Тема: Актёрское мастерство
Цель: Совершенствование актерского мастерства в процессе работы над тренинговыми упражнениями и этюдами.
Задачи:
обучение логике и последовательности движений во всех комплексных игровых упражнениях;
устранение излишнего мышечного напряжения, зажатости и скованности в движениях;
развитие внимания, фантазии и воображения.
План занятия:
I. Вводная часть:
Приветствие, правила поведения, техника безопасности, сообщение целей и задач занятия.
Разминка.
II. Основная часть:
Упражнения актерского мастерства.
III. Заключительная часть:
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на занятии мы с вами вспомним, повторим и закрепим некоторые приемы и упражнения актёрского мастерства.
ВАЖНО! Соблюдайте технику безопасности, заранее подготовив место для занятий.
Разминка.
Для разогрева предлагаю прыжки на скакалке. Если место не позволяет и дома нет скакалки, то можно сделать с воображаемой скакалкой.
Засекаем время 5 мин. и начинаем прыжки, можно бег. Главное, если вы работаете с воображаемой скакалкой, то руки работают так, как если бы у вас в руках была скакалка. На протяжении 5 минут вы выполняете все виды прыжков (вперед, назад, простой крестный, с ноги на ногу и другие).
ОЧЕНЬ ВАЖНО! соблюдаем правильное дыхание (через нос) и не ложимся и не останавливаемся резко после выполненного задания. Постепенно восстанавливаем дыхание, передвигаясь по комнате.
2. Основная часть.
Тренировка мимических мышц.
Тренировка лобных мышц
Начните с активного сокращения лобных мышц. Энергично вскиньте брови кверху. «Раскрепостите» мышцы - брови возвращаются в обычное положение.
|
Тренаж «мышц боли» (мышцы сморщивания бровей) и «мышц угрозы» (пирамидальные). Сокращение - брови книзу и к переносью.
Раскрепощение - исходное положение. Упражнение заключается в многократном и энергичном, постепенно убыстряющемся подтягивании бровей книзу.
Соедините движения лобных мышц с движением «мышц боли» и «мышц угрозы». Поочередно сокращая мышцы, энергично вскидывайте брови вверх и энергично опускайте их.
Тренировка глазных мышц
Простое, все убыстряющееся движение век (мигание).
Попеременно закрывать веки. Добиться, чтобы брови в этом движении не участвовали, чтобы закрывался один глаз (а веко второго находилось в покое).
Тренировка мышцы верхней губы (Три части этой мышцы, сокращаясь, поднимают верхнюю губу в ее средней части).
Тренировать следует подъем верхней губы без участия углов рта. Крылья носа несколько приподнимаются, расширяя ноздри. При активном подъеме верхней губы нужно сильно обнажать клыки и следить, чтобы нижняя губа оставалась в покое.
Тренировка круговой мышцы рта.
Эта мышца окружает рот. При сокращении она изменяет форму губ: вытягивает их вперед «надутые губы» или подтягивает «поджатые губы».
Сначала следует натренировать активное вытягивание губ вперед (хоботком). Затем производить маятниковые движения в обе стороны, с вытянутыми губами, а после - круговые движения в обе стороны поочередно. Голова неподвижна.
При работе над мимическими мышцами важна регулярность занятий.
Мышечная свобода — основной закон органического поведения человека в жизни. Освобождение мышц, физических зажимов и мускульная свобода - это первый этап к органичному существованию на сцене.
|
Снятие телесных зажимов. Напряжение и расслабление мышц ног, рук, туловища, головы, лица.
Напряжение - расслабление.
Учащимся предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
«Спагетти»
«Нам предстоит превратиться в спагетти. Расслабьте руки от предплечья до кончиков пальцев. Размахивайте руками в разные стороны, контролируя их абсолютную свободу. Следующий этап – освобождаем руки от локтя до кончиков пальцев и продолжаем хаотическое вращение. Держим «закрытым» локтевой сустав, но полностью освобождаем кисти и пальцы. Вращаем ими, ощущая пружинистую вибрацию. Проверьте, что пальцы действительно свободны и струятся, как отваренные спагетти».
Упражнения на развитие и тренировку внимания:
- Учащимся предлагается выбрать простой предмет и рассмотреть его. Чтобы избежать «гляденья» на предмет — нужно описать для себя его внешний вид. Затем внутренне проделать четыре действия с предметом: держать его, притягивать к себе, устремиться к нему, проникнуть в него, как бы стараясь слиться с ним. Каждое из этих действий необходимо проделать отдельно, затем вместе, соединяя по два, по три и т. д. При выполнении упражнения следить за тем, чтобы ни органы чувств, ни мускулы тела не напрягались излишне.
|
Упражняться нужно до тех пор, пока внимание с его четырьмя действиями не станет легко выполнимым единым душевным актом. Сосредоточив внимание на объекте, начните одновременно выполнять простые действия, не имеющие к объекту внимания прямого отношения: держа, например, в сфере внимания образ человека, в данный момент отсутствующего, начните убирать комнату, приводить в порядок книги, поливать цветы или делать любое другое легко выполнимое действие.
Переключение внимания
Упражнение 1.
Учащемуся дается коробок спичек. Считая спички, он должен одновременно рассказывать сказку или сюжет кинофильма.
Упражнение 2.
Упражнение на переключение внимания протекает в такой последовательности:
v Зрительное внимание: объект далеко (например, дверь).
v Слуховое внимание: объект близко (комната).
v Зрительное внимание: новый объект, находящийся далеко (улица в окне).
v Осязательное внимание (объект — ткань собственного костюма).
v Слуховое внимание: объект далеко (звуки улицы).
v Зрительное внимание: объект близко (карандаш).
v Обонятельное внимание (запах в аудитории).
v Внутреннее внимание (тема — папироса).
v Зрительное внимание: объект близко (пуговица на своем костюме).
v Осязательное внимание (объект — поверхность стула).
Воображение и фантазия.
Примеры упражнений на развитие воображения и фантазии:
- «Воображаемый телевизор». Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит. С помощью воображаемого пульта переключать передачи.
Стол в аудитории - это:
v королевский трон,
v аквариум с экзотическими рыбками,
v костер,
v куст цветущих роз.
Передать друг другу книгу так, как будто это:
v кирпич,
v кусок торта,
v бомба,
v фарфоровая статуэтка и т. д.
Взять со стола карандаш так, как будто это:
v червяк,
v горячая печёная картошка,
v маленькая бусинка.