Реформа буддийской церкви




 

По китайским сведениям, на территории будущего ТАР в начале 60-х годов находилось 2469 монастырей с 110 тыс. мо­нахов и послушников [Тsering Shakya, 1999, р. 253]. Численность на­селения Тибета составляла в 1959 г. 1180 тыс. [ibid., р. 501]. В воору­женных выступлениях 1959 г. приняли участие тысячи монахов. В 1959 г. указом Госсовета КНР были распущены все органы управ­ления тибетской буддийской церкви. После подавления движения большинство монастырей было закрыто, многие разрушены, тыся­чи монахов были репрессированы, бежали в Индию или погибли. Власти конфисковали сокровища монастырей, связанных с воору­женным движением. На землях монастырей бьша проведена аграр­ная реформа. Под эгидой властей развернулась массовая кампа­ния за выход монахов из монашеской общины и возвращение их «в мир». Так, в одном из храмов монастыря Дэпун из 301 монаха 281 снял монашеское одеяние. В целом в Дэпуне из 8-10 тыс. мона­хов осталось только 700.

Панчен-лама выдвинул лозунг: «Пусть Конституция войдет под своды храмов и монастырей». В монастырях стали создаваться Ко­митеты демократического управления. 9 июля 1961 г. Госсовет КНР распустил и «Совет каньбу» при Панчен-ламе. В Ташилунпо, соб­ственном монастыре Панчен-ламы, в 1959-1961 гг. число монахов уменьшилось вдвое, с 4 тыс. до 1980 человек[24] [Smith, 1996, р. 523-524; Преобразования в Тибете, 2001, с. 165].

После принятия ЦК КПК в январе 1961 г. нового курса в Тибете положение несколько стабилизировалось. В апреле 1961 г. 5-я сессия ПК по созданию ТАР провозгласила пять принципов дальнейшей работы: 1) устранение эксплуатации и гнета; 2) осуществление де­мократического управления в монастырях и храмах; 3) соблюдение Конституции в монастырях и храмах, исполнение декретов прави­тельства; 4) участие лам в труде; 5) решение правительством вопро­сов материального обеспечения старых и слабых физически лам, а также лам-знатоков канонов. Некоторое число представителей высшего ламства вновь было привлечено к работе в администра­ции. Так, 3-я сессия тибетского отделения Всекитайского общества буддистов осенью 1963 г. избрала правление отделения в составе 117 человек и президента Тубтэн Кунга, который одновременно являлся заместителем председателя ПК по образованию ТАР. {283}

В 1964 г. правительство КНР решило отказаться от попыток установить взаимоприемлемые отношения с высшими иерарха­ми тибетской буддийской церкви. В августе 1964 г. на сессии ПК по созданию ТАР Панчен-лама был подвергнут критике и осуж­дению, затем арестован и отправлен в Пекин, где находился в за­ключении до 1974 г. и под домашним арестом до его реабилита­ции в 1978 г. Только в июле 1982 г. он смог вернуться в Лхасу. После бегства Далай-ламы XIV в Индию в 1959 г. власти КНР неоднократ­но заявляли, что его увезли насильно. В декабре 1964 г. Далай-ла­ма XIV был официально снят со всех еще сохранившихся за ним постов.

В результате реформ 1959-1965 гг. было ликвидировано теокра­тическое государство (буддийская монархия), существовавшее в Ти­бете с середины XVII в. Исчезли церковное землевладение и полити­ческое господство ламства. Резко сократилась численность сангхи — буддийской монашеской общины. Все эти явления сами по себе имели прогрессивный характер, способствовали освобождению ти­бетских крестьян и скотоводов от феодального гнета и открывали дорогу развитию тибетского общества и дальнейшей интеграции Тибета в состав КНР и в современный мир.

Вместе с тем, реформы проводились в тяжелых условиях подав­ления вооруженного сопротивления и устранения всех потенциаль­ных противников реформ. Задача «нейтрализации» и привлечения к реформаторской деятельности представителей тибетской элиты и выходцев из низов старого общества оставалась исключительно важной проблемой в течение всех 60-х годов.

 

«Великая пролетарская культурная революция» и Тибет в 1966-1969 гг.

 

В ходе дальнейшей интеграции Тибета в состав КНР общекитайские общественные процессы стали оказывать все боль­шее влияние на положение в Тибете как по содержанию, так и по форме. Центральные власти КНР попытались, в частности, развер­нуть в Тибете так называемую «культурную революцию». Власти Китая стремились в ходе этого масштабного движения создать в Тибете крепкий военно-административный аппарат, организовать «народные коммуны» и вытеснить из сознания широких народных масс тибетцев старые религиозные представления путем пропаган­ды «идей Мао Цзэ-дуна». {284}

Однако реальных сил в самом Тибете для того, чтобы развер­нуть «великую пролетарскую культурную революцию», оказалось мало. В середине 1965 г. в Тибете было всего лишь 700 учащихся средних школ, и, разумеется, мало кто из них готов был разрушать монастыри, разбивать статуи будд и бодхисатгв и т.п. Еще менее к этому были готовы представители тибетских низов. Молодых тибетцев-рабочих было опять-таки немного. Молодые китайцы на территории ТАР являлись по преимуществу солдатами, а роль НОАК в период «культурной революции» заключалась, по плану организаторов этого движения, в том, чтобы «направлять» действия молодых хунвэйбинов («красных охранников») и цзаофаней («бун­тарей»), обеспечивать их «успех», но самой оставаться «в тени». Армия непосредственно не «громила» оппозиционные курсу Мао Цзэ-дуна организации, группы и слои населения, а обеспечивала хунвэйбинам возможность делать это.

Первые хунвэйбины появились в вузах Пекина в мае 1966 г. После этого из столицы в разные районы страны выезжали их отря­ды для организации движения. Армия создавала специальные пункты по приему хунвэйбинов, центры связи, кормила их, пре­доставляла им транспорт, типографии, финансы. Так было в цент­ральных провинциях Китая. В Тибет же с самого начала движения, в мае 1966 г., из Пекина было направлено около 500 хунвэйбинов. В августе 1966 г. учащиеся лхасской средней школы и тибетского колледжа по подготовке учителей сформировали первые отряды местных хунвэйбинов [Тsering Shakya, 1999, р. 320]. Был создан ко­митет по проведению «культурной революции» в Тибете во гла­ве с Ван Ци-мэем. На тибетском языке были отпечатаны 28 тыс. экземпляров «красной книжки» — сборника цитат из речей Мао Цзэ-дуна [Богословский, 1978, с. 133]. Начиная с мая и до декабря 1966 г. хунвэйбины проводили в Тибете широкую кампанию по искоренению «четырех старых» — идей, культуры, привычек и обы­чаев [Тsering Shakya, 1999, р. 317]. Они уничтожали статуи, книги, разрушали монастырские строения и стелы, ломали «старую» ме­бель, отрезали у женщин косы и т.д. Нападкам хунвэйбинов под­верглись тибетцы — председатель Народного комитета ТАР Нгапо Нгаван Джигме, председатель Народного комитета Лхасы Цого Дондуб Цэрин и др.

22 декабря 1966 г. по инициативе пекинских хунвэйбинов в Ти­бете был организован Главный штаб лхасских революционных цзаофаней (цзаоцзунов) [ibid., р. 327]. В январе цзаоцзуны захва­тили радиостанцию Лхасы и помещение газеты «Сицзан жибао» {285} (ежедневная газета «Тибет»). Затем они разогнали Народный коми­тет ТАР. В феврале 1967 г. начались нападки на китайцев-руково­дителей Рабочего комитета КПК ТАР и тибетского военного окру­га: Чжан Го-хуа, Чжан Цзин-у, Ван Ци-мэя и др. Их обвиняли в по­кровительстве реакции, стремлении восстановить старые порядки и власть реакционного духовенства. Однако в начале 1967 г. в Тибе­те появилась новая организация цзаофаней — ганьцзунов, которая называлась «Главный штаб пролетарских революционеров, бунтую­щих на основе большого единения ТАР» (Сицзан — цзычжицюй учань-цзецзи гэминь даляньхэ цзунчжихуйбу; далее — «Главный штаб»). Состоявшая в основном из кадровых работников-китай­цев, организация «Главный штаб» выступила в защиту партийных и военных руководителей ТАР. «В Тибете студентов мало, револю­ция должна идти вперед в опоре на кадровых работников учреж­дений, — объяснял несколько позже Чжан Го-хуа, — в Тибете обста­новка особая, здесь надо опираться на низшие и средние слои кад­ровых работников» [Богословский, 1978, с. 136].

Начались столкновения между цзаоцзунами и ганьцзунами. Заявив о необходимости навести порядок, партийные и военные руководители ТАР ввели в Лхасу войска и заняли все государствен­ные учреждения. Пекинских хунвэйбинов выпроводили из Тибе­та. Цзаоцзуны на время притихли. Однако начиная с июня 1967 г. вновь обострилось соперничество цзаоцзунов и ганьцзунов. Цзян Цин и другие крайние экстремисты в Пекине натравливали цзао­цзунов на руководителей ТАР. На улицах Лхасы, Шигацэ и других городов происходили многодневные бои с применением пулеме­тов. Гибли тысячи людей. По некоторым неофициальным оценкам, в декабре 1967 г. организация цзаоцзунов насчитывала 20 тыс. чело­век, организация ганьцзунов — 50 тыс. [Тsering Shakya, 1999, р. 513]. В августе 1968 г. ЦК КПК посылает в Тибет специальную комиссию с задачей прекратить вооруженную борьбу. 5 сентября 1968 г. было объявлено о создании Революционного комитета ТАР во главе с бывшим заместителем командующего Тибетским военным окру­гом Цзэн Юн-я. Из 13 его заместителей оказалось 8 китайцев и 5 ти­бетцев, а среди 27 членов ревкома 12 человек являлись представи­телями массовых организаций, 10 — армии и 5 — представителями старых кадровых работников. Среди 27 членов ревкома было толь­ко четверо тибетцев [ibid, р. 342]. Среди пяти заместителей-ти­бетцев Цзэн Юн-я были Пасан и Цэрин Лхамо (обе руководили цзаоцзунами), Ян Дун-шэн (бывший секретарь Народного комите­та ТАР), Нгапо Нгаван Джигме (бывший председатель Народного {286}комитета ТАР) и Тубтэн Ньима (бывший заместитель секретаря Тибетского союза комсомола) [Богословский, 1978, с. 190, примеч. 6]. Среди китайцев-заместителей Цзэн Юн-я оказалось трое военных. Таким образом, ревком ТАР был создан по общему правилу форми­рования новых органов власти, основанных на соединении «трех сторон»: представителей хунвэйбинов и цзаофаней, военных и ста­рых кадров.

Однако создание местных ревкомов в Тибете проходило крайне медленно, встречало пассивное, а то и активное сопротивление на­селения и «левых революционеров», не получивших всей полноты власти. Так, 2 октября 1968 г. произошло вооруженное нападение на ревком Шигацэ, повлекшее за собой многочисленные жертвы. 3 августа 1969 г. имело место вооруженное столкновение между сол­датами гарнизона Лхасы и более чем 10 тыс. цзаофаней, прибыв­ших из других районов Тибета. В эти годы власти направляли сол­дат и офицеров на все предприятия и в учреждения для органи­зации там ревкомов и руководства ими. Военное командование полностью взяло власть в Тибете в свои руки, а создание ревкомов узаконило этот процесс. Китайцы составляли большинство среди членов ревкомов, а среди их руководителей — подавляющее боль­шинство.

16 января 1969 г. в статье в газете «Жэньминь жибао» замести­тель председателя Ревкома ТАР Цэрин Лхамо призвала к повсеме­стному созданию «народных коммун». «Коммуны» состояли из не­скольких производственных бригад; членам коммуны выдавали 12 кг продовольствия в месяц на человека. Они привлекались для освоения целинных земель, строительства ирригационных сооруже­ний, уборки урожая с земель, принадлежавших воинским частям. В эти годы в Тибете широко развернулось строительство военных объектов, на котором применялся принудительный труд тибетских крестьян. Имели место случаи реквизиции солдатами зерна после уборки крестьянами урожая. Все эти действия, разумеется, вызыва­ли недовольство крестьян.

В начале июня 1968 г. восстали более 3 тыс. тибетцев в Софу, Чумае, Цзянба и других местах, было убито более 200 кадровых ра­ботников. В середине июня в результате нападения тысяч тибет­цев на воинские части в Гэцзы и Цаламо погибло более 300 солдат. В начале августа тибетцы атаковали войска в Южном Тибете, в кон­це 1968 г. — в скотоводческих областях Чжагэ и Ванрин. Китайские военные власти, пытаясь изолировать повстанцев, с июня 1968 г. запретили тибетцам жить в 100-мильной полосе вдоль границы {287}с Индией и Непалом [там же, с. 149]. Но вооруженные нападения на сборщиков налогов, продовольственные склады, воинские части и учреждения продолжались.

1 мая 1970 г. отряд численностью в 200 всадников разгромил и сжег автостанцию в Мацзянцзуне; была перерезана телеграфная линия между Лхасой и Шигацэ. 8 лет, начиная с 1962 и до декабря 1970 г., в районах, пограничных с Сиккимом, Бутаном и Индией, действовал небольшой отряд тибетцев. Они совершали нападения на отдельные китайские воинские части. Вооруженные столкнове­ния имели место во многих районах Тибета. В Лхасе, Динри и не­которых других тибетских городах действовали подпольные груп­пы. Усилилась эмиграция тибетцев за границу.

На выступления тибетцев китайские власти ответили массовы­ми арестами, публичными судилищами и казнями. В 1970 г. митин­ги-суды имели место в Лхасе, Шигацэ, Пари, в области Дромо. Смертные приговоры исполнялись на месте.

Таким образом, годы «культурной революции» стали черными годами в истории Тибета. Ликвидация конституционных органов власти, преследования многих руководителей-тибетцев, массовые репрессии и гонения на национальную религию и культуру, пере­ход всей полноты власти в руки военных — главные характерные черты обстановки в Тибете в эти годы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: