваш вкус.

Лука Лукич. Осмелюсь доложить... сторону.) Ну, и сам не знаю, что говорю.

Хлестаков. А! а! не хотите сказать. Верно,ужкакая-нибудь брюнетка сделала вам маленькую загвоздочку. Признайтесь, сделала?

Лука Лукич молчит.

А! а! Покраснели! Видите! видите! Отчего ж вы не говорите?

Лука Лукич. Оробел, ваше бла... преос... сият.., (в сторону.) Продал проклятый язык, продал!

Хлестаков. Оробели? А в моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость. По крайней мере, я знаю, что ни одна женщина не может их выдержать, не так ли?

Лука Лукич. Так точно-с.

Х л е с т а к о в. Вот со мной престранный случай: в дороге совсем издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?

Лука Л у к и ч. (хватаясь за карманы, про себя). |Вот те штука, если нет! Есть, есть! (Вынимает и подает, дрожа ассигнации)

Х л е с т а к о в I. Покорнейше благодарю.

Лука Л у к и ч (вытягиваясь и придерживая шпагу) Не смею долее беспокоить присутствием.

Хлестаков. Прощайте.

Лука Л у к и ч (летит вон почти, бегом и говорит в сторону) Ну, слава богу! авось не заглянет в классы!

 

При выполнении заданий А11 – А15 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

 

A11

Каково авторское определение жанра пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор»?

 

1) трагедия
2) драма
3) комедия
4) фарс

 

 

A12

Приведенный выше диалог происходит

 

1) в финале пьесы, перед приездом настоящего ревизора
2) во время обеда
3) перед тем, как Хлестаков будет делать предложение
4) в начале пьесы, вскоре после известия о приезде ревизора

 

 

A13

Хлестаков и Хлопов заняты тем, что

 

1) Обсуждают проблемы отношений с женщинами
2) Устраивают собственные дела
3) Решают финансовые проблемы
4) Обсуждают достоинства Хлестакова

 

 

A14

Что побуждает Хлопова произносить реплики в сторону?

 

1) Комментарии к репликам Хлестакова
2) Сдержанность его натуры
3) Попытка играть свою игру
4) Желание обмануть Хлестакова

 

A15

 

Главным средством выражения авторского отношения к героям является

 

1) портреты героев
2) авторские ремарки
3) речь героев
4) поступки героев

 

 

При выполнении заданий В9 –В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова, словосочетания или цифр. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек, между числами в отдельной клеточке ставьте запятую.

 

 

B9

 

Каков характер смеха, который звучит в гоголевской комедии?

 

B10

Укажите термин, которым обозначают момент развития драматического действия, который обозначает крайнее обострение конфликта

 

B11

Некоторые действия, внешние положения Хлопова вызывают смех зрителя. Как называется драматический жанр, основанный на подобном действии?

 

B12

В разговоре героев есть момент, когда Хлестаков спрашивает Хлопова относительно блондинок и брюнеток. Ответ Хлопова очевидно абсурден. Как называется подобный прием построения текста?

 

Для выполнения задания С3 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме, не превышающем 4-6 предложений.

 

 

C3

В чем проявилось новаторство Гоголя в построении действия комедии «Ревизор»? Какие еще драматурги могут считаться реформаторами в данном роде литературы?

 

Часть 4

 

Для выполнения заданий части 4 используйте бланк ответов № 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С4.1, С4.2, С4.3), дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, аргументируя свой ответ ссылками на текст художественного произведения. Прокомментируйте авторскую позицию, вне зависимости от того, насколько позиция автора совпадает с вашим мнением. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.

 

C4.1

 

Почему именно реализм сделал актуальной тему «маленького человека» в русской литературе XIX века?

C4.2

 

Некрасов писал о назначении поэта: «Иди к обиженным, иди к униженным – там нужен ты!». Объясните подобную авторскую позицию.

C4.3

 

«Светлый» Бунин в «Темных аллеях».

 


 

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по литературе.

Ключи верных ответов на вопросы заданий типа А

 

№ задания Ответ № задания Ответ
А1   А8  
А2   А9  
А3   А10  
А4   А11  
А5   А12  
А6   А13  
А7   А14  
    А15  

 

 

Ключи верных ответов на вопросы заданий типа В

 

№ задания Ответ
В1 эпитет
В2 портрет
В3 жадность одолела
В4 по-прежнему
В5 олицетворение
В6 новь/новью
В7 метафора
В8 хорей
В9 монолог
В10 конфликт
В11 внесценический
В12 афоризм/крылатое слово/ крылатое выражение

 


Оценка выполнения заданий С1, С2 и С3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: