СИСТЕМЫОБРАЗОВАНИЯ РФ
2.1.Государственные механизмы регулирования в сфере образования
Экономическая система – способ организации хозяйственной жизни общества с целью удовлетворения потребностей людей в условиях ограниченных ресурсов.
Различают следующие типы экономических систем: традиционная, административно-хозяйственная, рыночная, смешенная.
Традиционная экономическая система - это система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она является самой древней.
При традиционной экономике земля и капитал находятся в общем владении, а основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных родоплеменных или полуфеодальных иерархических связей между людьми.
Административно-хозяйственная экономическая система - это концепция управления, в которой основная роль отводится распределительно-командным методам, а власть принадлежит центральным органам правления.
Рыночная экономическая система – это модель экономики, которая опирается на рыночную саморегуляцию и действует на основе товарно-денежных отношений и частной собственности.
Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Регулирование (от лат. regulare) – приведение в порядок, в должное состояние.
Государственное регулирование экономики – воздействие государства на определенные стороны экономики с целью обеспечения условий эффективного функционирования и развития национальной экономики, обеспечение социально-экономической стабильности в обществе.
|
По форме влияния выделяют следующие методы государственного регулирования экономики
Методы прямого воздействия:
Ø нормативно-правовые акты
Ø макроэкономические планы, целевые программы
Ø государственные заказы
Ø цены
Ø лицензии
Ø квоты (доля, часть, норма)
Ø госбюджетные расходы (дотации, субвенции, трансферты, субсидии и т.д.)
Методы косвенного воздействия (налоги, кредитование):
Ø фискальные
Ø бюджетные
Ø денежно-кредитные
Ø инвестиции
Ø амортизация (погашение)
Ø инновации
Ø убеждение
Право заниматься образовательной деятельностью обычно обусловливается получением лицензии, выдаваемой государственными или иными органами, наделенными государством такими полномочиями. Государство устанавливает требования к условиям осуществления образовательного процесса (строительные, санитарные, гигиенические нормы, требования к оснащенности учебных помещений, наличию оборудования, образовательному цензу педагогических работников и т.п.). Соблюдение этих требований является условием выдачи лицензии.
Государство регулирует организацию образовательного процесса, требуя, чтобы предоставление начального, среднего и высшего образования было последовательным, стандартизированным и обеспечивало преемственность передаваемых знаний. Требования к качеству образовательных услуг устанавливаются в форме государственных образовательных стандартов.
|
2.2. За
Все нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, в том числе и имеющие локальный характер нормативные правовые акты, принимаемые в образовательных учреждениях, составляют систему современного российского законодательства об образовании.
Законодательные основы функционирования системы образования составляют следующие федеральные нормативные акты: Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании в РФ»; Гражданский кодекс РФ: Трудовой кодекс РФ: другие законодательныеи нормативные законы.
От качества правового регулирования образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики общества.
Нормы права, действующие в системе образования, отличаются большой спецификой, поскольку регулируют сложные многоаспектные, динамично изменяющиеся отношения, субъектами которых являются государство, образовательные учреждения, обучающиеся, педагогические работники, органы управления образованием, их компетенцию и другие вопросы.
Законодательство в области образования регулирует широкий круг общественных отношений, в связи с чем, в его структуру включаются:
§ нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие образовательные отношения (воспитание, обучение, систему образования, управление системой образования) - образовательное законодательство;
§ нормативные правовые акты, регулирующие определенные сферыобщественных отношений и затрагивающие отдельные аспекты образования(конституционные, гражданские, семейные, трудовые, финансовые, налоговые, бюджетные, административные).
|
Правовое регулирование отношений в сфере образования в российской правовой системе представлено следующими уровнями:
§ КонституцияРоссийской Федерации;
§ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
§ федеральные законы;
§ законы субъектов Российской Федерации;
§ подзаконные акты (федеральные, субъектов Российской Федерации, муниципальные);
§ акты, принимаемые образовательными учреждениями (локальные).
Положения Конституции являются решающим правообразующим фактором в области образования.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993г., имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории России. Конституцией РФ установлены общие принципы государственной политики в сфере образования. В частности, ст. 43 провозглашает следующее:
1. Каждый имеет право на образование.
2.Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего специального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений и на предприятиях.
3.Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования
4. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
5.Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Гражданин России вне зависимости от своего пола, расы, национальности, возраста, религиозных убеждений, социального происхождения имеет возможность реализовать своё право на образование. Соответственно государство должно создать для этого необходимые социально-экономические условия.
Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования обеспечивается государством путём создания сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15Конституции РФ признаются частью российской правовой системы. Конституция устанавливает приоритет международного договора Российской Федерации по отношению к законам, указывая, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Федеральные законы составляют следующий уровень актов высшей юридической силы. Особое место среди федеральных законов занимает Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012г. (№273- ФЗ от 29.12.2012), где выделяется отдельно экономика системы образования(содержит 15 глав, 111 статей):
Глава 1. Общие положения.
Глава 2. Система образования.
Глава 3.Лица, осуществляющие образовательную деятельность.
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители).
Глава 5. Педагоги, руководители и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений.
Глава 7. Общее образование.
Глава 8. Профессиональное образование.
Глава 9. Профессиональное обучение.
Глава 10. Дополнительное образование.
Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся.
Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности.
Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования.
Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования.
Глава 15. Заключительные положения.
В целом в сфере образования действует более 50 федеральных законов.
Регулирование трудовых отношений в системе образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами осуществляется трудовым законодательством и иными нормативно - правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Трудовой кодекс РФ, принятый впервые в декабре 2001г., устанавливает государственные гарантии:
• трудовых прав и свобод граждан;
• создания благоприятных условий труда;
• защиты прав и интересов работников и работодателей.
Трудовой кодекс отдельно рассматривает особенности регулирования труда педагогических работников (гл. 52), где отмечено следующее право:
• право на занятие педагогической деятельностью,
• продолжительность рабочего времени и отпуска педагогических работников,основания прекращения трудового договора.
Основными задачами трудового законодательства являются:
• создание необходимых трудовых условий, в том числе и в сфере образования, для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства;
• а также правовое регулирование трудовых отношений и связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников; социальному партнёрству, ведению трудовых переговоров, заключению трудовых договоров и соглашений, участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства.
Нормы, регулирующие отношения в области образования, содержат ГражданскийкодексРФ, НалоговыйкодексРФ, БюджетныйкодексРФ, ТрудовойкодексРФ, СемейныйкодексРФ, ЗемельныйкодексРФ.
Реализуя свое право на законотворчество, ряд субъектов Российской Федерации принял специальные законы об образовании. Среди них Владимирская, Воронежская, Мурманская, Орловская, Оренбургская, Саратовская, Томская области, Республика Карелия и др. Региональное законодательство заметно дополняет и обогащает федеральное законодательство в области образования, учитывает национальные, социально-экономические, культурные и другие особенности регионов, устанавливает дополнительные по отношению к федеральным гарантии реализации конституционного права граждан на образование и социальные гарантии педагогическим работникам.
Подзаконные акты (федеральные, субъектов Российской Федерации, муниципальные) регулируют широкий круг отношений в области образования. Среди них более 80 постановлений Правительства РФ, а также постановления органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальные нормативные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления.Ими определяются условия оплаты труда работников муниципальных учреждений образования, устанавливаются тарифы на платные услуги муниципальных образовательных учреждений, утверждаются муниципальные целевые программы развития дошкольного и школьного образования, определяются меры по обеспечению бесплатным питанием учащихся и др.
Локальные акты, принимаемые образовательными учреждениями, устанавливают правила внутреннего трудового распорядка, положения об оценке труда, правила поведения обучающегося, расписание занятий, программы учебных дисциплин, правила по охране труда, положения о педагогическом комитете, о родительском комитете, об управлении трудовыми отношениями, нормы о предпринимательской деятельности, об оказании платных услуг и т.д.
Вся совокупность действующих законов и подзаконных актов определяет экономические условия функционирования образования.
Подводя итоги обзора законодательных основ функционирования системы образования, допустимо сделать следующие выводы:
· условия функционирования сферы образования определены законодательно и, следовательно, изменить их можно также только законодательно;
· конкретные проблемы в области экономики образования необходимо рассматривать с учетом всей законодательной базы, включая законы, не относящиеся впрямую к образованию.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами:
• типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемые Правительством РФ;
• типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
• типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении;
• типовое положение об общеобразовательном учреждении и др.).
Для негосударственных образовательных учреждений данные типовые положения выполняют функцию примерных:
• устав образовательного учреждения, разрабатываемый на основе Типового положения;
• другие нормативные документы, устанавливающие порядок реализации конкретных видов деятельности образовательного учреждения, в том числе финансово-хозяйственной (приказы и приложения к ним, постановления, инструктивные письма, методические рекомендации и т.п.).
•
Контрольные вопросы и задания
Запомните: экономическая система, регулирование, государственное регулирование экономики,
Практические задания:
1.Назвать Федеральные законы, определяющие функционирование системы образования РФ.
2. Охарактеризовать статьи Конституции РФ, которые определяют основы финансирования в образовании.
3. Сформулировать, что нового внес Закон РФ «Об образовании» в организацию и развитие образования системы образования на современном этапе?
4. Определение образовательной организации.
Тема 3. Система образования Российской Федерации
3.1.
Вопросы для самоконтроля:
1. Опишите структуру системы образования РФ.
2. Что такое тип и вид ОУ? Приведите основные типы ОУ.
3. Каковы характерные черты образовательного учреждения, отличающие его от организаций других типов?
4. Какие организации могут осуществлять образовательную деятельность?
5. Раскройте содержание понятий «правовой статус», «автономия» образовательного учреждения.
6. Дайте определение понятий «учреждение», «образовательное учреждение». В каких организационно-правовых формах могут существовать учебные заведения?
7. В чем состоит компетентность образовательного учреждения в финансово-экономической деятельности?
8. Каков порядок создания образовательного учреждения?
9. Существуют ли отличия в терминах «управление», «менеджмент», «руководство»?
10. Управление как социально-экономическая категория и его специфика в системе образования. Цели управления в системе образования.
11. Структура управления образованием в РФ и компетенция органов управления.
12. Основные функции в системе образования.
13. Особенности управления образовательным учреждением.
14. Федеральная программа развития образования.
15. Совершенствование системы управления системой образования в РФ.
16. Каков порядок управления образовательным учреждением? Какие права и обязанности образовательного учреждения вы знаете?
17. Опишите распределения компетенций между уровнями управления системой образования России.
18. Уровни менеджеров и их роль в управлении учреждениями образования.
: Финансирование образования. Внебюджетная деятельность в системе образования
Вопросы для обсуждения:
1. Финансирование образования – основа государственной гарантии получения образования.
2. источники и механизмы финансирования государственных образовательных учреждений.
3. Функции участников финансирования образования.
4. Достоинства и недостатки централизованного финансирования.
5. Системное финансирование.
6. Внебюджетная деятельность в системе образования: сущность, виды.
7. Виды внебюджетных доходов.
8. Эффективность внебюджетной деятельности.
9. Ценообразование во внебюджетной деятельности.
10. Возможности ведения предпринимательской деятельности образовательными учреждениями.
11. Внебюджетная деятельность российских учебных заведений.
Задание. Для коммерческих организаций главным инструментом конкурентной борьбы является категория «цена», сформулируйте и обоснуйте важнейшие инструменты конкурентной борьбы для бюджетной некоммерческой организации.