РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ «ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»




ГОРДЕЕВА Д.С, ДЕГТЯРЕВА Н.А.

 

 

 


ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Челябинск, 2017

УДК

ББК

Д

Гордеева Д.С. Экономика образования [Текст]: учебное пособие для студентов / Д.С. Гордеева, Н.А. Дегтярева. – Челябинск: - «Цицеро», 2017. – 97с.

ISBN978-5-

 

Учебное пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) по уровнюобразования - академический бакалавриат, по программе учебной дисциплины «Экономка образования».

В учебном пособии рассматриваются теоретические вопросы дисциплины в соответствии с рабочей программой; планы семинарских занятий и список рекомендуемой литературы к ним; практические задания по темам дисциплины и образцы их выполнения; контрольные тестовые задания; примерный перечень вопросов к экзамену (или зачету); тематика докладов и рефератов.

В учебном пособии подобраны задачи, тесты для рейтинговой оценки знаний, входящие в фонд оценочных средств (ФОС), которые будут полезны при выполнении самостоятельной работы, при домашней подготовке к семинарским занятиям, при подготовке к тестированию, зачету, экзамену.

Для студентов высших учебных заведений направления обучения – педагогическое образование.

 

Рецензенты: Е.А.Гнатышина, д.п.н., профессор;

И.Д. Калмыкова, д.э.н., доц.

 

 

ISBN978-5-

Гордеева Д.С, Дегтярева Н.А, 2017

 

Челябинск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...  
Тема 1. Теоретические вопросы дисциплины «Экономика образования».  
1.1.Образование как отрасль народного хозяйства. ……………….....  
1.2. Сущность экономики образования. Цель, объект и предмет, задачи экономики образования………….........................................................  
1.3.Образовательная услуга: понятие, особенности. Рынок образовательных услуг …………………………………………....................  
1.4.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования……………………………………………..  
План семинарского занятия. Занятие 1………………………………..  
Тема 2.Законодательные основы функционирования системы образованияРоссийской Федерации……………………………………......  
2.1. Правовые основы функционирования системы образования в Российской Федерации………………………………………………………..  
Тема3. Система образования Российской Федерации  
   
   
Тема4. Планирование и прогнозирование в образовании……………  
     
Тема 5. Финансирование образования………………………….  
Тема 6. Налогообложение в сфере образования ………….……………………………………………………………..  
Тема 7.Труд и оплата труда работников образования…………………..……………..……………………..  
Тема 8.Бизнес – планирование в образовании ……………………………………………………………………..  
     
Тема 9. Направления реформирования системы образования………………  
   
  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..………  
  Приложение 1. Итоговый тест по дисциплине………………………….  
Приложение2.Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)…………………….………………………………………………........  

ВВЕДЕНИЕ

 

Национальный экономический кризис России, набирающий свои темпы фактически ежемесячно, безусловно, влияет на рынок образования в целом, и на экономику сферы образования в частности.

Научная дисциплина «Экономика образования» является молодой, динамично развивающейся отраслью экономической теории, изучение которой даст возможность студентам среднеспециальных и высших профессиональных образовательных учреждений изучить проблемы и перспективы системы образования в России, специфику рынка образовательных услуг, структуру доходов и расходов образовательных организации, а также способствует формированию практических навыков в составлении сметы образовательного учреждения, научит практическим основам планирования контингента обучающихся.

Цель дисциплины «Экономика образования» - формирование а)теоретических знаний в области экономики образования; б) практических навыков принятия экономических решений в профессиональной деятельности.

Для реализации цели дисциплины «Экономика образования» необходимо решить следующие задачи:

1. изучить основные экономические явления и процессы в образовании;

2. изучить особенности рынка образовательных услуг;

3. рассмотреть современные механизмы финансирования образовательных учреждений;

4. изучить направления государственной политики в сфере экономики образования;

5. привить навыки решения практических задач в области экономики образования.

Предлагаемоенаучное пособие по дисциплине «Экономика образования» ориентировано на получение студентами практических навыков в области экономики образовательной сферы. Задания для самостоятельной работы способствуют выработки у студентов экономически ориентированных знаний и умений, которые будут применятся в рамках практической деятельности.Практические задания взаимосвязаны, и их решение, с одной стороны, требует непрерывной, последовательной работы студентов над изучением тем дисциплины, а с другой стороны, при выполнении этих условий гарантирует ее качественное освоение на уровне современных требований.Приведенные задания могут быть использованы как для промежуточного (рейтингового) контроля знаний, так и для итогового контроля знаний, в качестве практических заданий на экзамене.

Данное пособие должно оказатьпомощь не только студентам, но и преподавателям, ведущим лекционные и семинарские занятия со студентами по дисциплине «Экономика образования».

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ«ДИСЦИПЛИНЫ«ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ»

 

1.1. Образование как отрасль народного хозяйства.

 

Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда.

Структура национального хозяйства - это комплекс производств той или иной территории, возникший на основе сочетания общественного разделения труда, природных ресурсов, исторических традиций и территориальной специфики. Сложная структура народного хозяйства определяется посредством таких понятий, как сектор, отрасль, сфера народного хозяйства.

Понятие «отрасль» - основное структурное подразделение народного хозяйства, которое представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства единообразные социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения. Соответственно отраслевой структуре имеет место классификация отраслей народного хозяйства.

Группа однородных отраслей народного хозяйства образует сферу народного хозяйства. Так, в соответствии со спецификой производства, а также распределения и перераспределения производственных благ выделяются сфера материального производства и непроизводственная сфера – социальная сфера.

Сфера материального производства – это совокупность предприятий, в которых создаются материальные блага, необходимые для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, где создается стоимость продукт – товар.

Социальная сфера – совокупность отраслей, производящих продукцию преимущественно в виде услуг и не принимающих непосредственного участия в создании национального дохода; отрасли данной сферы удовлетворяют социальные потребности.

Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства.Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества.

Образование как термин обычно рассматривается неоднозначно:

1. Как совокупность знаний, умений и навыков, которыми обладает человек (уровень образования, квалификация);

2. Как воспитание всесторонне развитой личности;

3. Как обособленная сфера деятельности, в которой человека обучают, т.е. формируют у него совокупность знаний, умений и навыков;

4. Как показатель уровня грамотности, профессионализма;

5. Как жизненно важная сфера социально-экономической деятельности

Как отрасль социальной сферы, о бразование – это система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных кадров.

Под образованием понимаетсяединый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об Образовании в РФ»).

Главная цель образования - удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях, в интересах успешного развития способностей, потенциала личности и общественного прогресса.

Положительные эффекты образования:

ü образованные граждане могут выбирать в органы власти лучших политиков, что может принести выгоды обществу.

ü в более образованном обществе снижается количество преступлений.

ü более быстрое восприятие и распространение в образованном обществе достижений технического прогресса, что способствует росту производства и доходов всего населения.

Поэтому образование является социально значимым благом.

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала», в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства.Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Человеческий капитал - это накопленные вложения в образование, а также вложение в обучение людей в процессе работы.

Человеческий капитал – это здоровье, инновационные знания, умения и мастерство, культура, креативные, нравственные качества, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря образованию, профессиональной подготовке и опыту. Это имеющийся у индивида, корпорации или страны запас здоровья, знаний и креатива.

В частности, теория человеческого капитала позволяет оценить целесообразность затрат на обучение в зависимости от предполагаемого прироста доходов и длительности использования полученных знаний.

Образование представляет собой основную часть человеческого капитала. Оно не только позволяет овладеть уже накопленными знаниями, но и способствует выработке и приобретению новых знаний в процессе практической деятельности человека, создает благоприятные условия для их производства в будущем. Благодаря образованию обеспечивается значительный рост человеческого капитала и человеческого потенциала, их решающая роль в социально-экономическом развитии общества. Не зря говорят, что у человечества есть один путь к прогрессу – знание, и единственное средство преодоления всех препятствий на этом пути – интеллект

1.2. Сущность экономики образования.

Цель, объект и предмет, задачи экономики образования

 

Как всякая определенная сфера деятельности, образование обладает и «своей экономикой».

Категория «экономика» происходит от греческого≪ойкономос≫ - «искусство ведения домашнего хозяйства ».

Однако в современном обществе данная категория более многозначна и имеет несколько значений, а именно:

Экономика -это наука о том, как человек и общество управляют имеющимися в их распоряжении ограниченными ресурсами, стремясь наилучшим образом удовлетворить свои безграничные потребности.

Экономика – это наука о том, что определяет поведение домашних хозяйств, фирм и государства, когда они принимают экономические решения.

Экономика – это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными ресурсами решает вопрос, что, как и для чего производить

Экономика (определение данное в Большой Советской Энциклопедии) – ЭТО

1. совокупность отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, сложившихся в том или ином обществе, на том или ином историческом этапе;

2. народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства;

3. отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Таким образом, экономика – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни.

В настоящий момент быстро развивается новое направление экономической науки – экономика образования, изучающая пути совершенствования ресурсного обеспечения образовательных организаций, оценку эффективности вложений в образование, анализируется воздействие образования на экономический рост.

Экономика образования может быть определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ, создаваемых в сфере образования (как части народного хозяйства страны) и (или) в частях сферы образования: в отрасли «образования», в части отрасли или сферы, например, только в образовательных учреждениях общего образования.

Существуют и иные точки зрения на содержание экономики образования.

Экономика образования – это наука занимающаяся исследованием и

выявлением своеобразия экономических категорий и законов в области образования, анализирующая суть происходящих в ней процессов и раскрывающая их движущие силы.

Экономика образования- специализированная область экономического знания, изучающая сферу образования.

Экономики образования - это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели.

Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Объектом изучения экономики образования как науки считают сферу образования (или ее отдельные части),своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности, процесс создания и обмена образовательных услуг

Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования.

Предметом изучения экономики образования являются производственные отношения, складывающиеся в сфере образования по поводу производства, распределения, обмена и потребления, создаваемых в ней благ.

Преобладающая же масса образовательных учреждений призвана создавать услуги в форме так называемых общественных благ, потребление которых является всеобщим. Производство этих образовательных услуг обеспечивается за счёт общества с помощью всеобщего налогообложения и в интересах всех граждан. Всеобщее право на образование закреплено в Конституции РФ (ст. 43).

В более развитом плане предмет экономики образования включает следующие составляющие:

ü критерии и уровень эффективности ресурсных вложений в отрасль и её отдельные подсистемы;

ü необходимый уровень бюджетного финансирования образования в целом и на той ступени, которая гарантирована государством;

ü источники внебюджетного финансирования;

ü государственную политику стимулирования инвесторов образования;

ü рациональное сочетание децентрализации и централизации в ресурсном обеспечении учреждений образования;

ü методы и технологии прогнозирования ресурсных потребностей учреждений образования при различных уровнях их хозяйственной самостоятельности.

Задачами экономики образования являются:

определение места образования в народном хозяйстве страны;

исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;

установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;

поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг.

Методологической основой экономики образования, как и всех остальных экономических наук, являетсяэкономическая теори я. Она вооружает теоретическим содержанием, так как выясняет экономические категории и законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли народного хозяйства, в том числе и образование.

Так, например, теория человеческого капитала (основатели этой теории- американские экономисты Г.Беккер, Т.Шульц) - трактуют человеческий капитал как имеющийся у каждого запас знаний, способностей и мотиваций, которые влияют на рост производства и доходов.

В узком смысле одной из форм капитала является образование.

В широком смысле человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека путем затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, расходы на охрану здоровья, миграцию и поиски информации о ценах и доходах.

Как всякая наука, экономика образования использует общенаучные методы познания, такие как: метод научной абстракции; анализ и синтез;- индукцию и дедукцию; исторический и логические методы.

Все эти методы и инструменты используются в единстве, при этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Но главное, в экономике образования нас будет интересовать не сам процесс обучения, воспитания, в те особые производительные силы и производственные отношения между составляющими силами образования, которые обеспечивают это процесс.

1.3. Образовательная услуга: понятие, особенности.

Рынок образовательных услуг

 

Образование как отрасль народного хозяйства производит своеобразный продукт – образовательную услугу.

Образовательная услуга – это система знаний, информаций, умений и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

Таким образом, образовательные услуги удовлетворяют:

Ø личные (конечный потребитель) потребности,

Ø групповые (предприятия-работодатели) потребности,

Ø общественные потребности (государство).

Соответственно их можно рассматривать с точки зрения всех трех компонентов.

С позиции отдельной личности образовательная услуга – это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе.

С позиции предприятия образовательная услуга – это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях.

С позиции государства образовательная услуга – это процесс, обеспечивающий расширенное производство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества.

Услуги образования вне домохозяйства представляют собой целенаправленные действия по обучению и воспитанию, осуществляемые организацией или индивидуально.

Услуги образования реализуются в форме:

Ø общеобразовательных программ,

Ø программ профессионального обучения,

Ø программ дополнительных образовательных услуг

Ø и других образовательных программ.

Образовательная программа представляет собой определенныйобъем исодержание образования определенного уровня и направленности.

Рынок образовательных услуг похож на рынок любого другого товара-услуги, но, тем не менее, у него есть ряд своих особенностей.

Рассмотрим некоторые отличительные особенности, присущие образовательнымуслугам:

1. Потребительная стоимость образовательных услуг очень высока, что влечет за собой достаточно высокую стоимость этой услуги, на рынке это проявляется в высоких ценах.

2. Процесс образования растянут во времени, в результате мы имеем большую длительность оказания подобного рода услуг.

3. Если говорить о периодичности предоставления образовательных услуг, то важно отметить четко выраженную сезонность.

4. Потребителями образовательных услуг являются в большей своей части достаточно молодые люди.

5. Процесс предоставления образовательной услуги предполагает результат, который может быть получен только по истечении срока обучения, поэтому уместно говорить об отсроченности выявления результата.

6. Образовательную услугу невозможно перепродать.

7. Образовательная услуга подлежит лицензированию.

8. Существует конкурсный характер предоставления образовательных услуг.

9. Для поддержания образовательной услуги на соответствующем уровне важно обеспечить ее сопровождение в дальнейшем.

Образовательные услуги реализуютсяна рынке образовательных услуг, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны различных хозяйствующих субъектов и их предложения образовательными учреждениями.

Рынок образовательных услуг – это система экономических отношений между экономическими агентами по поводу купли-продажи образовательных услуг.

Кроме этих участников рыночных отношений существуют так называемые посредники, которые способствуют процессу купли-продажи образовательных услуг, это, например, службы занятости, биржи труда, органы, осуществляющие регистрацию, лицензирование и аккредитацию образовательных учреждений и т.п.

Говоря об образовательных услугах нельзя забывать тот факт, что именно государство оказывает значительное влияние через свои органы управления на весь процесс их оказания.

 

 

Экономические законы, действующие в сфере продажи образовательных услуг

Экономическая категория - это понятие, которое отражает существенную сторону того или иного экономического процесса или явления.

Экономические законы- это устойчивые связи и взаимосвязи экономических представлений в действующих общественных формациях.

Спрос – это желание и возможность потенциальных потребителей приобрести данную услугу в данном месте, в данное время и по данным ценам.

Предложение – это готовность (т.е. желание и возможность) образовательного учреждения предложить данную услугу в данном месте, в данное время и по данным ценам.

На рынке образовательных услуг действуют законы спроса и предложения.

Закон спроса – чем выше цена, тем меньшее количество услуги потребители желают приобрести. То есть между объемом спроса и ценой существует обратная связь. Связан этот закон с законом убывающей предельной полезности.

Закон предложения – экономический закон наличия прямой зависимости между ценой и величиной предложения товара или услуги в течение определенного периода.

Закон спроса и предложения – когда растет спрос, то растет и предложение, когда растет предложение, то необязательно растет спрос

При взаимодействии спроса и предложения определяется рыночнаяцена образовательных услуг. Причем, если рыночная цена сложилась выше точки равновесия, то наблюдается избыток услуг (избыток предложения, дефицит спроса). Если рыночная цена находится ниже точки равновесия, то существует дефицит образовательных услуг (дефицит предложения, избыток спроса).

Особенности спроса и предложения в образовании:

•Спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует их производству, имеет местный характер, практически невзаимозаменяем.

• Потребление услуг, в отличие от потребления материальных благ, не имеет ограничений.

• Высокая общественная значимость образовательных услуг.

• Неравномерность спроса на услуги по временам года, периодам суток, дням недели и невозможность накапливать, хранить услуги.

• В сфере образования своеобразно проявляется эффект затрудненности сравнений: чем меньшее место в услуге занимает вещественный компонент, тем труднее клиентам сопоставлять услуги разных учреждений. Иногда клиенты не могут объективно оценить и сравнить качество услуг даже после их получения.

• Цена рассматривается покупателем как символ качества.

Закон убывающей предельной полезности – закон взаимосвязи между: – количеством потребляемого блага и – степенью удовлетворения от потребления каждой его дополни - тельной единицы. По мере того как потребитель увеличивает потребление товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы такого товара или услуги сокращается.

Самой главной чертой образовательного рынка является то, что спрос на данном рынке предъявляетсяне только учащимися и ихродителями, но и работодателями, вузами, ссузами, которые в дальнейшем будут пользоваться этими же услугами, но уже через нанятого работника, студента. Следующей отличительной чертой является высокая социальная значимость данного рынка, что предусматривает вмешательство государства на этот рынок чаще, чем на другие.

Образовательная услуга является товаром особого рода и отличается от продукта, производимого отраслями материального производства, следующим:

• производство образовательных услуг выступает в виде деятельности и не оставляет видимого вещественного продукта: они как бы вливаются в потребителя и преобразуют его;

• образовательные услуги неотделимы от педагогического работника;

• с неосязаемостью и образовательных услуг связана невозможность их хранения и транспортировки;

• невозможно оценить, выразить в стоимостной форме.

Характеристика образовательной услуги как товара приведена в табл.1.

Таблица 1 – Характеристика образовательной услуги как товара

Товар Образовательная услуга
Продажа-отчуждение реализуемого товара продавцом, который лишается его при реализации. Продажа не связана с отчуждением. Образовательная услуга может быть продана столько раз, сколько найдется покупателей этого товара.
Продажа обезличена и анонимна. Продажа адресна.
Товар используется до его физического или морального износа. Образовательная услуга имеет жизненный цикл продолжительностью 3-6 лет.
Товар выполняет свое функциональное назначение в конкретное время и в конкретном месте Образовательная услуга оказывается по частям разными исполнителями с возможным территориальным разрывом.

 

Таким образом, образовательная услуга являются товаром особого рода. Специфика образовательной услуги состоит в том, что последствия от потребления образовательных услуг сказываются не только для непосредственного потребителя (учитывая повышение качества и уровня его человеческого капитала), но и для экономики и общества в целом.

 

 

1.4. Специфика производительных сил и производственных отношений

в сфере образования

 

Экономика образования как важная ветвь экономической науки занимается исследованием совокупности производительных сил и производственных отношений.

Как известно, целесообразная производительная деятельность имеет место при наличии трёх элементов: труда человека, предметов труда и средств труда.

В сфере образования компоненты процесса труда своеобразны, существенно отличаются от подобных элементов в отраслях материального производства.

Любую образовательную организацию в условиях рыночной экономики можно представить как своего рода предприятие, а образовательный процесс – как производительный процесс, результатом которого является выпуск уникальной социально-экономической продукции – образовательных услуг. Причём, полученное обучающимся образование можно рассматривать в качестве средства производства, с помощью которого его обладатель в последующем обеспечит себе достойный уровень жизни. С понятной долей условности можно говорить об учащемся как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике – как о конечном продукте.

Образовательно-производственный процесс предполагает использование рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг, то есть затрат, в связи с этим образовательный продуктобладает стоимостью. А так как образовательный продукт обладает способностью удовлетворять потребности не только личности, но и других людей, то в этом случае можно говорить о потребительской стоимости.

Главной целью деятельности в сфере образования оказывается не некий продукт как материальное благо, а сам человек.Материальное благо (учебники, пособия, дидактический материал и тому подобное) является скорее условием процесса образования, чем целью. Результат деятельности в сфере образования невоспроизводим прежде всего, потому, что он состоит непосредственно в развитии личности творящегосубъекта, и ещё потому, что каждый новый субъект отношений, складывающиеся в процессе производства, имеет индивидуальные качества и характеристики, которые не могут быть скопированы или воспроизведены.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: