сентября 2011 г. в образовательных учреждениях Челябинской области по теме «Столице Южного Урала - 275 лет».




Методические рекомендации для проведения единого классного часа

сентября 2011 г. в образовательных учреждениях Челябинской области по теме «Столице Южного Урала - 275 лет».

 

В 2011 году празднует свой 275-летний юбилей Челябинск – столица Южного Урала, легендарный «исток Транссиба» и «Танкоград».

Челябинск – миллионный мегаполис, один из крупнейших индустриальных, научных, культурных и спортивных центров России, город – хранитель исторического наследия «опорного края державы», устремленный в информационное будущее. Челябинск был внесен в «Список исторических городов России» в феврале 1990 г. Этот статус столицы Южного Урала подтвержден Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2001 г № 815 «О федеральной целевой программе "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002–2010 годы)"».

Губернатор М.В. Юревич в комплексном докладе от 24 февраля 2011 года Законодательному Собранию Челябинской области о работе Правительства назвал 275-летний юбилей г. Челябинска важнейшей вехой 2011 года.

Современная общеобразовательная школа определяет будущее России, является гарантом ее возрождения. Она призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у учащихся гражданской позиции, пониманию ценностей демократического общества. Придерживаясь данной позиции и учитывая огромный вклад г. Челябинска и его жителей в историю Отечества, Министерство образования и науки Челябинской области рекомендует провести во всех образовательных учреждениях области 1 сентября 2011 года единый классный час по теме «Столице Южного Урала - 275 лет».

Классный час, посвященный 275-летию города Челябинска, раскрывает образцы нравственного, трудового и ратного служения России, реализует стартовые задачи формирования нравственных ценностей ребенка – юного гражданина России, патриота родного края.

Рекомендуем при подготовке к классному часу акцентировать внимание учащихся на понятии «толерантность». В условиях проживания на территории Челябинской области, г. Челябинска большого количества национальностей, представителей других народов, конфессий, формирование толерантного сознания, поведения, профилактика экстремизма в настоящее время является актуальным. (Толерантность - уважение человеческого достоинства, уважение прав других, признание равенства других, терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению, отказ от доминирования, причинения вреда и насилия).

Предлагаемые рекомендации призваны помочь классным руководителям организовать и провести классный час по указанной тематике с учетом собственного педагогического опыта, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфики обучения в начальной, основной и старшей школах.

В начальной школе (1-4 классы) чрезвычайно важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка. Поэтому основой организации классных часов должен стать личностно-ориентированный подход. С одной стороны, ребенок учится анализировать собственное поведение, учитывать точку зрения другого человека. С другой стороны, у ребят этого возраста доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, друг к другу. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляются важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения классного часа создать эмоционально комфортные для школьников условия.

Главными формами проведения классного часа могут стать: рассказ, беседа, игра-путешествие, очная и заочная экскурсии. Их цель – развернутое знакомство с историей столицы Южного Урала, формирование и закрепление первоначального интереса к своей малой родине, воспитание любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся историческим деятелям Челябинской области.

Неотъемлемой частью подготовительного этапа классного часа является оформление классной комнаты к проведению мероприятия: подбор тематических наглядных пособий, расположение их в удобных для просмотраместах (фотографии старого и современного Челябинска, а именно мест, которые стали важными вехами его биографии, простые кроссворды на соответствующую тематику).

На доске возможно написать несколько важнейших дат, связанных с историей города, на которые будет сделан акцент в ходе классного часа. В начальной школе ученики впервые знакомятся с историей г. Челябинска, и рассказ учителя может начаться с объяснения тематики и причин проведения классного часа, посвященного 275-летию столицы Южного Урала. В основном рассказе педагога должны освещаться основные вехи истории города, содержаться объяснения, почему и после каких событий он стал столицей Челябинской области.

В заключительной части своего рассказа классному руководителю целесообразно привлечь внимание ребят к тому факту, что любовь к городу нашла отражение в творчестве писателей, художников, композиторов и пр.

В основной школе (5-9 классы) единый классный час может в равной мере решать задачи как познавательного, так и воспитательного характера. Его цель – расширить и закрепить знания ребят о жизни и деятельности почетных граждан г. Челябинска, на примере которых можно формировать у школьников чувство гражданственности, уважение к историческому прошлому, героическим делам наших предков; побуждать ребят проявлять социальную активность.

При проведении единого классного часа целесообразно использовать активные методы и приемы: игровые приёмы, проблемные вопросы, познавательные задачи, практикоориентированные ситуации и т.п. Предлагаются разнообразные формы проведения единых классных часов: рассказ, беседа, заочная экскурсия, викторина, игра-путешествие, интеллектуальная игра и др. Выбор указанных форм определяется, в первую очередь, поставленными целями, а также возрастом учащихся, уровнем их способностей, опытом классного руководителя, особенностями педагогического пространства.

Классный руководитель, объясняя ученикам, что 275-летний юбилей столицы Южного Урала - это общий праздник для всей Челябинской области, акцентирует внимание учащихся на том, что Челябинску как одному из крупнейших городов России отведено особое место в отечественной истории:

− в 1736 г. была создана Челябинская крепость как одно из первых укреплений Оренбургской пограничной линии для обороны восточных рубежей России;

− в 1743 г. в Челябинск была перенесена канцелярия Исетской провинции – предшественника современной Челябинской области как административно-территориальной единицы Южного Урала;

− в 1892 г. в Челябинск пришел первый поезд, в Челябинске начинается самая протяженная в мире Транссибирская железнодорожная магистраль;

− в 1976 г. Челябинск стал восьмым городом в СССР с населением в 1 миллион человек.

С Челябинском связана жизнь и деятельность врача С.С.Андреевского, открывшего и испытавшего на себе методы лечения сибирской язвы; классика чешской литературы Я. Гашека; знаменитых российских поэтов и писателей М.С. Гроссмана, Ю.Н. Либединского, М.Д. Львова, Л.Н. Сейфуллиной, К.В. Скворцова и Л.К. Татьяничевой; гордости отечественного спорта Л.П. Скобликовой и Е.Б. Елесиной, выдающихся художников И.Л. Вандышева и Н.А. Русакова, действительного члена Академии художеств скульптора Л.Н. Головницкого, народного артиста РФ Л.Л. Оболенского.

В период первых советских пятилеток Челябинск превратился в один из крупнейших в стране промышленных центров. Если к 1919 г. в городе действовало лишь два предприятия, то с начала 1930-х начали свою работу тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый заводы. Важнейшую роль сыграл Челябинск во время Великой Отечественной войны как тыловой город. На базе эвакуированных предприятий, которые слились с местными производствами, были созданы гиганты индустрии – ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. За годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, что составляет пятую часть от всех выпущенных в стране. Челябинцы давали фронту танки Т-34, ставшие впоследствии известными всему миру. А на заводе им. Колющенко было освоено производство установки БМ-13 – знаменитых «Катюш». В послевоенное время в Челябинске на предприятиях активно внедрялась автоматизация, модернизировалось производство. К 1980 г. предприятия города дают более половины общесоюзного производства нержавеющей стали, пятую часть отечественных труб, треть ферросплавов, до 40% дорожных машин. Столица Южного Урала стала крупным научным центром страны: уже в начале 1990-х гг. здесь действовало 7 вузов и около 40 научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов. В Челябинске XXI века развиваются современные технологии. По уровню телефонизации Челябинск входит в первую пятерку среди крупных городов страны, активно развиваются сотовая связь и интернет.

В истории Челябинска много примеров бережного отношения к природному и культурному наследию Урала, обращения к истокам народных традиций, сложившимся духовным и нравственным ценностям россиян. Город окружен ожерельем озер, имя ему дал городской бор, не вырубленный в военное время и сохранившийся до сих пор. В центре Челябинска проложена пешеходная улица Кировка, ставшая любимым местом прогулок жителей и гостей города.

В старших классах (10-11 классы) методика работы классного руководителя имеет свои особенности: акцент делается на проблемный, дискуссионный, диалоговый характер взаимодействия. Учитель настраивает старшеклассников на более глубокое изучение истории, привлекает их внимание к сложным, противоречивым историческим процессам, к событиям и деятелям, которые неоднозначно воспринимаются и оцениваются в научных и общественных кругах. В качестве приоритетной выдвигается задача социализации молодых людей, ориентации всего образовательного процесса на социальную практику, на создание условий для самореализации личности старшеклассника во взрослой жизни. Возрастные особенности старшеклассниковдиктуют необходимость применения эвристических и исследовательских методов обучения, которые реализуются с помощью активных методик и технологий.

Эти особенности и возможности учителю необходимо учитывать при организации и проведении единого классного часа. Выбираются соответствующие формы его проведения: дискуссия, диспут, моделирование исторической ситуации, круглый стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. На обсуждение предлагаются дискуссионные, проблемные вопросы, которые призваны активизировать мыслительную деятельность учащихся, поставить их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументированно защитить свою позицию.

Классный час в дискуссионной форме, несомненно, содержит значительный воспитательный потенциал: размышляя, например, над подвигами и поступками жителей, Челябинска в годы Великой Отечественной войны и в наше время, старшеклассники непроизвольно будут задумываться над тем, как они поступили бы на месте жителей «Танкограда», в чем заключается истинный смысл служения Отечеству, какие ценности для них являются наиболее важными, какой жизненный путь выберут они?

Президент РФ Д.А. Медведев на заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию в июле 2011г. выступил с предложением объявить 2012 год Годом российской истории. На 2012 год выпадает немало исторических дат. Помимо 1150-летия российской государственности, это и 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, и юбилей Столыпина. «Российским граждан было бы полезно возвращаться к своим корням, восстанавливать родословные семьи и изучать историю родных городов и сел» – подчеркнул Д. Медведев.

 

Литература для проведения единого классного часа

 

1. Главные праздники Современной России и Малой Родины / сост. В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков, науч. ред. С.Н. Трошков – Челябинск, 2008. – (Гражданско-правовое и патриотическое образование). –104с.

2. История и культура народов Южного Урала. Методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области / под ред. В.М.Кузнецова. – Челябинск, 2010. – (Познай свой край. Уроки краеведения + CD). –112с.

3. Тетрадь юного краеведа. Челябинск. Центральный район. – Челябинск, 2011. – 32с.

4. Челябинск. История моего города / сост. Н.Б.Виноградов, науч. ред. В.С. Боже, Г.С. Шкребень. – Челябинск, 1999 (и последующие издания). –320с.

 

Интернет-ресурсы:

https://www.dostup1.ru/detail/detail_30546.html

https://www.cheladmin.ru/chelyabinsk/istoriya

https://chel-76.narod.ru/history.htm

https://www.live174.ru/content/description/cheljabinsk_istorija_251.htm

https://tusa74.ru/story/istorija-goroda-cheljabinska-staryj-cheljabinsk

https://kirovka.ru/enc/?id=4354

https://www.chelyabinskhotels.ru/info/population.html

 

Исп. Захарова Т.Н.

263-32-63

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: