* * * Когда пройдёшь путем колонн В жару, и в дождь, и в снег, Тогда поймёшь, Как сладок сон, Как радостен ночлег. Когда путём войны пройдёшь, Ещё поймешь порой, Как хлеб хорош И как хорош Глоток воды сырой. Когда пройдёшь таким путем Не день, не два, солдат, Ещё поймёшь, Как дорог дом, Как отчий угол свят. Когда — науку всех наук — В бою постигнешь бой, — Ещё поймёшь, Как дорог друг, Как дорог каждый свой — И про отвагу, долг и честь Не будешь зря твердить. Они в тебе, Какой ты есть, Каким лишь можешь быть. Таким, с которым, коль дружить И дружбы не терять, Как говорится, Можно жить И можно умирать. А. Т. Твардовский, 1943 | Давно смолкали залпы орудий... Давно смолкли залпы орудий, Над нами — лишь солнечный свет. На чём проверяются люди, Если войны уже нет? Приходится слышать нередко Сейчас, как тогда: «Ты бы пошёл с ним в разведку? Нет или да?» Не ухнет уже бронебойный, Не быть похоронной под дверь, И кажется — всё так спокойно И негде раскрыться теперь... Приходится слышать нередко Сейчас, как тогда: «Ты бы пошёл с ним в разведку? Нет или да?» Покой только снится — я знаю, Готовься, держись и дерись: Есть мирная передовая — Беда, и опасность, и риск. Приходится слышать нередко Сейчас, как тогда: «Ты бы пошёл с ним в разведку? Нет или да?» В полях обезврежены мины, Но мы не на поле цветов, Вы поиски, звёзды, глубины Не сбрасывайте со счетов. Поэтому слышим нередко, Если приходит беда: «Ты бы пошёл с ним в разведку? Нет или да?» В. С. Высоцкий, 1968 |
Пояснение.
1.1.3. Подобно Азамату, уговаривающему Казбича о продаже коня, Иван Иванович выпрашивает ружье у Ивана Никифоровича. Любовь к коню Азамата эгоистична. Он даже делает свою родную сестру предметом торга, предавая ее, жертвуя ради собственной прихоти. Азамат ведет себя как мальчишка, готовый пойти на все, лишь бы добиться желаемой «игрушки». Похоже ведет себя и герой Гоголя. Ружье, которое без особой надобности выпрашивает Иван Иванович, та же прихоть, та же игрушка, которой он просто хочет владеть.
|
1.2.3. В стихотворении «Когда пройдешь путем колонн» лирический герой говорит о самых простых радостях для солдата на войне – куске черного хлеба, глотке чистой воды, ночлеге, значении дружбы, отчем доме. На войне человек переоценивает свою жизнь. Герой призывает: цените все, что имеете, радуйтесь каждому мирному дню, цените друзей! Настоящих друзей, с которыми «можно жить и можно умирать». Независимо от того, военное время или мирное, настоящая дружба всегда ценность. Лирический герой стихотворения Высоцкого понимает, что другом можно считать того, с кем пошел бы в разведку. Такой друг настоящий, он не предаст и на «мирной передовой», где тоже есть «беда, и опасность, и риск». Это сближает лирических героев стихотворений.
4.
Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
|
2.1. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» раскрывается тема семьи?
2.2. Каким предстаёт в лирике Ф.И. Тютчева образ весны? (По двум стихотворениям поэта.)
2.3. Какое значение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» имеет образ Правдина?
2.4. Почему пребывание на войне обнажает суть характера человека? (По одному из произведений русской прозы второй половины XX века.)
Пояснение.
Комментарии к сочинениям
2.1. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» раскрывается тема семьи?
В образе купца Калашникова воплощен русский героический характер. Это человек смелый и честный, сильный духом, цельный и бескомпромиссный, обладающий чувством собственного достоинства. Степан Парамонович патриархален, он искренне привязан к своей семье, заботится о детях и жене, свято чтит православные обычаи. Решаясь на честный, кулачный бой, Калашников защищает еще и незыблемость христианских понятий о семье и браке. Восхищавшийся этой сценой Белинский писал, что «Калашников мог бы еще спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так страшно потрясенной — и позором жены, разрушившим его семейное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства, — для этой благородной души жизнь уже не представляла ничего обольстительного, а смерть казалась необходимою для уврачевания ее неисцелимых ран... Есть души, которые довольствуются кое-чем — даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг которых — все или ничего... такова была и душа... Степана Парамоновича Калашникова».
|
2.2. Каким предстаёт в лирике Ф.И. Тютчева образ весны? (По двум стихотворениям поэта.)
Природа в лирике Тютчева жива и неповторима, она многолика. Природа для Тютчева всегда юная. Вот почему одним из самых ярких тютчевских образов является образ весны. Весна у Тютчева всегда чистая и прекрасная. Весна – время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. Этой теме посвящены стихи: «Весенняя гроза», «Весенние воды».
2.3. Какое значение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» имеет образ Правдина?
Главной темой комедии «Недоросль» является обличение крепостников, которых Фонвизин считал социальным злом. В пьесе отразился основной конфликт современности – произвол помещиков, поддерживаемых верховной властью, и бесправие крепостных крестьян. Но центральным конфликтом произведения становится столкновение дворян просвещенных и непросвещенных.
В комедии Фонвизина есть положительные персонажи. Это Правдин, Стародум, Милон. Особая роль отведена Правдину. Находясь с самого начала в доме Простаковой, наблюдая все ее беззаконие, Правдин выступает в финале вершителем справедливого возмездия. У героя говорящая фамилия. Она означает идеальность тех нравственных норм, которые он воплощает. В финале комедии Простаковых ждет заслуженное наказание – приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Но появление Правдина с указом в руках разрешает конфликт лишь формально. Испуганный Скотинин, виновный в подобных же злодеяниях, благополучно уезжает в свою деревню. Зрители убеждены в том, что и Простаковы тоже не очень пострадают, просто будут осторожнее в дальнейшем. Для того, чтобы истребить Простаковых и Скотининых, Россия должна встать на путь просвещения. Это, по мнению автора, единственная возможность изменить страну к лучшему.
2.4. Почему пребывание на войне обнажает суть характера человека? (По одному из произведений русской прозы второй половины XX века.)
Тема может быть раскрыта на примере ряда произведений о Великой Отечественной войны: Рассказа М. Шолохова «Судьба человека», повести В. Быкова «Обелиск», повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».
Борис Васильев сам воевал, защищая родину в годы Великой Отечественной Войны. Он был свидетелем всех её ужасов и смог правдоподобно и детально воссоздать страшные моменты того времени в своих книгах. Одна из них – повесть «А зори здесь тихие…». В повести рассказывается о подвиге советских женщин в годы войны. У каждой из девушек – героинь повести «А зори здесь тихие…» - своя довоенная судьба, свои радости и трагедии. И хоть «война – не женское дело», они отважно сражаются за Родину во имя будущего. Все девушки трагически погибают от рук вероломных захватчиков – фашистов. Борис Васильев в своей повести создал образы настоящих героев, людей с сильным характером и могучей волей.