О ДОБРОТЕ, ЭМПАТИИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ.
В нашем высоко конкурентном мире многие родители стараются развивать у детей, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, все это ребенку пригодятся в жизни. Но, к сожалению, в последнее время во внимание редко берётся такое качество, как, доброта. А ведь доброта — это основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной. Отзывчивость, сострадание, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности.
Добрый ребёнок или не очень — зависит от воспитания. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка.
Если же у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.
К большому сожалению, показательной чертой нашего времени является детская жестокость. Очень часто мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят. Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно — воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена. А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.
Вопрос воспитания добра, милосердия и толерантности всегда были актуальны для любого общества. Сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема воспитания толерантности становится все более значимой. Современный культурный человек — это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное, толерантное воспитание. Толерантное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Воспитание добра, милосердия и толерантности направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни.
Эмпатия — это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Соответственно эмпат — это человек с развитой способностью к эмпатии. Другими словами, эмпат — это человек, чувствующий чужие эмоции или переживания, а порой (если эмпатия сильная) даже чужие физические ощущения, например, боль.
В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие. Существует даже некая шкала деления уровней эмпатии (уровней сопереживания). Т.е., каждый из нас может обладать тем или иным уровнем эмпатии. Кроме того, эмпатии можно научиться, причём в любом возрасте.
Сегодня эмпатия одна из тех немногих способностей человека, которые действительно способны спасти мир. Эмпатия - это чисто человеческое качество. Ни один робот или искусственный интеллект на это не способен. Умение чувствовать эмоции другого, подобного себе, сравнимо с навыками сверхразума, поскольку это именно то немногое, что отличает нас от других животных.
Есть две важные причины, по которым каждому человеку необходима эмпатия: во-первых, без неё человек не сможет стать успешным, поскольку скорее всего возникнут проблемы со взаимодействием и общением с другими людьми. Ведь без развитой способности к эмпатии невозможно ни понимание состояния партнеров, ни адекватная реакция на их действия.Во-вторых, люди с высоким уровнем эмпатии являются наиболее ценными членами общества. О многих из них даже говорят: «Прирожденный психолог!» Посудите сами, к кому вы пойдете плакаться в жилетку — к бездушному человеку или к тому, кто способен разделить с вами горе и поддержать в тяжелой ситуации? Кого быстрее назовете другом? С кем захотите работать в одной команде? Эмпаты часто становятся душой компании и неформальными лидерами, так как к ним прислушиваются не из страха, а из уважения.
Давайте теперь разберемся с тем, что же такое толерантность? Толерантность — это не выдуманное слово. Толерантность каждый определяет по-своему, и если мы возьмем словари, окажется, что в разных языках значение этого слова имеет свой неповторимый оттенок: например, в испанском языке слово «толерантность» означает способность признавать отличные от собственных идеи или мнения; на французском — это отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; а на китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
Проблема толерантности является одной из наиболее актуальных в современной России. Не случайно именно отечественными учёными в последние годы выполнен большой объём исследований по данной проблематике (А. Г. Асмолов, М. С. Мириманова, Г. В. Солдатова и др.).
Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и Российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций.
Особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности. В сборнике «На пути к толерантному сознанию» автор А. Г. Асмолов трактует толерантность как социальную норму, которая определяет устойчивость к конфликтам в межэтническом, межкультурном обществе: «Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство, то толерантность, которая является нормой цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятия других логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличие, непохожесть».
Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Быть толерантным, значит с уважением относиться к чужим мнениям, высказываниям и взглядам, принимать различные формы самовыражения и проявления личной индивидуальности.
Воспитывая толерантное сознание детей, мы стараемся прививать им следующие жизненные принципы:
· соблюдать справедливость по отношению к окружающим;
· быть терпеливым и выдержанным;
· уметь прощать;
· ставить себя на место другого;
· помнить, что дороже всех ценностей — здоровье и жизнь.
В статье использованы следующие материалы: Черкасова, П. А. Воспитание добра, милосердия и толерантности // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107)