Несостоятельность (failure) рынка.




Несостоятельность (фиаско) рынка выражается в том, что в некоторых случаях рыночный механизм не обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов среди производителей. Будучи самонастраивающейся системой, совершенный рынок самостоятельно (без вмешательства или с минимальным вмешательством государства) устанавливает цены на товары и услуги, которые устраивают и производителей, и потребителей. Обычно цены – это своего рода компромисс между желанием производителей получить максимальную прибыль и желанием потребителей получить максимальную выгоду (заплатить минимальную цену). Однако и производители, и потребители живут в государстве, которое должно обеспечивать интересы как общества в целом (защита от внешних и внутренних врагов, развитие экономики и повышение благосостояния, соблюдение законности и порядка и т.д.), так и баланс интересов отдельных слоев (классов) общества путем перераспределения национального дохода. Исторический опыт показал несостоятельность как концепции всеобъемлющего руководства экономикой государством (на примере СССР) - аналог технической системы без обратной связи, - так и концепцию невмешательства государства в экономику. Несовершенство рынка как оптимальной самонастраивающейся системы (по А. Смиту) проявилось в многочисленных глобальных и локальных экономических кризисах, уже длящемся 20 лет кризисе российской экономики. Кроме того, во всех странах с развитием промышленного производства стала резко ухудшаться экологическая обстановка из-за неуправляемого сброса в атмосферу, воду и землю вредных отходов производства, наблюдается глобальное потепление климата.

Таким образом, несостоятельность рынка следует рассматривать как необходимость государственного вмешательства и государственного регулирования деятельности отдельных предприятий и целых отраслей экономики. Рынок остается основой экономик развитых и развивающихся стран, а государственное вмешательство помогает ему функционировать более эффективно. К пониманию такого положения пришли экономисты США в 30-х годах, затем экономисты других стран и Китая с его «особым путем к социализму». Китай фактически начал постепенный переход к рынку в начале 80-х годов с сельского хозяйства и мелкой промышленности, распространяя затем рыночные отношения на крупные предприятия (без приватизации) с ориентированием их на конкуренцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Понимание несовершенства и несостоятельности рынка особенно важно для России, которая никак не может выйти из «переходного» состояния, определиться, какой рынок ей нужен, где и в какой степени требуется государственное вмешательство и какую выбрать стратегию построения такого рынка.

Несостоятельность рынка в ОПК. Несостоятельность рынка обычно проявляется в тех отраслях, где общественные интересы расходятся с личными интересами граждан. В первую очередь это касается оборонных отраслей промышленности, обеспечивающих интересы государства, т.е. общества в целом, где целью производства является обеспечение военно-технического превосходства (или, по крайней мере, паритета) с потенциальным противником. Поскольку в развитых странах бюджет страны формируется в основном за счет налогов населения, политикам приходится доказывать избирателям необходимость военных расходов. Кстати, в странах – членах НАТО расходы на оборону относительно невелики (порядка 3% ВНП) благодаря специализации отдельных стран на определенных видах оружия и отсутствию внутри блока конкуренции.

В прошлом СССР, осуществляя доктрину «мировой революции», противопоставил себя сообществу западных стран, объединившихся в военно-политический блок НАТО, и взвалил на себя бремя непомерных военных расходов в ущерб гражданским отраслям и благосостояния населения. После окончания «холодной войны» в основу военно-промышленной политики России положены принципы необходимой военной достаточности, хотя конверсия и реструктуризация оборонной промышленности России имеет свои специфические особенности в дополнение к общим трудностям конверсии оборонных предприятий.

Общей для всех стран трудностью конверсии военных предприятий является различие в подходах при проектировании военной и гражданской продукции. Перед разработчиками военной продукции ставится задача обеспечения определенных тактико-технических характеристик и надежности, в то время как проблема снижения издержек производства (главная для гражданской продукции) отступает на второй план. В гражданской продукции на первый план выходит цена (при соответствующем качестве), дизайн, удобство пользования, малое потребление энергии, имидж производителя и т.д.

Несостоятельность рынка в образовании, здравоохранении и науке. Большинство развитых стран признает несостоятельность рынка в социально значимых отраслях экономики. К числу наиболее социально значимых отраслей экономики относятся такие отрасли услуг как здравоохранение и образование. В России к ним следует добавить науку. Обратимся к развитым западным государствам. Школьное образование во всех странах обязательное и бесплатное, хотя наравне с государственными школами существуют частные школы (обычно с полным пансионом), куда богатые родители (за немалые деньги) могут отдать учиться своих детей. Такие школы появились и в России. В ВУЗы молодые люди поступают в основном без вступительных экзаменов по результатам выпускных экзаменов в школе, которые находятся под строгим государственным и общественным контролем (для недопущения получения завышенных оценок). Высшее образование – платное (за исключением Франции и отчасти Германии), причем родители разделяют с государством расходы на обучение своих детей. Плата за обучение обычно может вноситься в двух видах: родителями или самими студентами в виде беспроцентного кредита на время обучения с последующим погашением кредита по получению работы. Незначительный процент талантливых школьников после дополнительного экзамена получают право на бесплатное высшее образование. Профессорско-преподавательский состав получает высокие зарплаты, что делает работу в ВУЗах привлекательной для талантливой молодежи. Наряду с государственными ВУЗами, существуют частные университеты, где обучение целиком оплачивается частными фондами и родителями. Обычно государственные и частные ВУЗы не конкурируют между собой, а предоставляют альтернативный выбор для желающих получить высшее образование.

Можно привести такой пример из начала 90-х годов в прибалтийских государствах. После получения независимости правительства этих новых государств попытались сохранить бесплатное высшее образование, но уровень зарплат профессорско-преподавательского состава оказался ниже, чем в то время в России. Тогда большинство преподавателей ВУЗов (а это было в основном русскоязычное население) начало искать работу в России. Правительства этих стран под угрозой краха высшего образования ввело плату за высшее образование и увеличило ставки до уровня порядка 400 долл. (вдвое выше, чем в России). Преподаватели вернулись на свои рабочие места, а население этих государств с пониманием отнеслось к непопулярному, но вынужденному шагу правительств.

В России проблема высшего образования до сих пор не решена. Параллельно существуют государственные и частные ВУЗы. В частных ВУЗах образование - платное, частные ВУЗы предлагают специальности, на которые имеется повышенный спрос. В государственных ВУЗах платное обучение вводится постепенно в виде «платных услуг» за дополнительные консультации и платы за обучение для определенного процента студентов, получивших низкие оценки на вступительных экзаменах. Не решены проблемы обеспечения ВУЗов современным научным оборудованием, интеграции с научными учреждениями и, наконец, материального обеспечения преподавателей (достойного уровня зарплат) уже привело к снижению качества образования, и этот процесс пока не остановлен. Рынок квалифицированного труда в России не отрегулирован. В печати приводились такие цифры, что только 40% выпускников МГУ после окончания учебы выбирают работу по специальности, в МАИ эта цифра еще ниже (15%).

Бремя расходов на здравоохранение в развитых странах также разделяют государство (соответствующей строкой в бюджете) и работающей частью населения, которая платит значительные суммы в Страховую кассу и Пенсионный фонд. Врачи и медсестры в государственных медучреждениях получают средние зарплаты для этих стран, поэтому врачи стремятся набраться опыта и получить клиентуру для открытия частной практики. Наряду с государственной системой здравоохранения, существуют частные клиники и частнопрактикующие врачи, обеспечивающие более качественное обслуживание пациентов. В России существует государственное (бесплатное) и частное здравоохранение. Проблемы те же, что и в высшем образовании.

Во всем мире университеты и наука неразрывно связаны между собой, каждый преподаватель является одновременно научным работником, руководит научной работой молодых научных сотрудников, аспирантов и студентов. Из среды талантливых научных работников происходит постоянная «подпитка» преподавательского состава университетов. Подобная система принята как в технических (технологических), так и в гуманитарных университетах. Государство и крупные фирмы через систему грантов финансирует проведение как фундаментальных, так и прикладных научных исследований. Кроме того, крупные фирмы обычно имеют собственные отделы НИОКР, где проводятся исследования по совершенствованию выпускаемой продукции, технологий и разработке новых технологий и продуктов фирмы.

В России до начала рыночных реформ наука делилась на академическую, отраслевую и вузовскую. Вся наука финансировалась государством, но по различным каналам: академическая - через Президиум АН СССР, отраслевая - через отраслевые министерства и вузовская – через систему договоров с заинтересованными организациями. Большие материальные средства и человеческие ресурсы расходовались на космические и военные научные разработки. С началом рыночных реформ финансирование науки сильно сократилось, зарплата ученых упала, оборудование устаревало, и многие ученые (включая академиков) уехали работать за рубеж или «ушли в бизнес». Потеря таких человеческих ресурсов трудно оценить в денежном выражении, но, если попытаться сделать это, цифра получится внушительная.

Несостоятельность рынка, вызванная недостаточной конкуренцией. Одной из причин несостоятельности рынка является недостаточная конкуренция, обусловленная либо немногочисленностью производителей однотипной продукции, либо немногочисленностью покупателей (из-за низкой покупательной способности населения). Причиной несостоятельности рынка может быть существование монополий. Можно ли измерить общественные издержки от монопольной власти? Представляет ли монополия серьезную опасность для общества и потребителя? Стоит ли тратить общественные деньги на борьбу с монополизмом? Эти вопросы имеют значение в контексте эффективности функционирования рынка и оценки общественных издержек от монопольной власти. Если одни экономисты оценивают величину потерь от существования монополии в размере менее 1% ВВП, то другие полагают, что они составляют примерно 7% и поэтому не могут игнорироваться

Многочисленные факты свидетельствуют о том, что наличие монополий и недостаточная конкуренция способствуют несостоятельности рынка. Так, фирмы, обладающие монопольной властью, обычно не стремятся минимизировать свои издержки, как это делают фирмы при наличии конкуренции. Их высокие управленческие расходы должны были бы относиться на счет прибыли, но восполняются как издержки. В силу своего монопольного положения фирмы непроизводительно расходуют ресурсы, значительные средства направляют на лоббирование правительства и парламента. Они преднамеренно могут сохранять избыточные мощности, демонстрируя потенциальному конкуренту возможности быстрого увеличения объема производства и соответствующего снижения цен в случае вхождения в отрасль других фирм. Россия в этом отношении не является исключением, где Газпром и РАО ЕЭС являются фактически инструментом в руках правительства во внутренней и внешней политике. В свою очередь, правительство закрывает глаза на непомерные управленческие расходы этих монополистов.

В экономически развитых странах в целом проводится активная антимонопольная политика со стороны государства. Эта политика опирается на антимонопольное законодательство, которое отражает два принципиальных направления вмешательства государства. Первое связано с принудительным делением фирм-монополистов на более мелкие компании, которые в силу самой природы рыночной экономики начинают конкурировать между собой. Второе – государство законодательно берет под контроль монополистов, контролируя их цены и прибыль. Каждое правительство принимает свою концепцию антимонопольной политики. Например, первой политике придерживаются США, второй – Великобритания.

Несостоятельность рынка, вызванная расхождением частных и общественных интересов. Существуют понятия частных издержек и выгод и социальных (общественных) издержек и выгод. Например, строительство скоростных автодорог нарушает целостность природного ландшафта, увеличивает количество автокатастроф с летальным исходом, но взамен создает удобства для путешествия людей и быстрой перевозки грузов. Вся Европа покрыта сетью прекрасных (в основном платных) автомобильных дорог, принадлежащих частным компаниям. Параллельно им всегда проходят государственные автодороги с одной полосой в каждом направлении, так что у водителей всегда есть выбор, что экономить – время или деньги. Здесь социальные выгоды от скоростных автомобильных дорог превышают социальные издержки, причем выгоду получают также частные строительные компании и рабочие, поддерживающие эти дороги в отличном состоянии.

Примерами превышения социальных издержек над частной выгодой является деятельность промышленных фирм (например, химических предприятий) и потребителей, загрязняющих окружающую среду (воздух, воду, окружающую растительность). Для этих предприятий строительство очистных сооружений увеличивает общие издержки производства и, следовательно, снижает конкурентоспособность их продукции. При этом неочищенные отходы производства могут наносить вред не только окружающей среде, но и вызывать прямые убытки фирмам, занимающимся разведением рыбы, скота или лесным хозяйством. Фирмам, которым требуется чистая вода (например, фармацевтическим) приходится устанавливать оборудование для очистки воды и нести дополнительные издержки.

Примерами глобальных социальных издержек является повышение общего количества автомобилей на планете, выхлопы которых наряду с выбросами промышленных предприятий вызвали утончение озонового слоя, или вырубка тропических лесов в Бразилии под сельскохозяйственное производство. Примером прямых социальных выгод является благоустройство и озеленение городов, сохранность культурных памятников, создание заповедников, защита животных и т.д.

Рынок не в состоянии обеспечить автоматическую согласованность социальных и частных издержек и выгод, и это расхождение получило название экстерналии (от английского слова externality). Чем больше экстерналия(расхождение), тем больше несостоятельность рынка. При несостоятельности рынка в виде экстерналий требуется вмешательство правительства, а иногда даже международных организаций. Правительства, используя различные инструменты, побуждает частных производителей учитывать социальные (общественные) издержки, чтобы уменьшить это расхождение. Существуют два подхода к решению этой проблемы: 1) установление нормативов (стандартов) на выбросы вредных отходов; 2) введение прогрессивного налога на загрязнение окружающей среды (особенно воды). Первого способа придерживаются США и Великобритания, второго – Франция, Италия, Германия. Наряду с нормативами и налогами используются штрафные санкции, которые налагаются на предприятия-загрязнители окружающей среды. Во многих развитых странах предусмотрены бюджетные расходы правительства и местных органов власти на снижение уровня загрязнения воды и мест отдыха населения, принимаются правительственные программы по очистке водных бассейнов, проводится постоянный мониторинг уровня загрязнения. Так в США расходы по снижению загрязнения составляют в федеральном бюджете примерно 10% от общего объема инвестиций в экономику.

Несостоятельность рынка из-за недостаточности или отсутствия информации. Еще одной причиной несостоятельности рынка является отсутствие или недостаточность информации. Наиболее характерный пример из этой области – вред курения. Могущественные табачные компании (в основном американские) широко рекламировали свою продукцию, в том числе через средства масс-медиа (в частности кино), не информируя о вреде табачного дыма. Однако врачи установили, что курение приносит вред не только самому курильщику, но и окружающим (не говоря о возможной причине пожара в личном жилище, общественном здании или лесу). Благодаря широкому общественному движению, во многих странах полностью запрещена реклама табака, актеры кино реже стали появляться на экранах с сигаретой или трубкой в зубах, запрещено курение в общественных местах, общественном транспорте, во многих учреждениях. В США прошла серия судебных процессов, в результате которых на табачные компании были наложены огромные штрафы в пользу жертв курения.

Подобная же картина наблюдается с лекарствами. Большинство лекарств, наряду с лечебными свойствами, имеют очень сильные побочные эффекты, отрицательно влияющие на деятельность организма. Выявление побочных эффектов требует проведения дорогостоящих длительных исследований, на которые фармацевтические фирмы часто не идут или не в состоянии провести. В западных странах люди, пострадавшие от действия побочных эффектов на их здоровье, добиваются через суд значительных денежных компенсаций и запрещения данного лекарства к производству. Следующий пример – соблюдение техники безопасности на рабочих местах. Если строительная компания не проинформирует нанимаемых рабочих о сопряженных с риском видах работ, она подвергает их опасности. При этом рабочий может согласиться работать за более низкую заработную плату, если он не осведомлен о степени риска. В этом случае общественные издержки окажутся выше частных издержек (большое расхождение ), ибо компания не компенсирует риски, которым подвергаются рабочие. Для снижения рисков используется различные виды страхования, в том числе страхование вкладов населения в частных банках.

В ряде случаев решить проблему можно путем общественного регулирования. Так при дефиците или ложности информации государство должно защищать своих граждан от такой информации. Например, в России в 90-х годах одно время процветали «финансовые пирамиды», свободно используя телевидение и наружную рекламу для обмана населения. В развитых странах приняты законы против недобросовестной рекламы, в борьбе против ложной информации принимает широкое участие общественность. В США им помогают государственные учреждения: Администрация по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов, Служба санитарного контроля за животными и растениями, Комиссия по безопасности продуктов потребления и другие. В странах ЕС на всех товарах народного потребления обязательно должна быть указана страна-производитель.

Несостоятельность рынка, вызванная другими причинами. Несостоятельность рынка может быть временным или локальным фактором. Одним из таких факторов может быть нежелание людей, потерявших работу при реструктуризации определенных отраслей промышленности, переехать в другие районы страны, где требуются рабочие руки. Обычно такой переезд связан с необходимостью получения новой специальности, работой далеко от дома и семьи, сменой окружения. Например, при реструктуризации угольной промышленности Великобритании в 80-х годах многие шахтеры по указанным выше причинам отказывались переехать в другие районы и предпочли получать пособия по безработице или перебиваться случайными заработками. На Юге Италии постоянно имеется избыток рабочей силы, в то время как индустриальный Север испытывает недостаток рабочих рук на строительстве, промышленных предприятиях и на транспорте. В России фактически до сих пор не состоялся рынок труда из-за слабости профсоюзов. Профсоюзы не осознали еще своей роли защитников экономических интересов трудящихся против работодателей, независимо от того, кто является работодателем – государство или частный предприниматель. В большинстве развитых стран (за исключением, может быть, Италии) забастовки представляют собой достаточно редкое явление, поскольку разногласия между работодателями и профсоюзами обычно решаются за столом переговоров.

Несостоятельность рынка может проявляться также в большим разрыве в доходах отдельных категорий граждан страны, который обусловлен самим рыночным механизмом. Для развитых стран с социально-рыночной экономикой разрыв в доходах отдельных категорий работников относительно невелик (особенно в скандинавских странах), социальные пособия обычно выше порога бедности. Государство через систему налогообложения и субсидий малоимущим гражданам сглаживает несостоятельность рыночного механизма в распределении национального дохода. В России пока это вопрос будущего. Например, у основной массы российских пенсионеров пенсии настолько малы, что их хватает только на удовлетворение самых насущных потребностей.

Несостоятельность рынка, выражающаяся в неэффективном распределении ресурсов, проявляется также при высоком уровне коррупции. Одним из проявлений коррупции является недобросовестная конкуренция со стороны бизнесов, близких к органам власти. Следует отметить, что рынок с его неравными доходами отдельных категорий граждан, переплетением интересов власти и бизнеса является питательной средой для коррупции. Коррупция существует там, где должностное лицо может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами. Полностью избавиться от коррупции невозможно, но в развитых странах благодаря сильному общественному контролю, независимости судебной власти, жесткому законодательству удалось добиться существенного снижения уровня коррупции, особенно в верхних эшелонах власти. Россия только приступает к решению этой проблемы, хотя паутиной коррупции по существу оплетены практически все государственные структуры.

 

Роль государства

Государство и стабильность рынка. Роль государства (а точнее всех ветвей государственной власти) имеет большое значение в функционировании экономики. В особенности это относится к России и другим постсоветским государствам, поскольку переход к рыночной экономике означает отказ государства от многих функций, которые ему раньше принадлежали, и, наоборот, выполнение новых функций, таких как защита частной собственности, регулирование рынка, обеспечение социальной справедливости. Среди экономистов существуют различные мнения относительно отношений между государством и экономикой – от полного невмешательства, к которому призывал еще А.Смит, до сторонников госкапитализма, подразумевающего контроль государства над рынком. Истина, по-видимому, находится посредине, т.е. вмешательство государства в экономику должно присутствовать, но такое, которое способствует быстрому ее росту, а, следовательно, росту благосостояния населения.

В начале 1992 года правительство отпустила цены на товары народного потребления, когда слабая промышленность ТНП России находилась в тяжелом состоянии перестройки, а достаточных запасов ТНП по импорту не было сделано. Под давлением повышенного спроса рынок обрушился, и быстро развилась гиперинфляция, которую не сразу удалось погасить. В 1998 году в результате неправильной финансовой политики правительства и Центробанка с «наклонным курсом рубля» произошло повторное обрушение рынка, курс рубля по отношению к доллару сначала упал втрое, а затем покатился дальше. Упали доходы населения и спрос на многие товары. Это вызвало банкротство одних фирм и сверхдоходы других.

Рынок является сложной динамической системой, обладающей определенным запасом устойчивости. Рынки западных стран давно сложились, достаточно устойчивы и выдерживают даже такие большие возмущения, как происшедший в последние годы стремительный рост цен на нефть. В этом отношении молодой российский рынок обладает меньшим запасом устойчивости и сильно зависит от макроэкономических действий правительства в области финансовой и промышленной политики. Поскольку экономика России еще слабо диверсифицирована и имеет малый запас устойчивости, правительством создан стабилизационный фонд.

Совершенствование законодательства. Забота об охране окружающей среды и культурных памятников является не только одним из признаков цивилизованности общества, но и позволяет развивать такой важный для здоровья людей и приносящий доход вид бизнеса, как туризм. Загрязнение воды наносит ущерб рыбному хозяйству, плохая охрана лесов – лесному хозяйству. В охраняющих законах нуждаются в первую очередь те элементы окружающей среды, которые влияют на здоровье людей: вода, воздух, пища, флора и фауна. Промышленные предприятия могут наносить большой ущерб здоровью людей, как например, химические заводы и выхлопы автомобильного транспорта. Все перечисленные выше случаи нуждаются не только в законодательной защите, но и в эффективном механизме контроля за соблюдением законов. Иначе деятельность строительных фирм, фирм по вывозу отходов, химических компаний, фирм по прокладке нефтепроводов может привести к значительным дополнительным издержкам других хозяйствующих субъектов и дестабилизации соответствующих рынков.

Государственный контроль качества продукции и охрана здоровья граждан. В развитых странах Запада существует эффективный как государственный, так и общественный контроль качества в первую очередь продуктов питания и медикаментов. Так в США учрежден целый ряд агентств: Администрация по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов, Служба санитарного контроля за животными, Комиссия по безопасности продуктов потребления и другие.

В качестве примера можно привести широкомасштабную борьбу против табачных компаний. Известно, что курение вызывает многие опасные заболевания, прежде всего рак легких. Во многих странах введены запреты на курение в общественных местах, рекламу табачных изделий, высокие штрафы наложены на табачные компании судами по искам родственников умерших от рака легких.

Государственный контроль качества окружающей среды. Защита окружающей среды от загрязнений в результате деятельности промышленных предприятий является одной из важных государственных задач. Промышленные предприятия обычно загрязняют воздух и реки, что отрицательно сказывается на здоровье людей. Промышленные аварии могут привести к катастрофическим последствиям и гибели людей, как это произошло в результате аварии на Чернобыльской АЭС или аварии на химическом комбинате, принадлежащем американской компании, в Индии. К отрицательным внешним эффектам относятся также выхлопы автомобилей, труб теплоцентралей и электростанций, загрязняющие воздух, стоки промышленных отходов в реки, вызывающие массовую гибель рыбы и невозможность использования воды для питья, шум авиационных двигателей от аэродромов, неконтролируемая вырубка лесов и т.д.

Здесь эффективными методами является принятие законодательства, регламентирующего предельный уровень загрязнений, и создание контролирующих органов, наделенных широкими полномочиями. Важно, чтобы размер штрафов за нарушения заставлял фирмы искать эффективные способы снижения уровня загрязнений за счет улучшения технологии, установки фильтров и защитных сооружений.

Государство, информация и инфраструктура. Во всех развитых странах государственные статистические органы информируют граждан о состоянии экономики, уровне потребительских цен, уровне инфляции и т.д., что позволяет гражданам судить об эффективности деятельности правительства. Другой обязанностью государства является создание сети автодорог не только государственного, но и местного значения, создание обширных заповедных зон для охраны животного и растительного мира, создание (с привлечением частного сектора экономики) обширных зон отдыха граждан.

 

Вопросы к разделу:

1. Каковы функции цены на рынке?

2. При каком условии изменение цены не приводит к потере устойчивости рынка?

3. При каком условии изменение цены приводит рынок в неустойчивое состояние?

4. Покажите на графике спрос-предложение взаимодействие рынков товаров-

заменителей.

5. Покажите на графике спрос-предложение взаимодействие рынков дополняющих

товаров.

6. Объясните суть метода «затраты-выпуск» В.В.Леонтьева.

7. Что такое несостоятельность рынка?

8. Почему нельзя вводить рыночные отношения в оборонном комплексе страны?

9. В чем проявляется несостоятельность рынка в образовании и здравоохранении?

10. Почему нельзя переводить науку полностью на рыночные отношения?

11. В чем проявляется несостоятельность рынка при его монополизации?

12. Как согласуются частные и общественные интересы в рыночной экономике?

13. Назовите способы, с помощью которых государство корректирует несостоятельность

рынка.

14. Какие факторы окружающей среды особенно нуждаются в защите?

15. Приведите примеры влияния недобросовестной информации на рынок?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: