Александр Твардовский — одна из самых значительных и самых трагиче-
ских личностей в русской литературе советской эпохи. Поэт, выросший в фигу-
ру первой величины в самые мрачные десятилетия и никогда не выпадавший из
официальной «обоймы», создатель произведений, ставших классикой социали-
стического реализма. И он же в годы «оттепели» — признанный лидер духовной
оппозиции режиму, и не только как главный редактор журнала «Новый мир»,
ставшего едва ли не единственным гласным рупором демократических идей, но
и как автор поэм и стихотворений, которые воспринимались современниками
как акты мужественного сопротивления официальной идеологии.
Талант Твардовского был высоко оценён многими писателями, придержи-
вавшимися самых разных творческих ориентаций. «Один из великих поэтов
XX века» — так называл его Константин Симонов. «Поэт громадной мощи» —
впечатление Юрия Трифонова. «Большой поэт» — характеристика, данная На-
умом Коржавиным. «Собиратель литературы. Высочайший. Авторитетнейший
судья. Властитель поколения…» — это высказывание Фёдора Абрамова. «Воз-
действие личности Твардовского на окружающих его людей было огромным
и очевидным, он был притягателен уже по одному тому, что хотел жить по правде
и не скрывал этого желания, в то время как большинство людей его скрывало, не
зная, где правда, а где — неправда»,— писал Сергей Залыгин.
Стихи Твардовского, увидевшие свет в «новомировских» подборках 1965–
1969 гг., поражали читателей-современников пафосом социального бесстра-
шия, опирающегося на философское достоинство. Эстетический эффект при
этом усиливался удивительной естественностью, органичностью произнесения,
|
кажущейся неприхотливостью поэтики в целом.
О чём бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта всегда стоял образ
простого человека-труженика. В суровые годы Великой Отечественной войны ли-
рика Твардовского была созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг
солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий.
Вершиной творчества этого периода является поэма «Василий Тёркин» — своео-
бразный памятник духу русского человека на войне. Вскоре после войны Твардов-
ский пишет поэму-воспоминание «Дом у дороги». Это взволнованный призыв
поэта, обращённый ко всем живущим, не забывать прошлого, его уроков. Эта по-
эма о силе, стойкости и выносливости русского человека, о любви, подвергшейся
тяжёлым испытаниям, о святости и чистоте воинского долга солдата. В следующей
поэме «За далью — даль» поэт путешествует не только в пространстве от Москвы
до Владивостока, но и во времени, осмысливая путь, пройденный страной и её на-
родом, вспоминает тревожную юность. Органическая связь прошлого и настоящего
помогает лучше понять современность. Поэт скажет: «Кто прячет прошлое ревни-
во, тот вряд ли с будущим в ладу». И на каждом из этих этапов муза «тревог и по-
трясений» с особой поэтической силой и искренностью воплощала самое важное,
сокровенное в сознании и чувствах миллионов народных масс. Поэзия Твардовско-
го — свое образная поэтическая энциклопедия времени, его лирическая, эпическая,
временами драматическая история. Великие события отразились в его творчестве
|
в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления.
Поэзия подъёма и трудностей становления государства, духовные искания
и переживания личности, культурный и нравственный рост простого тружени-
ка — всё это отразилось в многогранной поэзии Твардовского:
Забыть, забыть велят безмолвно,
Хотят в забвенье утопить
Живую боль.
И чтобы волны
Над ней сомкнулись.
Быль — забыть!
Если разделить всё творчество поэта на два этапа: довоенный и послевоен-
ный,— то нетрудно заметить, что в первом преобладает политическая тема: тема
тяжёлой доли крестьян и рабочих, например «Дневник председателя колхоза»,
во втором же мы явно видим тему времени, тему прошлого и будущего. Особен-
но явственно отголоски прошлого слышатся в поэме Твардовского «По праву
памяти», где центральное место занимает проблема того, какую долю «отец на-
родов» уготовил своим детям. Выразительно и твёрдо названная «По праву па-
мяти» поэма родилась как акт сопротивления, уже своим названием взрывала
страшное молчание, покрывающее прошлое — многие годы сталинского режи-
ма. Эта поэма Твардовского адресована современной молодежи, обращена к её
духовно-нравственным, идейным поискам и устремлениям: «Вам — Из другого
поколения»,— обращался поэт. История не делится на отрезки, события её не
распределяются по чинам и званиям: каждый отвечает за всё, что было в прош-
лом, совершается в настоящем и произойдёт в будущем:
Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
|
И не видать ещё конца.
В одном из своих писем, адресованном начинающему поэту, Твардовский так
формулирует признаки настоящей поэзии: «…есть тема, не выдуманная от же-
лания писать стихи, а та, от которой деваться некуда, если не одолеть её; есть
сердце, не ограждённое мелочным себялюбием от других сердец, а открыто обра-
щённое к ним; есть, наконец, желание думать и додумывать для себя до конца,
до полной уверенности то, что кажется уже достаточно обдуманным другими, го-
товым (готового ничего нет в области мысли) — всё с самого начала проверить».
• В Твардовском до конца дней его оставалось что-то от крестьянского сына, сель-
ского жителя, причем жителя не южных станиц и сёл — крупных, многолюд-
ных, а среднерусских небольших, тихих деревенек и одиноких хуторов. Там из-
давна сложился особый тип жителя — не бойкого, пожалуй, чуточку скрытно-
го, иногда и застенчивого, привыкшего часто оставаться наедине с самим собой
и потому любящего поразмышлять, а в небольшой компании и серьёзно всё обсу-
дить — вплоть до мировых проблем,— но без шума и гама (А. И. Кондратович).
• Твардовский всегда «вступал в тот след горячий». Горячий след каждого из
больших событий — тогда, когда он ещё был горячим, и даже иной раз то гда,
когда событие ещё только приближалось, наступало. И про каждое он мог
сказать: «…я там был. Я жил тогда». И не только был и жил, но и дей ствовал,
переживал (А. В. Македонов).
• Он даже влиял на нас, когда ничего не говорил, иногда просто сидел за своим
редакторским или письменным столом и много курил, вздыхал, наморщив
свой умный, широкий, мудрый лоб. От него исходили силовые токи, огром-
ная энергия, огромное поле. Твардовский не терпел фальши. Поразительное
чувство правды… Соединял в себе опытность, непосредственность крестья-
нина-хозяина, образованность и поэтическую мудрость (Ф. А. Абрамов).
VI. Домашнее задание
1. Ознакомиться со стихотворениями А. Т. Твардовского о Великой Отече-
ственной войне.
2. Опережающие задания Подготовить выразительное чтение
наизусть стихотворений А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом», «В тот
день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины…» .(видеозапись)