АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ




 

Александр Твардовский — одна из самых значительных и самых трагиче-

ских личностей в русской литературе советской эпохи. Поэт, выросший в фигу-

ру первой величины в самые мрачные десятилетия и никогда не выпадавший из

официальной «обоймы», создатель произведений, ставших классикой социали-

стического реализма. И он же в годы «оттепели» — признанный лидер духовной

оппозиции режиму, и не только как главный редактор журнала «Новый мир»,

ставшего едва ли не единственным гласным рупором демократических идей, но

и как автор поэм и стихотворений, которые воспринимались современниками

как акты мужественного сопротивления официальной идеологии.

Талант Твардовского был высоко оценён многими писателями, придержи-

вавшимися самых разных творческих ориентаций. «Один из великих поэтов

XX века» — так называл его Константин Симонов. «Поэт громадной мощи» —

впечатление Юрия Трифонова. «Большой поэт» — характеристика, данная На-

умом Коржавиным. «Собиратель литературы. Высочайший. Авторитетнейший

судья. Властитель поколения…» — это высказывание Фёдора Абрамова. «Воз-

действие личности Твардовского на окружающих его людей было огромным

и очевидным, он был притягателен уже по одному тому, что хотел жить по правде

и не скрывал этого желания, в то время как большинство людей его скрывало, не

зная, где правда, а где — неправда»,— писал Сергей Залыгин.

Стихи Твардовского, увидевшие свет в «новомировских» подборках 1965–

1969 гг., поражали читателей-современников пафосом социального бесстра-

шия, опирающегося на философское достоинство. Эстетический эффект при

этом усиливался удивительной естественностью, органичностью произнесения,

кажущейся неприхотливостью поэтики в целом.

 

О чём бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта всегда стоял образ

простого человека-труженика. В суровые годы Великой Отечественной войны ли-

рика Твардовского была созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг

солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий.

Вершиной творчества этого периода является поэма «Василий Тёркин» — своео-

бразный памятник духу русского человека на войне. Вскоре после войны Твардов-

ский пишет поэму-воспоминание «Дом у дороги». Это взволнованный призыв

поэта, обращённый ко всем живущим, не забывать прошлого, его уроков. Эта по-

эма о силе, стойкости и выносливости русского человека, о любви, подвергшейся

тяжёлым испытаниям, о святости и чистоте воинского долга солдата. В следующей

поэме «За далью — даль» поэт путешествует не только в пространстве от Москвы

до Владивостока, но и во времени, осмысливая путь, пройденный страной и её на-

родом, вспоминает тревожную юность. Органическая связь прошлого и настоящего

помогает лучше понять современность. Поэт скажет: «Кто прячет прошлое ревни-

во, тот вряд ли с будущим в ладу». И на каждом из этих этапов муза «тревог и по-

трясений» с особой поэтической силой и искренностью воплощала самое важное,

сокровенное в сознании и чувствах миллионов народных масс. Поэзия Твардовско-

го — свое образная поэтическая энциклопедия времени, его лирическая, эпическая,

временами драматическая история. Великие события отразились в его творчестве

в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления.

Поэзия подъёма и трудностей становления государства, духовные искания

и переживания личности, культурный и нравственный рост простого тружени-

ка — всё это отразилось в многогранной поэзии Твардовского:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую боль.

И чтобы волны

Над ней сомкнулись.

Быль — забыть!

Если разделить всё творчество поэта на два этапа: довоенный и послевоен-

ный,— то нетрудно заметить, что в первом преобладает политическая тема: тема

тяжёлой доли крестьян и рабочих, например «Дневник председателя колхоза»,

во втором же мы явно видим тему времени, тему прошлого и будущего. Особен-

но явственно отголоски прошлого слышатся в поэме Твардовского «По праву

памяти», где центральное место занимает проблема того, какую долю «отец на-

родов» уготовил своим детям. Выразительно и твёрдо названная «По праву па-

мяти» поэма родилась как акт сопротивления, уже своим названием взрывала

страшное молчание, покрывающее прошлое — многие годы сталинского режи-

ма. Эта поэма Твардовского адресована современной молодежи, обращена к её

духовно-нравственным, идейным поискам и устремлениям: «Вам — Из другого

поколения»,— обращался поэт. История не делится на отрезки, события её не

распределяются по чинам и званиям: каждый отвечает за всё, что было в прош-

лом, совершается в настоящем и произойдёт в будущем:

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать ещё конца.

В одном из своих писем, адресованном начинающему поэту, Твардовский так

формулирует признаки настоящей поэзии: «…есть тема, не выдуманная от же-

лания писать стихи, а та, от которой деваться некуда, если не одолеть её; есть

сердце, не ограждённое мелочным себялюбием от других сердец, а открыто обра-

щённое к ним; есть, наконец, желание думать и додумывать для себя до конца,

до полной уверенности то, что кажется уже достаточно обдуманным другими, го-

товым (готового ничего нет в области мысли) — всё с самого начала проверить».

 

 

• В Твардовском до конца дней его оставалось что-то от крестьянского сына, сель-

ского жителя, причем жителя не южных станиц и сёл — крупных, многолюд-

ных, а среднерусских небольших, тихих деревенек и одиноких хуторов. Там из-

давна сложился особый тип жителя — не бойкого, пожалуй, чуточку скрытно-

го, иногда и застенчивого, привыкшего часто оставаться наедине с самим собой

и потому любящего поразмышлять, а в небольшой компании и серьёзно всё обсу-

дить — вплоть до мировых проблем,— но без шума и гама (А. И. Кондратович).

 

• Твардовский всегда «вступал в тот след горячий». Горячий след каждого из

больших событий — тогда, когда он ещё был горячим, и даже иной раз то гда,

когда событие ещё только приближалось, наступало. И про каждое он мог

сказать: «…я там был. Я жил тогда». И не только был и жил, но и дей ствовал,

переживал (А. В. Македонов).

 

• Он даже влиял на нас, когда ничего не говорил, иногда просто сидел за своим

редакторским или письменным столом и много курил, вздыхал, наморщив

свой умный, широкий, мудрый лоб. От него исходили силовые токи, огром-

ная энергия, огромное поле. Твардовский не терпел фальши. Поразительное

чувство правды… Соединял в себе опытность, непосредственность крестья-

нина-хозяина, образованность и поэтическую мудрость (Ф. А. Абрамов).

 

VI. Домашнее задание

1. Ознакомиться со стихотворениями А. Т. Твардовского о Великой Отече-

ственной войне.

2. Опережающие задания Подготовить выразительное чтение

наизусть стихотворений А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», «В тот

день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины…» .(видеозапись)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: