Учетная политика организаций для целей оптимизации налогов




 

Сущностью налогового планирования является признание за налогоплательщиком права использовать допустимые законом средства и способы для оптимизации налоговых обязательств. Налоговое планирование позволяет решить 2 вопроса:

какую сумму налогов и в какие сроки платить?

имеется ли возможность минимизировать налоговые платежи?

Налоговое планирование представляет собой совокупность плановых действий, направленных на учет возможностей оптимизации налоговых платежей в рамках финансового планирования фирмы. Приемами налогового планирования являются:

формирование учетной политики предприятия и проведение договорных компаний;

использование установленных законом освобождения от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;

оценка возможности получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов и получения налоговых кредитов;

учет направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства на соответствующем этапе.

Налоговое планирование на уровне предприятий осуществляется в ряд этапов.

1. Принятие решений по наиболее выбору наиболее выгодных, с точки зрения налогового планирования, мест расположения самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ, исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.

3. Текущее налоговое планирование, включающее:

использование освобождения от налогов и от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов;

использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также проведение внутреннего аудита;

планирование сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;

минимизация налоговых обязательств, возникающих при осуществлении социальной политики предприятием;

планирование использования льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения, включая реорганизацию предприятия.

4. Принятие решений по наиболее рациональному размещению активов и прибыли и по проблемам инвестирования и аккумулирования средств, так как правильное размещение прибыли и капитала позволяет получить дополнительные налоговые льготы, а в отдельных случаях — обеспечить возврат части уплаченных налогов.

Налоговая политика – комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение государственных целей. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики.

Формирование учетной политики предприятия следует рассматривать как важнейший элемент налоговой оптимизации. Детальная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальный вариант учета, эффективный с точки зрения режима налогообложения. При разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо обратить внимание на ряд положений (Дадашев и др., 2004; Джаарбеков, 2004; Брызгалин и др., 2005):

1.общие требования к учетной политике в целях налогообложения изложены в ст. 313 НК;

2.использование возможностей по изменению срока уплаты налога (отсрочка (рассрочка), налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит) (ст. 61 НК);

3.формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (ст. 314 НК);

4.установление в приказе об учетной политике метода признания дохода в целях налогообложения (по налогу на прибыль - метод начисления или кассовый метод (гл. 25 НК); по НДС – по отгрузке или по оплате (гл. 21 НК));

5.выбор порядка распределения налога по обособленным подразделениям организации (по НДС и налогу на прибыль)

6.освобождение от уплаты НДС (ст. 145 НК);

7.отказ от льготы по НДС (ст. 149 НК);

8.выбор метода начисления амортизации на основные средства (линейный метод или нелинейный метод (ст. 259 НК);

9.выбор срока полезного использования по амортизируемому имуществу (ст. 258 НК);

10.применение повышенных коэффициентов по амортизируемому имуществу (п. 7 ст. 259 НК);

11.применение пониженных коэффициентов по амортизируемому имуществу (п. 10 ст. 259 НК);

12.амортизация объектов основных средств, бывших в употреблении (ст. 259 НК);

13.приобретение основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно (п. 1 ст. 256 НК);

14.выбор способа амортизации нематериальных активов (ст. 258 НК);

15.переоценка основных средств (п. 3.6 ПБУ 6/97);

16.изменение срока полезного использования объекта после реконструкции, модернизации или технического перевооружения (ст. 258 НК);

17.способ списания имущества, материально-производственных запасов (ПБУ 5/98 пп. 16-19);

18.способ списания ценных бумаг (финансовых вложений) (ПБУ 19/02 п.19, п. 26, п.30);

19.способ списания издержек обращения в торговле (ст. 320 НК);

20.включение транспортных расходов торговых организаций в стоимость товаров (п. 13 ПБУ 5/01, ст. 320 НК);

21.выбор нормы для признания расходов на уплату процентов по долговым обязательствам (ст. 269 НК);

22.применение пониженного лимита для учета основных средств (п. 18 ПБУ 6/01);

23.признание доходов внереализационными (ст. 250 НК);

24.возможность применения лизинговых схем приобретения основных средств;

25.создание резервов предстоящих расходов и платежей;

26.создание резерва по сомнительным долгам (ст. 266 НК);

27.применение резерва на ремонт основных средств (ст. 324 НК);

28.резерв для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств (ст. 324 НК);

29.применение резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК);

30.применение резерва под обесценение ценных бумаг (ст. 300 НК);

31.применение резервов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год;

32.применение банками резерва на возможные потери по ссудам;

33.страховые резервы страховых организаций (ст. 294 НК);

34.работа с просроченной дебиторской задолженностью (по налогу на прибыль и по НДС);

35.формирование продажной цены товаров с учетом требований ст. 40 НК;

36. разработка по этапам налогового бюджета на очередной фи- нансовый год.


Список используемой литературы

 

1. Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы: программа для студентов 5 курса (1 образование) специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», специализация «Бухгалтерский учет, контроль налогообложения, судебно-бухгалтерская экспертиза». – М.: ВЗФЭИ, 2004.

2. Аткинсон Э.Б. Лекции по экономической теории государственного сектора: учебник: пер. с англ. / Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж. Э. - М.: Аспект-Пресс. 1995. – 832 с.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: пер. с англ. 11-го изд. Т. 1. – М.: Республика, 1993. - 399 с.

4. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора: пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 720 с.

5. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. - М.: Наука, 1995.

6. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: