Молитва.
Известно, что молитва, подкреплённая телесным утруждением, поклонами, постом, гораздо более действенна. Покаяние, терпение и молитвенный труд, положенные на трудности ходьбы во славу Божию - это очень сильное оружие в битве за веру и души людские. Тут каждый шаг - как поклон Христу, Матери Божией и святым с покаянием и всегдашней нашей просьбой помочь в бедах и скорбях, справиться с этим лихолетьем, с болячками родных и близких, с нашествием двунадесяти языков, с пьянством и безбожием некогда православной страны.
Чрезвычайно важным является научение всех правильному пению вслух Иисусовой молитвы во время движения. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас ». Где двое-трое во имя Божие - там Он посреди нас. Есть разные варианты такой молитвы, она была нам благословлена старцами, пустынниками и письменно – архиереями. Распостранено антифонное ее пение, то есть сначала поют братья, а сестры слушают и мысленно повторяют, потом поют сестры. Без молитвы крестный ход теряет свою силу. Запевы и распевы хороши при вхождении и исхождении из храма, но на марше должен быть боевой гимн воинства Христова и ничто другое так не подходит, как Иисусова молитва.
Крестный ход по определению - богослужение, и относиться к нему нужно подобающим образом. Это не Литургия, но это тоже церковная служба, долгий молебен, а не какой-нибудь вольный поход, фальшивый и ненужный обряд, не первомайская демонстрация.
Здесь надо не только шаг подходящий сделать для всех, не только темп и ритм движения, но вообще всю нашу жизнь привести в соответствии с Евангелием, с другими людьми, подчинить себя общему церковному делу и ближнему.
|
Крестный ход– что это такое и для чего он нужен?
Кре́стный ход – многолюдное торжественное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту (например, святому источнику) с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило свое название и само шествие. Участники крестного хода несут также Святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют тропарь праздника, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу). Крестные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий).
Когда установилась традиция совершать Крестные ходы?
Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами.
Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.
Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом. Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.
|
Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.
Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.
Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).
Что являет крестный ход миру?
Прежде всего Живую Церковь. Крестный ход являет миру людей, которые не только просят Христа дать им то или другое, но которые и в ответ не жалеют для Него своего времени и сил. Не боятся исповедать Христа «пред человеки». Не боятся называть своим главным символом Крест, то есть возводить во главу своих принципов жертвенность. Готовность жертвовать собой ради ближнего и Отечества, готовность претерпевать непонимание и гонения от тех, кто далек от духа евангельских заповедей. И это находит отклик в сердцах: бывает, что к крестному ходу присоединяются люди, которые далеки в своей обыденной жизни от Церкви. Присоединяются на недели и уходят потом с крепко посаженным в сердце семенем веры Христовой, с твердым желанием изменить свою жизнь. И не только меняют, но и прилепляются к храму Божиему, потому как опытным путем позна ю т, что вне Таинств и общины церковной нет спасения.
|
Мир полон рекламы, мир полон символов потребления, богатства и славы. И оттого еще большим резонансом выглядит крестный ход. Когда по улицам большого города, среди вывесок и рекламных щитов движутся крест, хоругви и иконы – символы, которые напоминают человеку о его бессмертии, о его призвании к духовно-личностному росту. Но миссионерский потенциал крестного хода этим не ограничивается. Ведь главное сокровище хода – это его участники, души христианские. И вот те, кто принимает у себя крестоходцев, имеют возможность увидеть воочию, что молитва может быть для людей естественным занятием, а заповеди Божии могут быть основой характера. Таким людям бывает удивительно ощутить, что коллектив, который претерпевает трудности, может быть дружным и добродушным.
Безусловно, что такое делание, как крестный ход, имеет в себе и церковно-мистическую составляющую. Непрестанная молитва в движении перед крестом и иконами несомненно призывает благодать Божию, изливаемую и на ту местность, по которой движется крестный ход. И множество свидетельств есть о том, как постепенно обустраивается жизнь в тех краях, что гостеприимно встречают идущих во имя Христово.