DIY: альтернативные сетевые структуры производства/распространения/потребления




 

Завершенный вид производство и распространение субкультурного продукта (чаще всего музыкального) принимает в системе DIY (Do It Yourself, т.е. «сделай сам»), которую мы опишем на примере панковской музыкальной тусовки. Эта система включает в себя панк-группы, как производителя продукта; лэйблы (студии звукозаписи, присваивающие продукту свои марки – от англ. label ‘марка, ярлык’); дистро – система дистируции, распространения записей; фэнзины (от англ. fan + magazine ‘фанатский журнал’) – самодельные журналы, через которые распространяется информация об этих группах, их концертах и альбомах, панковских клубах, а также об идеологии панка и акциях панк-движения. Таким образом, эта система представляет собой самостоятельную сеть, обеспечивающую производство, распространение продукта, а также поддержание стабильного круга потребителей (за счет формирования стиля жизни через распространение панк-символики, идеологии, вовлечения в совместные действия). Организованное на базе этой системы панк-сообщество получило название сцена, основной чертой этой системы считается стирание различий между производителем и потребителем продукта. Действительно, одни и те же люди могут играть в группе, посещать панк-клубы в качестве зрителей, участвовать в издании фэнзинов и коллективных акциях. Такая организация позиционируется как альтернатива шоу-бизнесу, диктату крупных (особенно транснациональных) корпораций, т.е. ей придается идеологический смысл – система мелкого производства вписывается в рамки панковской антиглобалистской идеологии. Предполагается, что с ее помощью панк-исполнители могут избежать зависимости от крупного производителя и тем самым – коммерциализации, которая, в соответствии с мифологией современного панка, погубила панк-рок первой волны.

В системе DIY на производителя и распространителей продукции накладываются определенные ограничения, а оплачиваемые в денежной форме работы сочетаются с производимыми на волонтерской основе. Так, накладываются ограничения на цену билета на концерты панк-групп – так, чтобы денег хватило только на минимальную поддержку самих музыкантов, технического состояния аппаратуры – но получение прибыли не предполагается. Цены на журналы назначаются с таким расчетом, чтобы только оправдать типографские расходы (чаще всего печатают на ксероксе или принтере), а часть тиража распространяется бесплатно. Во время концертов посетители зачастую привлекаются к установке аппаратуры, а иногда их приглашают заменить отсутствующего музыканта. Иными словами, структуры производства и потребления продукта переплетены, а средства от реализации продукта идут большей частью на поддержание самой среды. Разделению панк-сцены на исполнителей и аудиторию препятствует и идеология самой панк-музыки, удерживающая ее от профессионализации: в панк-роке ценится не отточенность звука, а искренность исполнения и честность текстов. Это позволяет практически любому из аудитории выйти на сцену и сыграть. Отсюда же непривлекательность большей части панковской музыки для крупных звукозаписывающих фирм; попытки же придать панк-композициям более профессиональное звучание, пригодное для шоу-бизнеса, сразу делает их отличными и «чужими» для панк-аудитории. Считается, что это способ самозащиты панк-рока от коммерциализации.

С начала 1980-х в панк-среде активно идет пропаганда стиля жизни «straight edge» (от англ. ‘прямой путь’) с лозунгами здорового образа жизни (отказ от алкоголя, табака, наркотиков, беспорядочного секса и веганство) как выражения протеста против нездорового образа жизни, распространяемого глобальной цивилизацией; поддерживается движение за права животных и против пивных и табачных корпораций. Система DIY в этом контексте начинает работать как система производства/распространения вегетарианской пищи и продуктов из сои (которые предлагаются в качестве замены мясным продуктам) (О’Хара 2003: 188–204). В середине 1990-х гг. стрэйт-эдж начинает оформляться в особую субкультуру, нередко дистанцирующуюся от панка.

 

* * *

Итак, рассматриваемые нам молодежные субкультуры поддерживают потребительские (и иногда производственные) формы, обеспечивающие их самовоспроизводство. Уровень потребления может служить различительным признаком, поддерживающим отграничение среды носителей субкультуры от ее социального окружения.

Молодежная среда, выделяющаяся в своем социальном окружении более низким уровнем доступных ресурсов, демонстрирует символы «нищеты» и культивирует стратегии самообеспечения, привлечения ресурсов извне и минимализации потребления. Наблюдается приоритетное направление имеющихся средств на поддержание коммуникативной структуры, а не комфорта (подобный приоритет символизируется как «духовность», «примат духа над телом», «осуждение материализма» т.п.). Такая стратегия характерна как для сообществ, находящихся на самой периферии социальной структуры (низкодоходные группы населения), так и для тех, которые сознательно отказываются от привычных их социальному окружению благ, культивируя «нищету» как различительный признак.

Фактически эта стратегия (как и стратегия демонстрации высокого уровня потребления, типичного для некоторых молодежных сообществ) ориентирована на обеспечение самовоспроизводства субкультуры, в том числе системы коммуникаций, на базе которой она формируется и существует.

 

Литература.

Аксютина 1999 - Аксютина О. Панк-вирус в России (сборник интервью). М., 1999.

Бояринцев 2004 - Бояринцев В. Сборник рассказов о хиппи 70-х. Приложение: Словарь сленга // Сайт В. Бояринцева. https://bazilevs.narod.ru. [2004].

Голова 1999 - Голова Т. Сквоттеры в Петербурге: практика захвата и образ жизни // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). СПб., 1999. С. 128–153.

Дергачев - Дергачев (Santa). Бестолковый словарь автостопщика // Сайт «Магистраль». mainroad.org.ua. [Б/д]

Ильин 2001 - Ильин В.И. Потребление в социальном поле // Социология потребления. СПб., 2001. С. 30.

Кротов 1997 - Кротов А. Практика вольных путешествий. М., 1997. С. 50–51, 59–60.

Лак - Лак П. Летопись Московской системы. Дхарма хиппи // Сайт «Hippy.ru»: https://www.hippy.ru. [Б/д]

ЛР 2005 – Монетка на счастье, или опыт живой шляпы [автор не указан] // Литературная Россия Online. 15.07.2005. https://www.litrossia.ru.

Никитина 1998 – Никитина Т.Г. Так говорит молодежь: словарь сленга. По материалам 70-90-х годов. СПб., 1998.

О’Хара 2003 - О’Хара К. Философия панка: больше, чем шум. М., 2003.

Розин 1990 - Розин М.В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. 1990. №4. С. 91–99.

Сакин 2000 - Сакин С., Тетерский П. Больше Бэна (русский сюрприз для Королевы-Мамы). М., 2000.

Хиповские - Хиповские телеги // Сайт «2001: новый андеграунд». https://newunder.narod.rue-ga.htm. [Б/д]

Чередникова 2003 - Чередникова М.П. Культура трассы: автостоп в России // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 86–102.

McRobbie 1994 - McRobbie A. Postmodernism and Popular Culture. N.Y., 1994.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: