Тихая моя родина В. Белову Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. — Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. — Тихо ответили жители: — Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос. Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал. Тина теперь и болотина Там, где купаться любил... Тихая моя родина, Я ничего не забыл. Новый забор перед школою, Тот же зелёный простор. Словно ворона весёлая, Сяду опять на забор! Школа моя деревянная!.. Время придёт уезжать — Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Н. М. Рубцов, 1964 | Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосёт глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и мёдом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом1 На лугах весёлый пляс. Побегу по мятой стёжке На приволь зелёных лех2, Мне навстречу, как серёжки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». С. А. Есенин, 1914 |
____________
1Хороводом
2Борозд; обмежков пашни, межей.
4. Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
2.1. Тема родины в рассказе И. А. Бунина «Косцы».
2.2. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.)
2.3. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
2.4. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Пояснение.
1.1.3. В приведенных отрывках мы видим отношения барышень со своими служанками. Софья Фамусова обсуждает с Лизой свои «сердечные дела», Лиза Муромская узнает от Насти о молодом князе Берестове. Складывается впечатление, что обе бырашни одиноки в доме своих родителей, им не с кем поделиться сокровенными мыслями, своими переживаниями. Поэтому их «подругами» становятся служанки, которые приходят на помощь своим госпожам в любой ситуации.
1.2.3. Объединяющей два стихотворения темой стала тема Родины. И Н. Рубцов, и С. Есенин без Родины не мыслят себя, жизни, счастья. Для Рубцова Родина - это деревянная школа, речка, изба, «ивы, река, соловьи». Для Есенина Родина - это «хаты - в ризах образа», околицы, деревенская церковь. Очень похожие картины. Родина для обоих поэтов - это отчий дом, место, где родился и куда хочется возвращаться.
4. Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
2.1. Тема родины в рассказе И. А. Бунина «Косцы».
2.2. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.)
2.3. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
2.4. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Пояснение.
Комментарии к сочинениям
2.1. Тема родины в рассказе И. А. Бунина «Косцы».
Рассказ «Косцы» — это поэтическая зарисовка, сопровождаемая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания расска-за послужила услышанная писателем песня грузчиков во время путеше-ствия на пароходе. Потом такую же сильную, могучую, ладную песню услышал Бунин, проезжая в деревне мимо косцов. Применительно к этому рассказу нельзя говорить о композиции произведения — это, скорее, раз-мышления писателя о русском человеке, о России, о нашем духовном единении со своей страной. Да и героев здесь нет как таковых — рассказ о работе косцов сопровождается в основном раздумьями автора. Бунин любу-ется ладной работой приезжих косцов, их одеждой, тем, что каждый из них — часть большой неделимой артели. А главная прелесть их песни для писателя не только в том, что ей вторит природа, но и в том, что все мы, слушая ее, ощущаем себя единым целым — Россией.
2.2. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.)
Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты — Пушкин, Лермонтов, Некрасов и другие. Владимир Маяковский не был исключением. Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы.
Владимир Маяковский был поэтом революции, он принял ее восторженно и воспевал ее. Маяковский пытался всем своим творчеством ответить на запросы современности. В стихотворении «Приказ по армии искусства» он обращается к работникам пера с призывом: «Товарищи! Дайте новое искусство — такое, чтобы выволочь республику из грязи». Свою задачу он определил как «светить всегда, светить везде». Маяковский считал, что время требовало от поэта такого напряжения сил и такой самоотдачи, чтобы он стал светилом новой жизни. В этом выражалась гражданская позиция Маяковского. И, несмотря на всю неоднозначность политических со-бытий того времени, можно сказать, что этот поэт служил своей стране.
2.3. Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)
Между Чацким и Фамусовым разгораются бурные споры о приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании, о языке и т.д. Конфликт этот — социальный; с одной его стороны — Чацкий и некоторые внесценические персонажи (брат Скалозуба, князь Федор, племянник Тугоуховской), с другой — московское дворянское общество во главе с Фамусовым. Это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов — лишь наиболее яркие их представители. С исторической точки зрения такой вариант общественного конфликта нераз-решим: противостояние старого и нового мирным путем разрешиться не может. Однако в комедии отношения конкретных героев, Чацкого и фаму-совского общества, выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга, не хотят иметь ничего общего; конфликт в литературном смысле разрешим, в общечеловеческом — нет. Чацкому нечего искать поддержки в ставшем ему чужом городе, где властвуют фамусовы, поэтому он уезжает.
2.4. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Отношение Печорина к Мери противоречиво. Печорин уверяет себя в бес-трепетности. Постоянный разлад с окружающими и невозможность посветить свою жизнь высокой цели искажают его натуру. Идеал всеобщей гар-монии подменяется деспотизмом победителя сердец.
Пока Печорин видит в Мери светскую барышню, избалованную поклонением, ему доставляет удовольствие оскорблять ее гордость. Но по мере того как в Мери проступает душа, способная искренне страдать, а не играть в любовь, отношение его к княжне становится иным. Страх перед обыденным жребием, а не равнодушие заставляет отвергнуть его чувство Мери. При последнем объяснении с княжной он старается быть спокойным и холодным, однако не притворное страдание княжны трогает его. Печорин жестко судит себя: «Видите ли, я перед Вами низок…». И все-таки отвергает возможность любви.