Функции карикатуры в СМИ




1. Информационная функция. К. – это форма подачи информации, степень и определённость которой отличаются в зависимости от вида: политическая карикатура рассматривает определённый факт, в бытовой карикатуре информация носит более общий характер, в юмористической – информационность ограничивается сатирическим содержанием, а в шарже ослабляется до минимума.

2. Эстетическая функция. По сравнению с другими средствами выражения К. более доступна и понятна для восприятия.

3. Коммерческая функция. Наличие К. обеспечивает популярность издания и его окупаемость.

4. Коммуникативная функция. К. это средство общения между изданием и читателем, художником и зрителем. По карикатуре можно узнать о состоянии общества, его проблемах и недостатках.

5. Воспитательная функция. К., как сатирический жанр, оказывает влияние на формирование общественного мнения, формирует сознание общества в нужном направлении, помогает читателю занять определённую мировоззренческую позицию. Однако не следует с помощью карикатуры способствовать возникновению националистических и шовинистических настроений.

Залог успеха карикатуры

 

1. Комизм.

К., в которой отсутствуют остроумие и острота, является неудачной; остроумная интерпретация самых неожиданных элементов в ситуации, вызывающих у зрителей смех, обеспечивает эффективность карикатуры.

2. Социально-психологический фактор.

В обществе существуют определённые установки, относящиеся к социальной психологии поведения и так или иначе известные всем, живущим в данном обществе. Именно это должен учитывать карикатурист в своей работе. Здесь не имеется в виду ограничение свободы мысли. Следует всегда помнить, что К. предназначена для человека, а если она не может рассмешить его или оскорбляет его чувства, то она не достигает поставленных перед ней целей.

3. Актуальность и злободневность.

Карикатурист должен следить за всеми изменениями, которые происходят в обществе. К. должна быть частью действия, а не запоздавшим комментарием.

4. Ясность.

Фактор ясности, простота и доступность карикатуры очень важны.

5. Технический фактор.

Правильное использование технических возможностей К. усиливает эффективность воздействия изображения на аудиторию. В газетной карикатуре без цветной техники, особое внимание уделяется толщине линии и правильному чередованию линий и пятен, дающему возможность не нарушать пропорциональность изображения.


Заключение

 

Кроме эстетической функции, К. заключает в себе и целенаправленную публицистическую функцию и оказывает оперативное политическое воздействие на широкую аудиторию периодической печати. К. несёт в себе заряд актуальной информации, связанной с тем, что происходит в мире. Детализированная информация содержится и в карикатуре. Весьма существенным для взаимодействия К и печати является то, что К доступна для понимания самому широкому кругу читателей, включая неграмотных людей, что обеспечивает её огромную популярность среди населения, а также тем, что информация, содержащаяся в карикатуре, выражается не однообразным печатным шрифтом, а изображением, что придаёт печатному изданию большую яркость и индивидуальность, а совмещение изображения с литературным средством выражения – словом – даёт возможность более полно раскрыть содержание рисунка. Все эти факторы говорят о том, что К. своеобразная, но очень важная и неотъемлемая часть журналистики. Карикатура превратилась из исключительно изобразительного жанра в инструмент, влияющий на общественное мнение, стала оригинальным жанром журналистики и неотъемлемой частью печатной графики. Так как журналистика является одним из важнейших средств политической и идеологической борьбы, это даёт нам основание говорить об общности целей и задач, которые стоят перед журналистикой и карикатурой.

На сегодняшний день в современной карикатуре можно выделить западноевропейскую, американскую и восточноевропейскую школы, которые отличаются между собой по характеру выбранной темы и технике исполнения.

Сегодня карикатура не так массово популярна, как в начале 20 в. 1) Это связано с тем, что она трансформируется и растворяется в других видах искусства. Например, в фотографии или кинозарисовках, музыке. 2) карикатура становится популярна, когда в обществе происходят какие-то глобальные события (войны, революции). 3) в период зарождения К. не существовало жестких ограничительных рамок. Первые К. могли высмеивать изображаемого на ней человека, если у него были физические недостатки или слишком большой нос, или определенный цвет кожи. Сегодня нарисовать такую К. нельзя. Это неэтично и художник может понести уголовную ответственность.

Сегодня в Б. насчитывается только 20 художников, занимающихся карикатурой профессионально. (Олег Гуцол, Анатолий Гармаза, Юрий Тылиндус, Андрей Пучканев.) Можно сделать вывод, что сегодня такой жанр, карикатура находится в кризисе.

Карикатуры, как дети жестоки, но говорят правду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: