В то же время новое руководство КНР выработало особые установки в социально-экономической политике в тибетской деревне и в Тибете в целом. Был восстановлен «особый» политический курс, учитывавший специфику района и особенности тибетцев как преобладающего в этом районе этноса.
В марте 1979 г. состоялся расширенный пленум Комитета КПК ТАР. В докладе Жэнь Жуна содержались основные положения новой политики в Тибете. «В осуществлении четырех модернизаций во всем исходить из действительности Тибета», — подчеркивал Жэнь Жун, а далее следующим образом формулировал основной экономический курс: «Исходить из действительности в Тибете означает: главное — ухватиться за сельское хозяйство, твердо взять за основу сельское хозяйство. Надо решительно преодолеть уклон, когда главное внимание уделялось земледелию и пренебрегали животноводством, игнорировали многоотраслевое хозяйство» [Богословский, 1996, с. 255]. Жэнь Жун потребовал прекратить изъятие в качестве налога или обязательных госзакупок зерна, предназначенного на паек, проводить в жизнь принцип распределения по труду, с помощью рабочих групп из кадровых работников организовать массы на развитие производства.
В печати появились сообщения о передаче скота на подряд отдельным семьям, о распределении среди членов бригад пастбищ и кормов согласно количеству скота. Устанавливались обязательства по сдаче государству определенного количества голов молодняка и продуктов животноводства. Рабочие группы отправились прежде всего в бедные коммуны и бедные бригады. По результатам инспекции говорилось о необходимости развивать не только земледелие, но и животноводство, подсобное хозяйство и домашние промыслы. В 1979 г. правительство ТАР выделило специальные средства на закупку сельхозмашин, орудий, химических удобрений, коров и овцематок для бедных коммун и бригад. В марте 1980 г. состоялось первое совещание в Секретариате ЦК КПК о работе в Тибете. В мае 1980 г. рабочая комиссия ЦК КПК во главе с Генеральным секретарем ЦК КПК Ху Яо-баном и заместителем премьера Госсовета Вань Ли совершила поездку по Тибету. 15 мая — 3 июня 1980 г. в Лхасе прошел пятый пленум парткома {293}ТАР 20-го созыва. В результате работы совещания, рабочей комиссии и парткома был выработан новый курс в социальной политике, который проводился в 1980-1983 гг.
|
Началась, как было объявлено в докладах и речах секретаря парткома ТАР Инь Фа-тана и других руководителей ТАР, вторая фаза проведения реформ в Тибете. Для решения проблемы бедности в тибетской деревне государство поощряло развитие личного хозяйства крестьян и скотоводов путем выделения участков земли в индивидуальное пользование. Также поощрялось увеличение поголовья скота, находящегося в собственности отдельных дворов, и развитие подсобных промыслов. В 1982 — начале 1983 г. в сельском хозяйстве ТАР завершился переход на подворный подряд. Были отменены на два года налоги и обязательные госпоставки на продукцию, полученную в личном хозяйстве, и налоги на продажу этой продукции на рынке. За счет специального государственного фонда закупали скот и распределяли его среди бедных дворов.
Если в начале 1980 г. площадь «личных» земель составляла 169 тыс. му (му = 614 м2), то к весне 1981 г. она увеличилась до 335 тыс. му, т.е. в два раза, что составляло 10,3% всех пахотных земель в районе.
|
В начале 1980 г. в собственности отдельных дворов насчитывалось 1210 тыс. голов скота, к концу 1981 г. — уже 4950 тыс. голов [Богословский, 1996, с. 35]. Таким образом, в течение относительно короткого промежутка времени улучшилось обеспечение крестьян и скотоводов продовольствием. В 1980-1982 гг. в Тибете также получили интенсивное развитие подсобные промыслы.
В результате отмены налогов, поощрения личных хозяйств и развития домашних и подсобных промыслов общий доход сельского населения ТАР от многоотраслевого хозяйства увеличился в 1982 г. в сравнении с 1979 г. в 2,65 раза [там же, с. 38]. Однако преодолеть бедность в масштабе всего района не удалось. В январе 1983 г. «бедными» и «испытывающими затруднения» оставались 10 тыс. дворов [там же, с. 40]. Проявилась неравномерность доходов крестьян и скотоводов среди отдельных уездов и внутри них. Сбор зерновых в эти годы понизился (в 1980 г. — 500,5 тыс. т; в 1981 г. — 483,6 тыс.; в 1982 г. - 447,6 тыс. т) [там же, с. 57].
В 1983 г. Тибет поразила сильная засуха. Урожай зерновых в этом году составил лишь 368,8 тыс. т. Экономические трудности в Тибете стали предметом рассмотрения на втором совещании в Секретариате ЦК КПК о работе в Тибете, проходившем в Пекине {294}с 27 февраля по 6 марта 1984 г. В работе совещания приняли участие руководители парткома ТАР во главе с первым секретарем Инь Фа-таном. Совещание определило следующий курс в сельском хозяйстве: «Сочетание скотоводства и земледелия, причем за главное брать скотоводство» [там же, с. 70].
|
1 мая 1984 г. правительство ТАР объявило о продлении освобождения тибетских крестьян от налогов до 1990 г. Был подтвержден 30-летний срок подряда на землю и скот, а также 50-летний — на коллективные леса, фруктовые сады и невозделанные земли. Разрешалась передача подряда. Подтверждалась самостоятельность крестьян и скотоводов в хозяйственной деятельности.
В августе 1984 г. после инспекционной поездки в ТАР секретарь ЦК КПК Ху Ци-ли и заместитель премьера Госсовета Тянь Цзи-юнь заявили, что главный упор необходимо сделать на развитие индивидуальных хозяйств и рыночной экономики. Установка «взять за главное посемейное ведение хозяйства» повторялась в речах и статьях руководителей ТАР, посвященных 20-летию ТАР.
Тибетские крестьяне и скотоводы получили право полной собственности на скот и орудия труда и имели право пользования землей и пастбищами пусть и на фиксированный, но длительный срок. Продолжались работы по интенсификации земледелия: расширялись оросительные системы, была создана сеть станций распространения агротехнических знаний. В 1985 г. в ТАР насчитывалось более 8,6 тыс. тракторов, имелось приблизительно по тысяче плугов, борон и сеялок [там же, с. 88]. Однако в сельском хозяйстве ТАР насчитывалось в том же году 300 тыс. крестьянских дворов. Сравнение этих цифр показывает, что внутренний рынок ТАР был узким — у тибетских крестьян и скотоводов в целом не было средств для покупки тракторов, плугов, семян и т.д. В связи с этим власти взяли курс на развитие многоотраслевого хозяйства с выходом товарной продукции. Тысячи дворов земледельцев и скотоводов стали совмещать сельское хозяйство с подсобным хозяйством и торговлей. Выручка от продажи изделий подсобного хозяйства во многих случаях составляла половину доходов землевладельцев и скотоводов. Так было, в частности, в уезде Чжанан, который, как писала газета «Жэньминь жибао», стал первым в ТАР зажиточным уездом [там же, с. 91]. В подсобном хозяйстве занимались перевозками, ремеслом, ткачеством, переработкой продуктов сельского хозяйства. Власти особо поощряли специализацию крестьянских дворов на перевозках: выдавали кредиты на покупку транспортных средств и бесплатно обучали на шоферов и ремонтников. Увеличение {295}доходов и появление множества специализированных дворов способствовали дифференциации в сельском хозяйстве. Часть владельцев разбогатевших дворов вообще порвали с сельским хозяйством. В результате в 1987 г. уже одна десятая часть населения ТАР занималась индивидуальной торгово-промышленной деятельностью. Наметился определенный отток средств из сельского хозяйства, уровень развития которого оставался чрезвычайно низким. В целом оно сохраняло натуральный или полунатуральный характер, соответственно — низкую товарность. Появились трудности в снабжении продуктами питания жителей городов, армии, всех не связанных непосредственно с сельским хозяйством. Неразвитость транспортной системы усиливала эти трудности.
Таким образом, к середине 80-х годов сельское хозяйство Тибета, несмотря на определенные позитивные сдвиги, еще не смогло стать надежной основой развития всей экономики и всего тибетского общества.
Продолжались контакты между руководителями КНР и Далай-ламой. В 1982 г. Далай-лама выдвинул два основных требования как условие своего возвращения. Первое заключалось в объединении всех территорий, населенных тибетцами, в единую политико-административную единицу в рамках Китая. Речь шла о территориях уй, Цзана, Кама и Амдо. Второе — предоставить Тибету (т.е. этой единой территориальной единице) тот же статус, который предполагалось предоставить Тайваню и Гонконгу. Правительство КНР отклонило эти требования, указав на разницу в положении в Тибете и названных выше территориях.
Однако новая делегация представителей Далай-ламы, прибывшая в Пекин в октябре 1984 г., повторила эти требования и добавила предложение о демилитаризации Тибета [Тsering Shakya, 1999, р. 399]. Представители правительства КНР соглашались обсуждать лишь условия возвращения Далай-ламы XIV в Китай и его личный статус.
Намечавшиеся позитивные тенденции в тибетском сельском хозяйстве подкреплялись некоторыми другими положительными фактами. Так, например, если число тибетцев среди всех кадровых работников в Тибете в 1965 г. составляло 32,9%, то в 1981 г. оно повысилось уже до 54,4%, а в 1986 г. — до 60,3% [ibid., р. 390]. Многие из них получили образование в институтах национальных меньшинств и на специальных курсах во внутренних провинциях Китая. Более 600 тибетцев, подвергшихся гонениям, вновь заняли руководящие посты в партийных и административных структурах ТАР {296} [ibid., р. 391]. Тысячи тибетцев получили возможность посетить священные буддийские места в Индии, иностранные туристы побывали в Тибете. Как свидетельствует Далай-лама XIV, «между 1981 и 1987 годом число туристов в Тибете выросло с полутора тысяч до 43 тысяч в год» [Далай-лама XIV, 1992, с. 244]. С начала 80-х годов центральное правительство КНР предоставляло финансовую помощь в крупных размерах для развития ТАР. Так, в 1980-1982 гг. 98% бюджета региона формировалось за счет субсидий из центра [Тsering Shakya, 1999, р. 392]. Десятки тысяч китайских рабочих были направлены в Тибет для оказания помощи в развитии экономики.
В 1985 г. в Тибете отмечали 20-летие образования ТАР. ЦК КПК назначил нового секретаря парткома ТАР, задачей которого стало, в частности, проведение либерализации в области религии и культуры. Им стал У Цзин-хуа. Многие тибетцы получили назначение на высшие партийные и административные посты. Так, с ноября 1985 г. среди шести заместителей первого секретаря парткома ТАР У Цзин-хуа оказалось пятеро тибетцев. В отчетном докладе о работе за 1985 г. У Цзин-хуа выдвинул план повышения в ТАР к 2000 г. доходов на душу населения до 1200 юаней в год. Он также заявил, что Тибет способен готовить ежегодно 15 тыс. технических и иных специалистов и вскоре регион сможет обходиться без привлечения специалистов из внутренних районов Китая [Твепп§ ЗЬакуа, 1999, р. 406]. В Тибете развернулась кампания по дальнейшей «тибетизации» администрации и образования, по обязательному использованию тибетского языка как главного в образовательном процессе.
В январе 1987г. Ху Яо-бан был смещен с поста Генерального секретаря ЦК КПК. 28 марта 1987 г. Панчен-лама X на заседании Постоянного комитета Собрания народных представителей ТАР весьма позитивно оценил политику и конкретную деятельность Ху Яо-бана в отношении Тибета. В этой речи Панчен-ламы отразились опасения многих руководителей ТАР по поводу того, что внимание к тибетским делам со стороны лидеров КНР может ослабеть.