Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.3.




Вариант № 55737

1.

1.1.1. Какие черты на­ту­ры Чи­чи­ко­ва про­яви­лись в его внут­рен­нем монологе?

 

1.2.1. Каким на­стро­е­ни­ем про­ник­ну­то сти­хо­тво­ре­ние «Есть в осени первоначальной...»?

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1.—1.1.2.

 

Чичиков глядел очень внимательно на молоденькую незнакомку. Он пытался несколько раз с нею заговорить, но как-то не пришлось так. А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли чёрствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов её, или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на всё то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нём чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь. Везде, поперёк каким бы ни было печалям, из которых плетётся жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стёкол вдруг неожиданно пронесётся мимо какой- нибудь заглохнувшей бедной деревушки, не видавшей ничего, кроме сельской телеги, и долго мужики стоят, зевая, с открытыми ртами, не надевая шапок, хотя давно уже унёсся и пропал из виду дивный экипаж. Так и блондинка тоже вдруг совершенно неожиданным образом показалась в нашей повести и так же скрылась. Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он, или просто только что начавший жизненное поприще, — и Боже! чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире.

Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера. Он тоже задумался и думал, но положительнее, не так безотчётны и даже отчасти очень основательны были его мысли. «Славная бабёшка! — сказал он, открывши табакерку и понюхавши табаку. — Но ведь что, главное, в ней хорошо? Хорошо то, что она сейчас только, как видно, выпущена из какого-нибудь пансиона или института, что в ней, как говорится, нет ещё ничего бабьего, то есть именно того, что у них есть самого неприятного. Она теперь как дитя, всё в ней просто, она скажет, что ей вздумается, засмеётся, где захочет засмеяться. Из нее всё можно сделать, она может быть чудо, а может выйти и дрянь, и выйдет дрянь! Вот пусть-ка только за неё примутся теперь маменьки и тётушки. В один год так её наполнят всяким бабьём, что сам родной отец не узнает. Откуда возьмётся и надутость, и чопорность, станет ворочаться по вытверженным наставлениям, станет ломать голову и придумывать, с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть, всякую минуту будет бояться, чтобы не сказать больше, чем нужно, запутается наконец сама, и кончится тем, что станет наконец врать всю жизнь, и выйдет просто чёрт знает что!» Здесь он несколько времени помолчал и потом прибавил: «А любопытно бы знать, чьих она? что, как её отец? богатый ли помещик почтенного нрава или просто благомыслящий человек с капиталом, приобретённым на службе? Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из неё бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек. Это бы могло составить, так сказать, счастье порядочного человека». Двести тысячонок так привлекательно стали рисоваться в голове его, что он внутренно начал досадовать на самого себя, зачем в продолжение хлопотни около экипажей не разведал от форейтора или кучера, кто такие были проезжающие. Скоро, однако ж, показавшаяся деревня Собакевича рассеяла его мысли и заставила их обратиться к своему постоянному предмету.

 

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»

 

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.—1.2.2.

 

  * * * Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...   Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё — простор везде, – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.   Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь — И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле...

Ф. И. Тютчев. 1857

Пояснение.

1.1.1. Чи­чи­ков – делец. Глав­ным смыслом его жизни было при­ра­ще­ние «копейки». По­это­му любое явление, со­бы­тие жизни он рас­це­ни­ва­ет с точки зре­ния своей жиз­нен­ной цели. Он не спо­со­бен к романтике, к чи­сто­те чувств. Он не готов вос­при­ни­мать окружающих таковыми, какие они есть, если толь­ко это не при­не­сет ему прибыли.

 

1.2.1. Сти­хо­тво­ре­ние создает яркое и от­чет­ли­вое ощущение не­раз­рыв­ной связи че­ло­ве­ка с окру­жа­ю­щим миром. Кра­со­та природы не су­ще­ству­ет сама по себе. Она за­став­ля­ет человека осо­бен­но остро ощу­тить свою при­над­леж­ность к этому миру. Не­воз­мож­но придаваться мрач­ным раздумьям и размышлениям, на­блю­дая за не­то­роп­ли­вой сменой сезонов, вли­я­ю­щей на на­стро­е­ние так не­на­вяз­чи­во и легко. Окру­жа­ю­щая природа имен­но сейчас на­ве­ва­ет мысли о свободе, ведь че­ло­ве­ка окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пу­сто­та эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хо­ро­шо потрудилась, по­да­ри­ла людям ве­ли­ко­леп­ный урожай. Мягкие лучи солн­ца освещают все вокруг, под­чер­ки­вая и вы­яв­ляя всю вы­ра­зи­тель­ность отдельных деталей. Сти­хо­тво­ре­ние навевает мно­же­ство различных ассоциаций. Каж-дый чи­та­тель представляет себе соб­ствен­ную картину кра­со­ты окружающей природы, ко­то­рая возможна в на­ча­ле осени.

2.

1.1.2. С какой целью автор в своих раз­мыш­ле­ни­ях упо­ми­на­ет о два­дца­ти­лет­нем юноше?

 

1.2.2. Какую роль иг­ра­ют эпи­те­ты в сти­хо­тво­ре­нии «Есть в осени первоначальной...»?

 

Пояснение.

1.1.2. Два­дца­ти­лет­ний юноша про­ти­во­по­став­лен Чичикову, че­ло­ве­ку «средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера». Для чего это по­тре­бо­ва­лось автору? В дан­ном случае прием ан­ти­те­зы помогает рас­крыть характер Чичикова. Его хо­лод­ный рассудок про­ти­во­по­став­ля­ет­ся непосредственному, чув­ствен­но­му восприятию юноши, Го­голь хочет показать, на­сколь­ко далек его герой от естества, от чи­сто­ты чувств, ведь он не готов вос­при­ни­мать окружающих таковыми, какие они есть, если толь­ко это не при­не­сет ему прибыли.

 

1.2.2.В сти­хо­тво­ре­нии «Есть в осени первоначальной…» поэт ис­поль­зу­ет самые изыс­кан­ные эпитеты, пе­ре­да­ю­щие его от­но­ше­ние к окру­жа­ю­ще­му миру: «дивная пора», «хрустальный день», «лучезарный вечер». Что стоит за этими словами? Пре­жде всего, поэт хочет по­ка­зать свое вос­хи­ще­ние всем, что его окружает. Вся при­ро­да наслаждается сме­ной сезонов, на­ступ­ле­ни­ем красивейшего вре­ме­ни года — осени.

«Хрустальный день» — это уди­ви­тель­ная неосязаемая драгоценность. К ней не­воз­мож­но прикоснуться, ее можно толь­ко ощутить. И сколь счаст­лив должен быть человек, уме­ю­щий восторгаться тем, что его окружает! “Хрустальный день” в по­ни­ма­нии читателя ка­жет­ся удивительно кра­си­вым и прозрачным. При­выч­ные очертания пред­ме­тов и яв­ле­ний в про­зрач­ном воздухе на­чи­на­ют казаться еще более чи­сты­ми и нежными.

3.

1.1.3 Со­по­ставь­те фраг­мент ко­ме­дии Н. В. Гоголя «Ревизор» с приведённым ниже фраг­мен­том ко­ме­дии Д. И. Фонвизина «Недоросль». В чём схожи пред­став­лен­ные в них ситуации?

 

1.2.3 В сти­хо­тво­ре­нии А. С. Пушкина «Вновь я посетил…» и в приведённом ниже сти­хо­тво­ре­нии Г. Р. Державина «Река времён в своём стремленьи…» зву­чит тема времени. Чем раз­ли­ча­ет­ся осмыс­ле­ние вре­ме­ни в этих произведениях?

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.3.

 

Г о р о д н и ч и й. …Вот я вам прочту письмо, которое получил я от Андрея Ивановича Чмыхова, которого вы, Артемий Филиппович, знаете. Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель (бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами)... и уведомить тебя». А! Вот: «Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд (значительно поднимает палец вверх). Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки...» (остановясь), ну, здесь свои... «то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живёт где-нибудь инкогнито... Вчерашнего дня я...» Ну, тут уж пошли дела семейные: «...сестра Анна Кирилловна приехала к нам со своим мужем; Иван Кириллович очень потолстел и всё играет на скрыпке...» – и прочее, и прочее. Так вот какое обстоятельство!

А м м о с Ф ё д о р о в и ч. Да, обстоятельство такое... необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром.

Л у к а Л у к и ч. Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?

Г о р о д н и ч и й. Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.

А м м о с Ф ё д о р о в и ч. Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия... да... хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены.

Г о р о д н и ч и й. Эк куда хватили! Ещё умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

А м м о с Ф ё д о р о в и ч. Нет, я вам скажу, вы не того... вы не... Начальство имеет тонкие виды: даром что далеко, а оно себе мотает на ус.

Г о р о д н и ч и й. Мотает или не мотает, а я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую и вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения – и потому вы сделайте так, чтобы всё было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.

А р т е м и й Ф и л и п п о в и ч. Ну, это ещё ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые.

Г о р о д н и ч и й. Да, и тоже над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке... это уж по вашей части, Христиан Иванович, – всякую болезнь: когда кто заболел, которого дня и числа... Нехорошо, что у вас больные такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдёшь. Да и лучше, если б их было меньше: тотчас отнесут к дурному смотрению или к неискусству врача.

А р т е м и й Ф и л и п п о в и ч. О! насчёт врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, – лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает.

Христиан Иванович издаёт звук, отчасти похожий на букву «и» и несколько на «е».

Г о р о д н и ч и й. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Фёдорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично... Я и прежде хотел вам это заметить, но всё как-то позабывал.

А м м о с Ф ё д о р о в и ч. А вот я их сегодня же велю всех забрать на кухню. Хотите, приходите обедать.

Г о р о д н и ч и й. Кроме того, дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник. Я знаю, вы любите охоту, но всё на время лучше его принять, а там, как проедет ревизор, пожалуй, опять его можете повесить.

(Н. В. Гоголь. «Ревизор»)

 

 

****

 

 

Софья вошла, держа письмо в руке и имея весёлый вид.

Г - ж а П р о с т а к о в а (Софье). Что так весела, матушка? Чему обрадовалась?

С о ф ь я. Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила.

Г - ж а П р о с т а к о в а (испугавшись, с злобою). Как! Стародум, твой дядюшка, жив! И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел!

С о ф ь я. Да он никогда не умирал.

Г - ж а П р о с т а к о в а. Не умирал! А разве ему и умереть нельзя? Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим нас застращать, чтоб мы дали тебе волю. Дядюшка-де человек умный; он, увидя меня в чужих руках, найдёт способ меня выручить. Вот чему ты рада, сударыня; однако, пожалуй, не очень веселись: дядюшка твой, конечно, не воскресал.

С к о т и н и н. Сестра, ну да коли он не умирал?

П р о с т а к о в. Избави Боже, коли он не умирал!

Г - ж а П р о с т а к о в а (к мужу). Как не умирал! Что ты бабушку путаешь? Разве ты не знаешь, что уж несколько лет от меня его и в памятцах за упокой поминали? Неужто таки и грешные-то мои молитвы не доходили! (К Софье.) Письмецо-то мне пожалуй. (Почти вырывает.) Я об заклад бьюсь, что оно какое-нибудь амурное. И догадываюсь от кого. Это от того офицера, который искал на тебе жениться и за которого ты сама идти хотела. Да которая бестия без моего спросу отдаёт тебе письма! Я доберусь. Вот до чего дожили. К деушкам письма пишут! деушки грамоте умеют!

С о ф ь я. Прочтите его сами, сударыня. Вы увидите, что ничего невиннее быть не может.

Г - ж а П р о с т а к о в а. Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря Бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай.

П р о с т а к о в (долго смотря). Мудрено.

(Д. И. Фонвизин. «Недоросль»)

 

 

Прочитайте приведённый ниже фраг­мент произведения и вы­пол­ни­те задание 1.2.3.

 

...Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провёл

Изгнанником два года незаметных.

Уж десять лет ушло с тех пор – и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я – но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор ещё бродил

Я в этих рощах.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет – уж за стеною

Не слышу я шагов её тяжёлых,

Ни кропотливого её дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

Меж нив златых и пажитей зелёных

Оно, синея, стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывёт рыбак и тянет за собой

Убогой невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни – там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре...

На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят – одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко, – здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал. По той дороге

Теперь поехал я, и пред собою

Увидел их опять. Они всё те же,

Всё тот же их, знакомый уху шорох –

Но около корней их устарелых

(Где некогда всё было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зелёная семья; кусты теснятся

Под сенью их, как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему всё пусто.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастёшь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Весёлых и приятных мыслей полон,

Пройдёт он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

(А. С. Пушкин, 1835)

 

 

****

 

 

Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остаётся

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрётся

И общей не уйдёт судьбы.

(Г. Р. Державин, 1816)

Пояснение.

1.1.3 Сопоставьте фрагмент комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» с приведённым ниже фрагментом комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». В чём схожи представленные в них ситуации?

 

В обоих отрывках речь идёт об известиях, к которым герои относятся неравнозначно. И Простаковыми из «Недоросля», и чиновниками из «Ревизора» правит страх – они боятся приезда того, кто может нарушить их спокойствие и изменить хорошо отлаженный ритм жизни. Простакова так привыкла распоряжаться имуществом Софьи, что не желает даже допустить мысли о приезде её опекуна. Городничий и его чиновники так привыкли к взяткам, беспределу и вседозволенности, что не на шутку напуганы известием о возможной ревизии.

 

1.2.3 В стихотворении А. С. Пушкина «Вновь я посетил…» и в приведённом ниже стихотворении Г. Р. Державина «Река времён в своём стремленьи…» звучит тема времени. Чем различается осмысление времени в этих произведениях?

 

Уже глубоким стариком, за несколько недель до смерти, Державин напи-сал свое последнее стихотворение. Поэт уходил в Вечность. И смотрел в нее философски спокойно, печально и мудро. Мы все, живущие на земле, объединены этим стремительно уносящим нас потоком. Стихотворение Державина проникнуто грустью и оставляет мрачное ощущение безысходности И все-таки есть надежда, что остается нечто от каждого поколе-ния людей, остается «чрез звуки лиры и трубы». Иначе нарушилась бы связь времен.

Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия, принимаемые Пушкиным. И он приветствует новые поколения афористичной фразой:

«Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!»

Обращение поэта к молодому поколению проникнуто доброжелательно-стью и верой в его будущее. Человек в этом стихотворении кровно связан с историей и природой. Лирические переживания слиты с историческими и философскими размышлениями. Стихотворение Пушкина более светлое, оптимистичное, вселяющее надежду.

4.

Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

 

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

 

2.1. Са­ти­ри­че­ское об­ли­че­ние чи­нов­ни­ков в поэме Н.В. Го­го­ля «Мёртвые души».

 

2.2. Над ка­ки­ми фи­ло­соф­ски­ми во­про­са­ми раз­мыш­ля­ет Ф.И. Тют­чев в своих стихотворениях?

 

2.3. По­че­му В.Г. Бе­лин­ский на­звал Ев­ге­ния Оне­ги­на «эгоистом поневоле»? (По ро­ма­ну А.С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин».)

 

2.4. Война в ли­ри­ке рус­ских по­этов вто­рой по­ло­ви­ны ХХ в. (На при­ме­ре сти­хо­тво­ре­ний од­но­го из по­этов по вы­бо­ру учащегося.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Са­ти­ри­че­ское обличение чи­нов­ни­ков в поэме Н.В. Го­го­ля «Мёртвые души».

 

Термин «чиновничество» про­изо­шел от древ­не­рус­ско­го «чин», что озна­ча­ло «ряд, строй, уста­нов­лен­ный порядок» (нарушение ко­то­ро­го есть бесчинство). Но эти зна­че­ния теперь забыты. В нашем пред­став­ле­нии чин – это звание, поз­во­ля­ю­щее занимать опре­де­лен­ные должности. Таким образом, чи­нов­ни­че­ство (современный его си­но­ним – бюрократия) – это ка­те­го­рия лиц, про­фес­си­о­наль­но занятых де­ло­про­из­вод­ством и вы­пол­не­ни­ем ис­пол­ни­тель­ских функций в си­сте­ме государственного управления. Чи­нов­ни­че­ство во всех его про­яв­ле­ни­ях показано Го­го­лем на стра­ни­цах «Мертвых душ».

Поэма «Мертвые души» - слож­ное произведение, в ко­то­ром переплетаются бес­по­щад­ная сатира и фи­ло­соф­ские размышления ав­то­ра о судь­бе России и ее народа. Жизнь гу­берн­ско­го города по­ка­за­на в вос­при­я­тии Чичикова и ав­тор­ских лирических отступлениях. Чи­нов­ни­ки — это сво­е­го рода вер­ши­те­ли судеб жи­те­лей губернского города. От них за­ви­сит решение любого, даже ма­лень­ко­го вопроса. Но ни одно дело не рассматривается в го­ро­де без взяток. Взяточничество, каз­но­крад­ство и гра­беж населения - яв­ле­ния в го­ро­де постоянные и повсеместные. «Слуги народа» по­и­сти­не единодушны в своем стрем­ле­нии широко по­жить за счет сумм «нежно лю­би­мо­го ими Отечества». По­лиц­мей­сте­ру стоило толь­ко мигнуть, про­хо­дя мимо рыб­но­го ряда, как на его столе по­яв­ля­лись «белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, коп­че­ные языки и балыки, — это все было со сто­ро­ны рыбного ряда». Все чи­нов­ни­ки имеют низ­кий уровень образованности. Го­голь с иро­ни­ей называет их «людьми более или менее просвещенными», по­то­му что «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и со­всем ничего не читал.... » В раз­мыш­ле­нии о «толстых и тонких» автор показывает, как по­сте­пен­но государственные люди, «заслужив все­об­щее уважение, остав­ля­ют службу.... и де­ла­ют­ся славными помещиками, слав­ны­ми русскими барами, хлебосолами, и живут и хо­ро­шо живут». Это от­ступ­ле­ние является злой са­ти­рой на чиновников-грабителей и на «хлебосольных» рус­ских бар, ве­ду­щих праздное существование, бес­цель­но коптящих небо.

 

 

2.2. Над ка­ки­ми философскими во­про­са­ми размышляет Ф.И. Тют­чев в своих стихотворениях?

Поэзия Тют­че­ва полна мысли, это фи­ло­соф­ская поэзия. Од­на­ко Тютчев пре­жде всего был художником. В по­э­ти­че­ские образы он об­ле­кал лишь то, что было пе­ре­ду­ма­но и пе­ре­чув­ство­ва­но им самим. Сущ­ность его твор­че­ско­го процесса пре­крас­но определил И. С, Тургенев: «...каждое его сти­хо­тво­ре­ние начиналось мыслию, но мыслию, которая, как ог­нен­ная точка, вспы­хи­ва­ла под вли­я­ни­ем глубокого чув­ства или силь­но­го впечатления; вслед­ствие этого, если можно так выразиться, свой­ства происхождения своего, мысль г. Тют­че­ва никогда не яв­ля­ет­ся читателю нагою и отвлеченною, но все­гда сливается с образом, взя­тых из мира души или природы, про­ни­ка­ет­ся им и сама его про­ни­ка­ет нераздельно и неразрывно».

Раскрытие темы возможно на стихотворениях: «Как океан объемлет шар земной», «Как хорошо ты, о море ночное», «О чем ты воешь, ветр ночной?». В стихотворении Тютчева «Как океан объемлет шар земной» отражается модель мироздания. Четыре элемента всего сущего: огонь («горящий славой звездной», «пылающею бездной»), вода («океан», «стихия», «прилив», «неизмеримость волн»), земля («шар земной», «земная жизнь», «берег», «пристань»), воздух («сны», «небесный свод») – находятся в отношении противоборства и единства одновременно. Море ночное в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное» – символ стихии мироздания – становится воплощением движения, оно всегда разное, нетождественное самому себе в каждый миг. Космос и Хаос, слабость и величие человека, его страх перед ликом бездны и в то же время та-инственное притяжение к ней – именно это открывается нам в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?». Мир в изображении Тютчева противоречив: враждебность мироздания, его хаос, мгла, страхи и тайны – и его величие, гармония в самой стихийности; Человек – песчинка перед ликом мироздания, он в разладе с собой и миром – и человек един со всем сущим, он неотъемлемая часть мироздания.

 

2.3. По­че­му В.Г. Бе­лин­ский назвал Ев­ге­ния Онегина «эгоистом поневоле»? (По ро­ма­ну А.С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин».)

Евгения Онегина, героя од­но­имен­но­го романа А.С. Пушкина, В. Г. Бе­лин­ский назвал «страдающим эго­и­стом поневоле», ибо, об­ла­дая богатым ду­хов­ным и ин­тел­лек­ту­аль­ным потенциалом, он не может найти при­ме­не­ния своим спо­соб­но­стям в обществе, в ко­то­ром ему вы­па­ло жить.

В ро­ма­не Пушкин ста­вит вопрос: по­че­му так произошло? Для от­ве­та на него поэту при­ш­лось исследовать и лич­ность Онегина — мо­ло­до­го дворянина 10-х — на­ча­ла 20-х годов XIX века, и ту жиз­нен­ную среду, ко­то­рая его сформировала. По­это­му в ро­ма­не так по­дроб­но рассказывается о вос­пи­та­нии и об­ра­зо­ва­нии Евгения, ко­то­рые были ти­пич­ны­ми для людей его круга. Оне­гин разочаровался в свет­ской суете, им овла­де­ла «русская хандра», рож­ден­ная бесцельностью жизни, не­удо­вле­тво­рен­но­стью ею. Такое кри­ти­че­ское отношение к дей­стви­тель­но­сти ставит Ев­ге­ния выше боль­шин­ства людей его круга. Онегин, несомненно, бли­зок к пе­ре­до­вым идеям сво­е­го времени, и не толь­ко потому, что в своем име­нии «ярем он бар­щи­ны старинной об­ро­ком легким заменил». Весь круг мыс­лей и раз­ду­мий Онегина от­ра­жа­ет атмосферу и дух эпохи. Например, Оне­гин и Лен­ский размышляют об «общественном договоре» Руссо, о науке, религии, нрав­ствен­ных проблемах, то есть обо всем, что за­ни­ма­ло умы пе­ре­до­вых людей того времени. Но, го­во­ря о «резком, охла­жден­ном уме» Евгения, о его во мно­гом прогрессивных взглядах, о разо­ча­ро­ван­но­сти в «свете», Пуш­кин подчеркивает слож­ную взаимосвязь героя и общества, его сформировавшего. По­то­му Онегина и можно счи­тать «эгоистом поневоле».

 

2.4. Война в лирике русских поэтов второй половины ХХ в. (На примере стихотворений одного из поэтов по выбору учащегося.)

Высоцкий стал мостом понимания между поколениями, между дедами и внуками. Когда-то в одной анкете поэта спросили: «Ваше любимое место?» Высоцкий, который немало повидал, ответил: «Самотека, Москва» — «Ваша любимая песня?» — «Вставай, страна огромная…» Это была песня его детства. Москва 41-го года. Затемненная, неприступная, суровая. Здесь впервые пересеклись пути юного Булата Окуджавы, уходящего на фронт (позже он споет об этом: «Ты научил любви Арбат, а дальше, дальше наше дело…») и маленького Володи Высоцкого. Окуджава поднял уличную песню до вершин истинной поэзии, а вернее, простые и глубокие мысли облек в формулу уличной песни. Окуджава начал то, что продолжил потом Высоцкий. И вот на смену задумчивой доброте песен Булата Окуджавы — охрипший голос солдата, даже не голос — крик, несмолкаемый крик, как предвестник беды. Большая часть песен Высоцкого написана от первого лица, то есть поэт перевоплощается в своего персонажа, ставит себя на его место:

Мне этот бой не забыть нипочем.

Смертью пропитан воздух,

а с небосклона бесшумным дождем

падали звезды.

Вот покатилась, и я загадал:

выйти живым из боя…

Вот поэтому Высоцкий и получал письма от фронтовиков: «…Не тот ли вы Владимир Высоцкий, с которым я выходил из окружения под Оршей?», «Здравствуй Володя! После того, как тебя ранило осколком мины, я воевал еще год…»

Поэт и исполнитель Высоцкий пел о тех сторонах военной жизни, о которых мог знать только участвовавший в войне человек. Он ставил себя на место командира, приговоренного к расстрелу, сапера, совершающего подвиг, новобранца и многих других. Он настолько ярко описывает события, что y слушателя невольно создается картина происходящего.

Владимир Высоцкий не воевал, не сидел в тюрьме, не был альпинистом, шахтером, спортсменом — он был Поэтом, Художником слова. (по материалам https://www.litsoch.ru/essays/self/961/)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: