Функции цены на рынке. Изменение устойчивого состояния




УСТОЙЧИВОСТЬ РЫНКА, НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА

Цена имеет три важных функции на рынке: нормирование, сигнализация и стимулирование. Как осуществляется нормирование? Желания потребителей безграничны, но мы живем в мире ограниченных ресурсов. Эти ресурсы должны быть распределены между конкурирующими пользователями. Одна из функций цены - распределить и нормировать эти ресурсы. Если много потребителей спрашивают товар, а его предложения ограничены, цены будут высокими. Ограниченное предложение будет нормировано потребителями, готовыми платить достаточно высокую цену. Однако, если спрос относительно низок, а предложение очень высокое, то цены должны упасть. Низкие цены привлекут потребителей, что повлечет за собой увеличение ресурсов.

Цена отражает состояние рынка (соотношение между спросом и предложением), и поэтому посылает сигнал и покупателям, и продавцам на рынке. Решения о покупке и продаже базируются на этом сигнале.

Цены действуют как стимул для покупателей и продавцов. Низкие цены поощряют потребителей купить больше товаров, высокие цены препятствуют покупке в условиях дефицита ресурсов покупателей. Со стороны продавцов более высокие цены поощряют их поставлять больше товаров на рынок. Фирмам приходится нанимать больше рабочих, инвестировать капитал и покупать новое оборудование, чтобы увеличить производство. Низкие цены не способствуют росту производства. Длительное падение цен может заставить некоторые фирмы уйти с рынка, потому что производство становится нерентабельным.

Пример 1. Предположим, что появление на рынке цветных телевизоров привела к падению спроса на телевизоры с черно-белым экраном.. Через какое-то время компании снизят цены черно-белые телевизоры, что послужит сигналом об изменении состояния рынка. Прибыль компаний по производству черно-белых ТВ упадет, уменьшатся также заработки рабочих, занятых на производстве и продаже этих ТВ. В результате часть компаний уйдет с рынка, уменьшив тем самым предложение. Рабочие станут искать работу в других отраслях. Так происходит нормирование. Между тем, потребители переключат свое внимание на цветные телевизоры. На короткий промежуток времени цены на цветные ТВ возрастут. Рост цен стимулирует расширение производства цветных ТВ и вход новых производителей на рынок. Предложения возрастут, что приведет к установлению равновесной цены на цветные ТВ.

Рассмотрим, как конкурентный рынок подталкивает производителя к равновесной точке (рис.12.1). Предположим, что в начальном состоянии производитель имеет объем товара Q1, который потребитель в соответствии с кривой спроса готов купить по цене Р1. При объеме производства ниже равновесной точки потребители готовы заплатить больше, чем величина средних издержек, и производитель получает дополнительную прибыль и стимул для увеличения объема производства. Привлеченные высокой нормой прибыли, на этот рынок приходят новые производители, и объем производства достигает величины Q2. Рынок подталкивает производителей к увеличению производства. Однако при предложении Q2 перед производителями появляется дилемма: либо снижать цену до величины Р2, либо часть товара окажется нереализованной. Производитель вынужден снижать цену до величины Р2 (уровня спроса), если хочет продать свой товар, либо перераспределить ресурсы на другие отрасли. При данной цене часть производителей вынуждена уйти с рынка, так как не может снизить издержки до требуемого уровня. Предложение уменьшается до величины Q3, при котором остается запас по увеличениюцены до величины Р3. Продолжая этот процесс, приходим к равновесной точке (Р*, Q*).

 

Рис. 12.1. Переход в новое устойчивое состояние на рынке

 

Таким образом, на совершенных конкурентных рынках цены являются своеобразным барометром, регулирующим эффективность распределения ресурсов. Однако, для устойчивости данного движения необходимо, чтобы наклон кривой предложения был выше наклона кривой спроса. Изменение моды, появление нового товара - заменителя приводит к нарушению равновесия, сдвигу равновесной точки и автоматическому поиску нового равновесного состояния.

Однако, может оказаться, что предложение производителей не может удовлетворить спрос, как это было в России с рынком потребительских товаров в начале рыночных реформ в 1992 г. На большинстве потребительских рынков спрос не удовлетворялся, и это вызвало быстрый рост цен и падение реальных доходов населения. Рынки стали неустойчивыми (рис.12.2)..

 

Рис.12.2. Неустойчивость рынка (превышение спроса над предложением)

 

Чтобы предотвратить взрыв социального протеста, правительство частично компенсировало рост цен увеличением заработной платы, пенсий пособий. Однако увеличение доходов населения отставало от роста цен и предложения товаров из Китая, Турции, Италии и других стран. Началась гиперинфляция, которая остановилась только тогда, когда большая часть населения России оказалась за чертой бедности, и спрос упал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: